Коммуникативные способности учителя как средство развития личности ребенка

Коммуникативные способности учителя как средство развития личности ребенка thumbnail

Екатерина Коломиец
Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения

1 слайд. Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения

2 слайд. Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми,кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. Позволяющий наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания.

3 слайд. Составляющие коммуникативной культуры: качества, умения, способности

4 слайд. К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения,относятся:

Характеристика речи

Четкая дикция

Выразительность

Личностные особенности

Общительность

Открытость

Умение слушать и чувствовать людей

5 слайд. Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность. Общительность как свойство личности включает в себя такие составляющие,как:

Коммуникабельность

Социальное родство

Альтруистические тенденции

6 слайд. Коммуникативные умения педагога:

Умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

Умения управлять своими эмоциями;

Наблюдательность и переключаемость внимания;

Социальная перцепция, т. е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;

Умение «подавать себя» в общении с учащимися;

Речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

7 слайд. Существует 4 группы коммуникативного умения:

умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;

умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.);

умения обеспечивать обратную связь.

8 слайд. Коммуникативные способности- это способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

9 слайд.Вывод: Как можно заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить. От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования, а само образования образование рассматривается как средство безопасности комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвитие личности. Отсюда – ключевая роль развитых коммуникативных и организаторских способностей в профессионально общение, в профессиональной деятельности педагога.

Источник

МКОУ «Субботинская СОШ»

Солнцевского района Курской области

« Формирование коммуникативных способностей личности обучающихся через современные воспитательные технологии»

(Выступление на МО воспитателей)

Подготовила :Голикова Юлия Сергеевна,

учитель начальных классов

Субботино, 2018 г.

« Формирование коммуникативных способностей личности обучающихся через современные воспитательные технологии»

Согласно новым требованиям государственного стандарта российского образования в качестве ориентира образования определена нацеленность на развитие ключевых компетенций школьников (технологическая, самообразовательная, информационная, социальная, коммуникативная).

Одной из базовых компетентностей, формируемых в школьный период, является коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

Процесс формирования коммуникативной компетенции, развитие коммуникативного опыта воспитанников должны идти через овладение и применение педагогом современных педагогических технологий.

В последнее десятилетие в педагогическую сферу прочно вошел

технологический подход, формой которого выступает технология. Определений технологии (в широком и узком контекстах) в настоящее время существует множество. Мне ближе определение, данное В.М.Монаховым, по которому педагогическая технология – это продуманная во всех деталях педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.

Педагогические технологии классифицируются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору, научной концепции, ориентации на личностные структуры и др.

Для нас представляют интерес те типы технологий (личностно- ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества), которые обращены к личности ребенка, к его позиции в воспитательном процессе, отношению взрослых к ребенку.

Опираясь на общие методические рекомендации по формированию у детей коммуникативных компетенций, в своей работе использую элементы следующих технологий:

Личностно-ориентированные технологииставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов, помогает создать благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе, так необходимый для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

К личностно-ориентированным технологиям относятся:

  • игровые;

  • интерактивные (т. е активное общение, взаимодействие «педагога и ребенка» и «ребенка и ребенка»):

— диалоговые;

— тренинговые;

  • технологии уровневой дифференциации;

  • педагогической поддержки;

  • диагностические.

Кратко остановлюсь на некоторых из них.

Игровые технологии используют все образовательные учреждения — это достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебно-воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Яркий, необычный и разнообразный материал мне помогают реализовать игровые технологии, которые я использую либо в виде отдельных, маленьких моментов, включенных в общую тему воспитательского занятия, либо в виде целостных занятий или внеклассных мероприятиях.

Так, игровые технологии Б.Никитина позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь.

Например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить детей на занятии, но и закрепить полученные знания. Так, при изучении темы «Толерантность» я бросаю мяч ребятам в произвольном порядке. Ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом качества толерантной личности (терпение, снисходительность, чуткость, доверие, способность сопереживать и т.д.). Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь детей, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.

Игровые технологии старшем школьном возрасте

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования коммуникативных способностей.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

В своем педагогическом опыте использую следующие игры, способствующие развитию коммуникативных способностей у старшеклассников, их я разделила на несколько направлений:

  • на взаимодействия в группе, выявления лидера – игра «Стул»;

  • на развитие умений понимать и принимать людей – игры «Зеркало», «Подарок»;

  • на внимание и внимательность друг к другу – игра «Описание другого человека»;

  • на доверие – игра «Рисунок»;

  • на развитие эмоционального выражения и положительного отношения к человеку – игры: «Передача положительных эмоций», «Положительныечерты»;

  • на развитие речи, умение слушать – игра «Рассказ по кругу»и др.

Одним из примеров личностно-ориентированных технологий является диалог. Обозначенная технология взаимодействия признается одной из форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность воспитанников, развитие рефлексивного мышления.

Воспитательные возможности диалога заключаются в том, что он способствует:

• формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и снижению уровня тревожности;

• утверждению самоценности ребенка и развитию его инициативы;

• созданию оптимальных условий для личностного развития;

• воспитанию потребности и способности общаться;

• формированию культуры общения;

• развитию рефлексивного и критического мышления.

Занятия с применением данной технологии иногда протекают достаточно шумно. И это запланированный, необходимый и неизбежный рабочий шум, поскольку надо дать возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения. Вначале на занятиях преобладают развернутые, эмоциональные монологи детей. Затем все чаще участники общей работы включаются в диалог. Для этого детям надо многое уметь: слышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого и пр. Наконец, возникает групповая дискуссия, которая является почти обязательным элементом каждого занятия.

Организовать диалог, а тем более групповую дискуссию детей, т. е. научить их включаться в коллективное обсуждение, корректировать свою позицию, приходить к общему решению, непросто. Главные средства педагога в этом отношении — вопросы и интонации.

Как ведущая занятия, задаю вопросы, главным образом обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка, вызываю ребят на размышления, демонстрирую свою заинтересованность в мнении всех без исключения детей. При этом совершенно исключительное значение имеет преобладающая интонация. Использую широкий веер интонаций:

• вопросительную;

• шутливую;

• восторга («Какой молодец! Как интересно!»);

• удивления («Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?!»);

• сомнения («Может быть, ты права. Мне кажется, это не всегда так. Надо подумать…»);

• сочувствия («Я понимаю, что это трудно…»);

• уверенности («Мы обязательно справимся с этим»).

В ответ дети максимально активно включаются в работу, ведь в силу возрастных особенностей им очень важно рассказать воспитателю о себе, обратить на себя его внимание, тем более что они не боятся дать неверный ответ, вызвать неодобрение или получить плохую отметку.

Основным условием успеха организации групповой дискуссии является неукоснительное соблюдение самим взрослым ряда правил совместного обсуждения. И напротив, организация дискуссии осложняется, если ведущий категоричен и безапелляционен, широко пользуется упреками, выражает пренебрежение к детям, унижает их, применяет угрозы.

Правила поведения взрослого во время групповой дискуссии школьников:

1. Никогда не перебивать говорящего.

2. Всегда выслушивать все версии и добавления.

3. Соблюдать процедуру группового принятия решения.

4. Стараться быть последовательным и логичным.

5. Быть тактичным, учитывать основные особенности возраста и индивидуальные отличия воспитанников.

6. Не спешить высказаться самому (лучше, если взрослый говорит последним).

7. Исключить императивную интонацию и слова типа «должен», «абсолютно верно», «правильно», заменив их на «я тоже так думаю», «будет лучше, если…» и др.

8. Не стесняться сомневаться, размышлять, быть неуверенным в чем-то.

Участвуя в дискуссии ребят, важно не стремиться к тому, чтобы она обязательно привела к возникновению единого мнения среди детей, к окончательному ответу на обсуждаемый вопрос. Открытость, незавершенность проблемы чрезвычайно полезна для детей, склонных в этом возрасте к поверхностному, упрощенному восприятию окружающего мира и его противоречий.

