Комаровский развитие ребенка после года

Комаровский развитие ребенка после года thumbnail

Этапы развития ребенка по Комаровскому. Ежемесячные нормы развития навыков у детей первого года жизни, прибавки роста и веса. Рекомендации родителям от известного доктора.

Вот маленький человечек и появился на свет. Он с первых минут своей жизни удивляет родителей и очень радует их. Дети меняются в течение первого года очень быстро, поэтому нет ничего необычного в том, что молодых родителей интересует, нормально ли идет развитие ребенка. По Комаровскому своих детей воспитывают множество родителей. Он в своих передачах и книгах подробно говорит о развитии детей и о том, что нужно делать в этот период маме и папе.

Умения новорожденного

Новорожденным ребенок считается от момента рождения до достижения им возраста 28 дней. Всего четыре недели уходит у ребенка на формирование основных умений и навыков. На этом этапе у крохи развиваются органы чувств, которые помогут ему изучать окружающий его мир. Зрение у него неострое, он видит лишь нечеткие пятна с различной яркостью. Фокусировка разовьется у него немного позже.

На момент рождения у грудничка немного снижен слух, но спустя 4−5 дней он становится таким, как и во взрослом возрасте. Малыш способен различать кислое, сладкое и горькое. У него хорошо развито осязание, и поэтому прикосновения и любые тактильные ощущения для него очень полезны.

Режим для малютки на первом месяце жизни играет немаловажную роль для дальнейшего развития. Здоровье ребенка зависит от того, как мама и папа организуют для него сон, питание, гигиенические процедуры и прогулки. Малыш, который кажется беспомощным, на самом деле умеет немало. На первом месяце жизни он демонстрирует врожденные рефлексы, которые впоследствии полностью исчезнут, так как перестанут быть нужными ребенку. Оценить наличие основных рефлексов родители могут самостоятельно, не обращаясь к доктору:

  1. Хватательный рефлекс. Нужно поднести свой указательный палец к ладони ребеночка, он тут же схватит его.
  2. Рефлекс объятий. Грудничок должен лежать на столе или любой твердой поверхности. При резком стуке по столу возникает громкий звук с вибрацией, из-за которой малютка совершает ручками движение, как будто хочет кого-то обнять. Он немного прогнется назад, широко разведет руки и резко вернет их к груди.
  3. Рефлекс ползанья. При положении лежа на животе кроха рефлекторно движется так, как будто пытается ползти.
  4. Шаговый рефлекс. Нужно взять кроху под мышки и поставить в вертикальное положение. Ножки должны опираться на твердую поверхность. Малыш будет толкаться и пружинить, пытаясь переставлять ноги, как будто шагая.

Среднестатистические показатели роста новорожденного говорят о том, что ребенок прибавляет всего 1,5−2 сантиметра. Что касается веса, то он увеличивается на 450−700 граммов. Эти цифры не являются догмой, так как каждый малыш развивается индивидуально.

Основные рекомендации доктора Комаровского для этого возраста заключаются в обеспечении правильных параметров воздуха и установлении режима. Малыш должен купаться в прохладной воде, ежедневно гулять на свежем воздухе и находиться в комнате, где температура воздуха не превышает 20 градусов тепла, а влажность находится в пределах 50−70%.

Как утверждает Комаровский, до года развитие ребенка-девочки по месяцам не особо отличается от развития мальчика.

Один месяц

Этап новорождённости подошел к концу. У ребенка уже снижен тонус мышц, он более скоординированно двигает конечностями. Пупок к этому времени уже заживает. Сон ребенка продолжается по 17−20 часов в сутки. Среднестатистические дети в этом возрасте уже могут на протяжении нескольких секунд держать головку.

Зрение совершенствуется с каждым днем, и малютка уже может зафиксировать свой взгляд на неподвижном предмете на пару секунд. Он уже узнает свою маму, но больше не зрительно, а по голосу и запаху. Он ей радуется, демонстрируя рефлекс объятий. Детеныш делает первые попытки в произношении звуков.

