Коменский о взаимосвязи интеллектуального развития ребенка и его поведения

Страница 2

Педагог, философ, славянский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, — все они имеют право на обучение, Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала.
Купить лирика 300 в москве доставка смотрите на сайте.

Медико-клиническая линия характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель (1745-1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Медицинскую линию изучения природы и сущности слабоумия продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840), ученик и последователь Ф. Пинеля. Он ввел в оборот понятия «имбецилизм», «идиотия», «умственная отсталость». Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования.

Вторая половина XIX и начало XX в. ознаменовались тем, что наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия. С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.

Вопросами изучения этиологии и анатомо-физиологической сущности слабоумия детей на рубеже веков занимаются В. Айрленд, Б. Морель, Д. Бурневиль, Э. Крепелин, Ж. Демор и др. Наибольший вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», ввел термин «олигофрения» (греч. малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), зависящих от условий воспитания ребенка. По этиологии он разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.

Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии интеллекта формируется в конце XVIII — начале XIX в. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи, общественные деятели.

Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), известному швейцарскому педагогу. В 1774 г. в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал «Учреждение для бедных». Им были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.

Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил известный французский психиатр Жан Итар (1775-1838), который с помощью методов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение), попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей — развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Исследование психофизиологического состояния
пожарных в период максимальных нагрузок

Парадоксальность аффективного реагирования состоит в том, что, протекая как примитивная, чуждая личности реакция, аффект по механизму своего развития вместе с тем имеет «максимально личностный, минимально опредмеченный характер»[13]. Имен …

Теория научения: роль
подкрепления и подражания

Бандура называет свой подход социобихевиоральным и противопоставляет его предшествующим приложениям теории научения к вопросам просоциального и девиантного, т.е. отклоняющегося от следования социальным нормам поведения. По его мнению, эти …

Личность, как социо-культурное образование

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его созна …

Источник

Как мы уже говорили, одной из задач коррекционной педагогики является изучение истории становления и развития коррекционно — педагогической деятельности с детьми и подростками с отклонениями в развитии и девиациями в поведении, выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении ребенка. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. В зависимости от экономического развития общества, состояния образования, культуры и науки, здравоохранения, общественного сознания взаимодействие человечества с теми, кто имел дефект в развитии и поведении, строилось по — разному. Причем палитра отношений располагалась от нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.

В эпоху античности в ряде эллинистических государств (Спарта) у отдельных человеческих сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, культ человеческого тела, всякие отклонения в физическом развитии, уродство и иные: аномалии у детей считались нежелательными. Такие дети, как правило, умерщвлялись. Так происходило в Спарте до IV — V вв. нашей эры. Так было в Древнем Риме в начале первого тысячелетия н.э.

В эпоху Возрождения (ХV — ХVII вв.) в Западной Европе имела место борьба взглядо на природу человека, его психическую деятельность между религиозной схоластикой и гуманистическими идеями возвеличивание человека, его разума.

В частности, зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдения за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека.

Так, в начале ХVII века профессор медицины Феликс Платтер (1537 — 1614) в городе Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, а основе которой лежит характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния человека.

Педагог, философ, славянский ученый Ян Амос Коменский (1592 — 1670) впервые рассматривает с педагогической точки зрения взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностью характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, — все они имеют право на обучение. Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала.

Начиная с эпохи Возрождения и до середины ХIХ в. в европейской дефектологической науке и практике можно проследить последовательную линию в эволюции взглядов и подходов к проблеме отклонений в умственном развитии ребенка, которую представляли медики и педагоги. Медико — клиническую линию характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представили в своих работах французские врачи Филипп Пинель и Жан — Этьен — Доминик Эскироль (конец XVIII — начало XIX вв.). Они ввели в оборот понятия «имбецильность», «идиотия», «умственная отсталость». Кроме того, создали классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После их изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого — педагогической областью исследования.

Вторая половина ХIХ и начало ХХ вв. ознаменовались тем, что, наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости, стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия.

Дело в том, что с расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных училищ и школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды асоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.

Наибольший вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856 — 1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержки психического развития», ввел термин «олигофрения» (греч. — малоумие ) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867 — 1941) разделяет отсталых детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.

Педагогический подход в деле помощи детям с отклонениями в развитии и поведении, в деле их обучения и воспитания формируется уже в конце ХVIII — начале ХIХ вв. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи и общественные деятели. Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци (1746 — 1827), известному швейцарскому педагогу. В городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал «Учреждение для бедных». Им были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.

Педагоги в связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяют психолого — педагогические направления в работе с аномальными детьми. В первой четверти ХХ века французский педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным путем. Они разделяли таких детей на две группы: 1) неизлечимых или малоизлечимых, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и 2) излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников. Эти дети не считаются психически ненормальными, они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.

На рубеже ХIХ и ХХ вв. известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870 — 1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. В разработке основ научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией, медициной.

Как видим, к началу ХХ века в медицине, педагогике, психологии был накоплен значительный опыт по характеристике умственно отсталых детей, по классификации различных ее проявлений, которые отличались неоднозначностью, разно плановостью, многообразием подходов и трактовок. Требовалась унификация в решении проблемы, поиск ведущего признака умственного развития ребенка, который можно было бы выразить с помощью числовых показателей. Так появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности — система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью методов тестов.

Французский психолог Альфред Бине (1857 — 1911) и врач — психиатр Томас Симон разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции (функции речи). В дальнейшем, совершенствуя метод тестов, они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста. Ими был предложен определенный набор заданий (задач, тестов), которые предлагались ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа. Соотношение сложности выполняемых заданий и истинного физиологического возраста выражалось определенным числом — коэффициентом умственного развития. Так, если 6 — летний ребенок справился с заданием, рассчитанным на нормально развивающегося ребенка 5 — ти лет, то, следовательно, коэффициент умственного развития ребенка равен 0,83 (т.е. 5:6 = 0,83).

