Комплексная оценка физического развития ребенка
Метод позволяет определить уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма, а также учесть гетероморфность и гетерохронность развития, своевременность физического развития, производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела
Оценка комплексным методом состоит из3 этапов:
1этап – оценка по шкалам регрессии.
При оценке данным методом необходимо ответить на два вопроса:
1. Какое физическое развитие? Оценивается по таблице и по показателю роста.
2. Гармонично ли оно? Ели показатели ВСО лежит в пределах еденицы — гармоничные, если 1, 1- 2 –дисгорманичные, 2,1- >3- резко дисгармоничные
2 этап — оценка физиологических показателей
— индивидуальные данные (частота, пульс, АД)
— табличные данные
— резюме
3 этап – оценка биологического возраста
· индивидуальные данные (рост, годовая прибавка, вторичные половые признаки, число постоянных зубов)
· табличные данные
· резюме
Вывод: — резюме 1,2,3 этап
. Оценка физического развития комплексным методом
Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого развития, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детермннированые изменения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариабельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня тренированности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.
С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма.
Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.
I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического развития по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний гол. количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет .
Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимости от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показателями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте — длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте — прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.
II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии — для оценки массы тела и окружности грудной клетки (приложение.) и центильные шкалы — для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение ) и таблицы толщины кожно-жировых складок (приложение )
Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окружности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Степень повышения или снижения фактического показателя выражают в величине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.
Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оцениваются сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение.). Средними считаются показатели,
находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75, ниже средних — показатели, чье значение ниже Р23, выше среднего — выше Р75.
Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.
106.Понятие об акселерации, децелерации, стагнации. Социально — гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.
Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением.
Причины:
1. Физико- химические
· Гелеогенная (влияние солнечного света)
· Радиоволновая (магнитная)
· Влияние космической радиации
· Увеличение содержания углекислого газа
2. Влияние отдельных факторов и событий жизни.
· Алиментарного потребление большого количества белков, жиров животного происхождения
· Внутритипная
· Высокая информация
3. Венетическая теория
· Циклических, биологических изменений
· Гетерозиса
4. Теория комплекса факторов условий жизни
· Урбаническая — факторы урбанизации воздействуют на ЦНС; активируют её соматотропную функцию
· Комплекс социально — биологических факторов
Децелерация — прекращение акселерации роста и развития подрастающего поколения — замедление генетического развития и физиологического созревания детей и подростков
Стагнация — отставание в развитии (делаю неподвижным)
Социально — гигиеническое значение изменения темпов.
Социально-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития:
Подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Состояние здоровья детей хуже при ускоренном и замедленном темпах развития и лучше при среднем. При ускоренном темпе развития наблюдается сниженная физическая работоспособность, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин. Во многом это обусловлено понижением глюкокортикоидной функции надпочечников, обеспечивающих адаптацию организма к факторам окружающей среды.
Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.
1. Детям необходимо в школу с 7 лет!
2. Изменение детской заболеваемости
3. Пересмотр норм питания, мебели
4. Усиление половой активности
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 3631; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9281 — | 7857 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Будучи реализованной в процессе углубленных медицинских осмотров, данная методика устраняет недостатки изолированной оценки физического развития детского населения только по морфофункциональному состоянию.
С помощью этой методики оценка физического развития осуществляется в несколько этапов.
На первом устанавливают уровень биологического развития (его соответствие календарному возрасту) по показателям роста стоя, погодовой прибавки длины тела, количеству постоянных зубов, степени развития вторичных половых признаков (приложение №1).
На втором этапе оценивают морфофункциональное состояние организма (по шкалам регрессии, приложение №3).
Третий этап комплексной оценки заключается в оценке функциональных показателей (приложение №7).
На четвертом этапе делается общее заключение о соответствии физического развития возрасту и степени его гармоничности.
Схема оценки физического развития приводится ниже (таблица 4).
Таблица 4 – Схема комплексной оценки физического развития
Уровень | Морфофункциональное состояние | ||
Масса тела, окружность грудной клетки | ЖЕЛ, ДМ | ||
Гармоничное | |||
Соответствует возрасту | M±sR и более (за счет развития мускулатуры) | Выше Р25 | |
Дисгармоничное | |||
Опережает возраст | От M–1,1sR до M–2,0sR От M+1,1sR до M+2,0sR (за счет повышенного жироотложения) | Ниже Р25 | |
Резко дисгармоничное | |||
Отстает от возраста | От M–2,1sR и ниже От M+2,1sR и выше (за счет повышенного жироотложения) | Ниже Р25 |
Таким образом, при комплексной схеме оценки заключение о физическом развитии включает вывод о соответствии биологического возраста календарному и о гармоничности морфо-функционального состояния. В случае нормального физического развития, дефицита I и II степени, избытка массы тела и ожирения также указывается оценка длины тела – «средняя», «ниже средней», «выше средней».
Варианты возможных заключений:
Гармоничное физическое развитие – биологический возраст соответствует паспортному возрасту или опережает его, масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных величин не более чем на одну сигму регрессии (σR), функциональные показатели соответствуют возрастной норме или превышают её.
Дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (меньше или больше должных величин на 1,1–2,0 σR), функциональные показатели ниже возрастной нормы (меньше Р25).
Резко дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (выше или ниже должных величин более чем на 2,0 σR), функциональные показатели ниже возрастной нормы (меньше Р25).
Пример оценки. Мальчик 6 лет 11 месяцев, длина тела 125 см, масса тела 27,0 кг, окружность грудной клетки 61,0 см, число постоянных зубов 9, за последний год длина тела увеличилась на 5 см; функциональные показатели: ЖЕЛ – 1400 мл, мышечная сила правой кисти 12,5 кг, мышечная сила левой кисти 11,5 кг. Оценить физическое развитие с помощью комплексной методики.
1 этап: Пользуясь приложением №1, определяем биологический возраст ребенка: длина тела – 125,0 см (123,0±5,5 см) – соответствует; погодовая прибавка длины тела – 5 см (4,0-6,0 см) – соответствует; число постоянных зубов – 9 (5‑10) – соответствует.
Заключение: биологический возраст обследуемого ребенка соответствует паспортному возрасту.
2 этап: оценка морфологического статуса ребенка по шкалам регрессии (приложение №3): рост ребенка (125,0 см) – физическое развитие среднее.
Масса тела мальчика больше должной на 1,7 кг (27,0 – 25,3 = +1,7 кг). Разницу делим на сигму регрессии массы тела (3,6) и получаем сигмальное отклонение: 1,7 : 3,6 = 0,47σR. Масса тела находится в пределах М±1σ.
Окружность грудной клетки мальчика меньше должной на 0,7 см (61,0 – 61,7 = –0,7 см), далее разницу делим на сигму регрессии окружности грудной клетки: –0,7 : 3,3 = –0,21σR. Окружность грудной клетки также находится в пределах М±1σ.
Заключение: физическое развитие обследуемого ребенка среднее гармоничное.
3 этап: оценка функциональных показателей по возрастным стандартам: по приложению №7 определяем, что функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила правой и левой кистей) находятся в пределах средних центильных величин P25–P75.
Заключение: функциональные показатели организма соответствуют возрастным нормативам.
4 этап: Общее заключение: физическое развитие обследуемого ребенка соответствует возрасту, гармоничное.
Источник
ЛПУ при проведении массовых медицинских осмотров используют методику комплексно оценки и схему распределения детей и подростков на группы здоровья. В соответствии с этой схемой дети и подростки в зависимости от совокупности показателей здоровья подразделяются на 5 групп.
Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).
Вторая группа — дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза в год более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).
Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
Четвертая группа — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных явлений (больные в состоянии субкомпенсации).
Пятая группа — дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации).
В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется, без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, такими как оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.
Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.
Дети и подростки 3, 4 и 5 групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошкольного учреждения, школьный врач, участковый педиатр). При этом рекомендуется использовать следующие показатели:
Общая заболеваемость.
Инфекционная заболеваемость.
Индекс здоровья — процент длительно и часто болеющих.
Распространенность и структура хронических заболеваний.
Процент лиц с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.
Распределение по группам здоровья.
Определение соответствия биологического возраста календарному.
В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии.
Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость систем организма. В практической деятельности педиатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфологические критерии (длина тела, ее погодовые прибавки). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине и массе тела и числу постоянных зубов.
Начиная с 10—11 лет у мальчиков и 9—10 лет у девочек, при определении биологического возраста необходимо учитывать степень полового созревания.
Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов. Общее количество постоянных зубов подсчитывают на верхней и нижней челюстях. Суммарно учитывают зубы всех стадий прорезывания: от четкого выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянных зубов (М±а) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту. Детей с замедленным и ускоренным темпом прорезывания постоянных зубов направляют на консультацию к детскому эндокринологу.
Меньшее количество зубов (менее М-1а) свидетельствует о замедленном развитии, большее (более М+1а) — об ускоренном.
Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице.
По возрастным нормативам устанавливают следующие варианты возрастного развития биологической зрелости:
развитие соответствует календарному возрасту (выраженность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу);
развитие ускоренное (опережение по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более);
развитие замедленное (отставание по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более).
Детей с замедленным и ускоренным развитием направляют на консультацию к эндокринологу.
здоровье громбах акселерация сигмальный
Использованная литература
- 1. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека» Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик
- 2. «Гигиена и основы экологии человека» Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич
- 3. «Физические способности детей и подростков» Л. В. Волков
- 4. «Пропедевтика детских болезней» А. В. Мазурин
- 5. Лекция по гигиене: Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.
Источник