Когнитивное развитие ребенка с овз

Когнитивное развитие ребенка с овз thumbnail

взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма.
Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.
Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства

под воздействием воспитания. Эти положения нашли отражение в работах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, их учеников и последователей — Н.И.Красногорского, Н.И.Касаткина, Н.М.Щеловано-
ва и др.
Работы психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики — воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения.

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

  • создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

  • своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

  • изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно — проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

— индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

— возраст ребенка;

— наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

— позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ [2, с.16].

Заслуживает быть отмеченным, что значимым аспектом в системе сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Специалистам сопровождения необходимо решать проблемные ситуации ребенка, связанные с непринятием его обществом, из-за различных стереотипов, которые можно условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

Список литературы:

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.

Источник

Матвеева М. В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75286. –0,2п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/75286.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75286УДК376.3

Матвеева Марина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. СанктПетербургzavkab@mail.ru

Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Аннотация.Реализация индивидуальнообразовательных маршрутов при обученииучащихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет решить проблемы развития личности ребенка, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. В результате работы с индивидуальнообразовательными маршрутами отмечается положительная динамика в формировании когнитивных способностей.Ключевые слова:когнитивные способности, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая поддержка, педагогическая культура, индивидуальный образовательный маршрут, общеучебные умения.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На сегодняшний день в связи с реализацией национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [1–3].Самая главная задача, стоящая перед общеобразовательной школой, –это формирование когнитивных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Современная литература по данной проблеме исследования называет следующие причины учебных затруднений детей с ограниченными возможностями здоровья: неумение учиться;отсутствие интереса к учёбе;неуверенность в своих силах.Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на возможности младшего школьника, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка –это педагогическая культура, призванная помочь ребёнку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.Можно выделить три составляющие этой культуры: образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);психологическая, основанная на развитии мотивацииучения;личностноориентированная.Для реализации педагогической культуры необходимо составление индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья, что способствует ликвидации пробелов знаний у младших школьников, испытывающих трудности в обучении.Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой различные варианты возможностей образовательной деятельности учащихся с ограниченными Матвеева М. В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75286. –0,2п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/75286.htm. –ISSN 2304120X. 2

возможностями здоровья, составленной на основе их образовательныхи профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Индивидуальный образовательный маршрут способствует формированию у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.Индивидуальный образовательный маршрут состоит:в предоставлении возможности учащимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;в осуществлении профессионального самоопределении младших школьников и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;в реализации коррекционной медикопсихологопедагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.Основными этапами реализации индивидуального образовательного маршрута являются: диагностический, аналитикоисследовательский, организационно –проектировочный, коррекционный и итоговый. Диагностический этап работы предполагает проведение различных контрольных работ, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Аналитикоисследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. На организационнопроектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет индивидуальнообразовательный маршрут каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья, а также пояснения для родителей. Индивидуальнообразовательный маршрут ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуальнообразовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие общеучебные умения и навыки ему необходимы. Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего»домашнего задания, темы творческой работы. Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.Матвеева М. В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75286. –0,2п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/75286.htm. –ISSN 2304120X. 3

В результате ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках ребенка с ограниченными возможностями здоровья учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей младшего школьника.Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуальнообразовательных маршрутов учащихся –это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.В результате работы с индивидуальнообразовательными маршрутами заметна положительнаядинамика в формировании когнитивных способностей: повышается уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности.

Ссылки на источники1.Воспитание и педагогическаяподдержка детей в образовании: материалылы Всероссийской конференции/ под ред. О.С. Газмана. –М.: УВЦ «Инноватор», 1996. –76 с.2.Матвеева М.В. К вопросу о создании системы интегрированного обучения в условиях сельской местности// Специальное образование: материалы международной научной конференции. 21–23апреля 2010 г. СанктПетербург. –СПб., 2010. –С.317–319.3.Матвеева М.В. Планирование дифференцированной коррекционноразвивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной сельской школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: научный журнал. Серияпедагогика.–СПб., 2011. –№1. –Т. 3. –С. 45–58.

