Когда завершается развитие мозга у ребенка
На чтение 5 мин. Опубликовано 09.06.2019
Широко обсуждается вопрос о том, в каком возрасте мозг считается «полностью зрелым» или развитым. Раньше, эксперты считали, что он полностью развивается в середине и конце подросткового возраста. Затем появились свидетельства того, что развитие продолжается по меньшей мере до 20 лет. В наши дни неврологи сходятся во мнении, что развитие мозга, как минимум, длится до середины 20-ти, а возможно и до 30-ти лет.
В каком возрасте мозг полностью развит?
Хотя его формирование подвержено значительным индивидуальным колебаниям, большинство экспертов полагают, что мозг заканчивает свое развитие к 25 годам.
Может показаться логичным, что люди в возрасте от 18 до 25 лет полностью сформировались, однако их мозг все еще развивается, особенно в области, известной как «префронтальная кора».
Это означает, что некоторые сталкиваются с серьезными трудностями при принятии спонтанных решений и планировании поведения для достижения поставленной цели. Система вознаграждения, как правило, достигает высокого уровня активности во время полового созревания. А когда человек достигает 25-летнего возраста, она постепенно возвращается к нормальной работе. Взрослые, как правило, менее чувствительны к влиянию со стороны сверстников и гораздо проще справляются с этим.
Как меняется мозг в процессе развития
С подросткового и до зрелого возраста он переживает значительный рост и сокращение. Первоначальное формирование начинается вблизи задней части коры головного мозга и, как правило, заканчивается в лобных областях (например, префронтальной коре). Есть пара ключевых моментов изменения мозга на различных стадиях формирования, включая миелинизацию и синаптический прунинг (сокращение числа синапсов).
Миелинизация
Нервные волокна покрыты веществом под названием «миелин». Это помогает обеспечить изоляцию, чтобы нейроны могли эффективно передавать сигналы. На стадии формирования, процесс миелинизации способствует здоровому функционированию мозга и позволяет выполнять более сложные функции.
Синаптический прунинг
Это процесс, в ходе которого синапсы избирательно «сокращаются» или удаляются. Такое сокращение находится в пике в подростковом возрасте и проходит к его завершению. Это позволяет повысить эффективность умственной работы.
Расширение коммуникационных возможностей
Мозг способен передавать большее количество информации между областями и лучше планировать, справляться с эмоциями и решать проблемы.
Исполнительные функции
Большинство исполнительных функций, которые мы выполняем, осуществляются через префронтальную кору. Это позволяет нам оценивать риски, думать наперед, оценивать самих себя, ставить цели и контролировать эмоции.
Какие функции выполняет префронтальная кора?
Есть целый ряд функций, за которые отвечает префронтальная кора.
Внимание
Способность фокусироваться на одном, игнорируя отвлекающие факторы, является функцией нашей префронтальной коры. Люди с недостатком внимания (например, СДВГ) имеют аномалии в префронтальной области. Аналогичным образом, те, кто злоупотребляет наркотиками или алкоголем, сталкиваются с проблемами со вниманием.
Комплексное планирование
Всякий раз, когда вы ставите перед собой цель, требующую определенной степени планирования, ваш префронтальный регион находится в рабочем состоянии.
Принятие решений
Мы часто с трудом принимаем правильные решения в подростковом возрасте, но по мере приближения к 20-летнему возрасту процесс принятия решений становится эффективнее. Это связано с тем, что наша префронтальная кора помогает нам логически мыслить и делать более взвешенные оценки ситуаций.
Импульсный контроль
Борьба с импульсивностью часто связана с плохим формированием префронтальной коры. Способность поддерживать самодисциплину и избегать импульсивного поведения достигает своего пика только в 20 лет.
Логическое мышление
Подростки часто оправдывают поведение, основанное на эмоциях, а не на логике. Когда префронтальная кора полностью развивается, логическое мышление улучшается.
Как помочь развитию мозга
Если вам еще не исполнилось 25 лет и ваш мозг еще не полностью развился, вы можете воспользоваться этим переломным периодом. Ведение здорового образа жизни и оптимальная умственная стимуляция помогут обеспечить здоровое развитие префронтальной коры.
Когнитивные задачи
Помогая мозгу выполнять сложные и требующие когнитивных навыков задачи, вы тем самым стимулируете его развитие.
Питание
Рекомендуется употреблять в пищу много овощей, фруктов, белков, жиров и необходимых углеводов. Также полезно избегать искусственных подсластителей и продуктов с высоким содержанием сахара.
Физическая активность
Спорт улучшает кровоток, оптимизирует уровень нейротрансмиттеров, а эмоции становятся более позитивными.
Здоровый и полноценный сон
Необходим для восстановления и омоложения.
Пищевые добавки
Определенные добавки укрепляют мозг. К ним относятся рыбий жир (омега-3 жирные кислоты), антиоксиданты и т.д. Также осознайте, что, хотя прием пищевых добавок может принести пользу, правильный сон и здоровое питание являются более полезными.
Что мешает развитию мозга
К сожалению, многие люди сталкиваются с вещами, которые негативно влияют на развитие их мозга. К ним относятся неблагоприятные социальные факторы, злоупотребление психоактивными веществами или постоянный стресс.
Злоупотребление алкоголем
Крайне важно избегать злоупотребления алкоголем во время подросткового развития. Избыток алкоголя нарушает формирование префронтальной коры и наносит серьезный вред здоровью.
Хронический стресс
Чрезмерное психологическое напряжение нарушает архитектуру развивающегося мозга. Кроме того, высокий стресс способен подорвать способность противостоять стрессу в будущем.
Злоупотребление наркотиками
Любые наркотические и психоактивные вещества приводят к ухудшению познания в более позднем возрасте и нарушениям префронтальной коры.
Плохое питание
Питание играет важную роль в функционировании мозга и даже влияет на то, развивается ли у человека какое-либо психическое заболевание.
Проблемы со сном
Те, кто не получает достаточного количества сна (с точки зрения качества и количества), имеют слаборазвитый мозг.
Заключение
Неврологи в основном согласны с тем, что человеческий мозг полностью развивается только к середине 20-ти лет. Хотя изменения, которые он испытывает после подросткового возраста, недостаточно изучены, миелинизация и сокращение нервных путей, только увеличивается.
Хотя вы можете считать себя взрослым в 18 лет, имейте в виду, что ваш мозг все еще развивается. С возрастом ваше познание, способность оценивать риски и логически мыслить продолжают улучшаться.
И несмотря на то, что развитие возможно и к 30 годам, это не значит, что человек с полностью развитым мозгом не может изменить его. Есть веские основания полагать, что мы все еще можем менять свой мозг с помощью процесса, называемого «нейропластичностью». Наш мозг постоянно приспосабливается к окружающей среде, опыту и другим факторам воздействия, которым он подвергается.
Источник
Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».
Мозговые волны
Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:
- дельта;
- тета;
- альфа;
- бета;
- гамма.
Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.
Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).
Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.
Бета (14-30 Гц):
- концентрация, волнение, бдительность, познание;
- высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.
Альфа (8-13,9 Гц):
- релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
- сонливость, медитация, вход в подсознание.
Тета (4-7,9 Гц):
- фаза сна REM;
- увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
- интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
- гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.
Дельта (0,1-3,9):
- «бессонный сон»;
- выпуск гормона роста;
- глубокое, нефизическое состояние, транс;
- вход в подсознание.
Пренатальное развитие
Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.
На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.
Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.
Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:
- 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
- 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
- 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
- 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
- 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
- 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
- далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.
Неонатальное развитие ГМ
Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.
Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.
Как развивается мозг ребенка до года:
- при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
- при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
- каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
- каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
- формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
- чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
- передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
- на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
- до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.
Развитие ГМ в течение первых лет жизни
Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.
В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.
В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.
Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.
В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.
В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.
В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.
У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.
Мозговые заболевания у детей
Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.
В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:
- церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
- гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
- эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.
Болезни у недоношенных детей
Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.
Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.
Как поспособствовать развитию детского ГМ?
Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.
Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.
Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков
Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.
- Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
- Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
- Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.
Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.
Заключение
Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.
Источник
Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?
Развитие мозга ребенка: 0-3 года
На внутриутробный период приходится 70% развития мозга ребенка, 15% — на период младенчества и ещё 15% — на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребенка.
Важно!
В первый год жизни ваш малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.
Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. К двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни. И с самого рождения в мозг заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…
С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет — установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей — синапсов — в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными: они растут, подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.
Период с рождения до трех лет — время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!
Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Все это — стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.
Адепты идей «раннего развития» — интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) — уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.
Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты. К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA).
В состав ежедневного рациона для «будущего гения» должны входить DHA и АРА грудного молока или детского молочка в случае докорма. Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и от того, насколько она употребляет продукты, содержащие их. Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA за счет высокого потребления морепродуктов, в то время в молоке американских мам концентрация DHA очень низка. Также источниками DHA в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. И приходите в клуб Baby&me — там вы найдете секретные купоны на скидки и акции для родителей, полезные онлайн-инструменты и многое другое!
Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев и его продолжение в течение как можно более долгого периода. Компания Nestlé поддерживает данную рекомендацию.
Источник