Компьютерные игры как средство развития способностей ребенка
Инфоурок
›
Социальному педагогу
›Презентации›« Компьютерные игры как средство развития познавательных способностей детей с ограниченными возможностями»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
«Целью компьютерных игр является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» — Т.И.Шамова.
3 слайд
Описание слайда:
«Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться; он пришёл как бы на зов людей… У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем -, может быть, великая… И для того он наделён величайшей энергией духа, а наш долг — помочь выполнить её». Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, в том числе и коррекционной. Так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности, переходит в разряд неуспевающих.
4 слайд
Описание слайда:
Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить организация воспитательных занятий, на которых дети с помощью игры решают нестандартные задачи. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Правильно построенная игра способствует развитию познавательных процессов школьников. Игра будет более эффективным средством развития познавательных процессов детей если:
5 слайд
Описание слайда:
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. У детей недостаточно развиваются качества мышления: глубина, критичность, гибкость, которые определяют его самостоятельность. Развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач обучения и воспитания. Самостоятельность мышления проявляется в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который учитывал бы особенности мыслительной деятельности каждого ученика.
6 слайд
Описание слайда:
Информационные технологии дают новые возможности детям с ограниченными способностями– это : доступ к нетрадиционным источникам информации повышение информационной вооружённости усиление мотивации обучения развитие творческих способностей создание благополучного эмоционального фона
7 слайд
Описание слайда:
Все компьютерные программы для детей должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности. Категорически запрещается использовать в работе с детьми «коммерческие» компьютерные игры с агрессивным, «жестким» содержанием в целях тренинга быстроты реакции, с напряженным темпом развертывания событий на экране. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям учащегося с ограниченными умственными возможностями, события в таких программах и темп их развития регулируются им самим либо учителем по ходу естественного протекания его деятельности. Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными формами обучения, не заменяя обычный ход уроков, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Компьютерным играм должны предшествовать развивающие и обучающие задания, которые создают базу для приобщения учащихся к компьютерным играм.
8 слайд
Описание слайда:
развивающие игры обучающие игры игры-эксперименты игры-забавы компьютерные диагностические игры
9 слайд
Описание слайда:
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика».
10 слайд
Описание слайда:
Это обучающие и развивающие компьютерные игры, предназначенные для учащихся начальных классов массовой школы, но перенаправленные на обучение детей с ограниченными возможностями . Такие готовые компьютерные игры направлены на развитие внимания и наблюдательности, развития познавательной деятельности учащихся, особенно мышления и речи, на умение ориентироваться в игровой ситуации, на осуществление анализа и сравнения.
11 слайд
Описание слайда:
«Ромашка» — игра для отработки навыка устного счета
12 слайд
Описание слайда:
«Словарные слова» — игра для закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса;
13 слайд
Описание слайда:
«Правильный ответ» — игра для тестирования по различным предметам, где перечень ответов представлен в текстовом виде;
14 слайд
Описание слайда:
«Подпиши конверт» — игра для отработки навыка заполнения деловых бумаг;
15 слайд
Описание слайда:
Выбери картинку» — игра для тестирования по различным предметам, где перечень ответов представлен графическими объектами (иллюстрациями), а также для развития основной части мышления – обобщения.
16 слайд
Описание слайда:
Это игровые программы дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с отработкой у учащихся математических навыков; с закреплением правописания слов и пополнению словарного запаса, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, с синтезом и анализом понятий.
17 слайд
Описание слайда:
В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно — скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому учащийся, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения игровой задачи
18 слайд
Описание слайда:
Это компьютерные программы т. н. «открытого» типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.
19 слайд
Описание слайда:
различного рода графические редакторы, в том числе «рисовали», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения, коррекции рисунка другими способами; простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста; «конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр; «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи; «конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов древовидной или сетевой структуры.
20 слайд
Описание слайда:
По результатам опроса детей от 5 до 12 лет одной из известных фирм по производству игрушек были получены следующие результаты. На вопрос — «какие игры Вы любите?» — 80% мальчиков ответили – «компьютерные игры», тогда как среди девочек популярность детских компьютерных игр оказалась немного ниже. Самые простые игры – это компьютерные игры для малышей. Среди их множества можно найти немало полезных развивающих игр. Они помогут обучить ребенка азбуке, счету, рисованию, иностранным языкам и многим другим полезным вещам в игровой форме.
21 слайд
Описание слайда:
По данному исследованию была подобрана необходимая литература. Были выявлены причины увлечения детей компьютерными играми. Рассмотрено положительное влияние компьютерных игр. Определены правила, которые необходимо знать при выборе игры. Обозначены виды компьютерных игр и развивающие игры. Найдены рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника. Обозначены правила для сохранения физического и психического здоровья ребенка.
22 слайд
Описание слайда:
повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Курс профессиональной переподготовки
Социальный педагог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-089444
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Основным исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе развития возникают игровая и учебная деятельности. Все основные виды деятельности – игра, учение, труд присутствуют в жизни каждого человека. В них происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности взаимодействуют друг с другом, обогащают друг друга, создают новые перспективы дальнейшего развития личности. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие меньшее. В связи с этим А.Н. Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности. Ведущей называется деятельность в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра (Леонтьев, 2011).
Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали её значение для психического развития ребенка. Советская теория игры использовала прогрессивное положение зарубежных педагогов и установила преемственную связь с идеями, выдвинутыми русскими педагогами. К.Д. Ушинский утверждал, что игры могут определять характер и поведение человека в обществе. Он придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения (Леонтьев, 2011).
П.Ф. Лесгафт рассматривал игру, как упражнение, с помощью которого, ребенок готовится к взрослой жизни. В своей педагогической системе, он уделял большое внимание физическому воспитанию детей, и поэтому им была разработана система подвижных игр. Также он подчеркивал важность подражательных игр, содержание которых связанно с социальным окружением ребенка, в этих играх ребенок воспроизводит все, что чаще всего видит, усваивая привычки и обычаи общества. Е.И. Техеева рассматривала игру, как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одну из важных средств воспитательного воздействия на ребенка (Аникеев, 1997).
Исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых (Эльконин, 2004).
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение дошкольников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет ребенку сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения и способности, необходимые ребенку.
Игра в развернутой ролевой форме продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных сторон жизни современного ребенка. Она берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого.
В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода – образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры является яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой, и телом, становится им.
Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты. В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» (Шмаков, 1994, С. 144).
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие развивающие возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.
В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идет по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.
Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т. п.), для лечения психических заболеваний.
Игра с одной стороны создает зону ближайшего развития ребенка, а с другой постоянно расширяет жизненный опыт детей. Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. В своих играх, будь то машинки, дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены их просмотренных фильмов или моменты собственной жизни.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии ребёнка.
Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому, что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению) исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.
К концу дошкольного возраста игры детей обычно приобретают характер сложной, творческой коллективной деятельности, в процессе которой дети вступают друг с другом в отношения подлинного сотрудничества. Воспроизводя производственные, административные и семейные взаимоотношения взрослых людей, дети учатся жить, трудиться и взаимодействовать с другими людьми. У них формируются важнейшие социальные отношения, вырабатываются полезные привычки, обозначаются черты формирующегося характера.
Еще одна особенность игровой деятельности это сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Сережа, я капитан». Вместе с тем он охотно действует в соответствии с отражаемым в игре образом. «Товарищ капитан, ваш корабль скоро выйдет в море. Матросы должны быть сильными и здоровыми. Постройте их для физических упражнений», – говорит воспитатель. И капитан весело и авторитетно отдает команду: «На зарядку становись!»
Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка.
Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Благодаря общению в игре развиваются коммуникативные способности ребёнка.
Источник