Комплексное воздействие подвижных игр на всестороннее развитие ребенка

Комплексное воздействие подвижных игр на всестороннее развитие ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Коршунова, В. Ю. Влияние подвижных игр на всестороннее развитие детей / В. Ю. Коршунова. — Текст : непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1954/ (дата обращения: 08.04.2020).



В данной статье освещается вопрос влияния подвижных игр на развитие детей и значения подвижных и национальных игр в процессе обучения.

Особое внимание уделяется естественной потребности ребенка в движении, что эта потребность удовлетворяется в подвижных и национальных играх.

В представленной статье также сделан акцент на то, что подвижные игры влияют на здоровье ребенка, интеллект, фантазию, воображение, формирование социальных качеств ребенка.

Ключевые слова: подвижные игры, народные игры, физическое развитие, движение, развитие детей, игровой метод, процесс обучения, здоровье детей

Подвижная игра — это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Подвижные игры оказывают положительное влияние на здоровье ребенка, приучают его с ранних лет к активной двигательной жизни, развивает умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

В процессе игры у детей развиваются способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а так же в физкультуре и спорте.

Игра является одним из важнейших условий развития культуры ребенка. В игре развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества ребенка.

Естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи отражаются в подвижных играх детей.

Так как подвижные игры играют важнейшую роль в развитии детей, их необходимо использовать как эффективное средство при отборе детей для занятий избранным видом спорта в тренировочном процессе. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке.

Применение игрового метода позволяет заполнить разрыв между строго регламентированным подготовительным и соревновательным периодами спортивной подготовки, осуществлять последовательное обучение, как технике, так и тактике избранного вида спорта.

Своеобразие применения игрового метода заключается в том, что общение тренера с обучающимися, и общение детей между собой носят именно игровой характер. Тренер является участником игры и ее организатором или распорядителем.

Игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость и способствует более быстрому и качественному освоению необходимых навыков.

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. [1, с. 5]

Все подвижные игры, в том числе народные можно классифицировать на несколько групп:

а) игры, направленные на развитие прыгучести,

б) игры, воздействующие а развитие силы,

в) игры, развивающие скорость и реакцию,

г) игры, развивающие ловкость.

Подвижные игры, в том числе и национальные просты и доступны, не требуют специального инвентаря и помещений. [2, c. 184–185]

Подвижные игры являются отличным средством общей физической подготовки, а так же подготовки к различным видам спорта.

Следует помнить, что главная его задача использования подвижных игр (том числе использование национальных игр) на занятиях физкультурой и тренировочных занятиях заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные и подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Литература:

  1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1988. — 239 с.: ил
  2. А. Г. Прядезникова Влияние национальных подвижных игр на всестороннее развитие детей // Современные проблемы физической культуры и спорта: Матер. XV научной конф. ДВГАФК / Под ред. Д. В. Чилигина. — Хабаровск: изд. ДВГАФК, 2012. 276 с.
  3. Луговая В. А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика / В. А. Луговая. – СПб, 2009. – 105 с.
  4. Люкшинов Н. М. Спортивные и подвижные игры / Н. М. Люкшинов. – М.: Владос, 2007. – 128 с.
  5. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С. 10-14.
  6. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровой метод, процесс обучения, развитие детей, естественная потребность ребенка, социальное качество ребенка, большая мера, здоровье ребенка, процесс игры, избранный вид спорта.

Похожие статьи

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными…

Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Игра как метод обучения. Автор: Грибова Юлия Юрьевна.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Игровые методы в физическом воспитании | Статья в сборнике…

Игра — это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства.

В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и…

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном…

Виды игр для развития ребенка. — подвижные игры

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

Игра как средство развития личности ребенка младшего…

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего…

Игра — наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения обучающегося, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Игра, ребенок, занятие, развитие, развитие речи, развитие способности, тактильная память, учебный процесс.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Удовлетворяя потребность ребёнка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным.

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием.

Источник

Марина Рыженкова
Влияние подвижной игры на развитие ребёнка

Проект на тему:

«Влияние подвижной игры на развитие ребёнка»

Пояснительная записка

«В игре формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу».

В. А. Сухомлинский

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры и народные подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развитияпатриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Ничто так не привлекает ребят, как игра. Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче всего в играх. Именно посредством игры у ребят вырабатываются ценнейшие физические, морально-волевые и организационные навыки. Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития. И еще. Подвижные игры могут стать средством, подводящим к спортивным играм.

Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до ребят, со знанием дела, иной раз осторожно раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая увлекательная игра может быть отвергнута. Видно, это и заставляет некоторых учителей идти по пути наименьшего сопротивления, т. е. «гонять» в футбол. Учителю следует проявить должную настойчивость в приобретении умения проводить подвижные игры для детей разного возраста.

Итак, прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание,но и другие важные моменты: возраст детей, иметь представление о коллективе, учитывать, чем он занимался до этого, где будет проводиться игра.

Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, который понадобиться, не забывая и о мелочах (мел, свисток, продумать размещение всех играющих и весь ход игры. Объяснить игру нужно предельно коротко и ясно.

Алгоритм работы с играми.

1. Знакомство с содержанием игры.

2. Объяснение содержания игры.

3. Объяснение правил игры.

4. Разучивание игр.

5. Проведение игр.

В подвижных играх в комплексе решаются оздоровительное, образовательное и воспитательное значение. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых подвижных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.

Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.

Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы, ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. В которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств взаимосвязано.

Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.

Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.

Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

Цель проекта: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи,решаемые в рамках данного проекта:

• активизировать двигательную активность дошкольников;

• познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

• формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

• создавать условия для проявления чувства коллективизма;

развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

развивать умения ориентироваться в пространстве;

• обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;

• воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Содержание проекта определено с учётом:

• возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

• тенденции развития воспитания и образования.

В результате освоения материала должны:

иметь представление:

О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

• о режиме дня и личной гигиене;

• о способах изменения направления и скорости движения;

• о народной игре как средстве подвижной игры;

• об играх разных народов;

• о соблюдении правил игры

уметь:

• выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

• играть в подвижные игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

• выполнять строевые упражнения;

• соблюдать правила игры

ожидаемый результат:

• Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

Развитие умений работать в коллективе.

• Формирование у детей уверенности в своих силах.

• Умение применять игры самостоятельно.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей.

Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Таким образом, игра –одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Источник