Был также определен диапазон «нормы» и отклонений от нее. Она лежит в диапазоне 1,0 — 0,8. Следовательно, такой ребенок развивается нормально.

Таким образом, история зарубежной дефектологии и олигофренопедагогики характеризует основные направления в развитии коррекционной педагогике, показывает этапы ее становления, ведущие тенденции в разработке проблем выявления, предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию аномального развития ребенка, ее зависимость от социально — биологических условий и психобиологических причин, раскрывает картину разработки ведущих проблем коррекционной педагогики.

История российской коррекционной педагогики не менее разнообразна, не менее интересна, хотя и учитывает обширный опыт европейских ученых.

В то же время коррекционная педагогика имеет в России некоторое своеобразие. Глубокое проникновение религии в жизнь и быт народа, специфика российского национального менталитета придают работе с аномальными детьми гуманистическую направленность, построенную на сострадании, милосердии, защите убогих и юродивых. Различные общественные движения в России во второй половине ХIХ в. формируют в среде интеллигенции подвижников, людей, увлеченных идеей помощи страждущим и обездоленным.

Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси нашла свое место как в традициях и жизнедеятельности простого народа, так и в действиях церкви и государства.

В Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996 г.), в обязанности церкви вменялась забота об убогих, нищих и юродивых. В ХI веке Киево — Печерская лавра становится прибежищ им для калек и слабоумных; то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси.

В начале ХII века киевский князь Владимир Мономах в поучении своим детям («Поучение князя Владимира Мономаха своим детям») указывал: «Всего паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погубить человека».

На Руси, также как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда их становилось много (после войн, экологических катастроф), их передвижение пытались ограничить. Для них при монастырях открывали богадельни, первые учреждения общественного призрения. В Стоглавый Судебник (1551 г.) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

В начале ХVIII века Петром I был разработан Указ о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться ненормальные заброшенные дети. Изменения в государственной политике России в отношении душевнобольных произошли во второй половине ХVIII века в связи с изданием Екатериной II «Указа об учреждении приказов общественного призрения» (1775 г.), по которому в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы.

Наивысший этап в развитии российской коррекционной педагогики и специального образования связан с периодом конца ХIХ — начала ХХ вв. в связи с созданием обществ и общественных организаций по обучению и воспитанию аномальных детей. Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых детей, исследованиями в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые — педагоги, психологи, медики как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В.Чехов и др.

В течение 40 лет занималась теорией и практикой обучения и воспитания глубоко отсталых детей Екатерина Константиновна Грачева (1866 — 1934), Всеволод Петрович Кащенко (1870 — 1943) создал школу — санаторий для дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии Академии педагогических наук (1943 г.), а затем в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. Его книга «Педагогическая коррекция», изданная в 20 — е годы, и в настоящее время является практическим руководством в коррекционной педагогике.

В России, так же, как и за рубежом, был период увлечения психометрией — изучением личности ребенка с помощью тестов. Григорий Иванович Россолимо (1860 — 1928), известный невропатолог, в начале ХХ века предложил свой оригинальный метод, который получил название «Метод психологических профилей». По этому методу, в отличие от европейских психометрических методик, предлагалось исследовать восемь основных способностей ребенка: 1) стойкость памяти; 2) быстроту запоминания; 3) толкование рисунков; 4) обнаружение нелепостей; 5) способность комбинировать; 6) состояние моторики; 7) воображение; 8) наблюдательность.

Методика была интересной, давала богатый материал для педагогов и психологов, но, как любой метод тестов, имела недостатки: искусственность условий проведения, статичность, громоздкость в подведении итогов исследования.

В 20 — 30 годы прошлого столетия происходит изменение взглядов на природу и сущность аномальных детей, на задачи и содержание деятельности специальных образовательных учреждений; потребовался и новый подход к теории и практике изучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделать психологу — экспериментатору Льву Семеновичу Выготскому (1896 — 1934). Он сумел определить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать их с общими закономерностями развития личности и общества. Ученый сформулировал новые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные предпосылки для перестройки работы в области аномального детства. Суть их сводилась к тому, чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо — , тифло — , олигофренопедагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства.

Л.С. Выготским были разработаны и научно обоснованы принципы социальной реабилитации аномального ребенка. В противовес лечебной педагогике, которая тогда опиралась на «психологическую ортопедию» и «сенсорное воспитание», он разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Им активно разрабатывалась идея о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка.

Идея педагогического оптимизма была присуща работе многих учеников и последователей Л.С.Выготского. К ним можно отнести и психоневрологов 60 — 70 гг. прошлого столетия Г.Е.Сухареву, М.С.Певзнер.

В последние годы проблемы коррекционной педагогики значительно расширились, захватив не только сферу специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу к ним были посвящены исследования психолога Л.С. Славиной (начало 60 — х гг.). Идея дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой психического развития послужила предметом глубоких научных исследования Т.А. Власовой.

Сегодня в связи с функционированием в общеобразовательных школах классов коррекционно — развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержания обучения и характере воспитания учащихся этих классов (проблема рассматривается в работах Г.Ф.Кумариной и С.Г. Шевченко). Не менее глубоко прорабатываются вопросы школьной дезадаптации детей и подростков, отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Что вызывает необходимость не только диагностировать это явление, но и искать пути его предупреждения и психолого — педагогической коррекции недостатков в развитии и поведении детей и подростков. Эти вопросы находят свою разработку в исследованиях С.А. Беличевой, С.А. Бадмаева.

Таким образом коррекционная педагогика, наряду с сугубо дефектологическими проблемами, связанными с ярко выраженными аномалиями, все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются только объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики.

Источник