Компетентностный подход в развитии личности ребенка

Компетентностный подход в развитии личности ребенка thumbnail

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Д.А. Нургазинова, учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная школа № 18 (г. Павлодар)

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Как воспитать юного гражданина, способного подстраиваться под требования и условия современного развития общества? Как развивать компетентностные способности и навыки, как научить применять их в диктуемых условиях жизни? Как научить ребенка «не потеряться» среди людей, не выпасть из человеческого кластера? К сожаленью, многое в воспитании и формировании личности учащегося не учитывается, в том числе и компетентностный подход.

Любую профилактическую работу следует начинать с диагностики,  которая ведется в следующем направлении: социальный паспорт класса, который содержит раздел «Классификация типов семей». Эта классификация рассматривает пять типов семей: 

1) семьи с высоким уровнем нравственных отношений,

2)семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании;

3)  внешне благополучные семьи;

4)  конфликтные семьи;

5) неблагополучные семьи по принципу возможного обеспечения положительной направленности в воспитании ребенка. 

Конфликтных и внешне благополучных семей достаточно много, но именно в этих семьях взаимопонимание между членами семей отсутствует. А это сигнал для социального педагога и классных руководителей – повнимательнее отнестись к подростку или ребенку из такой семьи. Но следует обратить внимание на детей из благополучных семей, за которыми ведется родительский контроль, так называемая «гипер-опека», когда вместо ребенка решения принимает родитель, не учитывая желания и способности своего ребенка. Исходя из этого целью работы с классом, считается  формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива на основе компетентностного подхода в воспитании. За основу воспитательной работы с детьми нужно взять модель качеств личности школьника, которые нужно сформировать в классном коллективе: информационная защищенность, умение жить в реальном мире, адаптация к жизни, общение, ответственность за принятые решения, совместная деятельность; активно — деятельностная позиция, которые формируют основные ключевые компетентности воспитанника (информационно – аналитические, социально – коммуникативные, культурно – личностные,  проблемно – регулятивные). Основная перспектива развития классного сообщества: достойный человек, сплоченный коллектив. Основная форма деятельности: межличностное общение; самопознание; коллективно – творческое дело.

Если под компетентностью понимать уже состоявшееся качество личности и его минимальный опыт деятельности в какой-либо сфере, то можно говорить о том, что

компетентность ребенка в различных областях начинает формироваться еще до достижения им школьного возраста. Поэтому школа не начинает, а продолжает сопровождение ребенка в процессе формирования его как компетентностной личности.

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Компетентность — осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.

Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира.

Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

— метод наблюдения;

— метод коллективного анализа деятельности, размышления;

— метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

— метод тестирования и анкетирования.

Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

— метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;

— метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;

— метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

— метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;

— метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;

— метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);

— метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.

Методы поддержки развития организаторских способностей:

— метод «творческого выполнения задач»;

— метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

— метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

— метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;

— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

— метод творческого поиска.

Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают:

— метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

— метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

— метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;

— метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

— метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

— метод самоконтроля;

— метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.

Методы педагогической поддержки «социального здоровья» — это методы, которые с одной стороны — необходимы для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, веры в свои силы, с другой стороны — позволяют стабилизировать общее эмоциональное состояние и предотвратить асоциальное поведение.

— метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

— метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;

— метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);

— метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;

— метод «подавления отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, подавление отрицательных эмоций;

— метод «устранения плохих привычек»;

— метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;

— метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для самостоятельности: САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Принципы реализации воспитательной деятельности

Принципы воспитания — это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.

Для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:

• принцип гуманизма,

• принцип социального закаливания,

• принцип сотрудничества и

• принцип ценностной ориентации.

Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.

Реализация принципа гуманизма обеспечивается: добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность; возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; оптимистической стратегией при определении задач воспитания; учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка; подготовленностью детей к социальной самозащите.

Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается: созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом; включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; стимулированием научного и морального познания и самопознания детей; оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.

Реализация принципа сотрудничества обеспечивается: определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей; развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений; формированием позитивного отношения к человеку; воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.

Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, «сливаются» с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного «Я».

Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается: предъявлением детям «очеловеченной» социальной жизни с ее противоречиями; организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании.

Таким образом, воспитательная работа с младшими школьниками является важным направлением педагогической деятельности. Без воспитания невозможно вырастить ребёнка полезного обществу, самостоятельно реализующего свои планы, умеющего свободно решать проблемы в окружающей действительности.

Компетентностный подход позволил развивать и формировать не элементарные знания, умения и навыки, а базовые и ключевые компетенции младшего школьника.

Младший школьник, обладая общечеловеческими ценностями, компетенциями учится быть конкурентоспособным членом современного общества: предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно и уметь быть исполнителем, постоянно учиться всему новому и эффективно применять знания в школьной практике, быту, учебной деятельности.

Источник

Доклад на тему:

«Становление личности учащихся через  компетентностный подход

в обучении и воспитании»

Слайд 2

“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

 дай мне действовать самому – и я научусь”

Китайская мудрость

Слайд3

Компетентностный подход – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной, в том числе и для начальной школы.

Давайте представим ученика – выпускника начальной школы. И на самый банальный вопрос: «Что он будет знать, уметь, какие навыки приобретет к концу 4 класса»? Можем точно сказать, что он научится: решать задачи, грамотно писать, пересказывать тексты, писать изложения и сочинения, знать законы, свойства, правила….

Так почему же в жизни мы часто сталкиваемся со следующими фактами:

-хорошо успевающие ученики, окончив школу, не редко оказываются в жизни неуспевающими людьми;

-молодые специалисты – выпускники институтов, колледжей, слишком долго адаптируются на рабочем месте….

Слайд4

По данным ученых в российском образовании

 знания занимают  — 65%,

 умения – 25%,

обобщенные умения – 10%.

Так и получается, что мы выпускаем ученика, которому хватает знаний, но не хватает умений, опыта применения данных знаний в различных жизненных ситуациях.

Слайд5

В связи с обновлением содержания образования, в том числе и начального, именно компетентностный подход получает в настоящее время широкое применение. Согласно Концепции общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».

Слайд 6

И такие понятия как компетенция и компетентность являются основными для компетентностного подхода. В чём разница?
Компетенция – совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности.
Компетенция= ЗУНы + опыт деятельности.

Компетентность – владение компетенцией. Готовность ученика использовать ЗУН, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач

Слайд 7

Таким образом,

Слайд 8

Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций.

А.В. Хуторский  (доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования) выделяет такие группы компетенций: 

Коммуникативные- владение учеником средствами коммуникации, 
Информационные – обеспечивает навыки деятельности ученика работы с информацией, 
Учебно-познавательные – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 
Социально-трудовые – готовность к сотрудничеству с другими людьми, овладения учеником знаниями и опытом в гражданской- общественной деятельности 
 Ценностно-смысловые – речь идет о профориентации, постановка ученика в ситуацию самоопределения, 
 Компетенции личного самосовершенствования – готовность к решению проблем.

Особенно важно, в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности – это организовать процесс формирования ключевых компетенций: коммуникативной, социально- трудовой, информационной, учебно-познавательной, компетенции личного самосовершенствования. 

Слайд  9
    Аспекты учебно-познавательной компетенции, компетенции личного самосовершенствования. 
-Уметь выбирать собственную траекторию образования; 
-Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; 
-Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме; 
-Выступать устно с результатами своего исследования 
-Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация , систематизация; 
— готовность к решению проблем. 

Слайд 10
Аспекты коммуникативной, социально — трудовые компетенции. 
-уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление. 
-уметь представить свой класс, школу, 
-выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос 
-владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)

Слайд11
Аспекты информационной компетенции. 
-владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями словарями; 
-самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. 
-владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона. 

Рассматривая виды ключевых компетенций убеждаемся в том, что именно они (ключевые компетенции ) и характеризуют уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования по предмету, что определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника начальной школы.

Слайд 12

Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований:

  • Обучение носит деятельностный  характер;
  • Увеличена  доля  самостоятельных  работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;
  • Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели,  для рефлексии учебной деятельности;
  • Применяются технологии преподавания: проектная методика, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, технология развития критического мышления,  ИКТ, интерактивная методика;
  • Усиление практической направленности школьного образования через деловые и имитационные игры, творческие встречи, диалогические  методы обучения: дискуссии, круглые столы, дебаты и др.

Слайд 13

Компетентностное задание

Слайд 14

При формировании ключевых компетентностей ученик становится способным и готовым: думать, изучать, адаптироваться, включаться в деятельность, искать и получать информацию, сотрудничать. 
   Актуальность внедрения компетентностного подхода становится все более очевидной. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и « не видимых глазу» результатов – компетенций, что предполагает не усвоения отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение и использование ими в комплексе. При этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций.

Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные, ключевые компетенции учащихся, обучая малыша в начальной школе.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка мертвая или живая?» А сам думает: Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая –выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». 

Так и в наших руках, в руках учителя возможность формировать личность: 
  -Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; 
  -Умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; 
  -Уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю, культуру каждого народа; 
  -Доброжелательную, умеющую слушать и слышать других, уважающую свое и чужое мнение 
 -Готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки 

Актуальность сказанного подчеркивается положением, существующим в действительности,- реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно. И компетентностный подход позволяет с успехом решить эту задачу. 

Источник