Комплексная наука о ребенке его развитии и обучении
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июня 2019;
проверки требуют 3 правки.
Наука | |
Педология | |
---|---|
англ. Pedology (paidology, paedology) | |
Тема | Педагогика |
Предмет изучения | развитие, воспитание и психология детей |
Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.
Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста (называемой иначе: возрастная психология или психология развития, developmental psychology).
История[править | править код]
Возникновение педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX — началу XX в. — Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др. Термин «педология» был предложен в 1893 году американским исследователем Оскаром Крисменом (Oscar Chrisman).
В СССР[править | править код]
Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., в то время как И. Павлов и его школа были настроены весьма критически. Тем не менее, истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.
В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.).
Однако сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств и в целом реформаторская идеология этого движения после сталинского Великого перелома конца 1920-х не согласовывались с новой линией партии на сворачивание революционных экспериментов и возврат к более традиционным формам[1]. Основной удар по педологическому движению в СССР фактически нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся в образовательной практике по двум показателям[источник не указан 498 дней]:
- недостаточный учёт «политического момента»: в состав, как тогда говорили, дефективных учащихся по итогам испытаний чаще попадали представители «социально-близких» рабочих, крестьян и пролетариата, а в составе одарённых оказывались дети «гнилой интеллигенции», священников, белогвардейцев и др. «социально-чуждых»[источник не указан 498 дней].
- недооценка культурно-исторической среды и переоценка учёта биологических факторов (природных способностей учащихся) при том, что обе эти составляющие, как известно, являются совершенно необходимыми для успешного воспитания и обучения, и при истолковании испытаний, которые подобно тесту IQ, выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность, и при выработке предложений по их итогам.[2].
Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги. С этого времени педология фактически продолжает свое существование в СССР под другим дисциплинарным названием и в рамках психологии, в частности, детской (возрастной) психологии и психологии детского развития[3]. Энциклопедический словарь писал «Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»
С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей и методов педологии в педагогику и психологию, что было связано в целом с некоторым смягчением политического климата в стране, а также с развитием кибернетики, генетики и прикладных направлений психологии, в частности, в области инженерной, космической и индустриальной психологии и связанных с ними методов программированного обучения и т. п. в народном образовании и педагогике[источник не указан 498 дней]. В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.
Основные представители советской педологии: А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. С. Грибоедов.
Библиография[править | править код]
Значимые публикации по педологии:
- Азбукин Д. И., Выготский Л. С. и Занков Л. В. (Ред.). Педология умственно-отсталого и физически-дефективного детства. М.: Госиздат, 1930.
[Сборник статей, указаны следующие авторы: Л. В. Занков, Г. В. Мурашев, проф. А. А. Крогиус, М. Ф. Брунс, д-р Рейнгардт, Педаг. коллектив Киевской Еврейской школы, Е. П. Тарханова, А. И. Гурев, С. И. Гинцбург].
- Арямов И. А. Основы педологии. M.: Работник просвещения , 1930.
- Басов М. Я. Общие основы педологии. — М.—Л.: ГИЗ, 1928 и 1931.
- Блонский П. П. Педология (1934), Педология (1936)
- Выготский Л. С. Педология школьного возраста (1928), Педология подростка (в 3 частях, 1929—1931) и др.
[Серия учебников для заочного обучения, написанных или составленных по заказу издательства Бюро заочного обучения при Педфаке 2-го МГУ].
- Гуревич М. (Ред.). Вопросы педологии и детской психоневрологии. Сборник Трудов психоневрологической и педологической школы санаторий-клиники Государственного института физкультуры и врачебной педологии. М., 1925
- Залкинд А. Б. Основные проблемы педологии в СССР (По тезисам Первого Всероссийского педологического съезда). М., 1928.
[Сборник материалов съезда].
- Залкинд А. Б. Основные вопросы педологии (idem; idem). M.: Работник просвещения , 1930.
См. также[править | править код]
- Педология (значения)
- Педиатрия
- Евгеника
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Балашов Е. М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый: сб. ст. к 95-летию д-ра ист. наук В. М. Ковальчука / ред. кол. А. Н. Чистиков (отв. ред.) и др. — СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 291—313.
- Баранов В. С. Педологическая служба в советской школе 20-30-х // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 109.
- Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967.
- Петровский А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука. / Под общ. ред. проф. М. Г. Ярошевского. — Л.: «Наука», 1991. — С. 126—136. — 560 с.
- Родин А. М. Из истории запрета педологии в СССР // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 94-95.
- Фрадкин Ф. А. Педология: мифы и действительность. — М., 1991.
- Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов // Вопросы психологии, — 1990. — № 5, С. 13-22.
- Ясницкий, А. (2015). Дисциплинарное становление русской психологии первой половины XX века // Науки о человеке: история дисциплин / Под общ. ред.: А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
- Chrisman, Oscar. Paidology; the science of the child. The historical child. — Boston: R.G. Badger, 1920.
Ссылки[править | править код]
- Педология — психологический словарь.
- Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб.: Наука, 1994. C. 121—139.
Источник
Педология (от греч. pais — дитя + logos — слово, наука) —
это комплексная наука о детях, их развитии, обучении и воспитании.
Педология возникла на
рубеже XIX–XX вв. как течение в психологии и педагогике. Оно было обусловлено
проникновением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и
экспериментальной педагогики. Одним из основоположников этого научного
направления считают американца Г. С. Холла. В его трудах были предприняты
первые попытки междисциплинарного подхода к изучению ребенка. (Психологический словарь, 2000). Создание
педологии было связано со стремлением изучать психическое развитие ребенка с
учетом его физического развития, то есть на основе более полной картины
возрастного развития ребенка (Блонский, 1936).
Педология представляла
собой совокупность психологических, педагогических, анатомо-физиологических,
биологических концепций развития ребенка, но не являлась целостной теорией. В разработке ее проблем
объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и другие
ученые. В России педология широко распространилась в начале ХХ века. К концу 1920-х
гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов,
физиологов, дефектологов (Головин, 1998). Имелись учебные центры, где готовили
педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний
совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных
ученых в области педологии не уступали зарубежным (Немов, 2003).
Основоположником российской педологии явился А. П. Нечаев.
Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический институт
в Санкт-Петербурге, а также основавший журнал «Вестник психологии, криминальной
антропологии и педологии» (Большой психологический словарь, 2003). Он (Бехтерев, 1910) стал создателем учения о поведении как системе рефлексов, из которых, по
его мнению, складывается психологическая и социальная деятельность людей.
Рассматривая воспитание как общественный феномен, Бехтерев подчеркивал, что оно
является важнейшей задачей общества. С момента появления ребенка на свет
воспитание должно осуществляться прежде всего семьей, которая закладывает
нравственные начала. Школа должна не только образовать человека, но воспитывать
интеллигентную, деятельную и нравственную личность. Иначе образование может
стать лишь средством для удовлетворения личных страстей, послужить созданию
вредного члена общества. Бехтерев пытался разграничить как бы две природы
человека — прирожденную, или наследственную, и приобретенную благодаря
естественному или искусственному воспитанию. Он считал, что человек как
социальная единица является продуктом воспитания, а не результатом прирожденных
или наследственных условий. По его утверждению, вопрос об эволюции человеческой
личности сводится к тому, как будут использованы природные условия, будет ли им
дано путем воспитания соответствующее развитие и направление, будут ли привиты
человеку общественные чувства и будет ли выработан навык к систематической
работе, или же праздность, эгоизм и легкомыслие сделаются привычным явлением
для человека.
Педологией были
выработаны методологические подходы гуманистической направленности,
акцентировавшие внимание на изучении детской психологии. В 1910 г. в докладе на
I Всероссийском
съезде по экспериментальной педагогике Кащенко (Кащенко, 1910) говорил о недостаточности построения учебных программ и
планов с ориентацией на «теоретического среднего ученика» и всячески
пропагандировал идею дифференциации школьников и создания особых специальных
школ для каждой выделенной, обособленной категории детей (для
умственнодефективных, для моральнодефективных, для физически дефективных, для
детей с недостатком речи — по принятой тогда терминологии) с выделением и
категории одаренных детей, которые в обычной школе обучаются «недолжным,
неправильным, недостаточным образом» (Антология.., 1990).
На основе идеи развития
(необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостного
подхода к изучению ребенка (необходимость изучать его психические и физические
свойства в их взаимосвязи и взаимодействии) П. П. Блонский (Блонский, 1979) попытался дать полную картину
жизни ребенка, показать его как «естественное целое». В русле педологии он дал
представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним
особенностях воспитания и обучения. Блонскому принадлежат оригинальные теории
памяти, мышления в ходе возрастного развития. По его мнению, в основе поведения
человека лежит эмоциональная сфера. Блонский доказал научную несостоятельность
теории моральной дефективности, согласно которой нравственное уродство
определялось как специфическое психическое заболевание, не связанное с другими
отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка. Он настаивал на
необходимости рассматривать нравственность как сложное явление не биологического,
а социального порядка. Он призывал во всех случаях, когда ребенок обнаруживает
отклонение в поведении, понять сущность этих отклонений, выявить их причины и
создать все условия для преодоления недостатков ребенка. По Блонскому,
необходимо различать медицинский и педагогический аспекты вопроса. Различия
причин отклонения в нравственном развитии определяют и разную систему
мероприятий, направленных на их преодоление.
В исследованиях
отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии
детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка изучать
комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Однако
предмет педологии несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические
разработки не был четко определен, что не способствовало выделению специфики
педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук. На этапе своего
формирования педология столкнулась
с огромными сложностями междисциплинарного характера и не
смогла справиться с ними. В критике педологии главный удар пришелся на
тестирование. Это было ее уязвимым местом. В качестве диагностических методик
педологи-практики использовали скороспелые поделки, скопированные с западных
образцов, а то и сами западные тесты без их адаптации. По результатам
тестирования выводы зачастую делались поверхностные и категоричные.
Специальным решением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О
педологических извращениях в системе наркомпросов» (Народное образование в СССР,
1974) была отменена и запрещена
педология. Педологов обвинили в вытеснении из школы «настоящих»
педагогов, лженаучности взглядов, реакционности их точки зрения на
наследственную и социальную обусловленность развития ребенка. Это постановление
ликвидировало не только педологию и биологизаторскую концепцию развития
ребенка. Запрещался научный подход к объяснению отклонений в развитии личности
на основе как биологической, так и социальной обусловленности этого процесса.
Ученые фактически были устранены от анализа влияний социальной среды на
личность. Признавалось как неоспоримый факт, что советское общество успешно
воспитывает людей в духе социализма. Причины отклонений в поведении детей, в
частности, объяснялись недостаточным воспитательным влиянием, педагогической
запущенностью. Формировалось представление о всемогуществе воспитания. Утверждалось
определение воспитания как целенаправленного воздействия на личность-объект при
доминирующей субъектной роли воспитателя.
Обращает на себя внимание
тот факт, что и в других странах педология в конце концов тоже прекратила свое
существование. Судьба педологии как поучительный пример недолговечного проекта
комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа (Большой
психологический словарь, 2003).
Развитие педологии в
России принесло определенные результаты. Сформированные в педологии основные
научные принципы строятся на том, что
ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то
физиологией, что-то психологией, что-то неврологией). То есть, педология – это
целостное знание о ребенке (биологическое, социальное, психологическое и т.
д.). Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном
развитии. Ребенка можно изучать лишь с
учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но
часто и на морфофизиологические параметры развития. Наука о ребенке должна быть
не только теоретической, но и практической. То есть, практическая значимость
педологии – переход от познания мира ребенка к его изменению. В связи с этим
педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях.
Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась
работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики
(Пчельникова, 2016).
Особое признание получили
труды Выготского (Выготский, 1926). Им создана концепция
культурно-исторического развития психики, выработана идея зоны ближайшего
развития личности. По его суждению, ребенок усваивает культурно-исторический
опыт в виде научных понятий. Естественной формой развития таких понятий
является обучение. В начале обучения существуют высокий и низкий уровни
развития, далее низкий уровень как-бы подтягивается к высшему. Правильно
организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие,
вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения
вообще бы делались невозможными. Выготский
определил общие закономерности развития и обучения детей с отклонениями в
развитии разных категорий, основные принципы коррекции имеющихся нарушений. Он
подчеркивая субъективность личности в процессе ее воспитания, а также
социальный характер воспитания, писал, что воспитание во всех странах и во все
времена было социальным, что ребенок в конечном счете воспитывается сам. В
ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и
тем, и другим, и третьим. Воспитание из человека как биотипа формирует человека
как социотип.
Выготский
подчеркивал, что действительное движение процесса развития детского мышления
совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к
индивидуальному таков основной итог его как теоретического, так и
экспериментального исследования. Выготский утверждает, что в развитии высших
психических функций важная роль принадлежит жизненному опыту ребенка, в
особенности тому, который связан с обучением. Его подход выгодно отличался от
механистической модели «наследственность среда», игнорирующей самостоятельную
деятельность ребенка, посредством которой он познает и преобразует окружающий
мир и таким образом изменяется сам (Ковалева, 1996).
Л.
С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, создавая теорию
культурно-исторического развития уже в 1920-е годы, начали разрабатывать
проблемы социальной обусловленности генезиса сознания человеческого индивида.
Проведенные ими исследования показали, что такие высшие специфические человеческие
психические функции, как логическое мышление, осмысленная память,
целеполагающая воля и т. д., не даны человеку в готовом виде от рождения и что
они формируются у этого индивида прижизненно в результате освоения им
социального опыта.
Педология дала толчок
развитию детской и педагогической психологии, генетической психологии,
социальной педагогике, этнографии детства, социологии молодежи и др. В настоящее
время складываются новые возможности дальнейшего комплексного изучения детского
развития.
Лит.: Бехтерев, В. М. (1910) Вопросы
общественного воспитания. М. : Психо-Неврологический институт. 41 с.; Блонский,
П. П. (1936) Педология. М. : ВЛАДОС. 284 с.; Большой психологический словарь
(2003) / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : Прайм-ЕВРОЗНАК. 672
с.; Выготский, Л. С. (1926, 2010) Педагогическая психология / Л. С. Выготский;
под. ред. В. В. Давыдова. М. : АСТ; Астрель. 672 с.; Кащенко, В. П. (1990)
Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? // Антология педагогической
мысли второй половины ХIХ – начала ХХ вв. М. : Педагогика. С. 480–487.; Головин, С.
Ю. (1998) Словарь практического психолога. Мн.: Харвест. 113 с.; Ковалева, А.
И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение. М. : Институт молодежи.
224 с.; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа (1974): сб. док.
1917–1973 гг. М. : Педогогика. С. 173–175.; Немов, Р. С. (2003) Психология:
Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М. : Гуманит. изд.
центр В ЛАДОС. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.; Пчельникова, Е. (Электронный
ресурс) URL: https://fb.ru/article/242971/pedologiya-eto-razbiraemsya-v-ponyatii
А. И. Ковалева, М. А. Степанова
Источник