«Пресс-конференция». Цели: упражнение учит задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствует развитию речи.Каждый из ребят по очереди становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.Рекомендации: темы пресс-конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «На прогулке» и т.д. Можно написать названия тем на отдельных карточках и предложить вытянуть их не глядя. Следите за тем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.Вопросы могут звучать так: «Мой режим дня»: Соблюдаешь ли режим дня? Во сколько ты встаешь? Чем занимаешься после детского сада?» и т.д. «На прогулке»: Где обычно проходит твоя прогулка? С кем ты гуляешь на улице? Что тебе больше всего запомнилось на последней прогулке? Обсуждение: спрашиваем детей, какие темы им понравились больше, кому и на какие темы было легче/труднее задавать вопросы.

Нравятся ребятам и помогают научиться общению психологические тренинги.

Технология тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (воспитанникам) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

— снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

— развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

— развивается умение анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

— формируется умение ценить свою и чужую работу;

— закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому. Для таких занятий я взяла следующие темы:

  • Расскажи о себе;

  • Эффективные приёмы общения;

  • Общение и этикет и др.

Таким образом, интерактивная технология способствует становлению коммуникативной компетентности, развивает умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов.

Педагог может способствовать развитию коммуникативных способностей детей, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития личности ребенка.

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

  • метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;

  • метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

  • метод творческого поиска;

  • метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя;

  • метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

  • метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

  • метод самоконтроля.

Таким образом, применение личностно – ориентированных технологий позволяет в большей степени формировать ключевые компетенции, среди которых важное значение имеет коммуникативная.

Технология сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «воспитатель – ребенок», которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, ни один из них не должен стоять над другим.

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария. Поэтому данную технологию надо рассматривать как особого типа “проникающую” технологию, являющуюся и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Данная технология подразумевает гуманное отношение к детям, необходимость учета прав ребенка на свободный выбор и ошибки. В стиле общения педагога и воспитанников должно наблюдаться не принуждение, а убеждение; не команды, а организация.

Современный образовательный процесс уже не мыслим без широкого применения новых информационных компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий в воспитательном процессе позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Использование компьютера при проведении воспитательского занятия или при проведении мероприятия позволяет воспитателю общаться с воспитанниками на современном технологическом уровне, сделать занятие более привлекательным, эмоциональным и эффективным.

В своей практике широко использую компьютерные презентации, которые состоят из анимированных слайдов. Мне очень нравится их создавать. Красочно оформленные они вызывают большой интерес. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Доступный материал, различные анимационные картинки, игры легко усваиваются воспитанниками. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

Так были созданы следующие презентации к воспитательским занятиям «Автомобиль, дорога, пешеход», «Настоящий друг, какой он», «Школа вежливости» и др. В стадии разработки находится презентация к занятию по теме: « Моя Родина – Россия».

Компьютерные презентации помогают мне в проведении внеклассных мероприятий. Так, совместно с ребятами были созданы презентации к таким общешкольным мероприятиям «Мы выбираем жизнь!» (по профилактике вредных привычек), выпускного вечера «Фотография на память» которые сопровождали всё мероприятие.

Таким образом, использование ИКТ в воспитательном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации воспитанников и содействует развитию их коммуникативных способностей.

Я считаю, что даже элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель: укрепление здоровья воспитанников, помощь детям на протяжении всего проведения воспитательского занятия или самоподготовки оставаться активными и не уставшими, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, с обязательным проговариванием текста.

Нетрадиционные воспитательные технологии, которые также направлены на развитие коммуникативных навыков, преодолению негативного отношения друг к другу (Арт-терапия, сказкотерапия, лекотерапия и т.д.)

В заключении моего выступления, хочется отметить, что применение педагогических технологий открывают неограниченные возможности для воспитательной работы, значительно повышают эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование личности детей.

Источник