Marina Matveeva,

Candidate оf Pedagogical Sciences, Associate Professor of correctional pedagogics and correctional psychology,Leningrad State University of A.S. Pushkin, St. Petersburgzavkab@mail.ruFormation of the cognitive abilities of childrenwith disabilities in general education schoolsAbstract.Realization of individual and educational routes when training pupils allows to solve problems of development of the identity of the child, her readiness for a choice, definition of the purpose and meaning of life through the content of education with limited opportunities of health. As a result of work with individual and educational routes positive dynamics in formation of cognitive abilities is noted.Keywords:сognitive abilities, children with limited opportunities of health, pedagogical support, pedagogical culture, an individual educational route, alleducational abilities.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Матвеева М. В., 2015www.ekoncept.ru

Источник

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в периоде созревания и обеспечивающих

Подробнее

«Школа 1953 «Москва-98»). ОПИСАНИЕ

«Школа 1953 «Москва-98»). ОПИСАНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 1953 «Москва-98» 119607, г. Москва, ул.удальцова, д.40 телефон: (499) 432-39-01 ОПИСАНИЕ

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе факультативного курса «Тропинка к своему Я» для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального

Подробнее

А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ?

А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ?
А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ? ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития общества как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни

Подробнее

Общие положения. Содержание программы

Общие положения. Содержание программы
Составители: заведующий кафедрой государственного и корпоративного управления, кандидат социологических наук, доцент Севрюгина Н.И. кандидат педагогических наук, доцент Курицына Т.Н. Общие положения Цель

Подробнее

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДИСКАЛЬКУЛИИ

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДИСКАЛЬКУЛИИ
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДИСКАЛЬКУЛИИ С.А. Демиденко, доцент кафедры логопедии, кандидат педагогических наук, доцент БГПУ им. М. Танка, г. Минск В контексте значимости вопросов математического образования

Подробнее

Аннотация к АООП НОО для детей с ОВЗ

Аннотация к АООП НОО для детей с ОВЗ
Аннотация к АООП НОО для детей с ОВЗ Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее — АООП НОО) для детей с ОВЗ развития определяет основные направления и принципы

Подробнее

Логопедическая реабилитация

Логопедическая реабилитация
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ

Подробнее

ст. Базковская 2016 г.

ст. Базковская 2016 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Базковская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и рекомендована МС школы к утверждению Протокол 3 от 5.08.206 г. Руководитель МС Н. Д.

Подробнее

2.1. Пояснительная записка

2.1. Пояснительная записка
2.1. Пояснительная записка АООП НОО МБОУ СОШ 8 имени Сибирцева А.Н. адресована: учащимся для информирования о достижении образовательных результатов начального общего образования; родителям для информирования

Подробнее

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
С П Е Ц И А Л Ь Н А Я П С И Х О Л О Г И Я В. Б. НИКИШИНА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Пособие для психологов и педагогов Москва 2003 УДК 159.922:376 ББК 88.4:74.3

Подробнее

Коррекционно-развивающая программа

Коррекционно-развивающая программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» Рекомендовано к использованию. Протокол педагогического совета Утверждено. Приказ 226 от 31.08.2017г. от 28.08.2017г.

Подробнее

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова С.В. Зорина НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

Подробнее

«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОНР»

«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОНР»
МБДОУ «Детский сад 40 города Ельца» СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОНР» Составила: воспитатель Сальникова М.М. 2016 г Значение нормального развития памяти очень велико. Для

Подробнее

ПЕДАГОГИКА (Статьи по специальности )

ПЕДАГОГИКА (Статьи по специальности )
ПЕДАГОГИКА (Статьи по специальности 13.00.03) 2007 г. Н.Ю. Борякова ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО

Подробнее

2018 г. 1. Пояснительная записка

2018 г. 1. Пояснительная записка
Приложение к Учебному плану для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью ГБОУ школы-интерната 67 Пушкинского района Санкт-Петербурга Приказ от 3.05.208 г. 33/ 2 ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного

Подробнее

Источник