Количественное и качественное развитие словаря ребенка
Альбина Сильченко
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.
Количественный рост словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».
В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.
Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.
По данным Ф. И. Фрадкиной, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней: первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни; вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года; четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.
После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.
Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).
В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т. д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).
Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает».
Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).
У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит, как готовят пюре: «Почему картошку долбишь? Почему ты расталкиваешь картошку? Я видел: ты ее сейчас толкала!»). В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!»)
Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Источник
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста в нормальном онтогенезе достаточно широко изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Лексика ребенка развивается постепенно при речевого общения окружения с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок знает и понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь превалирует над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значением слов.
Развитие понимания речи детей обобщенно представлен в работе Н. С. Жуковой, где выделяются шесть уровней понимания речи.
Уровне понимания речи.
I уровень — выраженная речевая внимание, ребенок прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса (3-6 мес.).
II уровень — понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Где мама?», «Дай ручку», «нельзя» (6-10 мес.).
III уровень — понимает названия отдельных предметов и игрушек:
а) понимает только названия предметов и игрушек (10-12 мес.);
б) узнает их на картинках (12-14 мес.);
в) узнает их на сюжетных картинках (15-18 мес.).
IV уровень — понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто спит?», «Покажи, кто сидит?»:
а) понимает двухсоставную инструкцию (2 года): «Возьми платок, вытри нос», «Возьми чашку, дай мне»;
б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что ты играешь?» (2 года 6 мес.);
в) установление первых причинно-следственных связей (2 года 6 мес.).
V уровень — понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 года 6 мес. — 3 года).
VI уровень — понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуацией (до 4 лет).
Количественный рост словаря. Известно (Л. С. Выготский), что в основе овладения словом лежит врожденная реакция, безусловный рефлекс, который проявляется в течение первого года жизни в виде крика, крики, лепета. Эти безусловно- рефлекторные голосовые реакции связаны с эмоциями и отражают эмоциональное состояние ребенка. Итак, до 6-8 мес. жизни слово для ребенка остается только звуковым раздражителем.
В конце первого года жизни (Μ. М. Кольцова) слово по звуковому раздражителю превращается в речевой сигнал. В современной методике нормой считается 10-12 слов до года.
Особенности становления первых слов у детей исследовались многими авторами (М. Красноярский, Г. М. Лямина, И. А. Сикорский, А. К. Маркова, А. Н. Гвоздев, А. В. Захарова и другие). Большинство отмечает неравномерное развитие активного словаря, в то время, как пассивный развивается равномерно и с опережением. Переход слов из пассива в актив, то есть актуализация происходит постепенно.
И. А. Сикорский всех детей 2-го года жизни разделил на два типа:
1) речь кажется живым, так как развитие общения словами начинается с отработки точной ритмической структуры слов. При этом звуковой состав ритмической структуры остается достаточно приблизительным. Ребенок произносит «скелет» необходимого слова по его составным составом, за ударением и по голосовым оттенком: «титити», «ниника» (кирпичи, взглянуть-ка, примеры И. А. Сикорского). В словах много гласных, детское вещание не выдерживает 2-х или 3-х согласных сразу. Не сразу устанавливается и стабильный порядок слогов в слове: «галавит» (говорит)
2) речи здоровых детей второго типа создает представление беспомощного. Они пренебрегают ритмикой речи и концентрируют свое внимание на правильном произношении звуков одного из складов, представляя в речи ребенка все слово. Первые составы, которые используются для обозначения слов, состоящих из согласного и гласного звуков, или только из гласных, причем сначала их произношение нечеткая ( «ка» — утка, «ля» — лампа и т.д.).
Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост зависит от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников-сверстников очень различаются между собой.
После 1 года 5 мес. обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу 2-го года жизни он составляет 300-400 слов, а к 3-х лет может достигать 1500 слов. Развитие словаря в это время происходит в основном за счет овладения способами словообразования. Если ребенок не обладает готовым словом, она «изобретает» его по определенным, уже усвоенными ранее правилам, оказывается в детской словотворчества. Взрослые замечают и корректируют самостоятельно образовано ребенком слово, если оно не соответствует нормативной языке. А если образовано ребенком слово не отличается от нормы, взрослые не замечают детской словотворчества. Механизм этого процесса связывается с формированием речевого обобщения, с явлениями генерализации, со становлением системы словообразования. Усвоения предметного, глагольного словаря, словаря признаков происходит параллельно с овладением грамматического строя речи.
