Комплексную программу познавательного развития ребенка
Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста целостной научной картины мира, современного мировоззрения, способностей и навыков самостоятельного познания.
В этом контексте перед педагогами и психологами встает проблема творческого переосмысления сущности, задач, принципов и форм организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, создание таких психолого-педагогических условий, которые бы максимально способствовали развитию их познавательной активности.
Исследования развития познавательной активности детей свидетельствуют, что к середине старшего дошкольного возраста у многих детей любознательность значительно снижается. Уменьшается и количество вопросов познавательного характера ребенка к взрослому. На занятиях, при выполнении познавательных задач, дети менее самостоятельные, малоинициативные, большинство даже механически повторяют задачу, с которой уже несколько раз работали.
Эффективным по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста является применение различных по содержанию, направленности и средствами развивающих игр, которые ориентированы, прежде всего, на развитие «доминантных показателей» познавательных процессов, которые у каждого ребенка имеют разную специфику. Благодаря этому оптимизируется весь процесс их развития, производится важнейший для следующего шага развития ребенка (обучение в школе) индивидуальный «почерк», что проявляется в первую очередь в индивидуально-успешном решении ребенком познавательных задач, гармоничности развития различных компонентов познавательных способностей.
Непременным условием поддержания познавательного интереса детей 5-6 лет в детском саду является создание развивающей среды. Система предметной среды должна:
— учитывать возрастные интересы развития детской деятельности;
— соответствовать возможностям ребенка, к тому же на грани перехода к следующему этапу его развития — то есть необходимо создавать через предметную среду «зоны ближайшего развития» соответствовующие структуре познавательной сферы ребенка, то есть должна содержать как уже известные компоненты, так и проблемные, требующие исследований.
Следовательно, важно осознать, что в познавательной деятельности результат все равно зависит и от ребенка, и от педагога. Основным ориентиром для воспитателя в организации познавательной деятельности должны служить только закономерности психологического развития ребенка.
В связи с этим была создана данная программа, модифицированная на основе изученной литературы и личного профессионального опыта, которая направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов старших дошкольников.
Цель программы:
Содействие развитию познавательных процессов старших дошкольников, совершенствование процессов восприятия и координации, приобретение коммуникативных навыков, обеспечение положительного самочувствия в детском коллективе, развитие мелкой моторики рук, творческих способностей.
Задача программы:
— создавать атмосферу безопасности и положительного эмоционального настроя;
— развивать память, внимание, воображение, мышление, креативность, фантазию;
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать связную речь;
— учить детей строить отношения со сверстниками;
— способствовать формированию коммуникативных и игровых навыков;
— корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроение детей.
Формы работы:
1. Групповые и индивидуальные занятия с дошкольниками.
2. Подвижные игры и упражнения.
3. Минуты психологической разгрузки при организации жизнедеятельности в течение дня.
Методы и приемы:
— Арт-терапия
— Психогимнастика
class=»eliadunit»>
— Ниткография
— Ароматерапия
— Сказкотерапия
— Игротерапия
— Игры, задания, упражнения, этюды, направленные на развитие познавательной сферы.
Условия проведения занятий:
1) принятие ребенка таким, какой он есть;
2) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из ситуации;
4) в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;
5) занятия проводятся по добровольному участию детей;
6) доброжелательная и позитивная атмосфера в первую очередь.
Занятия проводятся с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (6-8 участников). Продолжительность занятия — 30 мин.
Развивающие занятия в программе имеют гибкую структуру, наполнены различным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, предоставляет гармонию отношений детей, облегчает взаимопонимание.
Занятие 1. Клубок фантазий
Занятие 2. Слоник Дамбо
Занятие 3. Познавательная викторина
Занятие 4. Радуга настроения
Занятие 5. Солнечные слова
Занятие 6. Волшебная страна
Занятие 7. Интересное приключение
Занятия 8. Необычайный поезд
Занятие 9. Внимательные цыплята
Занятие 10. Путаница
Занятие 11. В гостях у Кляксы
Занятие 12. Друзья навсегда
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Колокольчик»
Программа познавательного развития дошкольников
«Юный исследователь»
(старший возраст)
Составитель: Садакова И. Н.
воспитатель I кв. категория
Абакан — 2016 г.
Содержание
Введение
1.1. Концепция
1.2. Актуальность, преемственность между двумя ступенями образования –дошкольной и начальной
1.4. Цель, задачи
1.5. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1.6. Принципы, направления, правила работы
1.7.Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
1.8. Ожидаемые результаты
Тематически — перспективный план работы с детьми
Организация исследовательской деятельности воспитанников
3.1.Примерный алгоритм проведения экспериментирования
3.2.Примерная структура экспериментирования
Дидактический материал и техническое оснащение
Диагностика
Введение
1.1. Концепция программы
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование — замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной была разработана программа «Юный исследователь», направленная на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.
Программа разработана на основе программ:
«Организация опытно — экспериментальной деятельности детей 2 — 7 лет» Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова;
«Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир;
«Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой.
Обучение рассчитано на 3 года, занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 25 – 30 мин. Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей проводится в сентябре и мае.
1.2. Актуальность выбранной темы, преемственность.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом,познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка.ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
1.3. Цель программы
Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.
В реализации данной цели мне помогут следующие задачи:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности.
3. Развивать мышление, речь.
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
1.4. Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
Устав ДОУ;
Программа развития ДОУ;
Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.
1.5. Принципы, направления, правила работы
Программа построена на основе следующих принципов:
оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
«развивающей интриги»
формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
деятельного подхода к развитию личности
ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)
Свою работу я строю по трём взаимосвязанным направлениям:
живая природа;
неживая природа;
человек.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы были соблюдены следующие правила:
Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его;
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада использую только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
1.6. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
1.7. Ожидаемый результат
Каждый воспитанник должен уметь:
выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
предложить возможные решения;
проверить эти возможные решения;
сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
применить выводы к новым данным;
сделает обобщение.
Перспективно-тематический план работы
Месяц
Тема
Цель
сентябрь
Диагностика детей
Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка»
Выявить познавательный интерес детей
Познакомить детей со свойствами песка.
Октябрь
1 неделя
Экспериментирование с водой (вода прозрачная, у воды нет запаха).
Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
2 неделя
«Окрашивание воды»
Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
3 неделя
«Как воду превратить в лед»
познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
4 неделя
«Весёлые кораблики»
Познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Развивать наблюдательность.
Способствовать становлению дружеских отношений.
Ноябрь
1 неделя
«Игры с веерами и султанчиками»
Познакомить детей с одним из свойств воздуха — движением; движение воздуха — это ветер.
2 неделя
«Поиграем с ветерком»
Обнаружить движение воздуха в природе.
3 неделя
«Игры с соломинкой»
Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
4 неделя
«Ветер по морю гуляет»
Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Декабрь
1 неделя
«Снег, какой он?»
Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
2 неделя
«Снег. Какой он?»
Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3 неделя
«Как из снега получить воду»
Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4 неделя
«Мороз и снег»
Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
Январь
3 неделя
«Свойства льда»
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4 неделя
«Изготовление цветных льдинок»
Познакомить с одним из свойств воды.
Февраль
1 неделя
«Плавает — тонет»
Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2 неделя
«Поплывет не поплывет»
Развивать представление о весе предметов.
3 неделя
«Бумага, ее качества и свойства»
Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
4 неделя
«Посадка лука»
Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Март
1 неделя
«Ткань, ее качества и свойства»
Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
2 неделя
«Здравствуй, солнечный зайчик»
Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
3 неделя
«Веточка тополя»
Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
4 неделя
«Вот какая пена»
Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.
Апрель
1 неделя
«Поиграем с тенью»
Познакомить детей с особенностью появления теней.
Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.
2 неделя
«Почему тёмный камень теплее?»
Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.
Развивать сенсорное восприятие.
Развивать мелкую моторику.
3 неделя
«Сушим платочки»
Познакомить детей с температурой.
Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство.
4 неделя
«Весёлые путешественники»
Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами.
Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.
Май
1 неделя
«Древесина, ее качества и свойства»
Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
2 неделя
Земля и её свойства
Познакомить со свойствами земли
3 неделя
Посадка цветов в клумбу
Познакомить с правилами посева
4 неделя
Игра «Я- юный исследователь»
Диагностика детей по пройденным темам
Ш.Организация исследовательской деятельности воспитанников
3.1. Примерный алгоритм проведения экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
3.2. Примерная структура организации экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
IV. Дидактический материал и техническое оснащение
Основное оборудование:
Приборы — помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскоп и др.);
разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
специальную одежду (халаты, головные уборы);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы для проведения эксперимента;
дневники экспериментов;
Правила работы с материалом.
V. Диагностика
Функции диагностики:
выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.
Результаты мониторинга позволяют:
ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;
уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;
диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;
развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;
воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;
контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;
стимулировать результаты деятельности ребенка.
Источник