Когда плохо раннее развитие у ребенка

Молодые мамы, ожидая первого ребёнка, нередко строят планы, как они будут развивать своего кроху, причём буквально с первых месяцев его жизни. А потому заранее запасаются всевозможными методиками, чтобы малыш развивался, к двум начал читать, к трем — складывать и отнимать… Есть ли смысл в «раннем развитии»? На эту тему рассуждает Ася Штейн, педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, мама троих детей.
Раннее развитие для самых маленьких
Ася Штейн. Фото: desnitsky.ru
— Насколько, на ваш взгляд, необходимы разные развивающие методики для самых маленьких?
— Есть очень много всевозможных методик, которые преследуют разные цели. И есть очень разные дети. Мне кажется, речь должна идти не о раннем, а о своевременном развитии.
Что значит своевременное? Это когда конкретный ребенок, а не какой-то среднестатистический, оговорённый стандартами, физически и психологически готов, дозрел до восприятия данного конкретного навыка или какой-то информации. Не так важно, чем при развитии этого навыка пользоваться — кубиками, карточками, рамочками, традиционными игрушками и традиционными азбуками. Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, чтобы то, что он видит вокруг себя, чуть-чуть опережало будущие потребности.
Например, возможно, скоро ребёнок дозреет до того, чтобы начать спрашивать про буквы. Но он станет про них спрашивать, если будет знать что это такое, понимать, например, что с их помощью читают книжки.
Если этих букв или любого другого развивающего материала ребёнок видеть не будет, он просто не сможет начать осваивать какой-то навык тогда, когда будет к нему готов. То есть, я бы говорила не о каком-то стимулировании развития, а о создании активно развивающей среды.
— Как понять, что ребёнок готов получать навык? Родители боятся опоздать, например, с тем же чтением.
— В норме дети начинают читать в возрасте от четырёх до девяти лет, в зависимости от типа восприятия, от особенностей личности, от уровня двигательной активности и еще от очень многих причин. Если у ребенка нет логопедических проблем, он все равно научится читать. Причем, научится именно тогда, когда будет к этому готов, даже если с ним специально не занимались.
Опоздать или не опоздать – эти категории сюда не подходят. Если вы читаете ребенку книги, он видит, что есть буквы, и в какой-то момент просто начнет спрашивать: «Что там написано?» Этот вопрос будет свидетельствовать о том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться читать. Опять-таки, обучение может идти в разной форме и очень разными темпами. Я знаю массу детей, которые научились читать сами, безо всякой посторонней взрослой помощи. Просто сидели, смотрели и научились. А есть дети, которые совершенно не воспринимали кубики Зайцева и прочие методики, зато отлично учились читать с бабушкой по классическому букварю. А кому-то действительно очень помогли те же самые кубики Зайцева, которые, в общем-то, — неплохое пособие, если им правильно пользоваться. Просто нет никакой волшебной палочки, чтобы сделать ребенка суперумным.
С другой стороны, если активно предлагать ребенку освоить какой-то навык раньше времени, раньше, чем он будет готов, то, скорее всего, он его освоит, потому что у детей очень пластичная психика. Но это произойдет за счет чего-то другого. То есть, в тот момент, когда ребенок будет, предположим, раньше, чем он к этому готов, учиться читать, у него могут запасть какие-то другие важные функции.
В лучшем случае, поскольку дети хорошо защищены, ребёнок будет не столько активно учиться читать, и все обойдется. Но, если всё-таки родителям удастся победить и научить ребёнка раньше времени читать, закрашивать рамочки, складывать головоломки и так далее, то он не освоит то, что ему надо было бы освоить. Условно говоря, не научиться прыгать на одной ножке, кататься на велосипеде и завязывать шнурки.
В свое время Мария Монтессори ввела такое понятие, как «сенситивный возраст», то есть возраст, когда мозг ребенка максимально готов к освоению того или иного навыка. Если ребенок в своем развитии проскакивает этот возраст, то он потом всё-таки освоит этот навык, но с гораздо большими затратами и потерями.
Нельзя учить ребенка читать в два года, вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому, что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.
Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего, он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.