В последующие годы количество слов, которые использует ребенок, также быстро растет, но темпы этого роста несколько замедляются. До 4 лет количество слов увеличивается до 1900; в 5 лет достигает 2000-2500, а в 6-7 лет — 3500- 4000 слов.
Наблюдая становления лексико-семантической системы у детей от 1 г.. 4 м. До 4 лет., А. И. Лаврентьева выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря:
I этап — от 1 гг. До 1,5 г. — 20-50 неупорядоченных лексем (набор отдельных слов);
II этап — от 1,5 г. До 2 р. — Ситуационный. Словарный запас быстро увеличивается, названия одного слова с определенной группы вызывает у ребенка названия других элементов этой группы. Эти группы слов автор определяет как ситуационные поля;
III этап — до 3 лет. — Тематический. Он характеризуется осознанием ребенком сходства определенных элементов ситуаций и объединением лексем в тематические группы. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой-маленький, хороший-плохой)
IV этап — 4-5 р. — Возникновение синонимии. Системная организация словаря приближается по своей структуре к лексико-семантической системы взрослых.
В лингвистическом аспекте развития словаря наблюдается такая закономерность: сначала появляются существительные — первые слова используются в именительном падеже (именно так взрослый называет предметы, игрушки и т.д.), затем начинает появляться множество существительного, винительный падеж. С увеличением словаря появляются первые изменения форм слов по аналогии. Далее ребенок начинает использовать глаголы, междометия, некоторые наречия, выражающие различные отношения. Немного медленнее растет количество прилагательных, используемых в ограниченном количестве. Это объясняется тем, что взрослые обычно уделяют недостаточно внимания знакомству с качествами, свойствами предметов. Кроме этого, прилагательные более абстрактной частью языка. Числительные, служебные слова появляются позже и усваиваются медленно, как и их согласование с существительным.
Качественное развитие словаря — развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, является «грандиозной сложности». Лексическое значение слова — это обозначение реальной действительности: предметы (стол, стул, нож), явления (солнце, дождь, снег), действия (рисовать, читать), свойства (сладкий, мягкий), числа (один, пять ). Таким образом, значение слова — это обобщенное отражение предметного содержания.
Процесс усвоения значение слова ребенком на первых возрастных ступенях идет в направлении от чувственных образов к мыслительных обобщений. Путь развития обобщения словом у детей исследовала Μ. М. Кольцова [1] . По ее исследованиям, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного действия взрослого, как компонент целой ситуации, включая и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказанное. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя несколько промежуточных ступеней:
• первая степень интеграции (обобщение) — слово, которое заменяет чувственный образ одного определенного предмета, эквивалентно этому образцу ( «мама» — только мать ребенка, «кукла» — только вот эта кукла)
• вторая ступень интеграции — слово заменяет несколько чувственных образов однородных предметов (слово «кукла» относится к нескольким предметам, которые имеют общие черты, но в чем-то и разные). Сигнальное значение слова шире, чем в случае, когда оно ассоциируется с чувственным образом только одного предмета, но вместе с тем оно уже миниконкретне. Это кукла вообще, стол вообще подобное;
• третья степень интеграции — слово объединяет несколько понятий, которые имеют вторую степень обобщения (слово «игрушка», например, обобщает и кукол, и мячики, и кубики и т.п., слово «мебель» объединяет стулья, столы, диваны тому подобное). Слово относится к широкому ряду различных объектов, его сигнальное значение очень широко и значительно удалено от конкретных образов предметов;
• четвертая степень интеграции — в слове возведено много абстракций предыдущих уровней обобщения (так слово «вещь» удерживает в себе обобщения, которые даются словам «игрушка», «посуда», «мебель», «одежда» и т.п.). Смысловое содержание слова очень широкий, а его связи с «чувственным корнями» прослеживается с трудом.
Постепенно в жизненном опыте ребенка формируются различные уровни обобщения предметов и действий словом, в результате чего отображения действительности становится широким и сложным. Усвоить эти степени обобщения для ребенка — значит усвоить значение слов. Сначала происходит усвоение основного значения. Любое использование слова в переносном смысле сначала вызывает удивление и несогласие детей.
В усвоении детьми переносного значения слов выделяют три этапа.
Первый этап — замещение. Ребенок пытается назвать незнакомый предмет или дать ему характеристику, исходя из своего запаса знаний, опираясь на внешнее сходство. Выделяют четыре группы номинаций замещений: номинация — замещение предмета, номинация — замещение действия, номинация — замещение признаки предмета, номинация — замещение признаки действия.
Второй этап — сравнение, которое является наиболее доступным и раньше других актуализируется в речевом онтогенезе. Сравнение в речи ребенка появляются к концу второго года жизни. Она сталкивается с явлениями в окружающем мире, значение которых не знает. Сначала осваиваются наименование действий и предметов, затем свойств и признаков. Ребенок сравнивает новое с известным, с хорошо знакомым. Характеристика свойства или признаки дается детьми через отношение к предмету. До трехлетнего возраста дети часто сопровождают сравнения звукоподражанием. До 3-4 лет увеличивается частота употребления сравнений, а к семи лет ребенок овладевает практически всеми видами этого языкового явления.
Усвоения детьми сравнительного оборота сопровождается включением различных союзов в состав этой конструкции: как, будто, точно, как бы, все равно что, будто, словно, точно ( «У утки лапки, как тряпочки», «У нее нос, как у пчелы» ). К лексико-грамматических единиц, при которых используется сравнительный оборот, входят глаголы, существительные, местоимения, прилагательные, наречия, причастия ( «Утки плывут, как челноки», «Ты весь белый, как снежная баба», «Жарко, как в пустыне» ). Эта последовательность соотносится с возрастной периодизации выражения предмета сравнения соответствующими частями речи: раньше других (в онтогенезе) сравнительный оборот используется при глаголах, позже — при наречиях и причастиях.
Третий этап усвоения переносного значения связан с появлением в речи детей олицетворений. В настоящее время осуществляется перенос из «живого» объекта на «неживой».
Особенности усвоения значения слова ребенком раскрыто в работах Л. С. Выготского, Т. Е. Конникова.
Значение детских слов динамические. Л. С. Выготский отмечал, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира означает для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах по значению слова возникают различные формы обобщения. Первые слова детей не имеют конкретного значения, они диффузный и ситуативный характер. Словом ребенок называет не предмет, а общий характер ситуации, в которой она может действовать с определенным предметом (например, «пака» — палка, веник, карандаш, линейка и т.д.). На ранних этапах развития ребенка превалируют эмоционально-образные компоненты. Постепенно в процессе предметной деятельности и общения со взрослыми дети усваивают слов. Увеличивается роль компонентов логических. У ребенка 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой, предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет — системой так называемых житейских понятий, но в которых опять же доминируют эмоционально-образные, наглядные связи. До 7-ми лет у ребенка формируется тонкая дифференциация сходных по значению слов (например, коричневый — коричневый, красный — румяный, худой — тонкий и т.д.). На основе этого она усваивает нормы лексической сочетаемости.
Итак, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, которое является обобщенным образом действительности, растет, углубляется за степенью развития ребенка, по мере расширения и разнообразия сферы ее деятельности, обогащение круга людей и предметов, с которыми он общается. В процессе своего развития речи ребенок перестает быть зависимой от чувственной ситуации.
В процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова состоит в том, что в процессе развития ребенка меняется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включен этот предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за этим словом. Для малыша ведущую роль в системном смысле слова играет аффективное смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — наглядный опыт, память, воспроизводящая определенную ситуацию, для взрослого — система логических связей, включение слова в иерархию понятий. Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.
По мере развития ребенка лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова якобы группируются в семантическое поле. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Слова не только объединяются, но и распределяются в середине семантического поля. Формируется ядро и периферия. Ядро составляют наиболее частотные слова, которые имеют выраженные семантические признаки, а периферия — малочастотни слова.
Организация лексической системности и семантических полей, по мнению ряда авторов, связана с развитием логических операций классификации, сериации, которые интенсивно формируются в 6-8 лет. Слова в процессе развития ребенка группируются, объединяются в семантические поля. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что язык, который они усваивают, действительно становится родным.
Источник