Компьютерная диагностика психологического развития ребенка
Интернет-курс «Программно-методические комплексы «1С» для психологов дошкольных учреждений»
Программный продукт включён в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/73690/.
Видеоролики по работе с программой: https://edubase.ru/childbase.php#rec21672320
Главная цель психологической службы дошкольного образования — психологическое здоровье детей, содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, а также профилактика подобных нарушений.
В помощь психологам по заказу Федерального агентства по образованию в рамках НИР «Разработка и апробация социальной сети возрастно-психологического консультирования воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и детей, обеспечивающих выбор вариативных развивающих программ с учетом индивидуальных психологических особенностей личности ребенка» была разработана первая редакция данной программы. Разработка выполнена специалистами группы компаний Персонал Софт совместно с фирмой 1С.
Программа одобрена экспертным советом Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждениях.
Под руководством доктора психологических наук А.Н.Гусева группой ведущих психологов МГУ им. М.В. Ломоносова были отобраны научно-обоснованные, надежные, апробированные психодиагностические методики, направленные на оценку:
индивидуально – психологических особенностей ребенка;
отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
отношений к себе, сверстникам, взрослым;
адаптации в коллективе;
креативности;
готовности к школе старших дошкольников и др.
Для кого предназначен программнй продукт
Программный продукт «1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия» предназначен для психологов:
системы дошкольного, общего и дополнительного образования,
центров социальной помощи семье и детям,
центров медико-психолого-педагогической помощи.
Программа одобрена экспертным советом ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждениях:
- Рецензия №110 от «01» апреля 2011 г. по «1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия».
Под руководством доктора психологических наук А.Н.Гусева группой ведущих психологов МГУ им. М.В. Ломоносова были отобраны и включены в состав программных продуктов научно-обоснованные, надежные, апробированные психодиагностические методики.
Использование программ в практической деятельности психолога сокращает трудозатраты на неизбежную и необходимую диагностическую работу. Сэкономленное время психолог имеет возможность направить на оказание непосредственной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам для максимального содействия личностному и индивидуальному развитию воспитанников.
Основные возможности программы
Проведение диагностики различными способами:
Тестирование непосредственно за компьютером психолога, на котором установлена программа.
Удаленное тестирование за любым компьютером при помощи флеш- программ.
Тестирование с использованием бумажных бланков.
Автоматическое формирование заключений после проведения диагностики (в т.ч. после тестирование с помощью бумажных бланков).
Ведение в программе истории работы психолога с детьми, родителями, воспитателями.
Анализ и обобщение результатов тестирования: сравнение результатов групп детей. Поддерживается выгрузка в программы для статистической обработки данных.
Учет работы психолога с возможностью автоматического формирования отчетной документации о работе психолога.
Психологу программа помогает
Автоматизировать рабочее место.
Стандартизировать процедуру проведения психодиагностического тестирования.
Минимизировать возможные ошибки при обработке результатов тестирования.
Формировать надежные и содержательные психодиагностические заключения.
Отслеживать динамику в развитии детей и при необходимости своевременно вносить изменения в образовательную программу с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Быстро и оперативно искать информацию о результатах ранее проведенных тестирований.
Анализировать результаты диагностики, в том числе, для выявления «трудных» детей, а также детей, чей уровень развития не соответствует возрастной норме.
Выгрузить обезличенные результаты тестирования для статистической обработки с целью обновления психодиагностических норм. В программе предусмотрено использование как общих норм, так и специально загруженных норм конкретного региона.
Учет тестируемых
В программе ведутся личные дела, содержащие всестороннюю информацию по следующим категория тестируемых:
Детей, включая дополнительные возможности по ведению карточки социального педагога.
Родителей и опекунов.
Воспитателей, работающих с детьми.
Поддерживается учет тестируемых по группам, включая автоматический перевод в следующую группу с началом нового учебного года.
Методики
Программа предоставляет набор готовых методик для всех возрастных категорий:
Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «Я в школе».
Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А. Нежновой).
Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка к школе (Карта Стотта).
Методика «Проба на произвольность» (модификация методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина).
Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 4 до 11 лет.
Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 12 лет.
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».
Методика диагностики поведенческих проявлений темперамента (Опросник А.Томаса и С.Чесса).