Девочки (чей вес при рождении составлял больше 3 кг) в этом возрасте весят около 4150−4400 г при росте в 53−55 см. Мальчишки весят 4400−4900 г при росте в 54−56 см.

На этом этапе полезно не только купать малыша, но и заниматься с ним плаваньем. Лучше всего отказаться от детских ванночек и пользоваться сразу родительской. В продаже имеются специальные круги для ванны, которые надеваются на шею малыша и надежно удерживают его на плаву.

Два месяца

Малыш меняется внешне и становится по-настоящему милым. Он ведет себя намного спокойнее, чем раньше, его движения становятся четкими и скоординированными. Сон занимает 19 часов в сутки и становится крепким.

Грудничок уже способен фокусировать взгляд не только на неподвижных, но и движущихся предметах. Он может держать голову в течение 15−20 секунд, находясь в положении лежа на животе. Если родители положат его на бочок, то он сам перевернется на спину. Многие крохи уже дарят своим родственникам свою лучезарную улыбку, гулят и поют. Они способны определять направление звука и поворачивают в эту сторону голову.

За этот месяц малыш прибавляет в среднем 800 граммов и 2 сантиметра.

Родители должны внимательно следить за совершенствованием навыков ребеночка. Если он в возрасте 2 месяцев не может удерживать голову, никак не реагирует на громкие звуки или появление мамы, то стоит проконсультироваться со специалистами (лором, неврологом, педиатром).

Три месяца

Через три месяца от рождения кроха выглядит еще краше. У него растет подкожно-жировая клетчатка, и он становится пухленьким. Большинство детей в этом возрасте уже умеют самостоятельно переворачиваться, лежа на животе опираются на локти и предплечья. Малыш тянется к интересующему его предмету, и все, что попадает ему в руки, он тянет в рот.

Он способен различать основные цвета, его осязательное восприятие активно совершенствуется. Кроха любит щупать предметы различной текстуры. Среднестатистическая прибавка массы тела за этот месяц составляет 800 граммов. Рост увеличивается на 2,5−3 см.

Трехмесячный кроха уже интересуется играми, поэтому родители должны экспериментировать с игрушками и показывать малышу погремушки, пищалки и трещотки. Не стоит забывать о профилактической ежедневной гимнастике и укрепляющем массаже.

Четыре месяца

Врождённые рефлексы постепенно угасают, а некоторые исчезают вовсе. Стремительно развивается желудочно-кишечный тракт, и колики перестают беспокоить ребенка. Малышу необходимо общение, он гулит, пытается распевать звуки. Некоторые малютки в этом возрасте даже смеются. Спит малютка в сутки по 15 часов, бодрствует — около 2 часов. Во время бодрствования родители должны проводить время максимально полезно для ребенка: делать массаж, гулять на улице, заниматься развивающими играми.

Четырехмесячный малыш должен прибавить за месяц около 700 граммов и 2,5 см.

Пять месяцев

В этом возрасте первоочередным для ребенка является эмоциональное общение. Он осознанно улыбается и смеётся. Многие детки, но не все, к началу шестого месяца уже сидят с опорой спины. Крошка распознает лица, разглядывает свое отражение в зеркале и сильно беспокоится при отсутствии мамы в поле зрения.

У ребёнка совершенная координация движений, он может хватать нужные предметы. Малыш может играть сам около 15 минут. Средняя прибавка веса составляет 700 граммов, а роста — 3 см. При дефиците веса педиатр может рекомендовать начать прикорм.

Шесть месяцев

Мускулатура ребенка очень активно развивается, и большинство детей к своему полугодию сидят и даже пытаются ползать. Малыш становится очень активным и требует к себе пристального внимания.