Правда, иногда родители успевают так надоесть с «обучением», что дети начинают испытывать отвращение к процессу самостоятельного чтения. Я знаю много детей, чьи родители увлекались ранним развитием и которые в итоге не любят читать.
Каждый день — новое открытие
— Порой мамы хотят, чтоб каждый день их малыша был наполнен открытиями, интересными делами и потому придумывают ежедневно новое и новое дело для него. Насколько это полезно и для мамы, и для ребёнка?
— Что бы ребенок ни делал с мамой, ему это только на пользу. Не важно, новое это или старое занятие. На самом деле, дети любят повторения. Если ребенку хочется осваивать что-то новое и у мамы есть на это время, то замечательно. Но, если мама всю свою жизнь будет тратить исключительно на то, чтобы лепить с детьми из соленого теста, то это не совсем правильно: она должна реализовываться не только в детях, и детям на самом деле нужна успешная и реализованная мама, которая потом не будет попрекать: «Я с тобой все детство лепила из соленого теста и играла в кубики и не защитила диссертацию, не нашла работу!»
Если мама чувствует, что реализуется дома – замечательно. Играть с ребенком полезно. Маме может надоедать играть в одно и то же, и чтобы ей самой было интересно и весело, она может придумывать новые занятия. Только вот если мама будет всё время придумывать что-то новое, не давая повода для развития фантазии ребёнка, то эта фантазия и не разовьётся.
Но важно помнить, что ребенок не должен играть все время только с мамой. На самом деле ребенок развивается вовсе не тогда, когда его развивают взрослые. Он развивается в своей собственной спонтанной игре. Одним из признаков успешного развития считается умение ребенка самостоятельно играть в ролевые игры: в школу, в магазин, в больницу, в семью. По тому, насколько сложна, продолжительна игра ребенка оценивают его эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие.
— С какого возраста ребёнок готов играть самостоятельно?
— Здесь тоже всё индивидуально. Есть дети, которые с года играют сами, а есть, которые начинают с трёх лет. Но в любом случае до трёх лет им надо показывать, как играть, нужно вовлекать их в игру: покупать всевозможные игровые наборы, самим что-то делать. Главное – предлагать детям прикоснуться к этому «миру понарошку» с помощью тех же кукол, мишек и так далее.
Обычно считается, что первые зачатки ролевой игры в среднем начинаются после полутора лет, когда ребенок переходит от манипулирования предметами к выстраиванию игровой ситуации. Но, в принципе, когда девочка или мальчик даёт мишке свою соску – это уже ролевая игра.
— Если мама не успевает подолгу играть с ребёнком, как не дать образоваться комплексу «я плохая мать»?
— Есть известное выражение, что важно не количество, а качество времени, проведенного с ребенком. И не обязательно придумывать чего-то новое и сложное. Можно рассказать сказку, поиграть в куклы, зайку переодеть – всё, что угодно!
Желательно, чтобы каждый день родители какое-то время посвящали только ребенку, чтоб ни компьютер, ни телефон, ничего не могло отвлечь их. Тогда ребенок понимает, что это полностью его время, и мама или папа занимаются только им.
Понятно, что у всех разная ситуация. Кто-то дома с утра до вечера с одним ребенком и может посвящать ему целый день. А кто-то работает или у кого-то – многодетная семья и сложно провести с каждым ребёнком много времени. Но если удастся уделять каждому ребёнку безраздельно хотя бы 15 минут, это замечательно. Причем это время не должно тратиться на занятия, на нравоучение, на какие-то гигиенические процедуры. То есть, если мы моем ребенку голову, стрижем ногти или выполняем логопедические упражнения, обсуждаем его недолжное поведении — это не время, проведенное с ребенком.
Подготовка к школе с трёх лет
— Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.
— Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия — неплохо. Причём совершенно неважно чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева. Главное, что получает ребёнок — социализация. Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить свою жизнь с жизнью других людей. Ничего плохого в этом нет.
Если ребенку нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы. То есть, если рядом есть хорошо оборудованная Вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала Вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются и то, пространство, в котором всё происходит.
Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.
