Комплексная программа включающая в себя познавательные и художественного развития ребенка

Определение 1
Комплексная программа «Развитие» (далее Программа) – это программа, которая была разработана в 1994 году коллективом сотрудников Учебного центра Л. Венгера.
Авторами Программы являются Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцов и другие. Основой Программы, по утверждению авторов, являются два теоретических положения.
Теоретическая основа Программы
Основа Программы представлена двумя теоретическими положениями.
Первое теоретическое положение Программы – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства.
В соответствии с данной теорией, дошкольный возраст является благоприятным периодом для полноценного и всестороннего развития ребенка. В связи с чем, современная педагогика должна осуществить переход от утилитарного понимания и отношения к дошкольному детству, к его гуманистическому пониманию и восприятию.
Самоценность дошкольного детства подразумевает отсутствие какого-либо насилия по отношению к ребенку, навязывание ему чуждых идей, мнений, интересов и склонностей; помещение его в какие-либо рамки и шаблоны. Задачей педагога и родителя является учет потребностей и возможностей ребенка.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Дошкольное детство только тогда будет полноценным, когда окружающие ребенка взрослые (родители и педагоги) создадут такие условия, при которых ребенок будет чувствовать себя не только опекаемым, но и «созидателем», который открывает для самого себя что-то новое, тем самым постепенно приобщается к миру взрослых.
Таким образом, в соответствии с данной теорией основным путем полноценного развития ребенка дошкольного возраста является амплификация его развития, то есть постоянно обогащение и наполнение наиболее значимыми для ребенка способами и формами деятельности.
Второе теоретическое положение Программы представлено концепцией развития способностей ребенка, как универсальных действий, необходимых для продуктивного существования в рамках современного общества, решения разнообразных практических и жизненных проблем. Автором концепции является Л.А. Венгер.
В основе данной теории заложено построение и последующее использование образов, каждый из которых соответствует фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их взаимоотношению друг с другом. Данные образы, в процессе восприятия, соответствуют общепринятым образам внешних свойств, таких как цвет, размер, форма, величина и т.д. В процессе наглядно-образного воображения и мышления данные образы будут соответствовать разным видам наглядностей (схемы, макеты, чертежи, планы, графики и т.д.).
Модель воспитания в соответствии с Программой
Основной моделью воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Программой является личностно-ориентированная модель.
Определение 2
Личностно-ориентированная модель воспитания направлена на установление между воспитателем и воспитанниками взаимоотношений, основанных на сотрудничестве и партнерстве.
Цель Программы – развитие у детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) умственных и художественных способностей.
Программа «Развитие» является комплексной программой, которая включает в себя все основные направления художественного и познавательного развития детей дошкольного возраста.
Структура Программы представлены следующими размерами:
- Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
- Сенсорное воспитание
- Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)
- Конструирование
- Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте
- Ознакомление с пространственными отношениями
- Развитие игровой деятельности
- Изобразительная деятельность
Дополнительными разделами Программы являются:
- Художественное конструирование
- Режиссерская игра
- Выразительное движение
По дополнительным разделам занятия проводятся воспитателем в зависимости от желания и потребностей детей и самого воспитателя.
Содержание Программы по возрастам
Комплексная программа «Развитие» была разработана для четырех возрастных групп:
- Младшая группа
- Средняя группа
- Старшая группа
- Подготовительная группа
Содержание Программы для младшей группы предполагает организацию занятий с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями. В соответствии с этим основными видами деятельность являются: игра, конструирование, рисование. Воспитатель группы, осуществляя работу с детьми читает им стихи и сказки, обсуждает прочитанное, в форме беседы. Большое внимание уделяется проведению занятий, направленных на развитие сенсорики. С этой целью проводят разнообразные дидактические игры, в процессе которых ребенок овладевает свойствами окружающих предметов (форма, цвет, размер, величина и т.д.).
В средней группе ДОУ, в соответствии с Программой, дети продолжают заниматься рисованием и конструированием, а также чтением художественной литературы. Однако, воспитательно-образовательные задачи, стоящие перед воспитателем, значительно усложняются. Среди новых занятий, которые появляются в средней группе, — математика, ориентировка в пространстве, занятия по природе. Очень важным является занятие по ориентировке в пространстве, поэтому его в средней группе проводят два раза в неделю. Основной формой занятий являются интенсивные игры.
В соответствии с Программой в старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как рисование, конструирование, природа, ориентировка в пространстве, знакомство с произведениями художественной литературы, математика. Среди новых, появляются такие занятия как логика и грамота. Занятия по математике и грамоте направлены на получение элементарных знаний по чтению и счету. На занятиях детей учат не только считать и читать, но и сравнивать числа между собой, осуществлять не сложный звуковой анализ слов и т.д. Одно из важнейших мест в процессе обучении занимает знакомство с логическими отношениями, которое осуществляется с помощью специальных средств и приемов. Дети посредством специальных картинок, рисунков и схем узнают о простейших логических операциях.
Замечание 1
В работе по Программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К Программе разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.
Источник
От современных комплексных программ дошкольного образования «Миры детства…» отличают следующие взаимосвязанные характеристики.
— Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы и слушание музыки.
— Возможность осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основании результатов педагогической диагностики.
— Построение образовательного процесса совместно с родителями детей на основании дидактического материала «Детский календарь».
— Разработка вариативного тематического планирования в цифровой форме.
В настоящее время по программе «Миры детства…» работает более 100 дошкольных образовательных организаций, являющихся инновационными федеральными площадками ФИРО РАНХиГС. Результаты работы педагогов детских садов представлены на сайте miridetstva.ru.
Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и поможет педагогам организовать работу по реализации всех образовательных областей, заявленных в Стандарте дошкольного образования. Программа адресована педагогам дошкольного и дополнительного образования.
«Мир открытий» – образовательная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО в ответ на запросы современного общества и семьи к образованию ребенка от младенчества до поступления в школу. Программа определяет целевые ориентиры, основные задачи и базисное содержание дошкольного образования, описывает условия организации образовательного процесса, раскрывает подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды, а также предлагает комплекс педагогических инструментов (технологии, методики и др.), обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования. Ключевой вектор – позитивная социализация каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и темпов развития. Основное условие – взаимодействие педагога, детей и семьи, в котором каждый участник образовательных отношений получает импульс к саморазвитию. Программа апробирована в 57 субъектах РФ, обеспечена современными методическими и дидактическими пособиями.
Предназначена для специалистов дошкольных образовательных организаций, в которых получают образование дети с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР) от 3 до 7-8 лет. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Программа может использоваться при разработке адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников с ТНР или адаптированной образовательной программы воспитанника с ТНР .Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность реализуется как в программе коррекционной работы (занятия логопеда), так и в работе по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Программа учитывает положения «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», разработанной на основе ФГОС ДО, и обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа является результатом научной и практической деятельности авторского коллектива преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В основе программы лежит концепция целостного развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения, изучение и понимание современного ребенка, его психофизиологических особенностей, проявлений субкультуры. Особенностью программы является определение содержания и организации образовательной деятельности детей от рождения и до семи (восьми) лет; наличие методических рекомендаций к проектированию ДОО собственных образовательных программ и примерного комплексного тематического планирования, что определяет направленность программы на реализацию ведущих идей ФГОС дошкольного образования.
Программа опирается на лучшие традиции отечественного образования. Цель Программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная цель ориентирована на достижение предполагаемого результата: созидание человека-деятеля, готового и способного к свободному выбору; к принятию ответственных (а не ответных) решений; ребёнка, проявляющего социальную активность, самостоятельность, творческий потенциал. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Включает в себя отдельные комплексные образовательные программы: развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста; развития и воспитания детей дошкольного возраста. Обеспечена парциальными программами по всем направлениям развития и воспитания детей дошкольного возраста. Программа прошла апробацию в 37 субъектах Российской Федерации.
В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Прошло 15 лет, проделана колоссальная работа. В данном издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.
Основной образовательной целью программы «Развитие» является развитие общих способностей, рассматриваемых в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. Программа направлена на развитие общих способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми. Образовательную работу с детьми предлагается проводить как в специально организуемых образовательных ситуациях, так и в ситуациях естественной жизни, бытовые, организационные моменты. Подготовка педагогов для адекватной реализации программы в практической работе с детьми проводится в специально созданном психолого-педагогическом учебном центре (ЧУ ДПО УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ»), имеющем лицензию на образовательную деятельность.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТКРЫТИЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной — инновационный образовательный программный документ для дошкольных учреждений, подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «ОТКРЫТИЯ» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Программа создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений. Подходы дифференцированного обучения, предлагаемые программой, позволяют учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка в группе и добиться лучших результатов образования.
Источник
Навигатор образовательных программ дошкольного образования
- Печать
Новые программы
>> Комплексные программы
Программа «Истоки» переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, при…
Программа «Золотой ключик» является примерной основной образовательной программой дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, дл…
Программа «Детский сад — Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Переработана в третий раз и представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС…
Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» разработана в соответствии с ФГОС ДО, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Предлагаемая программа является современной программой развивающего до…
«Теремок» — современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответс…
Программа разработана на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии РАО в области психофизиологии, нейрофизиологии, педагогики и психологии развития детей и практического 15-летнего опыта. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО, ПООП и выстроена с учётом актуальных задач развития современных детей 3-7 лет. …
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа «Мозаика» является комплексной и включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель программы «Мозаика» – расширение возможностей развития личностного …
Программа основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития дет…
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию, разработанный Л. С. Выготским, его коллегами и последователями. Программа «ПРОдетей» носит комплексный характер, полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает …
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей …
Программа создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты дл…
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТКРЫТИЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной — инновационный образовательный программный документ для дошкольных учреждений, подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «ОТКРЫТИЯ» разработана на основе ФГОС Д…
Основной образовательной целью программы «Развитие» является развитие общих способностей, рассматриваемых в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. Программа направлена на развитие общих способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в проц…
В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Прошло 15 лет, проделана колоссальная работа. В данном издании Программ…
Программа опирается на лучшие традиции отечественного образования. Цель Программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная цель ориентирована на достижение предп…
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа является результатом научной и практической деятельности авторского коллектива преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педаго…
Предназначена для специалистов дошкольных образовательных организаций, в которых получают образование дети с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР) от 3 до 7-8 лет. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Программа может использоваться при разработке ад…
«Мир открытий» – образовательная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО в ответ на запросы современного общества и семьи к образованию ребенка от младенчества до поступления в школу. Программа определяет целевые ориентиры, основные задачи и базисное содержание дошкольного образования, описывает условия организации образо…
Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного п…
От современных комплексных программ дошкольного образования «Миры детства…» отличают следующие взаимосвязанные характеристики. — Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной лите…
>> Парциальные программы
Архив программ
Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько
Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» / Автор Н.М. Крылова
Источник