На этом этапе начинают прорезываться первые зубки. Теперь малютка может не только схватить нужную игрушку, но и поднять игрушку, выпавшую из рук. Умственное развитие происходит невероятно активно, и маленький человечек уже может построить причинно-следственную связь:

  • Если кинуть погремушку — она упадет;
  • Если заплакать — прибежит мама;
  • Если заплакать очень громко — вместе с мамой примчатся папа, дедушка и бабушка.

Кроха реагирует на свое имя, прислушивается к речи и оживляется, когда слышит знакомое слово. Он уже пытается говорить слогами. Конечно, в них нет смысла, но сказанные новые звуки очень радуют малыша. За это месяц ребенок должен набрать в среднем 600 граммов веса и вырасти на 2 сантиметра.

Если он еще не сидит, то родители не должны на этом настаивать. Педиатр Комаровский рекомендует поощрять навык ползанья.

Семь месяцев

Некоторые дети в этом возрасте уже встают, имея опору. Зрение уже хорошо развито, ребенок может различать предметы, находящиеся на расстоянии. Он познает мир, переворачивая предметы, пробуя их на вкус, кидая и переставляя. Многие мамы беспокоятся вопросом о том, что должен уметь ребенок-девочка в 7 месяцев. Комаровский никогда не говорит про пол ребенка, но считается, что умственное развитие у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.

Семимесячный кроха может пить из чашки, есть с ложки и держать бутылочку. За этот месяц прибавка в весе должна составлять 600 граммов, а в росте — 2 см. На этом этапе родители должны уделить особое внимание речи. Нужно постоянно разговаривать с малышом и описывать все, что находится вокруг. Это поможет ему называть вещи своими именами. В этом возрасте ребенку уже не нужны ночные кормления.

Восемь месяцев

Карапуз уже способен совершать перевороты во всех направлениях. Некоторые играют в «ладушки», практически у всех уже хорошо развита мелкая моторика. В этом возрасте малыш может бояться внезапных громких звуков (от пылесоса или кухонного комбайна). Он пытается контактировать с людьми и оживляется, когда его хвалят.

Восьмимесячный малыш прибавляет в весе около 500 граммов и вырастает на 1,5 см. Если у крохи еще нет ни одного зуба, то это совсем не является поводом для паники. Разрыв в развитии отдельных детей в этом возрасте значительно увеличивается. Одни уже стоят и пытаются ходить, а другие только садятся.

Комаровский рекомендует мамам не верить в миф про проблему, если малыш ходит на цыпочках и перестать сравнивать своего ребенка с другими детьми. Понять, что все дети разные.

Девять месяцев

Кроха уверенно ползет и делает это своим собственным способом. Он сидит и может стоять у опоры. Уже можно учить ребенка частям тела. Он любит подражать взрослым и копировать их поведение. За девятый месяц масса тела ребенка увеличилась на 500 граммов, а рост — на 1,5 сантиметра.

Девятимесячный малыш очень любознателен и активен, он норовит исследовать в доме все комоды и ящики, находящиеся в его доступности. Это травмоопасный период, родители должны внимательно следить за ребенком и обеспечивать ему безопасность.

Десять и одиннадцать месяцев

Некоторые дети в этом возрасте уже ходят. Но если малыш не предпринимает никаких попыток самостоятельно шагать, то настаивать не нужно — всему свое время. Он выполняет простые родительские просьбы:

  • Подать игрушку;
  • Взять бутылочку;
  • Кинуть мячик.

Не первый план выходит психоэмоциональное и умственное развитие. Активно совершенствуется речь. Ребенку нужно как можно больше читать, говорить с ним. За два месяца дети подрастают на 1,5 сантиметра и прибавляют в весе около 450 граммов.

На нашем сайте доступны таблицы развития ребенка по месяцам до года. Комаровский при этом никогда не разделяет детей по половому признаку.

Один год

На этом этапе подводится итог умений, приобретённых за год. У ребенка прекрасно развита мускулатура, у него уже прорезались 1−8 зубов. Он самостоятельно сидит на корточках и встает без поддержки, забирается на диван и спускается с него.

