Коммуникативное развитие ребенка в процессе игровой деятельности
Махова Фатима
Социально-коммуникативное развитие детей в процессе игровой деятельности
Педагог и новатор В. А.Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения. Итогом становится ситуация, когда ребенок, не умеет общаться со сверстниками, они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. На самом же деле, по моему мнению, проблема в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт. Особенно четко данная проблема прослеживается в наше время, я заметила, что ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора и его родители его в этом поддерживают, тем самым, он лишается возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Один из основных документов, регламентирующий нашу работу, ФГОС ДО гласит, что социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (ФГОС ДО п. 2.6)
В своей работе я выделила социально-коммуникативные навыки, которые необходимо формировать в раннем дошкольном возрасте.
Именно игра, стала мне верным помощником в процессе развития социально-коммуникативных навыков и умений ребенка. Ведь игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей. Во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате — это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.
Одной из наиболее эффективных, используемых мною в детском саду игровых форм социально-коммуникативного развития стала театрализованная игра, которая позволяет ребенку прожить и освоить социальные роли, благодаря тому, что каждый проигранный сюжет, каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) и благодаря им, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу и принимает непосредственное участие в восстановлении справедливости, мира, добра.
Прежде всего, я стимулировала интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые были мною показаны, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В группе в свободном доступе атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски,разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр). Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Проанализировав методическую литературу по игровой театрализованной деятельности, сопоставив информацию со своими наблюдениями, я отметила, что в первую очередь нужно вызывать у детей активную реакцию, эмоциональный отклик, понимание, что такое хорошо и плохо. Вот поэтому, я стараюсь чаще читать детям различные произведения (потешки, стихотворения, прибаутки и др., затем сразу беседуем по содержанию, ведь когда мы передаем ребенку смысловое содержание текста, мы как бы заражаем ребенка своим настроением. Но главной моей задачей является научить ребенка играть самостоятельно, познавая мир через ощущения, проявлять свои эмоции, а не быть только зрителем. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Кукла Маша пришла в гости», «Медвежонок заболел», «День рождения Зайчика» и др. Я стараюсь развивать у детей умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Сказка «Маша и медведь»: Машенька осталась одна — испугалась, увидела избушку — удивилась, придумала, как обмануть медведя, — обрадовалась) и т. д. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств ребенка. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Важным средством развития социально-коммуникативных навыков детей выступают дидактические игры. Так, на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо» я объясняла и показывала на примере картинок как правильно вести себя в различных ситуациях, на втором этапе – предлагала детям вместе со мной проговаривать действия героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе обучения игре – предлагала детям самим дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения. Я учу детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.
Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы, я помогаю детям, используя следующие приемы стимулирования игры с целью развития социально-коммуникативных навыков:
1. Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Например, для ознакомления с миром профессий, я создала альбом профессии наших родителей. С детьми мы рассматриваем его, обсуждаем что делают их папы и мамы на рабочем месте и др.
2. Побуждаю детей к развертыванию игры (обращаюсь к малышам: «Посмотрите, к медвежонку пришли гости, давайте поможем ему накрыть стол»; побуждаю детей к принятию роли и др.). В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий (я кормлю, купаю куклу, привлекаю к игре малышей). Развиваю способности игрового общения — общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявляя сочувствие и уважительное отношение к партнеру).
4. Организую совместные игры детей (предлагаю игры с разным • числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяю отдельные играющие группы общим сюжетом; организую совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).
6. Учу детей пользоваться предметами заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое оборудование.
Путем создания игровойситуации формирую навыки безопасного поведения в быту:
• «Помоги котёнку перейти дорогу»;
• «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки»;
• «Зайчик обжёгся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т. д.
Мною в групповом помещении создан центр сюжетно-ролевых игр, где подобраны игры на формирование у детей раннего возраста (2-3 года) норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга, он представлен играми «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Строители» и др. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то. Именно сюжетно-ролевые игры дают возможность детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу, способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни.
Например, предлагая поиграть в «Больницу» я создаю игровую ситуацию: «Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?»
Кукла сообщает, что она заболела.
Побуждаю детей выяснить: «Что болит у Маши? Как лечить и чем лечить. Обязательно проговариваю, что по утрам нужно обязательно делать зарядку, чтобы не болеть.
Таким образом, я формирую чуткое отношение к заболевшему, вызываю сочувствие к заболевшим игрушкам и желание помочь им, умение проявить заботу.
Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного социально-коммуникативного развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности, развивает чувство самоуверенности и делает малыша более контактным со сверстниками и взрослыми.Мы играем в такие игры как: «Лохатый пес», «У медведя во бору» и др. «Дракончик ловит свой хвост» — это отличная игра для детей, способствующая сплочению группы. Игра «Передай мяч». Цель — учить взаимодействовать со сверстниками. Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Света»). Также способствует развитию социально-коммуникативных навыков игра «Спаси птенца». Цель — воспитывать заботливое отношение к окружающим
Так как конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, я использую и этот вид деятельности для формирования социально-коммуникативных навыков. В работе с детьми прежде всего стараюсь создать обстановку сочувствия,ожидания радостного и интересного: «У котика нет домика, ему холодно на улице», «Хотите помочь котику?», обязательно развиваю у детей желание помочь Котику или другому герою, помогаю объединять постройки по сюжету, обыгрывать их
Я организовываю конструктивные игры-взаимодействия, строительство башни из кубиков (Я первый кубик поставлю. А ты теперь следующий ставь на него. А теперь опять я… Бах! Упала башня. Давай снова строить, пирамидки и т. п. В дальнейшем это элементарное предметное взаимодействие можно усложнять и разнообразить, включая в него обмен не только одинаковыми, но и разнообразными действиями, сопровождая его рассказом (т. е. вводя и здесь сюжетный смысловой контекст,переводящим предметные действия в условный план:
– Помогу Ване погрузить кирпичики и отправим ее Коле (нагружаем кубики в грузовик и откатываем ее ребенку. Таким образом я воспитываю желание оказывать помощь друг другу,стараюсь поддерживать дружеские отношения; учу не мешать друг другу; воспитываю также бережное отношение к игрушкам, развиваю привычку убирать их на место.
Формирование социально-коммуникативного развития детей в группе невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Моя цель – оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям с помощью примера нравственного, чуткого отношения к каждому ребёнку, поощряя сплочённость детского и взрослого коллектива.
Для повышения интереса родителей и участия их в делах группы использую следующие формы:
1. Фотоальбом
• «Моя семья»;
• дидактические альбомы «Дружба зверей»;
• «Дети дружат и играют вместе»
2.Традиционные:
• родительские собрания «Игра в младшем дошкольном возрасте»;
• «Знаете ли вы своего ребенка»
3.Информационно — просветительские:
•подбор консультационного материала в родительском уголке:
• «Сделайте вместе с детьми»
• «Играем дома»,
• «Игрушки учат говорить»,
• «Игра – важное средство воспитания детей» и др. ,
• выпуск буклетов и листовок,
Результатом совместной работы стало повышение уровня заинтересованности родителей, их активное участие в жизни группы. Они помогают нам подбирать музыкальное сопровождение к играм, изготовить или приобрести атрибуты, делятся идеями совместных встреч, дружат между собой.
Такая слаженная работа отражается и на формировании у детей необходимых качеств и свойств личности.
Список используемой литературы:
1. Зворыгина Е. В.Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1988. — 96 с.: ил. ;
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.Организация- сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2001.-96 с. ;
3. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА ПРЕСС, 2004-216 с. ;
4. Руководство играми детейв дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1986. — 1 12с. ;
5.Спецкурс: “Воспитание детей в игре”.
Источник
Елена Побирей
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.
Коммуникативность — это врождённая или приобретённая способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми.
Навык — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.
Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.
Формирование коммуникативности — одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…
Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.
Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.
Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения
дошкольного образования ребенок должен:
* обладать чувством собственного достоинства;
* обладать установкой положительного отношения к миру,другим людям и самому себе;
* может выражать свои мысли и желания;
* активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
* способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других,адекватно проявлять свои чувства, в том числе
чувство веры в себя;
* стараться разрешать конфликты.
Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.
Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.
Значение игры
• В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и
ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему
человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
• Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты
реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его
действительности.
• Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.
• Игра способствует формированию творческого воображения.
• Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.
• Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых
ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
Формы организации ежедневной игровой деятельности, в педагогическом процессе можно условно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить (сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры-импровизации, игры-инсценировки, хороводы, игры-имитации, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-соревнования, игры-забавы, игры-разминки,упражнения,подвижные игры и др.)
«Внимание ребёнка к сверстникам может проявляться уже в возрасте от 1 года
Игра в раннем возрасте носит предметно — манипулятивную деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает действовать с предметами как взрослый, подражать ему.
Поскольку единственной формой общения детей раннего возраста являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это здорово — поменяться игрушками! Ты — мне, я — тебе, и еще раз. Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.
Ссоры у детей этого возраста возникают чаще всего из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.
Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая, ни на кого внимания и играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но, не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!»
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, — значит, будет играть в дом).
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода — образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры — яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.
При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры.
К 4 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. Воспитатель включает в игры необходимые слова и выражения, показывает сферу их использования.
В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность — хочу играть только с ним! Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.
Со временем с помощью взрослого ребёнок усваивает правила совместной игры. Усвоив закон «очередности», привлекательность хода игры, дети преодолевают каждый свой эгоизм, обретают способность к познанию своего Я с новых сторон (обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого). Дети начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.
К 7 годам время игры увеличивается. Ощущение и ситуация игры, даёт, свободу ее участникам, игра реализуются в объединении чётко очерченных правил – правил игры. Ощущение и ситуация игры, проходящая в определённых рамках и очерченных правилах даёт опыт, предоставляет свободу участникам.
Итак, если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.
Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, является образцом для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.).
Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.
Важно помнить — каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.
Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.
Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках и усвоению нравственных норм.
Источник