Комплексная оценка динамики развития ребенка афонькина

Комплексная оценка динамики развития ребенка афонькина thumbnail

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Структура и содержание диагностического журнала разработано с учетом подходов, которые в ФГОС ДО определяются как приоритетные для развития дошкольного образования и задают направленность образовательного процесса на освоение ребенком универсальных видов детской деятельности. Диагностический журнал разработан с учетом следующих требований:

– предполагает использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки;

– позволяет осуществлять оценку динамики развития детей и их образовательных достижений как в течение возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;

– направлен на исследование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формируемых в разных видах детской деятельности;

– включает наблюдения за ребенком как ведущий метод диагностики, а также метод беседы, экспертные оценки, критериально-ориентированные методики нетестового типа.

Разработка методик осуществлялась на основе идей личностно-деятельностного подхода. Они предполагают изучение развития ребенка как субъекта специфически детских видов деятельности. Смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специфически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формируются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.

В основу разработки диагностического журнала были положены теоретические идеи А. В. Запорожца, О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, Д. Б. Эльконина:

1. Развитие ребенка осуществляется в его деятельности, которая является формой активного отношения человека к окружающему. От особенностей стимулирования детской деятельности зависят достижения в физическом и психическом развитии. Амплификация (обогащение) развития происходит на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

2. Реализация возможностей дошкольного возраста предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается с помощью использования особых средств. Основное направление дошкольного образования определяется как развитие ребенка через его осмысленное обращение к построению новых, культурных способов взаимодействия с действительностью.

3. Подлинное развитие характеризуется не просто механическим овладением новыми действиями с предметами, достижением определенных результатов, а прежде всего самоосознанием и овладением новым способом предметных действий с опорой на функциональное назначение предмета, выработанным произвольным его построением и использованием; значит, подлинное развитие предполагает особую гибкость в организации условий такого процесса.

4. Каждый из видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами и оказывает специфическое влияние на психическое развитие ребенка, способствует познанию ребенком своих сил и возможностей.

5. Образовательный процесс есть не что иное, как особый целостный процесс совокупной коллективной деятельности педагога и детей. В процессе такой деятельности дети под целенаправленным руководством педагога активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры (знание, мораль, искусство, труд), созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств. Таким образом, происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие способностей.

Диагностическая работа в ДОО направлена на то, чтобы оптимально для развития каждого ребенка организовать образовательную деятельность, обеспечить индивидуализацию и позитивную социализацию.

Цель диагностической работы – изучение качественных показателей индивидуального развития ребенка и его образовательных достижений, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

Задачи:

1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.

2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

3. Обеспечить контроль за решением образовательных задач и эффективностью педагогических воздействий, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.

Структура диагностического журнала соответствует Примерной основной образовательной программе и отражает принципы и логику ее построения.

Диагностический журнал состоит из пяти разделов, выделенных в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС дошкольного образования: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Каждый раздел, в свою очередь, включает два блока: «Педагогическая диагностика» и «Психологическая диагностика».

Педагогическая диагностика направлена на выявление освоения ребенком специфически дошкольных видов деятельности с точки зрения таких компонентов деятельности, как побуждения, представления и опыт.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода развития ребенка, его эмоционального благополучия. Наблюдения дополняются свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок, предметов и т. п.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка первого года жизни

Побуждения оцениваются по критериям:

– устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;

– неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает, и ребенок переключается на другие занятия;

– ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;

– не проявляет.

Представления оцениваются по критериям:

– четкие, содержательные, системные;

– четкие, краткие;

– отрывочные, фрагментарные;

– не оформлены.   

Опыт деятельности оценивается по критериям:

– выполняет самостоятельно;

– выполняет с помощью взрослого;

– выполняет в общей со взрослым деятельности;

– не выполняет.

Критерии вносят в диагностические карты, анализ которых позволяет определить для каждого ребенка «зону ближайшего развития» и его образовательные потребности, то есть те особенности, которые определяют индивидуализацию форм, технологий, методов и приемов образовательной деятельности, педагогического общения.

В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются образовательные достижения ребенка в качественном выражении, сопоставление данных на начало и конец учебного года позволяет выявить динамику индивидуального развития ребенка.

Таким образом, педагогическая диагностика направлена не на оценку самого ребенка, а на оценку образовательной деятельности, в которую он включен.

Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей и т. п.

Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры диагностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.

Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие воспитанника под определенный жесткий стандарт и обесценить его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.

Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.

Предложенные способы обработки и интерпретации полученных данных имеют преимущественно не количественный, а качественный характер, поэтому позволяют определить «зону ближайшего развития» ребенка. Результаты, полученные в процессе педагогической диагностики, отражаются в карте индивидуального развития ребенка, а результаты психологической диагностики – в индивидуальных профилях развития ребенка.

Диагностический журнал адресован руководителям и старшим воспитателям ДОО, а также педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре дошкольной образовательной организации.

Содержание

Введение    3

Образовательная область «Физическое развитие»    6

Педагогическая диагностика    6

Психологическая диагностика    13

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»    17

Педагогическая диагностика    17

Психологическая диагностика    31

Образовательная область «Познавательное развитие»    43

Педагогическая диагностика    43

Психологическая диагностика    57

Образовательная область «Речевое развитие»    61

Педагогическая диагностика    61

Психологическая диагностика    72

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»    74

Педагогическая диагностика    74

Психологическая диагностика    86

Литература    94

Источник

Рабочая программа педагога-психолога ДООВ пособии представлена модель рабочей программы, реализующая инновационный подход к организации и содержанию деятельности педагога-психолога ДОО в соответствиис ФГОС ДО, раскрывающая принцип… — Учитель, ФГОС ДО: практика реализации Подробнее…2016296бумажная книгаДетская практическая психология. Алгоритмы работы психолога ДООПредлагаемые в пособии разработки помогут педагогу и психологу организовать условия для продуктивного развития дошкольника, диагностировать его особенности во всех сферах развития, а также… — АРКТИ, Библиотека психолога практика Подробнее…2017415бумажная книгаПсихолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возрастаВ пособии подробно рассмотрены проблемы адаптации в ДОУ ребенка 1-3 лет: как организовать оценку уровня психического развития детей, пришедших в ДОУ; как поддержатьих в период адаптации; как… — АРКТИ, Растем умными Подробнее…2019270бумажная книгаПсихологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. ФГОС ДОПособие раскрывает современные технологии психологической безопасности и педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольной организации. Представлены авторская… — Учитель, В помощь психологу ДОУ Подробнее…2019100бумажная книгаРазвитие интегративных качеств дошкольников. Методический конструкторВ пособии рассматривается процесс становления интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста с точки зрения достижения планируемых и итоговых результатов освоения дошкольниками основной… — Учитель, Методическая работа в ДОУ Подробнее…201453бумажная книгаАудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО: диагностический журнал. ФГОСПредставлены материалы, позволяющие провести кадровый аудит, систематизировать работу по изучению профессионально важных качеств эффективной образовательной деятельности, проанализировать факторы… — Учитель, Образовательный мониторинг Подробнее…2014162бумажная книгаМониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образованияВ пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования во второй младшей группе. Данная модель разработана на основе… — Учитель, ФГТ в ДОУ. Оценка достижений детей Подробнее…201359бумажная книгаМониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 1 мл. грВ пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в первой младшей группе. Данная модель разработана на основе… — Учитель, ФГТ в ДОУ. Оценка достижений детей Подробнее…201369бумажная книгаМониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образованияВ пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в средней группе. Материалразработан на основе Федеральных… — Учитель, ФГТ в ДОУ. Оценка достижений детей Подробнее…201359бумажная книгаМониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образованияМониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа. В пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной… — Учитель, ФГТ в ДОУ. Оценка достижений детей Подробнее…201359бумажная книгаМониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образованияМониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовительная группа. В пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной… — Учитель, ФГТ в ДОУ. Оценка достижений детей Подробнее…201361бумажная книгаКомплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» . 1-я мл. гр.Диагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей первой младшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т… — Учитель, Диагностический журнал Подробнее…201365бумажная книгаКомплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» . Вторая младшая группаДиагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей второй младшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т… — Учитель, Диагностический журнал Подробнее…201266бумажная книгаПедагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. 1 младшая группаВ пособии представлена модель педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребенка 2-3 лет, разработанная на основе положений ФГОС дошкольного образования с учетом современных… — Учитель, ФГОС ДО: практика реализации Подробнее…2016106бумажная книгаПедагогический мониторинг в новом контексте образоват. Деятельности. 2-я младш. группа. ФГОСВ пособии представлена модель педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребенка 3-4 лет, разработанная на основе положений ФГОС дошкольного обра­зования с учетом современных… — Учитель, ФГОС ДО: практика реализации Подробнее…2019110бумажная книга