Кроха говорит около 15 слов, собирает пирамидку и совершенствует свою долговременную память. Вес малыша должен быть втрое больше, чем при рождении. За месяц он вырастает на 1,5 сантиметра.

На этом этапе проводится плановый медицинский осмотр узких специалистов. При отставании ребенка от описанных норм волноваться не стоит. Он вскоре догонит своих сверстников. Как говорит Комаровский, развитие ребенка-мальчика по месяцам до года ничем не отличается от развития девочки.

Источник

Молодые родители в наше время очень часто заменяют правильное воспитание вседозволенностью и полной свободой ребенка, забывая или попросту не зная, что они сами — первый авторитет для своих чад. Но такая свобода приводит к тому, что дитя вырастает эгоистом, не умеет находить общий язык со сверстниками и трудно адаптируется в социуме. Что же означает правильное воспитание? Каковы его принципы для разных категорий детей?

Воспитание детей от 1 года до 3 лет: Комаровский

Воспитание — это целенаправленный и ежедневный процесс формирования личности ребенка, его развитие, овладение моральными ценностями и культурно-гигиеническими навыками, правилами жизни в обществе, умением общаться с людьми разных возрастных категорий, саморазвиваться. Данный процесс всегда базируется на здоровом развитии малыша. А для этого, по мнению Евгения Комаровского, основой является положительный дух, царящий в семье. Ведь все происходящее вокруг дитя воспринимает на свой счет. Спокойная и доброжелательная обстановка дома в раннем детстве — это формирование стойкой психики ребенка. Такой малыш будет уметь справляться со своими эмоциями, не загонять их вовнутрь, не бояться. У него не будут формироваться комплексы в виде неврозов, покачиваний, обгрызания ногтей.

Педиатр подчеркивает, что основой воспитания должна стать забота о здоровье малыша. И это вовсе не означает, что его нужно возить на моря, покупать самые дорогие лекарства. Закаливание и оздоровление — это деревня. Евгений Олегович называет идеальным вариантом укрепления иммунитета проведенные летние месяцы у бабушки в деревне. Совместные с родителями прогулки по земле босиком, игры с водой, песком, свежий воздух, натуральные продукты и знакомство с их источниками служат основой закаливания и развития ребенка. В деревне дитя поймет и узнает, откуда берется молоко, как растут овощи, чем занимаются сельские жители. Это багаж знаний, развитие интеллекта, приучение к труду. В 2-3 года малыш способен помочь принести небольшое ведерко с водой бабушке для полива растений, нарвать ягод, помыть фрукты, усваивая культурно-гигиенические навыки и приобщаясь к труду.

В этом возрастном периоде Евгений Комаровский отмечает важность закрепления у малыша привычки ходить в туалет, как взрослые. О подгузниках уже нужно забыть и от горшка переходить к унитазу. Важно научить этому ребенка до 3 лет, до момента наступления кризиса, который проявляется в тезисе ”я сам”. В связи с этим Евгений Олегович констатирует, что именно в это время важно не пропустить такую распространенную болезнь малышей, как энурез. Педиатрическая статистика свидетельствует: до 3 лет заболеванием страдают 40% детей, и есть тенденция к увеличению этого показателя. Поэтому если к двум годам ребенок не перестал ночью писаться, то стоит обратиться к врачу и не пускать проблему на самотек, как обычно это делается. Все страдающие энурезом дети требуют обследования.

Господин Комаровский настоятельно рекомендует родителям придерживаться режима дня как средства здорового развития нервной системы малыша. Обязательным является в этом возрасте дневной сон длительностью в среднем 2 часа. Укладывать спать дитя днем нужно и в выходные дни, а вечером отхождение к ночному сну всегда должно происходить в одно и то же время.