Методика диагностики уровня развития наглядно-образного мышления «Полянки».
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (модифицированая А.М. Прихожан).
Методика определения мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург).
Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (по методике М.В.Матюхиной).
Методика определения силы выраженности учебного мотива (Методика «Расписание»).
Методика оценки функций контроля и рабочей памяти «Сердечки и цветочки».
Опросник для воспитателя: отношение ребенка к сверстникам.
Опросник для воспитателя: отношение ребенка к чужому взрослому.
Опросник для воспитателя: проявление агрессии у детей.
Опросник жалоб ребенка (Hock K., Hess H., Schwarz E.).
Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
Субтест «Необычное использование» (из батареи Е. Торренса для диагностики креативности).
Проведение тестирования
Программа поддерживает следующие формы тестирования:
В самой программе (на компьютере психолога).
При помощи проекторов, вне программы.
На бумажных бланках, с последующим вводом в программу ответов тестируемых.
Анализ результатов тестирования
Групповой анализ результатов основан на составлении выборок результатов тестирования (по группе, возрасту и полу тестируемых). По каждой выборке можно получить детализированную информацию:
Данные о количестве тестируемых с высоким или низким уровнем выраженности того или иного фактора: тревожности, готовности к школе.
Данные о количестве тестируемых, для которых наиболее характерен тот или иной фактор, например, мотив деятельности.
Учет работы психолога
Учет работы психолога в программе основан на следующих нормативных документах:
Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 09.09.2003 № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы».
В программе реализованы:
Годовые планы работы.
Графики работы на неделю.
Журнал учета проведенной работы.
Формируется статистическая справка о проделанной работе за отчетный период в разрезе видов и форм работы.
Интеграция с другими системами
Программа является неотъемлемой частью системы программ фирмы «1С» для автоматизации образовательных учреждений. Поддерживается интеграция со следующими решениями:
«1C:Дошкольное учреждение»;
«1С:Кабинет здоровья образовательного учреждения».
Использование программы также обеспечивает вертикальную интеграцию на основе обмена данными с «1С:Психодиагностика образовательного учреждения».
Для облегчения встраивания программы в систему автоматизации образовательного учреждения код программы на языке «1С:Предприятие 8» основан на конфигурации «1С:Библиотеки стандартных подсистем» и полностью открыт.
Источник
На сегодняшний день ученые, исследующие психологию детей и подростков, единогласно признают крайнюю необходимость регулярного проведения психологической диагностики детей и подростков с целью отслеживания возможных нарушений. Своевременное выявление и коррекция неправильного психологического развития ребенка — единственный надежный способ достижения и сохранения его психологического здоровья.
В нашем центре используется компьютерный комплекс «НС-Психотест» компании «Нейрософт». В комплексе реализована возможность раннего выявления эмоциональных нарушений и нарушений психического развития детей с целью последующей коррекции, диагностики, готовности к обучению в школе, детей старшего дошкольного возраста, оценки психологической и социально-психологической адаптации детей и подростков, для детей дошкольного возраста (с 5 лет).
С помощью данных методик можно решить следующие практические задачи:
- оценить психологический и психофизиологический статус детей и подростков;
- исследовать внутренние особенности личности: психические свойства и состояния, особенности протекания психических процессов;
- исследовать внешние проявления индивидуальных особенностей личности: поведения, общения, деятельности;
- оценить уровень развития профессионально важных качеств с целью профессиональной ориентации подростков;
- оценить эффективность лечения и реабилитационных мероприятий с помощью блока клинических тестов.
Психологические тесты направлены на диагностику всего спектра психических явлений:
- психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления;
- психических свойств личности: темперамента, характера, способностей;
- психических состояний: кратковременных (активности, самочувствия, настроения, напряжения) и долговременных (тревожности, депрессивности, агрессивности и т.д.).
Методы диагностики:
Экспресс диагностика психологического состояния детей:
Диагностика особенностей развития и функционирования нервной системы детей и подростков среднего и старшего школьного возраста во всех его аспектах: психофизиологическом, когнитивном, эмоциональном, социально-психологическом, личностном. По результатам психофизиологической диагностики программа автоматически дает подробное заключение и индивидуальные рекомендации по организации процесса обучения детей со слабостью, неуравновешенностью или инертностью нервных процессов.
Примеры методик: (корректурный тест, методика «Веселый – грустный», методика «Лесенка», оценка памяти школьника, шкала эмоционального профиля детей, память на числа, таблицы Шульте-Платонова, методика Мюнстерберга, исключение понятий, тест тревожности Филлипса, методика Дембо-Рубинштейн и др.)
Диагностика всего спектра общепсихологических явлений:
- Оценка познавательных процессов детей и подростков: особенностей функционирования памяти, внимания, мышления и т.д.
Примеры методик: тест структуры интеллекта Амтхауэра, цветные матрицы Равена, стиль мышления и др.
- Выявление личностных особенностей школьников: темперамента характера, направленности, способностей и т.д.
Примеры методик: методики Элерса, тесты Айзенка, тест юмористических фраз и др.
- Диагностика психических состояний детей и подростков: как кратковременных (активности, самочувствия, настроения, напряжения), так и долговременных (тревожности, депрессивности, агрессивности, фрустрированности).
Примеры методик: САН, ТФАР, опросник Басса-Дарки и др.
- Для детей дошкольного возраста в программу включены специальные методы диагностики, для прохождения которых не требуется умения читать и писать. Методики для дошкольников подобраны таким образом, чтобы дети воспринимали процесс психологического обследования как увлекательную игру. В программе реализована возможность диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Примеры методик: эмоциональный профиль дошкольника, Цвето-рисуночный тест, Тест Гудинаф-Харриса и др.
- Проективные методы психологической диагностики, которые могут применяться как для дошкольников и детей школьного возраста, так и для взрослых. Преимущества проективных методов диагностики:
— возможность проведения на основании результатов обследования глубокого анализа внутреннего мира тестируемого, в том числе его неосознаваемых тенденций;
— отсутствие в результатах обследований погрешностей, порождаемых ошибочными либо неискренними ответами респондентов.
Примеры методик: тест Люшера, методика «Дом – Дерево– Человек», тест Зонди, цвето-рисуночный тест, методика «Несуществующее животное», тест «Нарисуй человека».
Программное обеспечение комплекса «НС-Психотест», осуществляет автоматизированную обработку результатов диагностики по методикам, является уникальной и не имеет аналогов.
Программа формулирует итоговый вывод не только по каждой методике отдельно, но и по итогам прохождения обследуемым всего блока методик. Вывод формулируется по специальной схеме и включает описание результатов диагностики психологического здоровья ребенка во всех аспектах, а также заключение об общем уровне психологического здоровья ребенка, в том числе о принадлежности его к группе риска.
Источник
Проблема психологической диагностики и сопровождения детей – инвалидов является предметом исследования многих специалистов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, трудностями в самообслуживании. Освоению детьми инвалидами социального опыта, вхождению их в систему общественных отношений помогают специальные центры по реабилитации, специальные программы, учебные заведения.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Цель диагностической работы — это выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи.
Пояснительная записка:
В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психологической деятельности.
В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).
Таким образом, в работе психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.
Срок реализации программы:
— первичная диагностика — в течение 4 занятий с момента зачисления в центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;
— вторичная (уточняющая) диагностика – в период срока реабилитации в центре (4 занятия);
— итоговая диагностика– по завершению программы реабилитации
(4 занятия).
Целевая группа: программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей (законных представителей).
Цель программы: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.
Задачи:
— определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;
— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;
— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;
— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;
— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;
— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;
— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка в социуме;
— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, психологу нужно принимать во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы;
– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
Этапы реализации программы.
• подготовка к диагностической процедуре;
• проведение психологической диагностики;
• анализ результатов.
Ожидаемые результаты: — определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;
— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;
— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;
— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;
— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;
— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;
— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;
— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;
Содержание программы:
Ι этап: Подготовительный.
— сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;
— изучение личного дела;
— подбор диагностических методик.
ΙΙ этап: Диагностический.
1 блок: Социальная ситуация развития.
Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.
1.1. Сфера воспитания:
Цель: выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Тип семейного воспитания (эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.). Родительское отношение Сложности в воспитании | Взрослым Взрослым Взрослым | «Стиль семейного воспитания» Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» |
1.2. Межличностное взаимодействие:
Цель: оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Взаимоотношения ребенка с взрослыми, членами семьи. Взаимоотношения со сверстниками | От 7 лет до 15лет От 7 лет до 15 лет | Цветовой тест Люшера «Рисунок семьи» Цветовой тест Люшера Цветовой тест отношений |
2 блок: Изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.
Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей.
2.1.Интеллектуальная сфера, познавательные процессы:
Цель: изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Мышление Внимание Память Интеллектуальные особенности Особенности восприятия | От 5 лет до 10лет От 6 лет до 14 лет От 5 лет до 15 лет От 5 лет до 15 лет От 5 лет до 15 лет От 7 лет до 15 лет От 5 лет до10 лет От 8 лет | Методика «Исключение слов»; сюжетно-логические задачи. Методика «Простые аналогии». Методика «Исключение лишнего» Методика «Корректурная проба» «Графический узор» «Тест Пьерона-Рузера» «Лабиринт» Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия) «Определение типа памяти» «Нарисуй человека» «7 типов интеллекта» «Узнай фигуры» «Почтовый ящик» «Домик» |
2.2. Эмоционально-личностные характеристики:
Цель: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Самооценка Тревожность Эмоциональное состояние Интересы Мотивация Поведение (агрессивность, произвольность) Потребности Особенности адаптации к школе. | 7 лет От 11 лет до 14 лет От 15 лет От 7 лет до 10 лет От 11 лет до 15 лет От 7 лет до 15 лет. От 11 до 15 лет От 7 лет до 10 лет От 11 лет до 14 лет От 15 лет От 7 лет до 10 лет От 7 лет до 15 лет От 7 лет до 15 лет От 7 лет до 10лет | Тест «Лесенка» (В.Г. Щур) «Дом Дерево Человек» Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.) Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника» Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) Цветовой тест Люшера Анкета «Мои интересы» Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (для уч.1 кл.). Опросник «Учебная мотивация школьников» Методика «Учебная мотивация» (Н.В Елфимова) Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» ( Домбровская И.С.) Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы) «Кактус», «Несуществующее животное» Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В.Резапкиной) Опросник Р. Кеттела (уточняющая) Методика изучения потребности общения и потребности достижения Методика Нежновой «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей» |
2.3. Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.
Цель: оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков | От 5 лет до 10 лет | Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний |
3.2. Нарушения в поведении
Цель: выявление нарушений в поведении.
Диагностируемые параметры | Возраст несовершеннолетнего | Методики |
Нарушение поведения | От 12 лет до 15 лет | 1. Проективные методики; 2. Опросник Шмишека; 3. 16 – факторный тест Кеттела; |
ΙΙΙ этап: Аналитический
Цель: анализ диагностических данных.
- Интерпретация данных;
- Анализ данных;
- На основе данных анализа, психолог делает вывод о том, как строить дальнейшую реабилитационную деятельность, как детьми, так и с их родителями.
Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.
Список литературы:
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития- М.: Школьная Пресса,2006.
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.Изд. 2-е испр./ Н.Л.Белопольская –
М: Когито-центр, 2009.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.
4. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова,
Т.З. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Издательство «Совершенство»,1998.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Владос, 2003
6.Венгер А.Л. Психологическая готовность к обучению в школе / Венгер А.Л.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.- М.,1985. С. 27-39.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина.-М.; Комтекс-Центр, 1993.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. Ред. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.
9. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973
10. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности к школьному обучению и технология ее применения. М., Министерство образования и науки РФ, 2012.
11. Ильина М.Н. Подготовка к школе (развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.
12. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.
13. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.
14. Психолого — педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М. : Академия, 2003.
15. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой – М.
16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2000.
17. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. М., 1998.
18. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М. : Владос, 2008.
19. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи// Психодиагностика в школе. Таллин.1980.
Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Пушкинского района»
Программа психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста
СПб ГБУ СОН «ЦСРИиДИ Пушкинского района»
Социально-реабилитационное отделение
Возраст от 5 до 15 лет
Срок реализации 12 занятий
Составитель:
Берлянчик О.С.
Должность: психолог
Санкт-Петербург
2017
Источник