Комплексная программа развития ребенка в 6 лет

Комплексная программа развития ребенка в 6 лет thumbnail

Образовательная программа раннего развития детей 4-6 лет.

Срок реализации 1 год.

Пояснительная записка

Актуальное обоснование программы.

Известно, что дошкольная пора — старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начального знакомства с окружающим миром, культурой, общечеловеческими ценностями, приобретения навыков и умений.

Самым ответственным периодом для развития ребенка, является предшкольный период, когда ребенка необходимо морально и физически подготовить к переходу на другой социальный статус «школьник». В этот период необходимо акцентировать внимание на развитии мелкой моторики, речи, коммуникабельности, способности задерживать внимание от 15 до 20 минут, на обучении навыкам пользования письменными принадлежностями, наблюдательности и организованности.

Отсюда и возникает необходимость обучения дошкольников по программам, обеспечивающим преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Методологическая основа программы, ее цели и задачи.

Педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:

– подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;

— бережное отношение к каждому воспитаннику;

индивидуализация и дифференциацияобучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;

системность и последовательность, обеспечивающих взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений;

сочетаниеигровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.

Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей.

Главная цель программы:

Всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на развивающем обучении, личностном подходе к ребенку.

Основные задачи программы:

1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.

2. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

3. Развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

4. Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

5. Воспитание у детей чувства коллективизма, уважения к педагогам и взрослым людям, приучение детей к дисциплине, навыкам самообслуживания.

6. Создание в группе благоприятных психолого-педагогических условий для творческой самореализации каждого ребёнка.

Организация образовательного процесса.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет) и рассчитана на 1 учебный год.

Перечень занятий:

• подготовка руки к письму;

• английский язык;

• развитие мелкой моторики, через занятия техникой лепки «Тестопластика»;

• развитие речи.

Формы занятий – групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Число обучающихся в группе тесно связано с психическими и возрастными особенностями детей: 5-6 человек — для детей 4-5 лет; 6-7 человек — для детей 6 лет.

Продолжительность одного занятия в соответствии с нормами СанПиН

составляет 30 минут. Во время занятий предусмотрены 5 минутный перерыв для снятия напряжения и отдыха. Между занятиями одного дня, предусмотрен 5 минутный перерыв.

Максимальная дневная нагрузка для детей – 2 занятия.

Максимальная недельная нагрузка: 4 занятия.

Структура программы

«Центр раннего развития «Всезнайка» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, состоит из 4 образовательных разделов и ряда итоговых мероприятий.

  • Развитие речи

Развитие связной речи, обогащение словарного запаса, учатся выражать мысль в форме неполных и полных предложений, коротких текстов, составлять рассказы по картинке, поддерживать диалог, голосом показывать различные интонации, рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

  • Подготовка руки к письму

Учатся правильно захватывать и удерживать карандаш, ручку. Учатся ориентироваться на тетрадном и альбомном листе. Учатся штриховать, обводить по контуру узоры и рисунки предметов различной конфигурации, определять направление движения (от себя, направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад), самостоятельно составлять узоры и рисунки, прописывать элементы букв и цифр.

  • Английский язык

Учатся понимать иностранную речь, слушают и повторяют английские слова, накапливают лексику, слушают учебные аудиозаписи, смотрят мультфильмы на английском языке, играют в развивающие игры.

  • Развитие мелкой моторики

Учатся пользоваться инструментами для лепки, учатся готовить тесто для лепки, выполнять фигуры их теста и раскрашивать их. Составляют композиции по программе «Окружающий мир».

Итоговые мероприятия по программе предполагают организацию и проведение обобщающих и итоговых занятий по пройденным темам, дидактических игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, тестирование по различным методикам уровня подготовки к школьной жизни.

2.Ожидаемые результаты

Основные результаты интеллектуального развития ребенка:

• Умение понимать, направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности;

• Умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа деятельности на следующий;

• Способность на длительный период удерживать внимание в процессе умственной деятельности;

• Умение пользоваться письменными принадлежностями;

•Умение ясно и последовательно выражать свои мысли, используя различные виды предложений;

• Умение выполнять односложные и многосложные фигуры из пластичного материала, составлять из них композиции;

• Умение правильно повторять английские слова (минимального запаса), понимать их значение и применять в речемыслительном процессе;

Основные результаты нравственного развития ребенка:

• Преобладание познавательных интересов и мотивов, связанных с интересом к окружающему миру;

•Умение оценивать свои поступки и события (хорошо-плохо, правда-неправда, добрый- злой, честный- нечестный и т.д.)

Основные результаты социального развития ребенка:

• Активность в общении;

• Умение вступать в диалог, поддерживать его (задавать вопросы, отвечать на них);

• Первичная адаптация к школьному режиму.

IIУчебно-тематический план

4

1

3

1.4

Точечный рисунок каплей (рисование каплями разноцветной краски из пипетки)

6

6

1.5

Быстрый карандаш (контуры, штриховка дорисовывание контура рисунка, раскраска)

8

2

6

1.6

Рисование по клеткам в тетради (прорисовка клеток, составление узоров, дорисовка фигур, рисование письменных элементов)

10

10

1.7

Итоговое — Графический диктант, выставка рисунков

1

1

II

Развитие мелкой моторики, через занятия в технике «Тестопластика»

36

5ч.15мин

30ч. 45 мин.

2.1

Приёмы лепки, Изготовление мелких орнаментальных деталей.

1

15 мин.

45 мин.

2.2

На просторах зеленого листочка

8

1

7

2.3

Приятного аппетита

6

1

5

2.4

Морское дно

7

1

6

2.5

Лесная сказка

7

1

6

2.6

Моя семья

6

1

5

2.7

Итоговое — выставка работ

1

1

III

Развитие речи

36

11

25

3.1

Правильное произношение звуков

8

2

6

3.2

Говорим и дышим правильно

8

2

6

3.3

Вопрос-ответ

5

2

3

3.4

Законченная фраза

5

2

3

3.5

Составление рассказа

5

2

3

3.6

Гимнастика для развития мышц лица и двигательной функции языка

4

1

3

3.7

Итоговое–декламированные стихов

1

1

IV

Английский язык

36

9

27

4.1

Устная речь на английском языке. Знакомство со словами.

7

3

4

4.2

Игры на правильное произношение и употребление английских слов.

8

8

4.3

Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.

6

1

5

4.4

Повторение слов за педагогом или диктором с фонозаписи.

8

4

4

4.5.

Просмотр развивающих мультфильмов с изучением английского языка

2

2

4.6

Постановка сказки «Лиса и заяц» на английском языке.

4

1

3

4.7

Итоговое занятие — Инсценировка сказки «Лиса и заяц» на английском языке.

1

1

Итого:

144

25ч.15 мин.

118ч.85мин.

Содержание программы

Важнейшим компонентом образования дошкольников является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Этим обосновывается перечень предметов, включенных в учебный план:

— Развитие речи;

— Развитие мелкой моторики;

— Подготовка руки к письму;

— Английский язык.

Занятия по данным направлениям позволяют решить не только задачу развития детей, но и, что очень важно, удовлетворить их потребности в различных видах деятельности (игра, рисование, различные виды познавательной деятельности, общение с взрослыми и детьми).На всех занятиях большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей.

Раздел«Развитие речи»

Тренинг правильного произношения звуков, слов. Тренинг правильного дыхания. Игры на составление полных предложений, коротких текстов, рассказов по картинке, поддержку диалога, вопросы и ответы и т.д. Разучивание текстов: стихи, проза, монолог, диалог.

Раздел «Развитие мелкой моторики» Знакомство с инструментами, используемыми в работе с соленым тестом: сетки, скалка, карандаш, ножницы, доска. Правила безопасной работы с ними.

Знакомство с рецептом изготовления соленого теста. Знакомство с приемами лепки, способами соединения деталей, раскраска изделий.

Выполнение композиций из соленого теста на темы, отображающие окружающий мир: насекомые, морской мир, животные, транспорт, продукты питания, люди.

Раздел«Подготовка руки к письму»: Физические упражнения для развития детской руки, игры для совершенствования детской моторики (игры с пальчиками, ладонями, кистями, кулачками). Игры с игрушками: юла, волчок, барабанные палочки. Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке,дорисовывание предметов с помощью карандаша. Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке или клетке). Штриховка наклонной горизонтальной линией. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Обводка по контуру. Узоры и рисунки предметов различной конфигурации. Раскрашивание прозрачных предметов. Самостоятельное составление узоров и рисунков. Рисунок по образцу. Вырабатывание навыка правильно ухватывать и держать карандаш, ручку. Знакомство с тетрадью, рисование по клеткам. Правильная посадка и расположение тетради при письме. Тренировка зрительной памяти.

Раздел «Английский язык»: Слушаем и повторяем английские слова.

Игра на правильное произношение и употребление слов. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи.

Знакомство с названиями животных, игрушек. Использование РО Thisis… для составления собственных песенок. Магазин игрушек. Знакомство со структурой: Please, give me a dog/ Can I have a dog, please?

Я и моя семья. Чувство любви и взаимного уважения в семье. Помощь старшим. Обязанности детей в семье. Британская королевская семья. Знакомство с рождественскими традициями англоязычного мира. Знакомство со структурой “I HAVE…”. Знакомство с английским счетом.

Цвета. Раскрашивание воздушных шариков в цвета: red, yellow, green, blue. Игра: «В цветочной стране». Глаголы движения( tosleep, todance, toeat). Названия спортивных и детских игр. Активизация новой лексики – знакомство с конструкцией “I liketo… (run, play)”. Информация о странах изучаемого языка через героев сказок. Разучивание стихов, считалок.

Что мы едим, чтобы быть здоровыми. Знакомство со словами: tomato, potato, pineapple. Английский чай. Традиционный английский способ заваривания чая. Удивительные привычки англичан в еде.

Названия продуктов питания – угощение для сказочных героев. Разучиваниесчиталки.”Apples here, apples there”. Праздники. Мы идем в гости. День рождения. Разучивание песенки “Happybirthdaytoyou!”. Правила поведения за столом. РО“May I comein? May I goout?”. Игра «Теремок». Как красиво накрыть праздничный стол. Активизация в речи изученных стихов и песенок.

Мое тело, моя одежда. Знакомство со словами: head, shoulders, knees, toes, eyes, ears, mouth, nose. Тренировка в употреблении речевых образцов It’smyhead. I havetwolegs. I have a red dress (and blue shoes).

Дом, в котором мы живем, мой город. Слова: window, door, table, floor. (+рисование). Как пользоваться бытовыми приборами. Активизация лексики по теме «Мой дом. Комнаты. Мебель». Аудирование слов, игра «Покажи». Названия комнат и предметов мебели РО: I have… He has… May I come in? Iplayinmyroom. Временагода, погода. Лексические структуры для понимания и говорения:It’sraining, It’ssunny… Rh: “Rain, rain, goaway”. Игра «Угадай время года». Инсценировка сказки «Лиса и заяц».

Условия реализации программы

Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами. Дидактический и методический материал разрабатывается педагогами совместно с методистом и оформляется в приложениях к программе.

В ходе занятий используются технические средства: Видео-проектор, ПК, сеть Интернет.

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска передвижная.

Каждый учебный кабинет (класс) оформлен в соответствии с направлением, оснащен мебелью, оборудованием. Для улучшения организации учебно-воспитательной деятельности учреждение ежегодно приобретает материальные средства.

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, литература, обучающие карточки, развивающие игрушки (юла, волчок, палочки), доски для лепки, стеки, кисти, карандаши простые, карандаши цветные, краски, чинилки, ластики, ручки шариковые, мелки, подставки для карандашей, тетради, альбомы, книжки-раскраски, стаканы-непроливашки, прописи 0+, ксероксная бумага, дидактический материал по направлениям деятельности, наглядные пособия, материал для лепки, переносные доски.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.

Методическое сопровождение образовательного процесса

Методическое сопровождение осуществляется методистом и педагогами высшей и первой квалификационной категории.

На заседаниях методического объединения:

• Рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства педагогических работников в тесной связи с результатами педагогического процесса;

• Изучается и обобщается опыт работы педагогов по различным направлениям деятельности или по проблеме, касающейся организации учебного процесса.

Формы и методы организации образовательного процесса.

Центр раннего развития создает необходимые условия для успешного освоения обучающимися образовательных программ, посредством выбора оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

Устная подача материала и практические занятия, игры,

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

Наглядный: показ материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Список источников:

1. Бородина О.В., Донецкая Н.Б. «Englishisfun» — Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. -М. Педагогическое общество России, 1998.-147с.

3. Гаврина С.Е. Природа вокруг нас. Узнай и назови. (для детей 4-5 лет).- Ярославль, «Академия развития», 2005

4. Гаврина С.Е. Окружающий мир. Тесты для детей 6-7 лет.- Ярославль, «Академия развития», 2006

5. Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. – М..: Школа – Пресс, 1996.-123с.

6. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир:дидактический материал к занятиям в подготовительной группе.-Волгоград:Учитель, 2008.-217с.

7. Клементьева Т.Б. «Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения» — М.:Дрофа, 1995.

8. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками-М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г.-224с.

9. Лукьянова А.В. Знакомство с окружающим миром. Обучающие тесты для детей 4-5 лет. – Ярославль, «Академия развития», 2007

10. Лыкова Л.Л. «Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников» — Ярославль: Академия развития, 2006.

11. МалышеваН.И. «Секреты английских звуков» — М.: АСТ-Пресс, 1997.

12. Математика до школы//Авт.-сост. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова. СПб., 2000.

13. Нехорошева А.В. «RhymeyourEnglish» — Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

14. Носова Е.А. «Педологическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». — Л.: 1990г. стр.47-62.

15. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-272с.

16. Пугина А.В. Комплексные занятия в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир.-Волгоград: Учитель, 2008.-249с.

17. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина Ф.А., М., «Просвещение», 1984 18. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн./Под ред.О.С.Ушаковой.-М.:ТЦ Сфера, 2013.-272с.

19. Родаева О.Е. «Английский для детей» — Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

20. Точилина А.К. Супертренинг. Английский язык. –Минск, «ТетраСистемс», 2010 21. Тестовые задания для проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?», Весна-дизайн, Киров,2009

22. Шишкова И.А.,Вербовская М.Е. «Английский для дошкольников» -М.:Росмэн, 2002

23. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» — ООО «Издательство Астрель», 2002г.

24. Хамидулина Р.М. Развитие речи. Подготовка к школе. Сценарии занятий.-М.:Издательство»Экзамен»,2009.-318с.

25. Чаус Е.А., Попова Г.П. Определение готовности к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям. Развивающие игровые занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.-90с.

26. Юдин Г. Букваренкина школа. – М., 2001

27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1991.

Источник

Оксана Баяшкина
Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет)

Информационный паспорт

образовательной программы для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Название программы образовательная программа для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Разработчики программы Баяшкина О. Н. педагог-психолог

Направленность программы Программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Цель программы Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Форма занятий Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Ожидаемые результаты 1. Развитие наглядно-образного мышления.

2. Формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.

3. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью.

4. Сформированные умения реагирования на критику, уверенного поведения.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Повышение уровня психологической готовности к школе.

7. Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия,нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)

В последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития и в большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

С обучающимися проводится диагностика психического развития у детей в возрасте 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.

Направленность программы:

программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Актуальность программы:

в последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.

2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.

• Развитие восприятия цвета, формы и величины,

• развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности,

• эмоционально-волевой сферы,

• координации движений и реализация двигательной активности,

• формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.

4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

Форма занятий:

Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория:

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Оформление кабинета:

— приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;

— изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Организация и содержание деятельности:

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения, срок реализации программы – 36 часов (дети 5-6 лет, 1 час в неделю, посещающих учреждения дополнительного образования. Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами дошкольника, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте, а так же с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога,которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический, что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Диагностический блок:

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).

I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детейпрослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

Развитие психических процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий блок.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым;

Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;

Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого;

Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов;

Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях;

Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор;

Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.

С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.

Занятия ориентированы:

— на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;

— на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;

— на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.

II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

III этап – продолжаются общеразвивающие занятия.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр,чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Консультативный блок.

Работа в данном блоке ведется по двум направлениям:

• Работа с родителями.

• Работа с педагогами дополнительного образования.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

— Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщенияродителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.

— Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.

— Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

— Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и с педагогами дополнительного образования. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Прогнозируемые результаты.

Консультативный блок.

— Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

— Информирование педагогов дополнительного образования и родителей о возрастных особенностях детей.

— Организация развивающей детско-взрослой общности.

Методический блок.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Оформление документации:

— оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

— разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

— анализ и обработка диагностических данных;

— разработка рекомендаций для родителей и педагогов;

— разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

— разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

— разработка анкет для родителей, педагогов.

Прогнозируемые результаты.

Методический блок.

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развит

Структура занятия:

1. пальчиковая гимнастика;

2. работа по теме;

3. физкультминутка;

4. закрепление пройденного материала;

5. подведение итогов занятия.

Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)

№ занятия Цель занятия Часы

С 1 по 12 занятие Коррекция устойчивости внимания 300 минут (5 часов)

С 13 по 19 занятие Коррекция памяти и воображения 200 минут (3.3 часа)

С 20 по 27 занятие Коррекция логического мышления и воображения 175 минут (2.9 часа)

С 28 по 36 занятие Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей 200 минут (3.3 часа)

Итого:36 занятий 875 минут (14.5 часа)

Источник