С года до трех лет у малыша активно формируется словарный запас, развивается речь. Это уже не простые двухсловные предложения и ”детский диалект”, который понимает только мама. Многие родители спрашивают, нужно ли говорить с дочкой или сыном „детским” языком? Как бы вы ни называли предмет или явление, ребенок вас поймет. Но педиатр не советует заменять нормальную речь детскими словами. Больно — значит больно, а не „бо-бо”, собачка, а не „ава”. Ребенок будет говорить теми же словами, что и вы. И не стоит упрощать их до неузнаваемости. Изначально надо говорить нормальным и доступным малышу языком. Главное — искренность общения, ответы на все интересующие ребенка вопросы, поощрение любознательности и уделение ему максимума внимания, терпения, любви. Тогда, по мнению господина Комаровского, дитя будет здоровым и физически, и морально.

Воспитание мальчиков и девочек

Психологи констатируют, что в воспитании детей разных полов есть существенные отличия. И главное то, что к девочкам надо проявлять максимум заботы, а мальчикам демонстрировать больше доверия. Чрезмерная забота о сыне — это своеобразное выражение ему недоверия и отсутствие веры в его самостоятельность. Если же папа и мама слишком много свободы предоставляют девочке, то это нею воспринимается как дефицит любви.

Чтобы в будущем сын умел заботиться об окружающих, он должен чувствовать к себе доверие, а чтобы дочка могла доверять людям, ей необходимы от родителей понимание и забота.

Одобрение сына, воспитание в нем мужчины является его мотивацией к заботе о близких, окружающих. И когда папа с мамой дают понять мальчику, что он их радует, что его умения полезны другим, что он поступает по-взрослому, то это и есть ранняя мотивация к поведению мужчины как сильной личности, главы семейства, защитника. Да, одобрение и доверие необходимо демонстрировать и дочерям, но для мальчиков они с раннего детства являются действенными стимулами к успеху, самостоятельности веры в себя.

Девочка будет счастливой тогда, когда получает поддержку, когда она может дарить свою любовь и внимание в ответ на заботу о ней. Ей комфортно, когда она чувствует уважение, понимание по отношению к себе.

Важно каждую минуту помнить, что дети берут пример с родителей, и если сын будет видеть, что отец грубо обращается с матерью, повышает на нее голос, может поднять руку, то такая модель поведения будет формироваться и у него. И проявится это, скорее всего, уже в детском саду. Недолюбленная девочка, растущая в атмосфере слишком большой самостоятельности, как это бывает в неблагополучных семьях, будет проявлять со временем свою закомплексованность, скрытность, боязнь высказать собственное мнение.  Исходя из этого, девочки больше нуждаются в ласке, тактильных нежностях, эмоциональном тепле, а мальчики — в словесных одобрениях, доверии, контроле.

Воспитание близнецов

Психологи констатируют, что двойняшки и близнецы более самостоятельные, нежели дети-одиночки. Им комфортнее вместе, но недостатком близнецового союза является нарушение самоидентификации. Это означает, что дети воспринимают себя как дополнение и повторение своего братика или сестрички. В связи с этим, одно дитя может, к примеру, развивать свою мелкую моторику, а другое, представляя интересы обоих, развивать навыки коммуникации. Такое явление порой приводит к дезориентации в обществе, торможению формирования умений и навыков. Поодиночке близнецы, особенно в дошкольном возрасте, могут „потеряться”, стать замкнутыми. Поэтому задача родителей — формирование индивидуальности каждого ребенка.

Нередко близнецам свойственна задержка речи, потому что они общаются между собой на своеобразном языке, то есть словами, понятным лишь друг другу. Именно в воспитании таких детей важно не коверкать свою речь, сюсюкая, а называть предметы, вещи, явления своими именами. Наличие в их речи дефектов тоже происходит по причине копирования слов друг друга. Учите таких малышей слушать и не перебивать, говорить последовательно и спокойно.

