Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка

Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка thumbnail

Коллектив – группа детей, объединенная общей, социально – значимой целью, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, общением и взаимной ответсвенностью. Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие цели (имеющие общественно-ценный смысл) и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Признаки коллектива;

— наличие общественно значимых целей, сплоченность,

— благогприятный для развития группы и каждого нравственно – психологический климат,

— отношения ответственной зависимости,

— наличие органов самоуправлений и традиций.

Функции коллектива:

1.сфера жизнедеятельности личности_ значительную часть жизни человек проводит а рамках различных коллетивов.

2.сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации – только в системе коллективных отношений ребенок адекватно оценивает себя, проявляет свою индивидуальность, реализует свои возможности.

3. сфера общения – обеспечивает взаимопознание и взаимопонимание, передача и получение информации опыта, эмоционально – нравственных отношений, ценностей и оценок.

4. гарант защищенности и поддержки – товарищеское взаимопонимание, помощь, сочувствие, поддержка.

5. модель общества – освоение социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.

6. носитель социально – нравственных норм и ценностей.

Типы детских коллективов:

1.По характеру деятельности:

— организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

— организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); — организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

2. По возрастному составу:

— одновозрастные

— разновозрастные.

3. По структуре и характеру межличностных отношений:

— первичные– коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение;

— вторичные – состоящие из ряда первичных, отсутствие прямых межличностных контактов.

4. По социальному статусу:

— формальные имеющие юридически фиксированный статус и осуществляющие социально заданную деятельность;

— неформальные – добровольно объединяющиеся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.

Самоуправление – это реализация детьми определенных управленческих функций в рамках делегирования ими полномочий и ответственности.

Органы самоуправления:

собрание воспитанников – высший

актив – ядро коллектива

староста

временные коллективные органы – советы ,штабы

Идеи А.С. Макаренко:

1. Детский коллектив невозможен без детей и педагогов.

2. Первичный коллектив как основной инструмент воспитательного воздействия на ре­бенка.3. Принцип параллельного действия: педагог воздей­ствует на личность через коллектив; важно умение организовать здоровый коллектив. (Общественное мнение)

4. Система перспективных ли­ний (близких, средних и дальних): педагог должен увлечь коллектив и каждого воспитанника целью (перспективой), осу­ществление которой потребует приложения усилий, но принесет удовлетворение, радость достижения.

5. Закон развития (движения) коллектива: коллектив, достигший определен­ной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

6. Этапы развития детского коллектива по источнику предъявления требований и отношению к ним коллектива:

На I этапе воспитатель предъявляет требование коллективу в форме, не допускающей возражений.

На II этапе требование к личности предъявляется активом; актив должен получить реальные полномочия.

На III этапе требования исходят от коллектива в целом, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления.

На IV этапе требования предъявляются каждым воспитанником.

7. Закон педагогической целесообразности: обусловленность содержания жизни, деятельности и общения коллектива целями и задачами воспита­ния.

Идеи В.А. Сухомлинского:

1. Коллектив — средство нравственного и духовного развития ребенка.

2. В коллективе созда­ется единство общественного и индивидуального.

3. Целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стрем­лением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.

4. Духовное богатство личности как основа пол­ноценной, содержательной жизни коллектива и условие совер­шенствования внутри коллективных отношений.

5. Коллектив становится воспитывающей силой, если он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности.

6. Подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.

7. Принципы организации воспитательной работы с детским коллективом:

— богатство взаимоотношений между членами коллектива, между данным коллективом и другими коллективами;

— поддержка самостоятельности и творческого самовыражения каждого ребенка;

— формирование дисциплины и ответственности каждого воспитанника перед собой и перед товарищами;

— создание и передача традиций.

Идеи современных авторов (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова):

1. Создание детского коллектива обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности.

2. Коллектив — единство общего, особенного и единичного; его развитие имеет общие закономерности, различны типы и индивидуальные особенности коллектива.

3. Коллектив — единство организационной структуры и психологической общности, объект и субъект воспитания.

4. Взаимодействие личности с коллективом — двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе.

5. Коллектив способствует нивелировке личности и развитию ее индивидуальности.

6. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.

7. Перспектива развития коллектива — коллектив общинного типа — разновозрастной, гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives —собирательный. Он означает социальную группу, объединен­ную на основе общественно значимых целей, общих ценност­ных ориентации и совместной деятельности.

395

В реальной жизни существуют разные коллективы: учеб­ные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объеди­няющие несколько первичных коллективов (например, об­щешкольный коллектив).

Коллектив — это развивающаяся социальная система. В зави­симости от уровня развития различают складывающийся коллек­тив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совмест­ной деятельности, органами самоуправления (например, произ­водственный коллектив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, ли­цей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объе­диняющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа дет­ского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п.

Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формиру­ется в результате последовательного включения в различаю­щиеся по уровню развития коллективы — общности, домини­рующие на разных возрастных ступенях.

Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, аби­туриента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнообразных нерм коллективной жизни, установление взаимо­действия и выделение индивидуальности в новой среде.

Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и цен-

396

ностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедея­тельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир куль­туры отношений, сотрудничества, сотворчества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обо­гащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуаль­ный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества детей в кол­лективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положи­тельного влияния на других.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в кото­рых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осущест­вляются обмен информацией, согласование общих целей, вза­имный контроль и коррекция действий, развивается способ­ность понимать состояния и мотивы поступков других и соот­ветственно на них реагировать. В опыте коллективных отно­шений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок при­обретает умение поставить себя на место другого, воспроизве­сти в своем сознании логику и мотивы его поведения, пере­жить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, позна­ния и чувств. В этом сравнении себя через оценку других за­ложен механизм формирования самосознания человека, по­нимания своей индивидуальности.

397

В коллективе ребенок входит в широкую систему отноше­ний. Взаимодействие детей разворачивается на информаци­онном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информа­ционный уровень предполагает взаимодействие детей в про­цессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирова­ния будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в раз­личных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т. п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в кол­лективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия де­тей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержа­тельной деятельностью, дружескими отношениями, перспек­тивами будущих совместных дел и переживаний, у детей фор­мируются чувство психологической защищенности, душевно­го комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе час­то вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уваже­нию себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качест­ве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу -способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуально­сти и творческой самобытности каждой личности. Инициати­ва, творческая позиция личности, нарастание самостоятель-

398

ности и самоуправления детей, ценностное содержание их со­вместной деятельности являются индикаторами воспитатель­ного потенциала детского коллектива.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

МегаПредмет



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives — со­бирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориен­тации и совместной деятельности.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы мо­гут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первич­ных коллективов (например, общешкольный коллектив).

Коллектив — это развивающаяся социальная система. В зависи­мости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллек­тив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных уч­реждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ори­ентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации стано­вится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в обще­ственной системе образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т.п.

Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы — общности, доминирующие на раз­ных возрастных ступенях.

Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, абитури­ента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнооб­разных норм коллективной жизни, установление взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде.

Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не га­рантирует формирования у ребенка социально-ценностных ка­честв. Все зависит от того, каковы культурные основы, на кото­рых строятся коллективные отношения, насколько полно и разно­сторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способ­ности и стремления.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению со­циальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценност­ных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится разви­вающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотруд­ничества, сотворчества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное со­зревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогаще­ния, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, спо­собности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воз­действуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-разви­вающий эффект общения и сотрудничества детей в коллективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым ста­новится ребенок по мере своего общего развития, тем более воз­растают возможности его положительного влияния на других.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществля­ются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность пони­мать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психо­логически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с дру­гими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосозна­ния человека, понимания своей индивидуальности.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информаци­ей, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотруд­ничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совме­стные переживания, отношения симпатий или антипатий между чле­нами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и фор­мирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержатель­ной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой ини­циативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т.п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учиты­вает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспи­тании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со сто­роны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу — спо­собствует развитию мотивов единения и общности детей в коллек­тиве и создает условия для реализации индивидуальности и творче­ской самобытности каждой личности. Инициатива, творческая по­зиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являют­ся индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

©2015-2020 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…

Источник