Комплексное изучение развития психики ребенка

Комплексное изучение развития психики ребенка thumbnail

(Выготский, Лубовский, Забрамная). Пр-пы:

1) комплексн. изуч-е разв-я психики – раскрытие причин и мехнизмов возникновения того или иного отклон-я, осуществляется группой специалистов (врачи, пед-г-деф-лог, логопед, психолог, соц. пед-г).

2) системн. подход к диагностике псих-го разв-я реб-ка опирается на представл-е о системн. строении психики; не только выявл-е отдельн. наруш-й, но и установл-е взаимосвязей между ними.

3) динамическ. подход – прослеживание изменений, которые происх-т в процессе разв-я реб-ка + учет его возрастн. особен-тей.

4) выявл-е и учет потенц-ых возмож-тей реб-ка: этот пр-п опирается на полож-я Выготскога о зонах актуальн. и ближайшего разв-я (ЗАР, ЗБР). Потенц-ые возмож-ти реб-ка в виде ЗБР выявл-ся в процессе сотрудн-ва реб-ка со взрослыми при усв-нии реб-ком нов. способов дей-й.

5) качествен. анализ рез-тов ППД реб-ка включ-т след. параметры: отнош-е к сит-ции обследов-я, заданиям; способы ориен-ции в заданиях и сп-бы выполн-я; соответсвие дей-й реб-ка условиям зад-ия и инстр-ции; использ-ние помощи взр-го; отнош-е и критичность к рез-там св. деят-ти.

6) раннее диагностическ. изуч-е реб-ка позволяет выявить и предотвратить появл-е вторичн. наруш-й и своевременно включить реб-ка в коррекцион. обуч-е.

7) единство диаг-ки и кор-ции: задачи коррекц.-пед. работы м. б. решены только на основе диаг-ки, определ-я прогонозов и оценки потенц-ных возмож-тей реб-ка.

Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная).

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии.

Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка — этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

— отношение к ситуации обследования и заданиям;

— способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

— соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

— продуктивное использование помощи взрослого;

— умение выполнять задание по аналогии;

— отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

6. Особенности психолого-педагогического изучения детей с ОПФР раннего возраста (1-3 года).

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: познавательные процессы; эмоционально-волевую сферу; предречевое и речевое развитие; двигательное развитие. Прежде чем приступать к диагностике обязательно следует убедиться, что нет грубых дефектов слуха и зрения. Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявлять непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний, имени ребенка, звукосочетаний типа «ккш». Звуковые стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено. К числу симптомов снижения зрения можно отнести: приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей. При диагностике познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату. Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. «Доска Сегена», складывание пирамидки, разборка и складывание матрешки, разрезные картинки. Задания на диагностику познавательной сферы, могут быть использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевой сферы. Наблюдая за деятельностью ребенка, обращают внимание на следующие показатели: общий фон настроения контактность. Поверхностность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом, характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в установлении контакта испытывают дети с симптомами повышенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир; эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение эмоциональное реагирование на замечания и требования; реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу раннего возраста (с 2,5 — 3 лет) дети способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий. Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.



Источник

Психологическая диагностика отклонений развития является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования.

Цельпсиходиагностического обследования детей с проблемами развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для поиска оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи и компенсации дефекта.

Психологическая диагностика основана на принципах сформулированных Л.С.Выготским, В.И.Лубовским, С.Я.Рубинштейн, С.Д.Забрамной и др.

Правила проведения психодиагностического обследования детей с проблемами развития:

— обследование должно носить системный характер;

— организовываться с учетом возраста и предполагаемого уровня развития ребёнка;

— диагностические задания должны быть доступны и интересны ребёнку; при анализе результатов учитывается то, с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок;

— в ходе обследования выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и его потенциальные возможности;

— при обработке и интерпретации полученных результатов необходимо использовать систему качественных и количественных показателей, одинаковых для всех детей;

Система качественных показателей позволяет выявить своеобразие психического развития ребёнка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя; выбор качественных показателей не должен быть случайным, он должен отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;

С.Д.Забрамнаяубеждена, что для организации процедуры обследования необходимо соблюдать следующие требования:

1. содержание заданий не должно вызывать у ребёнка негативных реакций и способствовать установлению контакта с ним;

2. при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребёнка на результаты его деятельности;

3. отбор заданий должен носить строго научный, а не интуитивно-эмпирический характер;

4. следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

5. необходимо дозировать нагрузку на ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей;

6. чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребёнка, его необходимо включить в активную деятельность, ведущую для его возраста;

Порядок предъявления диагностических заданий:

А). По степени возрастания сложности, от простого – к сложному (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.)

Б). Чередование простых и сложных заданий для профилактики утомления (И.А.Коробейников, Т.В.Розанова).

Принципы диагностики нарушенного развития (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная):

1. Комплексное изучение развития психики ребёнка. Предполагает вскрытие глубоких причин внутренних причин и механизмов возникновения отклонения. Осуществляется группой специалистов: врачи, психолог, дефектолог, социальный педагог).

2. Системный подход к диагностике психического развития ребёнка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности на каждом из её этапов. Предполагает не только выявление отдельных нарушений, Нои установление взаимосвязи между ними, иерархии выявленных нарушений. Необходимо также выявление сохранных функций, положительных сторон личности, которые составят основу коррекционных мероприятий.

3. Динамический подход к изучению ребёнка с нарушением развития предполагает возможность проследить изменения, которые происходят в процессе развития и учесть его возрастные особенности. Это важно и на этапе выбора диагностических процедур, и при анализе результатов диагностики, и осуществлении диагностического обучения.

4. Выявление и учёт потенциальных возможностей ребёнка.Принцип опирается на положение Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребёнка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребёнка со взрослым при усвоении новых способов действий.

5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребёнка включает ряд параметров: отношение ребёнка к ситуации обследования и заданиям; способы ориентации в заданиях и способы их выполнения; соответствие действий ребёнка условиям задания и инструкции; продуктивное использование помощи взрослого; умение выполнять задание по аналогии; отношение к результатам своей деятельности; критичность при оценке своих достижений.

6. Необходимость раннего диагностического изучения ребёнка. Позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера.

7. Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Успех обеспечивает качественная диагностика, точное определение прогноза психического развития и оценка потенциальных возможностей ребёнка.

Этапы психодиагностики нарушенного развития:

Первый этап — «скрининг» (от англ. screen – просеивать, сортировать). Выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии, без точной квалификации характера и глубины этих отклонений.

Второй этап– дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа – выявление типов нарушения развития. По его результатам определяется оптимальный педагогический маршрут- направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения. Ведущая роль принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). Задачи этапа: разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребёнка; выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения; оценка особенностей нарушения психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двизательного аппарата; определение и обоснование педагогического прогноза.

Третий этап –феноменологический. Цель этапа – выявление индивидуальных особенностей человека: работоспособности, характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы.

В процессе обследования используется сочетание методов психологической диагностики (наблюдения, эксперимента, тестовых испытаний, метода изучения продуктов деятельности) и разнообразных методик и многочисленных диагностических процедур.

Рекомендуемая литература по теме:

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., Педагогика, 1989.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

https:// chuprov.boom.ru

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Источник

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.

Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная).

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

— отношение к ситуации обследования и заданиям;

— способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

-соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

— продуктивное использование помощи взрослого;

— умение выполнять задание по аналогии;

— отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития.Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка [2].

Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей выявляет своеобразие психического развития ребёнка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребёнка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.

Библиографический список

1.Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластёнина.-2-е изд., перераб. –М.: Академия, 2002

2.Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /[И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. -7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

3.Лубовский, В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий // Дефектология. -1988

Источник