Количественная оценка возрастного развития ребенка
Количественная оценка нарушения психомоторного развития может стать объективным критерием тяжести отставания, выявления легких отклонений в развитии, выделения группы детей повышенного риска в плане возможных отклонений в развитии и трудностей обучения в дальнейшем.
Таким образом можно охарактеризовать уровень психомоторного развития ребенка первого года жизни при помощи балльных оценок. В основу такой оценки был положен комплексный эволюционный анализ развития ребенка на каждом месяце жизни с выделением ведущих узловых функций на каждом возрастном этапе.
По предлагаемой методике количественная оценка на каждом возрастном этапе проводится на основе показателей которые оцениваются по четырехбалльной системе (оптимальное развитие функции—3 балла, ее отсутствие —0 баллов) с учетом динамики нормального возрастного развития.
Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.Динамические исследования показали, что оценку 27—29 баллов на одном возрастном этапе в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы.При оценке 23—26 баллов детей относят к безусловно группе риска; оценка 13—22 балла четко свидетельствует задержке развития; группу детей с оценкой ниже 13 баллов составляют больные с тяжелой общей задержкой развития в результате органического поражения центральной нервно системы.
При оценке полученных данных необходимо учитывать, что результаты осмотра у новорожденных и грудных детей зависят не только от истинного уровня психомоторного развития, но и от ряда привходящих факторов, таких, как степень биологического комфорта, суточный биоритм, условия воспитания, настроение ребенка и врача, обстановка в которой, проводится осмотр, и т. д. Поэтому выполнение ребенком требований по первому предъявлению безусловно свидетельствует о наличии функции, однако чтобы удостовериться в отсутствии функции, ее снижении или дефектности, необходимо повторить попытки ее обнаружить как в процессе одного осмотра, так и при повторных осмотрах с коротким интервалом времени.
Показатель | Оценка ответа, баллы | ||||
3 | 2 | 1 | |||
Динамические функции | |||||
Коммуникабельность | Избирательное отношение к окружающим; обращается со взрослыми при помощи звукосочетаний; подчиняется некоторым инструкциям; обращает внимание на лицо говорящего | Предпочитает общаться со взрослыми при помощи жеста или не подчиняется словесным инструкциям, или недостаточно избирательное отношение к окружающим | Сочетание признаков из оценки 2 или не обращает внимания на лицо говорящего | Отсутствие реакции на речевое общение или низкий интерес к окружающему | |
Голосовые реакции | Говорит 5—6 лепетных лов, выражена интонация просьбы; соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами | Лепет малоактивный или говорит только 1—2 лепетных слова, или не всегда точно соотносит слово с предметом, действием, лицом | Отсутствие лепетных слогов | Отсутствие лепета, не понимает обращенную речь | |
Безусловные рефлексы | Отсутствуют, за исключением сосательного | Безусловные рефлексы вызываются | |||
Мышечный тонус | Полный объем пассивных и произвольных движений | Легкое увеличение или уменьшение сопротивления пассивным движениям, не влияющее на их объем | Ограничение или увеличение объема пассивных движений | Позы опистотонуса или эмбриона, или лягушки | |
АШТР | Отсутствует | — | При повороте головы в сторону разгибание «лицевой» руки непостоянно | Непостоянная поза фехтовальщика при повороте головы в сторону | |
Цепные симметричные рефлексы | Ходит без поддержки; приседает и встает | Стоит самостоятельно, но ходит с легкой поддержкой или приседает, но не встает | Стоит самостоятельно неуверенно или сочетание признаков из оценки 2 | Не стоит самостоятельно или не ходит с поддержкой | |
Сенсорно-моторное поведение | Вкладывание одного предмета в другой; открывает коробку, ящик; узнавание картинок; пользуется ложкой и гребенкой по назначению | Слабая выраженность 2—3 реакций из оценки 3 | Не узнает картинки или не пользуется окружающими предметами, или производит только похлопывающие движения предметами | Манипулятивная деятельность слабо выражена или не реагирует на словесные просьбы, или сочетание симптомов, перечисленных в оценке 2 | |
Факторы риска | |||||
Стигмы | Отсутствуют | Число не превышает 5-6 | Более 6 и расположены главным образом на лице | Более 8-10 или наличие грубых пороков развития | |
Черепные нервы | Патологии нет | Легкие косоглазие или асимметрия лица | Постоянные косоглазие или симптом Грефе, или нистагм, или птоз, или бульбарный, или псевдобульбарный синдромы | Сочетание симптомов, перечисленных в оценке 1 | |
Патологические движения | Отсутствуют | Функциональные тики мышц глаз, шеи, туловища, конечностей, мимической мускулатуры | Тремор при манипуляции с предметами или тремор языка или элементы хорео-атетоидного гиперкинеза | Судороги или тремор в покое |
Журба Л. Т., Мастюкова Е. М.
Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни
опубликовано 05/11/2008 02:18
обновлено 06/06/2011
— Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Источник
Количественная оценка нарушения психомоторного развития может стать объективным критерием тяжести отставания, выявления легких отклонений в развитии, выделения группы детей повышенного риска в плане возможных отклонений в развитии и трудностей обучения в дальнейшем.
Таким образом можно охарактеризовать уровень психомоторного развития ребенка первого года жизни при помощи балльных оценок. В основу такой оценки был положен комплексный эволюционный анализ развития ребенка на каждом месяце жизни с выделением ведущих узловых функций на каждом возрастном этапе. По предлагаемой методике количественная оценка на каждом возрастном этапе проводится на основе показателей которые оцениваются по четырехбалльной системе (оптимальное развитие функции—3 балла, ее отсутствие —0 баллов) с учетом динамики нормального возрастного развития.
Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.Динамические исследования показали, что оценку 27 29 баллов на одном возрастном этапе в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы.При оценке 23—26 баллов детей относят к безусловно группе риска; оценка 13—22 балла четко свидетельствует задержке развития; группу детей с оценкой ниже 13 баллов составляют больные с тяжелой общей задержкой развития в результате органического поражения центральной нервно системы.
При оценке полученных данных необходимо учитывать, что результаты осмотра у новорожденных и грудных детей зависят не только от истинного уровня психомоторного развития, но и от ряда привходящих факторов, таких, как степень биологического комфорта, суточный биоритм, условия воспитания, настроение ребенка и врача, обстановка в которой, проводится осмотр, и т. д. Поэтому выполнение ребенком требований по первому предъявлению безусловно свидетельствует о наличии функции, однако чтобы удостовериться в отсутствии функции, ее снижении или дефектности, необходимо повторить попытки ее обнаружить как в процессе одного осмотра, так и при повторных осмотрах с коротким интервалом времени.
Показатель | Оценка ответа, баллы | ||||
3 | 2 | 1 | |||
Динамические функции | |||||
Соотношение сна и бодрствования (коммуникабельность) | Спит спокойно, просыпается только для кормления или когда мокрый, быстро засыпает | Спит спокойно и не просыпается мокрый и для кормления или сытый и сухой не засыпает | Не просыпается голодный и мокрый, а сытый и сухой не засыпает или часто беспричинно кричит | Очень трудно разбудить или мало спит, но и не кричит, или кричит постоянно | |
Голосовые реакции | Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом | Крик тихий, слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом | Крик болезненный, пронзительный или отдельные всхлипывания на вдохе | Крик отсутствует или отдельные вскрикивания, или крик афоничный | |
Безусловные рефлексы | Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны | Требуют более длительной стимуляции или быстро истощаются, или непостоянно асимметричны | Вызываются не все или после длительного латентного периода и повторной стимуляции, быстро истощаются, или стойко асимметричны | Не вызываются большинство рефлексов | |
Мышечный тонус | Симметричный флексорный тонус, преодолеваемый при пассивных движениях | Легкая асимметрия или тенденция к гипо- или гипертонии, не влияющие на позу и движения | Постоянные асимметрии, гипо- или гипертония, ограничивающие спонтанные движения | Позы опистотонуса или эмбриона, или лягушки | |
Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) | При повороте головы в сторону непостоянно разгибает «лицевую» руку | — | Постоянные разгибание или отсутствие разгибания руки при повороте головы в сторону | Поза фехтовальщика | |
Цепной симметричный рефлекс | Отсутствует | — | — | — | |
Сенсорные реакции | Жмурится и беспокоится при ярком свете; поворачивает глаза к источнику света; вздрагивает при громком звуке | Одна из реакций сомнительна | Одна из реакций оценки 3 отсутствует или 2—3 реакции сомнительны | Все реакции из оценки 3 отсутствуют | |
Факторы риска | |||||
Стигмы | Отсутствуют | Количество не более 5—6 | Более 6 и расположены главным образом в области лица | Более 8 или наличие грубых пороков развития | |
Черепные нервы | Патологии нет или непостоянное легкое сходящееся косоглазие, или непостоянный легкий симптом Грефе | Сочетание 2 признаков из оценки 3 или легкая асимметрия лица, или непостоянный горизонтальный нистагм | Постоянное косоглазие или выраженный нистагм, или постоянный симптом Грефе, или бульбарный, или псевдобульбарный синдром | Сочетание симптомов, перечисленных в оценке 1 | |
Патологические движения | Отсутствуют или единичные редкие атетоидные движения пальцами, или редкий высокочастотный тремор подбородка, рук при крике, кормлении, пассивных движениях | Частые атетоидные движения пальцами или мелкоразмашистый высокочастотный тремор, не связанный с беспокойством | Сочетание 2 симптомов, перечисленных в оценке 2, или крупноразмашистый спонтанный тремор, или единичные подергивания мышц лица | Судороги |
Журба Л. Т., Мастюкова Е. М.
Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.
опубликовано 05/11/2008 02:18
обновлено 06/06/2011
— Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Источник
Количественная оценка нарушения психомоторного развития может стать объективным критерием тяжести отставания, выявления легких отклонений в развитии, выделения группы детей повышенного риска в плане возможных отклонений в развитии и трудностей обучения в дальнейшем.
Таким образом можно охарактеризовать уровень психомоторного развития ребенка первого года жизни при помощи балльных оценок.
В основу такой оценки был положен комплексный эволюционный анализ развития ребенка на каждом месяце жизни с выделением ведущих узловых функций на каждом возрастном этапе.
По предлагаемой методике количественная оценка на каждом возрастном этапе проводится на основе показателей которые оцениваются по четырехбалльной системе (оптимальное развитие функции—3 балла, ее отсутствие —0 баллов) с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.
Динамические исследования показали, что оценку 27—29 баллов на одном возрастном этапе в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы.
При оценке 23—26 баллов детей относят к безусловно группе риска; оценка 13—22 балла четко свидетельствует задержке развития; группу детей с оценкой ниже 13 баллов составляют больные с тяжелой общей задержкой развития в результате органического поражения центральной нервно системы.
При оценке полученных данных необходимо учитывать, что результаты осмотра у новорожденных и грудных детей зависят не только от истинного уровня психомоторного развития, но и от ряда привходящих факторов, таких, как степень биологического комфорта, суточный биоритм, условия воспитания, настроение ребенка и врача, обстановка в которой, проводится осмотр, и т. д. Поэтому выполнение ребенком требований по первому предъявлению безусловно свидетельствует о наличии функции, однако чтобы удостовериться в отсутствии функции, ее снижении или дефектности, необходимо повторить попытки ее обнаружить как в процессе одного осмотра, так и при повторных осмотрах с коротким интервалом времени.
Показатель | Оценка ответа, баллы | ||||
3 | 2 | 1 | о | ||
Динамические функции | |||||
Коммуникабельность Соотношение сна и бодрствования | Просыпается голодный и мокрый, быстро засыпает, ротовое внимание при общении | Не просыпается голодный и мокрый или сытый и сухой не засыпает или ротовое внимание непостоянно | Трудно разбудить для кормления и (или) трудно засыпает и часто беспричинно кричит, или сочетание признаков из оценки 2 | Очень трудно разбудить для кормления или не спит, но и не кричит, или кричит постоянно | |
Голосовые реакции | Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом | Крик тихий, слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом | Крик болезненный, пронзительный или отдельные всхлипывания на вдохе или крик тихий с коротким выдохом | Вместо крика гримаса на лице или выраженные необычные звуки | |
Безусловные рефлексы | Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны | Требуют более длительной стимуляции или быстро истощаются, или непостоянно асимметричны | Сочетание симптомов, перечисленных в оценке 2 | Не вызываются большинство рефлексов | |
Мышечный тонус | Симметричный флексорный тонус, преодолеваемый при пассивных движениях | Легкая асимметрия или тенденция к гипо- или гипертонии, не влияющие на позу и движения | Постоянные асимметрии, гипо- или гипертония, ограничивающие спонтанные движения | Позы опистотонуса или эмбриона, или лягушки | |
Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) | При повороте головы в сторону непостоянно разгибает «лицевую» руку | — | Постоянные разгибание или отсутствие разгибания руки при повороте головы в сторону | Поза фехтовальщика | |
Цепной симметричный рефлекс | Лежа на животе — кратковременное приподнимание головы | Отсутствие приподнимания головы | — | — | |
Сенсорные реакции | Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача на голос взрослого | Одна реакция из оценки 3 сомнительна | Одна из реакций оценки 3 отсутствует или 2 реакции и более сомнительны | Все реакции из оценки 3 отсутствуют | |
Факторы риска | |||||
Стигмы | Отсутствуют | Количество не более 5—6 | Более 6 и расположены главным образом в области лица | Более 8 или наличие грубых пороков развития | |
Черепные нервы | Патологии нет или | Непостоянное сходящееся косоглазие, или непостоянный легкий симптом Грефе или легкая асимметрия лица | Постоянное косоглазие или выраженный нистагм, или симптом Грефе, или бульбарный, или псевдобульбарный синдром или выраженная асимметрия лица | Сочетание симптомов, перечисленных в оценке 1 | |
Патологические движения | Отсутствуют или единичные редкие атетоидные движения пальцами, или редкий высокочастотный тремор подбородка, рук при крике, кормлении, пассивных движениях | Иногда мелкоразмашистый тремор при беспокойстве или редко в покое | Крупноразмашистый тремор или мелкоразмашистый частый, не связанный с беспокойством | Судороги |
Журба Л. Т., Мастюкова Е. М.
Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.
опубликовано 05/11/2008 02:18
обновлено 11/04/2014
— Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Источник