Источник

Настольная книга старшего воспитателя. ФГОС ДОМетодическая поддержка педагога является в настоящий момент важнейшим условием внедрения ФГОС ДО в практику работы дошкольных организаций. Работа старшего воспитателя, заместителя заведующего ДОУ по… — Учитель, Методический портфель ДОУ Подробнее…201589бумажная книгаПсихологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 летВ пособии представлена программа по изучению готовности к обучению у детей 5-7 лет, которая включает пакет диагностических методик, позволяющих исследовать информационный, личностно-мотивационный… — Учитель, Диагностический журнал Подробнее…201999бумажная книгаМониторинг качества освоения программы. Вторая младшая группаВ пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования во второй младшей группе. Данная модель разработана на основе… — Учитель, ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Оценка достижений детей Подробнее…201341бумажная книгаМониторинг качества освоения программы. Оценка достижений детей. Средняя группаВ пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в средней группе. Данная модель разработана на основе федеральных… — Учитель, ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Оценка достижений детей Подробнее…201341бумажная книгаМониторинг качества освоения программы. Оценка достижений детей. Старшая группаВ пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в старшей группе. Данная модель разработана на основе федеральных… — Учитель, ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Оценка достижений детей Подробнее…201341бумажная книгаМониторинг качества освоения программы. Оценка достижений детей. Подготовительная группаВ пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе. Материал разработан на основе… — Учитель, ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Оценка достижений детей Подробнее…201343бумажная книгаЦентр игровой поддержки ребенка раннего возраста. Организация деятельности, конспекты игровых днейПособие раскрывает организационные и методические аспекты деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста, который в современном дошкольном образовании рассматривается как… — Учитель, Развитие дошкольника Подробнее…201346бумажная книгаКомплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Диагностический журнал. Вторая младшая группаДиагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей второй младшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы… — Учитель, Диагностический журнал Подробнее…201351бумажная книгаПсихологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материалПособие раскрывает современные технологии психологической безопасности и педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольного учреждения. Представлены авторская… — Учитель, В помощь психологу ДОУ Подробнее…201777бумажная книгаТехнология комплексного сопровождения детейКомплексное сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья — это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех сторон личности… — Учитель, Методическая работа в ДОУ Подробнее…201397бумажная книгаМониторинг качества освоения программы. Оценка достижений детей. Первая младшая группаВ пособии представлена авторская модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в первой младшей группе. Данная модель разработана на основе… — Учитель, ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Оценка достижений детей Подробнее…201339бумажная книгаКомплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Диагностический журнал. Первая младшая группаДиагностический журнал представляет систему обследования динамики развития детей первой младшей группы в освоении программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т… — Учитель, Диагностический журнал Подробнее…201350бумажная книгаРазвитие интегративных качеств дошкольников. Методический конструкторВ пособии рассматривается процесс становления интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста с точки зрения достижения планируемых и итоговых результатов освоения дошкольниками основной… — Учитель, Методическая работа в ДОУ Подробнее…201428бумажная книгаРабочая программа педагога-психолога ДОУВ пособии представлена модель рабочей программы, реализующая инновационный подход к организации и содержанию деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствиис ФГТ, раскрывающая принцип амплификации… — Учитель, ФГТ в ДОУ: планирование образовательной деятельности Подробнее…2016190бумажная книгаРазвитие умения управлять собой. Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 летПредставлены циклы занятий с детьми 5-7 лет, направленные на развитие у дошкольников способности управлять своей деятельностью и поведением, составленные с учетомФГТ к структуре основной… — Учитель, В помощь педагогу ДОУ Подробнее…2014106бумажная книга

Источник