Когнитивный подход к развитию психики ребенка

Когнитивный подход к развитию психики ребенка thumbnail

Как я могу убедиться в том, что мой ребёнок учится развивать определённые когнитивные способности в соответствии со своим возрастом? Как устроено детское мышление? И каковы основные этапы когнитивного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребёнок совершает ошибки в речи или процессах мышления? Теория Пиаже подробно объясняет различные этапы в развитии детей. Эта статья психологаCogniFIt («КогниФит»)Эвы Родригес Вейц поможет вам познакомиться с этой научной теорией и выяснить, развивается ли ваш ребёнок по возрасту. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!

Теория Пиаже: этапы развития у детей

Жан Пиаже – это один из самых известных в истории психологов. Он получил признание в научном кругу прежде всего за его открытия в области детской психологии и развития интеллекта у детей. Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются детские способности в определённых моделях обучения, мышления и когнитивного развития. В данной статье описывается теория Пиаже и предлагается объяснение различных этапов развития ребёнка.

Ваш ребёнок беспокоен и с лёгкостью отвлекается? Проверьте, существует ли риск наличия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё с помощью нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ!

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определённые стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребёнка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребёнка идёт процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребёнка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определённые когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Что такое теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) выполнил многочисленные исследования в области развития детей, разделив детский возраст на этапы, которые он назвал: стадии развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса когнитивного развития ребенка на стадии, в зависимости от его возраста.

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребёнок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учётом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идёт о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребёнку будет проще научиться определённому навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас всё еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже

Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста. Эти стадии были распределены следующим образом: первая стадия – сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет), вторая стадия – предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет), третья стадия – период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет), четвёртая стадия – период формальных операций (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет). Далее мы подробно рассмотрим эти стадии.

1 стадия развития ребёнка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)

Этот этап развития ребёнка характеризуется пониманием окружающего мира через действия посредством координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врождённых рефлексов.

  • Как известно, дети в этом возрасте отдают предпочтение стимулам яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения…
  • Кроме того, дети, выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют своё тело. Например, создать шум, ударяя игрушку, выбросить некий объект, потянуть одеяло, чтобы завладеть объектом, который находится на нём и т.д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируя со своим телом.
  • Первый контакт ребенка с речью: самые первые контакты с речью отмечаются у ребёнка, когда он находится в утробе матери. На протяжении всех месяцев беременности он «прислушивается» и знакомится с голосом родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни малыши предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Это удивительно, насколько ребенок быстро привыкает к речи. Уже с момента рождения он имеет уникальную способность различать звуки речи. Психологи-исследователи из Casper y Spence также продемонстрировали, что детей особенно привлекает речь их матерей, которую они распознают быстрее, чем речь незнакомых людей.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 0 до 2-х лет? Когда малыш рождается, его любимым средством коммуникации является плач, потому что он пока ещё не может воспроизводить другие звуки (физически к этому не готов). В течение первых нескольких месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие, как улыбки и слезы, которые он изначально будет использовать спонтанным образом. С течением временем это станет преднамеренным, когда он научится использовать их как средства общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. В такой форме реализуется его первая спонтанная коммуникация. Примерно в шестимесячном возрасте ребёнок начинает формировать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Первые единичные слова малыши, как правило, начинают произносить в возрасте около 12 месяцев.

2 стадия развития ребёнка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)

Это вторая стадия развития детей согласно теории Пиаже. Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это представляет собой очень важный социальный компонент.

  • Ребёнок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку до этого периода, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет?Несмотря на то, что в возрасте от 3 до 7 лет словарный запас ребёнка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентрическое мышление». Это означает, что ребёнок оценивает все происходящее в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о происходящем.
  • В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока еще нет чётко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира.
  • Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Поэтому они так часто задают своим родителям вопросы, которые начинаются со слова «почему», в отношении самых разных объектов и явлений окружающего мира.
  • На этом этапе дети имеют обыкновение приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным объектам. Этот феномен известен в науке как анимизм.

Как проявляется «эгоцентрическое мышление» согласно теории Пиаже? Почему дети на этой стадии развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума», которая объясняет способность человека проникнуть в сознание другого человека, угадать его мысли, то есть, способность поставить себя на место другого. Дети развивают эту когнитивную способность только в возрасте 4-5 лет. Вот почему ребенок более младшего возраста считает, что «другие люди видят происходящее и думают таким же образом, как это делает он сам». Эта теория помогает объяснить, почему дети до 5 лет не умеют обманывать или иронично шутить.

Каждое из этих ограничений пре-логической стадии будет преодолено ребёнком после того, как в возрасте 6-7 лет он перейдёт на следующий этап когнитивного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Данный процесс продлится примерно до 14-15 лет.

3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)

В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определённых ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный  прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определёнными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе  им кажется намного легче. Они все ещё не используют абстрактное мышление. То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.

4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)

  • Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно.
  • Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребёнка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах и явлениях.
  • Начиная с этой стадии, ребёнок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.

Этапы развития ребенка по теории Пиаже

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребёнок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребёнка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребёнка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребёнку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребёнок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребёнок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «своё собственное окошко». Поэтому постарайтесь понять, что они пока ещё не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Источник

Лекции.Орг

Психическое развитие человека идет в различных направлениях (эмоциональное, волевое, мотивационное развитие и т. д.). Особое значение в развитии психики человека многие психологи отводят познавательной (когнитивной) сфере. В рамках когнитивного направления наиболее известна теория стадиального развития психики, автором которой стал всемирно известный швейцарский ученыйЖан Пиаже (1896—1980). По его мнению, развитие интеллекта человека является основной линией психического развития, во многом определяющей другие сферы.

Ж. Пиаже считал, что благодаря интеллекту человек способен создавать правильные, адекватные миру схемы, которые помогают ему успешно адаптироваться к различным условиям. Схема представляет собой совокупность способов, которые использует человек для обработки поступающей информации. Они являются результатом интеллектуальной деятельности человека и изменяются в ходе всей жизни. При восприятии поступающей информации индивид может использовать два механизма: ассимиляцию и аккомодацию.

Ассимиляция — процесс включения новой информации о мире в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы. Условно говоря, обращаясь к ассимиляции, человек объясняет происходящее при помощи имеющихся представлений, схем анализа. Когда ребенок впервые видит новый объект, у него возникает вопрос «Что это такое?» и он пытается отнести его к какой-либо группе, о которой у него уже сформировано представление. Например, когда трехлетний мальчик видит лошадь, он может воскликнуть: «О, лошадь! С прицепом. Как машина!». А пятилетняя девочка, узнав от взрослых, что наша планета круглая, может придти к следующему обобщению: «Земля — это шарик, который можно катать по космосу…».

Однако бывают ситуации, когда имеющиеся схемы не позволяют человеку понять происходящее. В этом случае он может задействовать механизм аккомодации.

Аккомодация — процесс изменения представлений, мыслительных операций при поступлении новой информации и невозможности ее объяснения при помощи имеющихся схем.

Если вернуться к примеру с мальчиком, который лошадь сравнил с машиной, то на каком-то этапе развития при поступлении новой информации он может заметить, что эти два объекта имеют большие различия (машина едет на топливе, лошадь кушает траву; машине не бывает больно, лошади бывает и т. д.). В результате у него сформируется представление, что машина связана с транспортом, а лошадь — одно из домашних животных (другими словами, ребенок прибег к механизму аккомадации).

Между процессами ассимиляции и аккомодации существует тесная связь, а сам процесс развития представляет собой их чередование. До определенного уровня человек старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Пиаже полагал, что интеллект всегда стремится уравновесить поступающую из внешней среды информацию и мыслительные структуры (схемы). Если это человеку удается, он успешно адаптируется к изменяющимся условиям жизнедеятельности, что позволяет ему выживать и развиваться.

Процесс познавательного развития, в соответствии с подходом Ж. Пиаже, характеризуется организацией мыслительных схем в операции. Особое сочетание операций определяет качественное своеобразие стадий развития познавательной сферы. Развиваясь, человек использует в своей жизни все более сложные схемы анализа информации и познания окружающего мира. При этом выделяются четыре основных стадии познавательного развития человека:

 стадия развития сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет);

 дооперациональная стадия (от 2-х до 7-ми лет);

 стадия конкретных операций (от 7-ми до 11-ти (12-ти) лет);

 стадия формальных операций (от 11-ти (12-ти) до 14-ти (15-ти) лет).

Таким образом, общая логика познавательного развития сводится к тому, что сначала развитие интеллекта обусловлено формированием сенсомоторных структур (благодаря осуществлению материальных действий и богатству воспринимаемой сенсорной информации), затем возникают структуры конкретных операций (умственные действия происходят во внутреннем плане, но с опорой на внешние действия), и, наконец, происходит становление формально-логического мышления. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных стадий.

Сенсомоторная стадия. До двух лет познавательное развитие ребенка определяется тем опытом, который связан с получением информации о мире через органы чувств (сенсорной информации) и посредством простейших действий (рассматривание, хватание и т. д.) с внешними предметами (моторика). В основе поведения ребенка лежат простейшие рефлекторные действия. Вступая во взаимодействие с конкретными предметами, оказывая на них простейшее физическое воздействие, ребенок изучает их свойства. Затем его познавательная активность увеличивается, он выполняет различные действия с предметами «просто так», чтобы увидеть, что случится, если, например, опустить помаду мамы в чашку чая (помимо информации о том, что произойдет с помадой и чаем, ребенок с удивлением замечает, что что-то происходит и с мамой). Благодаря рефлексам, ребенок постепенно связывает воедино разрозненные впечатления об окружающем мире. У него формируются первые умственные представления о различных предметах, которые являются основой для перехода на следующую стадию.

Дооперациональная стадия. Содержание интеллектуального развития в данный период связывают с активным развитием и использование ребенком речи. В это время для детей по-прежнему большое значение имеет практические действия с предметами, но во многом развитие мышление определяется использованием символов (когда ребенок обозначает предметы или отношения между ними словами). Особенно это проявляется в детских играх, когда один предмет часто употребляется вместо другого (коробка становится домиком; папа, лежащий на диване, — доктором Айболитом или крокодилом и т. д.). Таким образом, овладевая речью, ребенок получает возможность заменять отсутствующие объекты, события, отношения. Это, в свою очередь, создает условия для построения простейших умственных заключений, которые в определенной мере затруднены эгоцентризмом детей.

Эгоцентризм — неспособность индивида адекватно воспринимать ситуацию или мнение других людей, связанная с его сосредоточением только на собственных интересах и схемах познания.

Наиболее ярко эгоцентризм в мышлении и речи проявляется у детей трехлетнего возраста. Во многом из-за эгоцентризма ребенок не может делать обобщения, отличить слово от обозначаемого им объекта, становиться на другую точку зрения (например, если трехлетнему ребенку в магазине очень понравится машина, аргументы мамы, что она стоит две месячные зарплаты им не воспринимаются).

Стадия конкретных операций. На данном этапе познавательного развития дети начинают активно использовать логические построения. Они способны не только классифицировать предметы, но и различать иерархию (соподчинение) различных групп объектов. Если к концу дооперациональной стадии ребенок может придти к пониманию, что, например, ель — это дерево, то на стадии конкретных операций он способен еще осознать и то, что оно к тому же относится к сосновым деревьям, которые, в свою очередь, входят в группу хвойных вечнозеленых деревьев. На этой стадии проявляется умение оперировать математическими понятиями (например, такими, как сумма, произведение, разность и т. д.), а также происходит осмысление закона сохранения

Стадия формальных операций. Венцом познавательного развития, по мнению Пиаже, является развитие логического мышления. С подросткового возраста (с 11-ти (12-ти) лет) индивид способен мыслить вне конкретной привязанности к объектам, данным в непосредственном восприятии. Это проявляется в умении использовать различные логические варианты решения задач, в активной работе воображения, в создании идеальных образов будущей жизни, в формировании идеалов, в понимании смысла метафор. Способность мыслить логически сказывается и на развитии самосознания подростков: активизируется «внутренняя жизнь», самопознание и саморазвитие. Это, в свою очередь, способствует познанию других людей, появлению стремления к более глубоким, доверительным отношениям.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 963 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник