Коммуникативное развитие ребенка по фгт
Наталия Шестерикова
Отличительные особенности ФГОС и ФГТ
Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно,между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим,в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.
Во-первых,ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем,что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Во-вторых,отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое(10 образовательных областей).В ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области: коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие,художественно-эстетическое и физическое развитие.
Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию,а ФГТ на саму общественность (социализацию).
Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема,а часть,формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60%, а часть,формируемая участниками образовательного процесса – 40%.
ФГТ, можно сказать,переходят в основную часть образовательной прог-раммы.
Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ,на специфику национальных, социокультурных, экономических,климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы).
3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС. Она включает три основных раздела:1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть,формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы».По ФГТ:обязательная часть:Пояснительная записка,режим пребывания детей, содержание по областям,результаты освоения ОП,система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
В-четвёртых,в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества,желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.
В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования):
Инициативность
Самостоятельность
Уверенность в себе
Воображение
Физическое развитие
Волевые усилия
Любознательность
Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
-коммуникации со сверстниками и взрослыми
-игровой деятельности
-познавательной деятельности
-проектной деятельности
-художественной деятельности
-физического развития
Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС ДО
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ФГОС ДО.docx
Microsoft Word документ [44.3 KB]
Скачать
Уважаемые коллеги и гости сайта!
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступил в силу с 1 января 2014 года.
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
К участникам образовательных отношений относятся:
- воспитанники,
- их родители (законные представители),
- педагогические работники и их представители,
- Организации, федеральные государственные органы,
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
- органы местного самоуправления,
- работодатели и их объединения.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:.
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерства с семьей;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт решает задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: .
социально‑коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно‑эстетическое развитие;
физическое развитие.
Переход образовательных областей от ФГТ к ФГОС
Образовательные области по ФГТ | Образовательные области по ФГОС |
Социализация Безопасность | Социально-коммуникативное развитие |
Познание Труд | Познавательное развитие |
Коммуникация | Речевое развитие |
Музыка Художественное творчество Чтение художественной литературы | Художественно-эстетическое развитие |
Здоровье Физическая культура | Физическое развитие |
Источник
Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
—развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей (слайд)
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Следующим направлением социально-коммуникативного
развития является (слайд)
Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей. (слайд)
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-анкетирование родителей;
-консультации для родителей;
-родительские собрания;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Источник