В воспитании близнецов важно присутствие игр на развитие мелкой моторики, настольных для развития речи. Необходимо, чтобы кроме общих у малышей были индивидуальные игрушки. Это разные куклы и машинки.

Часто один ребенок бывает заводилой, второй в паре — послушный исполнитель. Для того чтобы эта тенденция не перешла в дальнейшую взрослую жизнь, предлагайте детям в играх меняться ролями, контролируйте их развлечения, давайте возможность более пассивному ребенку проявлять себя. Это поможет формировать качества лидера и самостоятельности у каждого малыша.

Порой даже одинаковое одевание детей с раннего детства затормаживает у них проявления индивидуальности, наклонностей и способностей. Поэтому задача родителей близнецов — как можно раньше заметить задатки и склонности своих детей и развивать их. Ведь воспитывается не просто двойня, а две личности.

Правильное воспитание гиперактивного ребенка

Если дитя слишком активное, любознательное, проявляет холерический темперамент, то для родителей станут полезными следующие советы психологов:

  1. Хвалите малыша за самые незначительные успехи. Гиперактивные дети не воспринимают укоров и замечаний, но чуткие к похвале.
  2. Не карайте таких детей физически. Отношения должны базироваться не на страхе, а на доверии и уважении. 
  3. Избегайте негатива в своей речи, то есть реже говорите слова „нет”, „не разрешаю”, „не делай”, „нельзя”. Всегда объясняйте свои запреты малышу. 
  4. Нагружайте гиперактивного ребенка домашним делами, поручайте ему мелкую работу. Пусть с раннего детства такой ребенок имеет в доме свои обязанности. 
  5. Правила поведения не должны быть жесткими. Указания, а не приказы, просьбы, а не требования. 
  6. Режим дня для такого ребенка — хороший способ успокоения нервной системы. 
  7. Идеально для такого малыша иметь свою комнату. В ней должен быть минимум предметов, а цвет обоев или стен желательно подобрать успокаивающий, мягкий. Например, голубой. В комнате желателен спортивный уголок для того, чтобы малыш мог с пользой применять свою энергию, давать ей выход. 
  8. Оберегайте сына или дочь от переутомлений. Они снижают самоконтроль, наращивают двигательную активность. 
  9. Контролируйте, чтобы малыш высыпался. Дефицит сна приводит к ухудшению внимания, самоконтроля, неуправляемости ребенка. 
  10. Спокойствие и невозмутимость родителей — лучший метод воспитания и пример для гиперактивного ребенка.
  11. Физическая активность и наличие хобби — обязательное условие воспитания такого малыша.  

Воспитание детей с нарушениями речи

Обычно эти малыши имеют нормальный слух и сохраненный интеллект. Нарушения их речи — это неправильное произношение и грамматический строй, бедность запаса слов, искажение темпа и плавности произношения.

В детских учреждениях такие воспитанники нуждаются в помощи специалистов. Это посещение логопедических групп, где с детьми работают педагоги со специальным образованием. Они не только корректируют речь, но и развивают память, мышление, внимание, мелкую моторику.

Если же нарушения речи тяжелые, то обучение таких детей в обычных учреждениях невозможно. Для них существуют специальные заведения. И если дитя не будет посещать его, то возможно отставание и в развитии психики, а значит дальнейшем овладении грамотой, арифметикой.

Осознание малышом собственной неполноценности приводит к замкнутости, эмоциональным срывам, формированию комплексов.

К тяжелым нарушениям речи относят заикание, афазию, алалию, ринолалию, дизартрию.

Оптимальным возрастом исправления звукопроизношения является период с четырех до пяти лет. Что касается заикания, то его нужно исправлять еще раньше.

Дети с незначительными нарушениями речи обязательно должны посещать логопеда, который дает рекомендации папе с мамой по коррекционной работе. Только обоюдными систематическими усилиями родителей и специалистов можно исправить нарушения речи у малышей.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник