Комплексная диагностика уровня развития ребенка готовность к школе

Комплексная диагностика уровня развития ребенка готовность к школе thumbnail
  1. Критерии готовности
    детей к обучению в школе. Школьная
    зрелость.

  2. Комплексная
    диагностика уровня функционального
    развития ребенка.

  3. Ведущие факторы
    риска неготовности к школьному обучению.

1. Критерии готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.

Подготовка детей
к школе — задача комплексная, многогранная,
охватывающая все сферы жизни ребенка.
Ребенок к школе должен быть зрелым не
только в физиологическом и социальном
отношении, но и достичь определенного
уровня умственного и эмоционально-волевого
развития.

Школьная зрелость
– это уровень морфологического,
физиологического, психического и
социального развития, который обеспечивает
детям возможность справляться с
требованиями систематического обучения.

Чтобы ребенок мог
успешно учиться в школе и выполнять
свои обязанности, он к моменту поступления
в школу должен достичь определенного
уровня физического и психического
развития, так называемой школьной
зрелости.

Выделяют две группы
критериев готовности детей к обучению
в школе: медицинские и психолого-педагогические.

Медицинские
критерии:

1. Уровень физического
развития.

2. Уровень
биологического развития.

3. Состояние
здоровья.

Психолого-педагогические
критерии:

1. Степень
психосоциальной зрелости.

2. Уровень умственной
работоспособности.

3. Выполнение
монометрического теста.

4. Чистота
звукопроизношения.

5. Уровень школьной
зрелости и уровень интеллекта по тестам
Керна-Ирасека и Векслера.

6. Уровень восприятия,
памяти, мышления.

В связи с
неравномерностью процесса роста и
развития не все дети (6-летние и 7-летние)
готовы к обучению в школе. Некоторые из
них в силу индивидуальных психофизиологических
особенностей трудно адаптируются к
новым условиям, лишь частично справляются
(а иногда и не справляются вовсе) с
режимом работы и учебной программой.
Поэтому важно заранее определить степень
готовности ребенка к школе и помочь ему
в преодолении трудностей на начальном
этапе обучения.

  1. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

Физическое
развитие

означает совокупность морфологических
и функциональных свойств организма,
характеризующих процесс его роста и
созревания. Физическое развитие организма
подчиняется биологическим законам и
отражает общие закономерности роста и
развития.

При определении
физического развития ребенка, как
правило, берут наиболее стабильные
показатели состояния организма, которые
можно зафиксировать с наибольшей
точностью простыми методами. Так, длина
тела
служит
суммарным показателем пластических
процессов, происходящих в организме.
Менее стабильный показатель — масса
тела
, но она
отражает развитие костно-мышечного
аппарата, внутренних органов, жировой
клетчатки. Окружность
грудной клетки

характеризует развитие грудных и спинных
мышц, функциональное состояние грудной
полости.

Наряду с определением
признаков физического развития
целесообразно исследовать некоторые
функциональные показатели: частоту
сердечных сокращений, артериальное
давление, жизненную емкость легких,
мышечную силу рук. Установлено, что
физическое развитие в значительной
степени определяет работоспособность
детей, в том числе и умственную
работоспособность.

На физическое
развитие оказывает влияние, прежде
всего, правильно организованное
физическое воспитание. При сниженной
двигательной активности мышечный
аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная
системы работают без достаточной
нагрузки и, не получая систематической
тренировки, даже на незначительные
физические усилия отвечают ценой
перенапряжения, что может привести к
стойким расстройствам их функции. Кроме
того, сниженный двигательный режим
способствует отклонениям в физическом
развитии в сторону избыточной массы
тела.

Для оценки
двигательного
режима
обычно
определяют общую продолжительность
двигательной активности за период
бодрствования. В соответствии с
рекомендациями она должна составлять
не менее 50% времени бодрствования.

Показатели
состояния здоровья детей

и их физического развития тесно
взаимосвязаны. Тщательное наблюдение
за состоянием здоровья ребенка необходимо
для того, чтобы выявить малейшие
отклонения в состоянии здоровья на
самых ранних стадиях, своевременно
оказать ребенку необходимую помощь и
полностью оздоровить к моменту перехода
в школу. На основании комплекса признаков
(наличие или отсутствие хронического
заболевания, уровень функционального
состояния основных систем организма,
частота заболеваний, уровень физического
и нервно-психического развития) определяет
группу здоровья.

К 1 группе относятся
здоровые дети с хорошими функциональными
показателями, нормальным физическим
развитием. Вторую группу составляют
тоже здоровые дети, но имеющие более
низкие показатели мышечной силы,
жизненной емкости легких, с небольшими
отклонениями со стороны зрения, речи,
осанки и часто болеющие. К 3-4 группам
относят детей, которые имеют какие-либо
хронические заболевания.

Одним из критериев
готовности ребенка к школе является
также характер
речепроизношения,

отражающего функцию сложного
речедвигательного аппарата. Становление
речи связано также с функцией слухового
анализатора. Наличие дефектов произношения
затрудняет обучение и расценивается
как неготовность к школе

У детей, имеющих
отклонения в работе зрительного
анализатора
,
могут быть затруднения в овладении
чтением, рисованием, письмом. Именно в
возрасте 5-7 лет заканчивается формирование
совместного зрения двумя глазами,
обеспечивающее пространственное
восприятие предметов. Уровень зрительного
восприятия детей определяет скорость
запоминания и адекватное воспроизведение
считываемого с доски и учебника текста,
уровень зрительного самоконтроля. А
уровень слухового
восприятия

определяет понимание ребенком на слух
читаемого и диктуемого текста. Комплексное
восприятие показывает уровень мыслительной
деятельности школьников, уровень их
интеллекта. И если к моменту обучения
у ребенка достаточно хорошо развиты
зрительный и слуховой анализаторы, то
и сам процесс обучения будет проходить
гораздо эффективнее.

Овладение навыками
письма
для
младших школьников представляет немало
трудностей. Графические движения
осуществляются мелкими мышцами кисти
руки, которые к началу школьного обучения
бывают недостаточно развитыми и
окрепшими. Кроме того, кисти руки ребенка
присущи от рождения хватательные
движения, и поэтому для начертания букв
нужно, прежде всего, “переучить” кисть,
вернее, научить правильно держать
карандаш и передвигать кисть по тетради.
Для дошкольников такая работа трудна
и утомительна. Созреванию мышечно-связочного
аппарата кисти, совершенствованию
движений способствуют занятия по ИЗО,
трудовые операции, особенно работа с
тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.

Чтобы определить,
в какой мере ребенок овладел навыками
быстрых и точных движений кисти руки,
используется тест
“Вырезание круга”.

На карточке изображен толстой линией
круг диаметром 30 мм, разделенный на 8
секторов. Вокруг него имеются 3 больших
и 3 маленьких по диаметру круга,
изображенные тонкой линией на расстоянии
1 мм друг от друга. Вырезается основной
круг. Работа должна быть выполнена за
1 минуту. При этом должно быть вырезано
не менее 68 круга и отклонений не более
2-х раз.

Тест считается
невыполненным, если для выполнения
потребовалось более 1 минуты и при
большом количестве ошибок.

Важным дополнением
к сведениям о “школьной зрелости”
являются представления об умственной
работоспособности

детей и ее динамике в процессе обучения,
характеризующие функциональные состояния
центральной нервной системы.

При изучении
умственной работоспособности у
дошкольников рекомендуется пользоваться
фигурными таблицами.

Оценка выполненного
задания проводится по объему (количеству
просмотренных фигур за определенный
промежуток времени) и качеству работы
(количеству допущенных ошибок в пересчете
на 100 просмотренных знаков).

Для определения
готовности ребенка к обучению в школе
широкое распространение получил
ориентировочный тест
школьной зрелости Керна-Ирасека
,
который дает представление об уровне
психического развития, степени зрелости
моторики, мышления и др. Это метод чаще
используется для оценки уровня развития
школьно-необходимых функций. Он включает
3 задания: рисование фигуры человека по
представлению, графическое копирование
фразы из письменных букв и срисовывание
точек в определенном пространственном
положении. Каждое задание оценивается
баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5
(наихудшая оценка).

Детей с результатом
15 баллов необходимо рекомендовать к
дальнейшему медико-педагогическому
обследованию. “Школьнозрелыми”
считаются дети, получившие в сумме за
выполнение 3-х заданий данного теста
3-5 баллов, “среднезрелыми” — 6-9 баллов
и “незрелыми” — 10 и более баллов.

Итак, ребенок
считается готовым к школьному обучению,
если по физическому и биологическому
развитию он соответствует паспортному
возрасту или опережает его, не имеет
медицинских противопоказаний, набрал
большое количество баллов за беседу
психосоциального характера, 3-9 баллов
за тест Керна-Ирасека и имеет положительный
результат за выполнение других проб.
Исследование предусматривает оздоровление
дошкольников и коррекцию школьно-необходимых
функций. Поэтому его следует проводить
два раза в год (в начале и в конце года).

Дети с отклонениями
в здоровье, отстающие по уровню зрелости,
с недостаточно сформированными
психомоторными функциями, имеющие
дефекты речи, составляют группу риска
неготовности к обучению в школе. Если
отставание, определяемое за год до
школы, сохраняется к началу учебного
года, необходимо отсрочить поступление
в школу, оставив ребенка в детском саду
еще на год.

Читайте также:  Что такое гендерное развитие ребенка

Во многих школах
сегодня проводят специальные беседы и
тестирования, чтобы выявить готовность
ребёнка к обучению в первом классе. Как
правило, это делается при отборе наиболее
подготовленных ребят в спецшколу. Многие
специалисты называют это пагубной
практикой, так как этот отбор часто
«вешает ярлык» на ребёнка: «этот умнее»,
«этот глупее», «этого в класс с ускоренной
программой, а этого — в класс выравнивания,
чтобы подтянулся до нормы».

Собеседование
даёт возможность определить, насколько
ребёнок подготовлен к школьной жизни,
прогнозировать его успехи. Хотя, конечно,
эта оценка часто субъективна и зависит
не только от действительной готовности
ребёнка к школе, но и от того, что в
обстановке собеседования дети теряются,
не успевают уложиться в срок, отвлекаются
или не могут сосредоточиться.

Собеседование с
будущими первоклассниками происходит
примерно следующим образом:

1. Назови свою
фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию,
имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или
мальчик? Кем будешь, когда вырастешь,
тётей или дядей?

4. У тебя есть
сестра, брат? Кто старше?

5. Сколько тебе
лет? Сколько будет через год? Через два?

6. Сейчас день или
утро?

7. Когда ты завтракаешь
— вечером или утром? Обедаешь — утром или
днём? Что бывает

раньше — обед или
ужин?

8. Где ты живёшь?
Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает
твой отец, мать?

10. Ты любишь
рисовать? Какого цвета этот карандаш
(ленточка, платье)?

11. Какое сейчас
время года? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно
кататься на коньках — зимой или летом?

13. Почему снег
бывает зимой, а не летом?

14. Что делает
почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны
звонок и парта в школе?

16. Ты сам (сама)
хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой
правый глаз, левое ухо. Для чего нужны
уши?

18. Каких животных
ты знаешь?

19. Каких птиц ты
знаешь?

20. Кто больше —
корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше: 8 или
5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать,
если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов.

За правильный
ответ на все подвопросы одного вопроса
ребёнок получает 1 балл (за исключением
контрольных вопросов). Ребёнок может
получить по 0,5 балла за правильные, но
неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы,
соответствующие поставленному вопросу.
«Папа работает инженером. У собаки лап
больше, чем у петуха». Неверными считаются
ответы: «Маму зовут Таня. Папа работает
на работе».

К контрольным
заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они
оцениваются так:

5 — сколько лет — 1
балл, если в ответе указываются года с
учётом месяцев – 3 балла.

8 — полный домашний
адрес с названием города — 2 балла,
неполный — 1.

15 — за каждое
правильно указанное применение школьной
атрибутики — 1 балл.

22 — за правильный
ответ — 2 балла.

Пункт 16 оценивается
совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15
ребёнок набрал 3 балла и дал положительный
ответ на п.16, то в протоколе отмечается
положительная мотивация к обучению в
школе (общая сумма баллов должна быть
не менее 4).

Оценка результатов
беседы:

25 — 29 баллов: ребёнок
считается школьно-зрелым.

20 — 24 балла: средняя
зрелость.

15 — 19 баллов: низкий
уровень психосоциального развития.

Также у ребёнка
попытаются выяснить, хочет ли он идти
в школу и что его там привлекает.

Ему могут задавать
такие вопросы:

1) Если бы было две
школы — одна с уроками русского языка,
математики, чтения, пения, рисования и
физкультуры, а другая только с уроками
пения, рисования и физкультуры, — в какой
из них ты бы хотел учиться?

2) Если бы было две
школы — одна с уроками и переменками, а
другая только с переменками и никаких
уроков, в какой из них ты бы хотел учиться?

3) Если бы было две
школы — в одной можно вставать только с
разрешения учительницы и поднимать
руку, если ты хочешь что-то спросить, а
в другой можно делать на уроке всё, что
хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

4) Если бы было две
школы — в одной ставили бы за хорошие
ответы пятёрки и четвёрки, а в другой
давали бы сладости и игрушки, в какой
из них ты бы хотел учиться?

5) Если бы в классе
у вас заболела учительница, и директор
предложил бы её заменить другой
учительницей или мамой, кого бы ты
выбрал?

6) Если бы было две
школы — в одной задавали бы уроки на дом,
а в другой нет, в какой из них ты бы хотел
учиться?

7) Если бы мама
сказала: «Ты у меня ещё совсем маленький,
тебе трудно вставать, делать уроки.
Останься в детском саду, а в школу пойдёшь
на будущий год», согласился бы ты с таким
предложением?

8) Если бы мама
сказала: «Я договорилась с учительницей,
что она будет ходить к нам домой и
заниматься с тобой. Теперь тебе не
придётся ходить по утрам в школу»,
согласился бы ты с таким предложением?

9) Если бы твой друг
(подружка) спросил, что тебе больше всего
нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Для обследования
уровня
речевого и мыслительного развития

ребёнка используются такие методики,
как ассоциации. Скажем, ребёнку называют
слово «дерево» и просят назвать слово
или слова, которые приходят ему на ум.
Как правило, будущих первоклассников
просят составить предложения или
рассказы по картинкам. Малышу предлагают
несколько картинок, связанных единым
сюжетом. Картинки перепутывают между
собой и просят малыша разложить их по
порядку и рассказать по этим картинкам,
что произошло.

При выполнении
этого задания происходит сложная
аналитико-синтетическая работа.
Выявляется понимание главного, способность
к установлению связей между явлениями,
в том числе и причинно-следственные
связи. Рассказ по картинке характеризует
речь ребёнка (произношение, словарный
запас, умение грамотно строить
предложения). Учитывается также
наблюдательность.

Чтобы определить,
в какой мере ребёнок овладел навыками
быстрых и
точных движений кисти руки,

используются методики, наподобие теста
«Вырезание круга». На карточке изображён
толстой линией круг диаметром 30мм,
разделённый на 8 секторов. Вокруг него
имеются три больших и три маленьких по
диаметру круга, изображённые тонкой
линией на расстоянии 1 мм друг от друга.
Вырезается основной круг. Работа должна
быть выполнена за 1 минуту. При этом
должно быть вырезано не менее 6/8 круга
и допускается отклонений не более 2-х
раз. Тест считается невыполненным, если
для вырезания потребовалось более 1
минуты и при большом количестве ошибок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Диагностики готовности ребенка к обучению в школе

hello_html_50ae7494.jpg

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Выполнила:

студентка группы Ш-22

Кучина Ирина

Оглавление:.

  • Исследование речевой сферы……………………………………1

  • Наблюдение за ребенком.………………………………………..2

  • Беседа о школе…………………………………………………….2

  • Тест-опросник…………………………………………………….3

  • ………………………….3

  • …………………………………………………3

  • ………………………………………….4

  • ……………………………………………………4

  • ……………………………………….5

  • …………………………………………………5

  • ……………………………………………….5

  • Список литературы…………………………………………6

Брошюра рекомендуется для родителей, педагогов, психологов.

В данной брошюре предложены диагностики, с помощью которых можно определить готовность ребенка к школьному обучению.

Диагностики разбиты на компоненты психологической готовности к школе:

  • Личностная готовность к школьному обучению;

  • Развитие произвольной сферы;

  • Интеллектуальная готовность;

  • Социально-психологическая готовность к школе;

  • Физиологическая готовность.

Диагностики личностной готовность к школьному обучению:

Исследование речевой сферы
в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» — шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.
Диагностика личностной готовности к школе.

Читайте также:  Влияние отца на психологическое развитие ребенка

Используется метод наблюдения за поведением ребенка, если нужно задаются дополнительные вопросы, отмечаются индивидуальные особенности.

1. Интерес к испытаниям:

а. живой, с широким кругозором, любознателен.

б. вялый, пассивный, нетерпеливый, быстро теряет интерес к заданиям

2 . Общение со взрослым:

а. смелый, разговорчивый, активный.

б. робкий, немногословный, плохо контактирует.

3 Работоспособность:

а- быстр в принятии решений, не устает, к выполнению приступает сразу же.

б. медлительный, быстро устает, нуждается в неоднократном объяснении.

Речь:

а. произношение четкое, предложения формулирует правильно.

б. дефекты в произношении звуков, неспособность правильно построить предложения

Итог: высокий уровень — 50%; средний — 40%; низкий — 10%.

Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой) для определения

Варианты ответов и их оценка

А — ориентация на содержание учебной деятельности — 2 балла

Б — ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни — 1 балл

В — ориентация на внешкольные виды деятельности и условия — 0 баллов

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу

2 1 0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А — интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б — интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.

В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

2  1  0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б — приобретение формы, школьных принадлежностей В — занятия, не относящиеся к школе

2  1 0

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В — уроки художественно — физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

2 1   0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А — занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.

Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными

2 1 0

Интерпретация результатов

Высокий уровень — 10-9 баллов — говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

Средний уровень — 8-5 баллов — свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

Низкий уровень — 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе

Диагностики социально-психологической готовности к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

  2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

  3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

  4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

  5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

  6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

  7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.

  8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

  9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу

  10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.

Оценка результатов: Высокий уровень — если ребенок поставил не менее 8 плюсов Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во вопросов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. Низкий уровень — от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)

Особенности проведения методики.

В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Интерпретация методики.

  • 0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

  • 3 – 4 балла  — нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

  • 5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

  • 8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.

  • 10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.

Средний уровень – от 3 до 7 баллов.

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе.

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.

8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.

10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень — если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень — от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими вне учебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 — представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень — от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Диагностика интеллектуальной готовности к школе

Тест на выявление интеллектуальной готовности к школе «Кругозор».

  1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

  2. Назови фамилию, отчество родителей.

  3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?

  4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

  6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

  7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

  8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

  9. Кем работают твои родители?

  10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

  11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

  12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

  14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

  15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

  16. Ты сам хочешь пойти в школу?

  17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

  18. Каких животных ты знаешь?

  19. Каких птиц ты знаешь?

  20. Кто больше, корова или коза?

  21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

  22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

Читайте также:  Роль семьи в развитии личности ребенка дошкольного возраста

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ — 1,2,3,4,5,8,9,17

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ — 6,7, 10,11, 12,14, 18,19

СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ — 13, 20, 21,22

ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ — 15,16.

Интерпретация:

Каждый правильный ответ — 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

* 5 вопрос — ребенок вычислил, сколько ему будет лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев — 3 балла * 8 вопрос — полный домашний адрес — 3 балла

* 15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики — 1 балл

* 16 вопрос — положительный ответ — 1 балл

* 17 вопрос — правильный ответ — 3 балла

* 22 вопрос — правильный, адекватный ответ — 2 балла

Оценка результатов:

Оценка результатов:

Высокий уровень — 24-29 баллов

Средний уровень — 20-23,5 балла

Низкий уровень — от 19,5 и ниже

Тест готовности к школе — «Чего не хватает?» ( Р. С. Немов).

Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Оценка результатов  10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.  8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26- 30 секунд.  4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.  2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.  0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд

hello_html_2252c168.jpg

 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе

1. Тест для исследования произвольного внимания «Да и нет» Н.И. Гуткиной

Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

Ход выполнения задания.

Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?». (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

Вопросы:

  1. Ты хочешь идти в школу?

  2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

  3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

  4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

  5. Ты любишь гулять?

  6. Ты хочешь учиться?

  7. Ты любишь болеть?

  8. Ты любишь играть?

  9. Ты сейчас спишь?

  10. Ночью солнышко светит?

  11. Ты любишь ходить к врачу?

  12. Доктор стрижет детей?

  13. Коровы умеют летать?

  14. Тебя зовут… (неверное имя)?

  15. Зимой бывает жарко?

  16. Ты ходишь на работу?

  17. Конфеты бывают горькими?

  18. Трава белого цвета?

  19. Парикмахер лечит детей?

  20. Твой папа играет в куклы?

Обработка результатов.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.

Диагностики физиологической готовности к школе

  1. Тест на выявление уровня развития школьно-значимых психических и физиологических функций.

Краткое исследование развития речевого слуха.

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:

ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:

ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):

ДОМ-ТОМ-КОМ

БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:

Высокий уровень— ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.

Средний уровень— ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.

Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на проверку фонематического слуха. «Найди звук» Н.И. Гуткиной

Методика служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. В качестве примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть разыскиваемый звук в слове или нет (см. табл.).

Таблица 1

Слова произносятся очень четко, гласные звуки растягиваются. Искомый гласный звук должен стоять под ударением. Испытуемому предлагают повторить слово и послушать его. В протоколе фиксируются ошибочные и правильные ответы. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем меньше суммарный балл, тем лучше развит фонематический слух.

Крупные движения.

Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:

 пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;

 встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты.

Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;

 ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Итоговый уровень: Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно. Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

Диагностики развития произвольной сферы

Дайте ребенку тетрадный лист с точками. «Мы будем рисовать разные узоры. Внимательно слушай меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводишь только ту линию, которую я скажу».

Обязательно вспомните вместе с малышом: где у него правая рука – там право, где левая – там лево. «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание!

Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

Высокий уровень — 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

Средний уровень — 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии; 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок

Низкий уровень — 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором; 0 баллов – отсутствие сходства.

Диагностика произвольной сферы. Методика «вежливость» Н.И. Гуткиной

Методика предназначена для диагностики уровня произвольной сферы и может применяться при определении готовности детей к школе и представляет собой известную игру, а которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слов