Комплексная программа эстетического развития ребенка
Наталья Иванова
Комплексная образовательная программа Школы раннего эстетического развития «Я познаю мир»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребёнка. Это период формирования универсальных способностей, без которых не может состояться человек как таковой. Именно в период дошкольного детства происходит развитие мышления, внимания, памяти, деятельности человека.
В рамках семейного воспитания решить все эти задачи сложно. А охват детей дошкольным воспитанием в нашем районе составляет 70%, поэтому некоторые дети приходят в школу неподготовленными. Процесс адаптации ребёнка к новым условиям школьной жизни, к новым педагогам и сверстникам протекает очень болезненно, что приводит к «эмоциональному стрессу» ребёнка со всеми его отрицательными последствиями. Для решения этой проблемы,а именно чтобы переход ребёнка из дошкольного детства в школьную жизнь был более спокойным и безболезненным, была создана в 2005 г. в Доме детского творчества Школа раннего развития «Малыш».
Школа раннего развития обеспечивает запросы родителей, не имеющих возможности по каким либо причинам отдавать детей в детский сад. Школа раннего развития даёт детям необходимую разнообразную практику и равные стартовые возможности при поступлении в школу, а также способствует социализации детей.
Программа Школы раннего развития «Малыш» предназначена для детей 4-7 лет, занимающихся в Детско-юношеском центре.
Режим занятий: Занятия в ШРЭР «Малыш» 1-ый, 2-ой,3-ий и последующие года обучения проводятся -3 часа 2 раза в неделю; Продолжительность одного занятия 20 минут, перемены — 10 минут.
Шесть занятий в неделю.
Так как программа рассчитана на детей не только «домашних», но и посещающих дошкольные учреждения, время проведения занятий — вторая половина дня.
Обязательным условиями проведения занятий являются:
• Использование игровых методов обучения;
• Смена видов деятельности;
• Положительная оценка личных достижений каждого ребёнка;
• Создание ситуации успеха на занятиях;
• Соблюдение здоровьесберегающих технологий;
Цель программы:
развитие личности ребёнка: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, социального и волевого.
Задачи программы:
1. Расширить запас знаний об окружающем мире; Логическое мышление;
2. Развитьмыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение;
3. Развить коммуникативные навыки;
4. Развить мелкую моторику, готовить руку к письму;
5. Развитие художественного вкуса, раскрытие творческого потенциала.
6. Формировать личностную, интеллектуальную, волевую, Сенсомоторную готовность к школьному обучению.
Программапредусматривает проведение занятий:
• -Развитие мелкой моторики;
• — Очумелые ручки;
• — Азбука в рисунках и картинках;
• — Задачки для ума;
• -Музыкальный букварь;
• -Азбука общения;
Набор детей в Школу раннего эстетического развития «Малыш» осуществляется по желанию детей, по собеседованию с родителями.
Дети привлекаются к занятиям без всякого принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности. В образовательном процессе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку, что способствует самореализации детей с разным уровнем развития. Непременным условием проведения занятий в ШРЭР «Малыш», является создание ситуации успеха на занятиях.
Источник
Анастасия Милосердова
Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Художественно-эстетическое развитие»
IV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
4.1 Программа «Цветные ладошки»
Автор: И. А Лыкова
Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.
Цель программы — формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учтом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Основные задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности. 4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключнного в художественную форму. 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я — концепции-творца».
4.2 Программа «Природа и художник«Автор: Т. А. Копцева.
Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме. Программа сочетает в себе формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:
• передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;
• передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);
• обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;
• приобщать к мировой художественной культуре.
• Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:
• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;
• готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;
• стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
• способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
• готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.
4.3 Программа «Красота. Радость. Творчество»Авторский коллектив: Т. С. Комарова, А. В.
Антонова, М. В. Зацепина
Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.
Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на,основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.
4.4 Программа «Гармония развития»
Автор: Д. И. Воробьева
Возрастной контингент – от 2 до 6 лет.
Гармония развития» — альтернативная программа, ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л. С. Выготского «О культурно-историческом развитии психики». Автор рассматривает изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками. Ведущая идея программы — целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.
Основная идея программы предполагает:
• всестороннее, гармоничное развитие ребенка 2—7 лет;
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности;
• создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.
4.5 Программа «Музыкальные шедевры»Автор: О. И. Радынова
Возрастной контингент – от 3 до 10 лет.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программаориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»
Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной,адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципа: тематическому, концентрическому (цикличности, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности.
Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.
Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.
4.6 Программа «Синтез»Авторский коллектив: К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан, Т. М. Шумова, О. Л. Кабачек
Возрастной контингент – от 4 до 7 лет.
Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются веди ном комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства — опера и балет.
Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр. 4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.
Данная программаоснована на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:
1. Специальный подбор музыкального репертуара;
2. Использование синтеза искусств;
3.Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.
4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.
В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.
Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.
Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.
4.7 Программа «Малыш»Автор: В. А. Петрова
Возрастной контингент – от 2 до 3 лет.
Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей тре тьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способ ствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы состав ляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предпо лагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.
Задачи: — Воспитывать интерес к музыке, желание слушать её и подпевать. — Выполнять простейшие танцевальные движения. По программе «Малыш» с детьми 3-его года жизни проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 12-15 минут; 2 развлечения в месяц и слушание классической музыки в свободной деятельности детей. Музыкальное развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни (в режимных моментах и в работе с родителями). Ведущей формой обучения являются занятия с использованием игровых технологий
К концу года дети 1 мл. гр.могут: — Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий-низкий) — Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. — Двигаться в соответствии с характером музыки. — Начинать движения с первыми звуками музыки.- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук). — Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен).
Источник
Ф.И.О. слушателя: Зарипова Лилия Райдовна
МДК 02.03.Анализ парциальных программ образовательной области художественно-эстетическое развитие.
Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота, радость, творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина). Является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основанного на разных видах искусства (музыкальное, изобразительное, литературное, как классическое, так и народное, театральное). Осуществляемого разными средствами (природа, эстетическая, развивающая среда, художественно — творческая деятельность. Музыкальная, изобразительная, художественно – речевая, театрализованная.
Содержит разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество».
В названии программы заключена её направленность. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного) ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.
Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей дошкольных учреждений и учебно – воспитательных комплектов «Природа и художник» (Автор – Т.А. Копцева).
Эта программа рассчитана на 4 года со II мл. гр. Особенностью программы является “блочно – тематическое планирование, 1 «Мир природы», 2. «Мир животных», 3. «Мир человека», 4. «Мир искусства».
Программа «Росинка» — Модуль программа. «В мире прекрасного» (Авторы Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова).
Это комплекс модульных программ по физкультурно – оздоровительному, художесвенно – эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников». Программа предполагает организацию занятий, бесед, бесед – концертов, развлечений, игр, праздников интегрированного характера.
Основные положения программы – раскрытия индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала основного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве, с использованием только гуманных методов и приемов (без запретов).
Программа непрерывного образования «Детский сад – школа». «Художественный труд» (автор Н.А.Малышева).
Основная цель – преемственность обучения дошкольников и младших школьников. Форма проведения занятий позволяет создать интересные поделки и использовать их в играх, при оформлении интересов.
Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет «Радость творчества» (автор О.А. Соломенникова, ред. Комарова).
Цель – развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного и декоративно – прикладного искусства. По темам – их 8: «Знакомство с работой студии народное искусство»; «Волшебная дымка»; «Русские народные потешки»; «Филимоновская свистулька»; «Рисуем отгадки к народным загадкам»; «Русская вышивка»; «Голубая гжель»; «Золотая хохлома»; «Пословицы, поговорки»; «Жестово»; «Народные промыслы родного края»; «Сказки».
Программа художественно – эстетического цикла для детей от 3 до 7 лет по дополнительному дошкольному образованию «Живой мир образов» (авторы Р.Г. Казакова, Л.М. Данилова, Н.С. Щербакова и др.) Рассчитана на 3 года по темам – ознакомление с русскими традициями, знакомство с праздниками и бытом, с биографиями выдающихся деятелей русской культуры, классических произведений русской литературы.
Программа творческо – эстетического развития дошкольников «Родничок» (авторы Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина). В программе выделены следующие средства эстетического воспитания: искусство, окружающая жизнь, включая природу: художественно – творческая деятельность.
В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания. По блокам:
Мойдодыр – охрана и укрепление здоровья.
Почемучка – блок интеллектуального развития (формирование устойчивого интереса к художественому слову, расширение кругозора, знакомство с культурой разных народов).
Арлекино – блок творчество – эстетического развития (музыка, хореография, изодеятельность, театр).
Золушка – блок социально – психологического развития, выполнение правил этикета, культуры поведения.
Программа развития цветовосприятия детей 6-7 лет «Какого цвета мир?». Автор С.А. Золочевский.
Задачи: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту; в основном через игру.
«Путешествие в мир искусства» (автор С.К. Кожохина).
Содержит подробные рекомендации по организации изобразительной деятельности, психолого – педагогической диагностики взаимодействия с детьми и родителями, разнообразных занятий, развивающих игр. Лучшие всего её использовать для одаренных детей в системе дополнительного образования.
Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» (авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова).
В центре внимания автор – проблемы психологии воспитания искусства и детского творчества с детьми 3-10 лет.
Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор Т.С. Швайко).
Представлена в трех книгах (для средней, ст. и подготов. гр.) Цель – развитие художественно – творческих способностей посредствам изобразительной деятельности.
В средней группе запланировано 7 циклов изобразительных занятий (деревья, предметы квадратной и прямоугольной формы, животные, зима, новогодняя елка, человек.
В ст. группе 8 циклов (овощи, осенняя природа, посуда, декоративное рисование, человек, здания и транспорт. Симметричное вырезание, (посуда, человек). В подготовительной группе 9 циклов (осенние натюрморты, осенние пейзажи, птицы, дымковские игрушки, здания, транспорт, русские народные сказки, рисование штрихами, хохломские узоры, цветущая весна).
Программа «Рисование и лепка» (автор Григорьева).
Она представлена календарно – тематическим планом в четырех вариантах. Это по мнению автора, даст возможность варьировать темы, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога. Например, тема «Осень». В первом варианте «Хмурая осень», вид искусства – живопись; материалы – гуаш. Младшие и средние дети рисуют голые деревья на готовом цветном фоне. Старшие сами делают фон гуашью. Подготовительные – пейзаж «Ночь в лесу». могут использовать цветные мелки, уголь, пастель, фломастеры.
Программа художественно-эстетического развития «Цветные ладошки» направлена на формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.
Программа «Умные пальчики» Конструирование в детском саду Соответствуют ФГОС ДО Автор: И.А Лыкова Издательство: «Цветной мир», 2016 Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. Рекомендована Учеными советами ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Источник