Комплексная оценка развития ребенка таблица
Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
4. Телосложение:
— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
— состояние п/ж слоя;
— развитие мышечной системы;
— развитие костей позвоночника;
— развитие стоп (плантометрия);
— развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
— соответствует возрасту;
— отставание в физическом развитии;
— опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
Оценка:
— соответствует возрасту;
— отстает в нервно-психическом развитии;
— опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность. Она считается:
— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;
— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;
— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.
Нормальное количество острых заболеваний в год:
Здоровые
1 год – до 4 заболеваний;
2-3 года – до 6 заболеваний;
4 года – до 5 заболеваний;
5-6 лет – до 4 заболеваний;
старше 6 лет – до 3 заболеваний.
Часто болеющие дети (ЧБД)
1 год – 4 и больше раз;
2-3 года – 6 и больше раз;
4 года – 5 и больше раз;
5-6 лет – 4 и больше раз;
старше 6 лет – 3 и больше раз.
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6/12 х 100 = 50%
Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;
Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;
Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.
V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния:
— нормальное (функциональные показатели равны норме);
— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);
— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).
Источник
https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков
Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Центильные таблицы физического развития девочки
Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.
По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Источник
Лекция № 6 Тема: «Комплексная оценка состояния здоровья ребенка (КОСЗР). Физическое и нервно-психическое развитие ребенка».
Учебная цель: ознакомить студентов с основными критериями комплексной оценки состояния здоровья детей, акцентируя внимание на оценке физического и нервно-психического развития.
Воспитательная цель: прививать интерес к педиатрии, воспитывать потребность в совершенствовании знаний путем изучения дополнительной литературы.
Время проведения – 90 минут.
Место приведения – лекционный зал.
Дидактическая база – текст лекции, плакаты.
Ход лекции
Организационный момент.
Вводная часть (актуализация темы).
Основная часть (изложение материала по вопросам).
Заключительная часть (задание на дом, ответы на вопросы).
Содержание основной части:
Основные критерии КОСЗР:
1. Оценка данных анамнеза.
2. Оценка уровня и гармоничности физического развития.
3. Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
4. Оценка функционального состояния органов и систем.
5. Оценка резистентности организма.
6. Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития (ВПР).
Литература для студента:
В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок».
Литература для преподавателя:
1. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок»
2. В.П.Смирнов «Этапы развития здорового ребенка» НГМА, Н-Новгород 2004
3. А.М. Запруднов «Детские болезни»
4. «Детские болезни» под редакцией Л.А. Исаевой.
5. Н.Г. Севастьянова «Сестринское дело в педиатрии»
6.«Комплексная оценка здоровья детей школьного возраста. Профилактические рекомендации по сохранению здоровья». Учебное пособие для врачей педиатров под редакцией ц.м.и. А.Д. Петрушиной, Тюмень, 2004
7. «Обследование ребенка» пособие для студентов, Омск, 1999.
Комплексная оценка состояния здоровья (КОСЗР) ребенку проводится в декретированные сроки, а именно:
на 1 году – 1 раз в месяц (т.е. 12 раз) в 1,2,3 и т.д. месяцев;
на 2 году – 1 раз в 3 месяца (т.е. в 1 г. 3 мес., в 1 г. 6 мес., в 1 г. 9 мес., в 2 года);
на 3 году – 2 раза в год ( т.е. в 2 года, в 2,5 и в 3 года);
далее 1 раз в год.
КОСЗР включает:
1. факторы, определяющие здоровье:
генеалогические;
биологические;
социальные;
2. факторы, характеризующие здоровье:
уровень физического развития и биологическая зрелость организма;
НПР (нервно-психическое развитие);
функциональное состояние органов и систем;
резистентность организма;
наличие или отсутствие хронических заболеваний или ВПР (врожденных пороков развития).
Генеалогический (наследственный) анамнез (информация) собирается методом составления родословной семьи ребенка. При беседе с родителями ребенка собираются сведения о состоянии здоровья всех кровных родственников в 3-х поколениях – о наличии у них хронических заболеваний, ВПР, причинах смерти. Делает это м/с на первом дородовом патронаже беременной. В ф. 112/у 9истроия развития ребенка) генеалогическому анамнезу должен быть отведен отдельный, развернутый лист, т.к. в процессе роста ребенка анамнез дополняется (появляются братья или сестры, новые заболевания родственников).
После сбора анамнеза проводится его количественная и качественная оценка. Высчитывается коэффициент отягощенности семейного анамнеза:
число хронических заболеваний и ВПР у всех родственников, о которых есть сведения
К = ————————————————————————————————
общее число родственников, исключая пробанда
(пробанд – человек, на которого составляется родословная).
Наследственный анамнез благополучный при К = от 0,1 до 0,3; условно благополучный при 0,4-0,7. Неблагополучный при К = более 0,7.
Качественную оценку проводит врач. Оценивается повторяемость заболеваний среди родственников по вертикали.
Биологический анамнез: включает сведения об особенностях течения беременности, родов и раннего неонатального периода (подробно на практических занятиях).
Собирается путем опроса при первичном осмотре новорожденного м/с или врачом и дополняется сведениями, взятыми из выписки родильного дома (критерии оценки на практике).
Социальный анамнез:
Оценивается по следующим параметрам:
характеристика семьи (состав, полнота);
образовательный уровень членов семьи;
психологический микроклимат в семье (отношения между взрослыми членами семьи, отношение к ребенку, наличие или отсутствие вредных привычек);
жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи;
санитарно-гигиенические условия содержания помещения, предметов ухода и одежды ребенка.
При оценке социального анамнеза каждый благоприятный параметр оценивается в 1 балл, неблагоприятный – 0 баллов.
Критерии оценки социального анамнеза:
благоприятный анамнез – 5 баллов;
социальный анамнез с факторами риска – 4 балла;
неблагоприятный – 3 балла и меньше.
Оценка физического развития (ФР)
Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.
Уровень ФР определяют наследственность, социальные условия, питание, заболеваемость и др. факторы.
Показатели ФР: масса тела (m), длина тела (l), окружность головы (о.г.), окружность груди (о.гр.).
Масса тела:
Минимальная масса тела доношенного новорожденного 2500, средняя 3500+200 г, дети с m более 4000 г считаются крупными. Масса зависит от возраста, состояния здоровья и конституции родителей, особенно матери; пола ребенка; социально-бытовых факторов.
Ориентировочно массу тела здорового ребенка первого года жизни можно рассчитать, зная m при рождении и средние ежемесячные прибавки.
I . 1 м – ежемесячная прибавка составляет 600 г за квартал 2200 г
2 м – 800
3 м – 800
I I. 4 м – 750 за квартал 2100 г
5 м – 700
6 м — 650
I II. 7 м – 600 1650 г
8 м — 550 т.е. начиная с 3-го месяца 9 м — 500 прибавки оставляют на 50г.меньше предыдущего
I V. 10 м – 450 1200 г
11 м – 400
12 м — 350
Пример: ребенку 5 месяцев
mр = 3200
m5 = 3200+600+800+800 (или 2200) +750+700=6850
1 2 3 4 5
m5 = 6850 г
Масса тела удваивается к 4-4.5 месяцам, утраивается к 10-10.5 м.
После года долженствующую массу тела лучше определять по центильным таблицам; но можно использовать эмпирические формулы.
1) Например, известно, что ребенок в 5 лет весит примерно 20 (19) кг, на каждый недостающий год m5(20) – 2 кг, а на каждый год после пяти = 3 кг.
Пример: ребенку 8 лет
m8 = 20+3х (8-5) = 29 кг,
ребенку 3 года
m3 = 20-2х (5-3) = 16 кг
2 ) с 2-11 лет 10.5 кг + 2 кг х n (где n – число лет ребенка).
Длина тела.
Минимальная длина тела доношенного новорожденного = 45 см, средняя 50+ 5 см.
Прибавки длины тела на 1-ом году жизни составляют:
1 квартал (т.е. 1.2.3 месяцы) по 3 см (т.е. 9 см);
2 квартал (4-6 месяцев) по 2,5 см (за квартал 7,5см);
3 квартал (7-9 мес.) по 1,5-2 см (за квартал 4,5 см) (т.е. 6 см);
4 квартал (10-12 мес.) по 1 см (за квартал 3 см).
Всего за год рост увеличивается на 24-25,5 см.
Наиболее интенсивно ребенок растет в 1-ом полугодии. После года долженствующую длину тела лучше определять по центильным таблицам, но можно использовать формулы:
1) 5 лет = рост = 110 см
— 8 см + 6 см
Т.е на каждый недостающий до 5 лет год необходимо отнять от 110 см по 8 см, а на каждый последующий после 5 лет год прибавить по 6 см
Например, ребенку 4 года, его рост 110-8=102 см,
ребенку 7 лет, его рост 110+6х2=122
Первый период вытяжения наблюдается в возрасте 5-6 лет, второй в возрасте 11-12 лет.
Окружность головы.
При рождении равна 34-36 см. Ежемесячные прибавки примерно на 1 см. На 2-ом году увеличивается всего на 2 см в год, затем 1-м году на 1 см в год до 6 лет.
Окружность грудной клетки.
У новорожденного 32-34 см (т.е. меньше о.г. примерно на 2 см). Ежемесячная прибавка на 1-ом году жизни составляет примерно 1,2 см. К 3 месяцам о.г.=о.гр., к 6 месяцам о.гр. больше о.г. на 1-1,5 см, к году о.гр. = 48-50 см.
Наиболее точной является оценка ФР и гармоничности ребенка по центильным таблицам. Таблицы составляются на основании массовых обследований определенных групп детей разного возраста и пола.
Оценка нервно-психического развития (НПР)
Диагностику НПР м/с проводит на дому, в привычной для ребенка обстановке, общаясь и наблюдая за ним примерно 20-30 минут.
Анализаторы зрения (Аз) и слуха (Ас) оцениваются с 1 до 6 месяцев.
Эмоции (Э) с 1 до 4 месяцев.
Движения общие (До) с 1 месяца до 1 года.
Движения руки (Др) с 3-6 месяцев до 1 года.
Речь активная (Ра) с 3 месяцев до 1 года.
Понимание речи (Рп) с 7 месяцев до 1 года.
Навыки (Н) с 4 месяцев до 1 года (на 1-ом году все навыки всязаны с приемом пищи).
Оценки НПР на 1-ом году жизни проводится ежемесячно.
1 месяц
Аз: кратковременно фиксирует взгляд на яркие предметы.
Ас: вздрагивает при резком звуке.
Э: первая неосознанная улыбка.
До: попытки держать голову лежа на животе.
2 месяца
Аз: следит взглядом за движущимися предметами.
Ас: прислушивается.
Э: улыбается в ответ на речь взрослого.
До: хорошо держит голову (1-2 минуты) в вертикальном положении.
3 месяца
Аз: фиксирует взгляд на неподвижных предметах.
Ас: _/_/_/.
Э: в ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ног, звуками (комплекс эмоционального оживления).
До: хорошо держит голову лежа на животе и опираясь на предплечье, есть упор ног.
Др: случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
Ра: начинает гулить.
4 месяца
Аз: узнает мать.
Ас6 поворачивает голову на звук.
Э6 смеется громко.
До: поворачивается со спины на живот.
Др: захватывает подвешенную игрушку.
Ра: длительно гулит.
5 месяцев
Аз: отличает чужих от близких.
Ас: различает тон разговора.
До: поворачивается со спины на живот, стоит, не подгибая ног при поддержке подмышки.
Др: четко берет игрушку, которую держат над его грудью.
Ра: _/_/_/.
6 месяцев
До: поворачивается с живота на спину, подползает к игрушкам.
Др: Свободно берет игрушку из различных положений.
Ра: произносит слоги «мА», «ба» — начало лепета.
Н: берет пищу губами с ложки.
7 месяцев
До: начинает сидеть, хорошо ползает.
Др: перекладывает игрушку из одной руки в другую, постукивает, бросает.
Ра: лепечет ( произносит слоги многократно).
Рп: на вопрос «где?» находит глазами предмет, лежащий на определенном месте, поворачивает голову, указывает глазами, рукой.
Н: пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
До: сидит, садится сам, встает у опоры и ходит, держась за нее.
Др: долго занимается игрушками.
Ра: _/_/_/.
Рп: по просьбе взрослого делает «ладушки», «до свиданья».
Н: сам держит корочку, сухарик.
9 месяц
До: ходит при поддержке за обе руки.
Др: по-разному действует с предметами (вынимает, складывает, катает).
Ра: подражает взрослому слогами.
Рп: знает свое имя, на вопрос «где?2 находит предмет из многих.
Н: умеет пить из чашки, придерживая ее руками.
10 месяцев
До: видит и слезает с невысокой поверхности.
Др: открывает, закрывает (коробки, дверцы, матрешку), вкладывает один предмет в другой.
Ра: _/_/_/.
Рп: знает части тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого.
Н: пьет из чашки.
11 месяцев
До: стоит без опоры.
Др: ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамиды.
Ра: произносит отдельные слова «кис-кис», «ми-ми», «ав-ав».
Рп:_/_/_/.
Н:_/_/_/.
12 месяцев
До: ходит самостоятельно.
Ра: произносит 8-10 слов.
Рп: увеличивается знание, понимание слов.
Н: сам берет чашку и пьет.
Определив основные параметры НПР м/с делает запись в ф. 112/у (история развития ребенка) – словами все параметры соответствуют возрасту заключение: НПР по возрасту. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более раннем возрасте (-15 дней), замедленное развитие (+15 дней).
Формирование умений с задержкой до 2-х месяцев считается отставание, требующим консультации врача, задержка на 3 месяца и более свидетельствует о значительном отставании и требует консультации детского психоневролога.
7
Источник