Фото: zapiskiprofana.ru
— Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?
— Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться. В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития. Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.
Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники. Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов к предлагаемой модели обучения, к модели отношения между учителями и учениками. Притом, что он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным просто потому, что еще – маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношении с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.
Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.
Раннее развитие: да или нет?
— Если подвести итог: стоит специально заниматься ранним развитием ребёнка?
— Если маме хочется, то почему бы нет. Если маме не хочется, если она этим тяготится, ей скучно, трудно, у нее на это нет времени, сил и так далее, то ничего ужасного не произойдет, если она не будет этого делать. Вообще не развивать ребенка нельзя. Но если это делать при помощи обычных консервативных занятий, или водить его в какую-то группу, где этим будут заниматься специалисты, — вполне приемлемо.
То, без чего нельзя обойтись дома — ролевая игра ребёнка: у него должна быть возможность играть с игрушками – с тематическими, качественными, с большими, маленькими, с конструкторами, посудками, машинками. И у него должно быть место, где он может это делать один, где ему никто не сможет мешать, не будет контролировать, что он делает с паровозиком или с кубиками.
И ещё дома обязательно ребенку должны читать.
Фото: educattivamente.com/
А всё остальное – как сложится. Бывают такие деятельные мамы, которые находятся дома, и им невыносимо хочется заниматься с ребенком чем-то сложным. Это прекрасно. Есть мамы, которые сидят дома, но при этом что-то делают: работают, занимаются и другими детьми, учатся и им не хватает времени каждый день придумывать развивающие игры. В этом ничего катастрофического нет. Если мама с ребенком проводит хотя бы эти 10- 15 минут в день, занимаясь только им, не важно, что они делают вместе — читают, рисуют, вышивают бисером — это тоже хорошо.
Тут скорее лучше не додать этого суперразвития, чем пережать и отбить у ребенка интерес.
Плохая мать – не та, кто не придумывает каждый день что-то новое, а та, которая вначале усиленно занимается с ребенком, забывая про себя, а потом начинает всю дальнейшую жизнь чего-то добиваться от него: школьника, подростка, взрослого, постоянно акцентируя, что он должен поступать именно так, потому что она столько для него сделала!
Читайте также
- В чем опасность раннего развития
- Дима Зицер: «Раннее развитие» – просто способ зарабатывания денег
- Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка
Раннее развитие. О методе Монтессори
Источник
https://www.babyroom.narod.ru/rr.html
Раннее развитие: ошибки и заблуждения
Раннее развитие…. Какую картинку рисует ваше воображение при этих словах? Наверное, несчастный, бледный младенец в комнате, увешанной географическими картами, азбуками, периодической системой элементов Менделеева, и мама, рассказывающая ему перед сном таблицу умножения вместо колыбельной песенки? Похоже, этому крохе действительно не повезло. Я же вижу совсем иное: трехлетняя девчушка, крепенькая и загорелая, хохотушка и всеобщая любимица, вместе с мамой склонилась над божьей коровкой на травинке и считает точечки у нее на крылышках…
Что это такое?
Тема раннего развития малышей неоднократно освещалась на страницах прессы, об этом сняты телепрограммы, за круглыми столами спорят специалисты, родители доказывают друг другу нужность-ненужность ранних занятий с детьми… В чем причина таких жарких дебатов, почему диапазон мнений разнится от восторженных отзывов до полного неприятия? Основная проблема заключается в том, что многие оппоненты плохо ориентируются в предмете, о котором спорят: в словосочетание “раннее развитие” каждый из них вкладывает свой смысл, который часто отличается от реальности. И для того, что бы в дальнейшем у нас с вами не возникало разночтений одного и того же термина, необходимо сразу расставить все точки над “i”.
Давайте определимся
Формально под ранним развитием понимают обучение малыша чему-либо от рождения до трех лет. На практике все несколько иначе. Обучение у многих из нас ассоциируется со школьной партой, “вбиванием” знаний, зубрежкой и прочими неприятными моментами классической общеобразовательной школы. Часто именно этим мотивируют вред раннего развития. Дескать, сажают малышей за парты, навязывают им знания, а в будущем у них развивается стойкое отвращение к школе в частности и любой учебе вообще. Все верно: от такого обучения больше вреда, чем пользы. Однако мы забыли, что говорим о раннем РАЗВИТИИ, а не об ОБУЧЕНИИ. Проблема в том, что мы часто отождествляем эти понятия. Но на самом деле они несут совершенно разную смысловую нагрузку. Раннее развитие – это не только раннее чтение и счет, как думают многие. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это не заполнение крошечной ребячьей головки ненужной информацией, а создание некой интеллектуальной базы, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения, сделает психику ребенка более устойчивой к школьным стрессам. Однако нельзя забывать и об эмоциональном, социальном и физическом развитии. В идеале малыш должен развиваться всесторонне.
А что значит ранее развитие для меня? Это ежедневные маленькие и большие открытия, это удивление и восхищение способностями крошечного человечка, это огромный мир детства — такой забытый и близкий одновременно. Это доброта, чуткость, внимание и понимание. Это букашки на цветах, которые становятся большими, как когда-то в детстве, если лечь на траву и рассматривать их вместе с малышом. Это альбомы гербариев и звонкий голосок: “Папа, это же цикорий! Разве ты не знаешь?” Это звездное небо с огромной, таинственной луной и сказки о созвездиях. Это неумелые рисунки гуашью и акварелью, мелками и темперой. Это старые выгоревшие диафильмы в луче проектора и завораживающая темнота вокруг. Это первые опыты с водой и “вулкан” из соды и уксуса. Это походы в музеи и планетарий, прогулки по городу с рассказами о том, как жили люди раньше. Это то, что сближает родителей и детей, помогает им учиться друг у друга, делает их лучше и духовнее…
Мифы
А вот те заблуждения, которые часто отпугивают родителей от ранних занятий с малышами. Нет ли среди них и ваших?
1. Раннее развитие – модное новшество поэтому, как все новое, имеет множество неизученных негативных последствий.
Идеи раннего развития отнюдь не новы — некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Япония, США, Россия, Италия, Германия, Франция и др.) постоянно изучают это явление. Детское раннее развитие уже давно существует в Кении и Перу. А, например, в Ливане и других арабских странах, школьное обучение начинается с трех лет и никого это не удивляет.
2. Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников-“неучей”.
Нет, такие дети развиваются быстрее, чем могли бы, если бы с ними не занимались! Для каждого конкретного ребенка свои сроки развития. Кто-то без всякого обучения начал бы читать в 3 года, кто-то в — 7. Так что и темпы раннего развития для этих малышей различны.
3. Я не хочу иметь ребенка-вундеркинда. Таким детям тяжело в обществе, они редко находят свое место в жизни.
При помощи раннего развития этого и не получится. Раннее развитие – не метод выращивания гениев. Вундеркинды (“чудо-дети”) имеют врожденные особенности строения мозга. Как правило, они проявляют свои таланты и без специального обучения.
4. Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Мозг маленького непоседы надежно защищен от перегрузок. Еще бы, ежедневно кроха получает из разных источников такое огромное количество информации, что, не будь этой естественной защиты, и впрямь не далеко до беды. А так, только устал малыш – сразу начинает капризничать, отвлекаться, зевать. Это верный признак того, что пора отдыхать.
5. Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.
Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир, удовлетворять свой исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие — заинтересованность самого ребенка.
6. Мамы, занимающиеся с малышом ранним развитием – фанатки, полностью посвятившие себя ребенку.
Отнюдь, если речь идет об истинном раннем развитии. Как правило, это образованные женщины, с интересами, выходящими далеко за рамки одних лишь занятий с ребенком. Они много читают, увлеченно учатся, имеют широкий кругозор. Таким мамам приходится освежать в памяти весь школьный курс: вместе с малышом они заново проходят зоологию и ботанику, географию и историю. В результате они становятся более интересными людьми как для себя, так и для окружающих. В их действиях присутствует не фанатизм, а увлеченность, способствующая творческому и духовному росту. Иногда такие мамы свою дальнейшую трудовую деятельность так или иначе связывают с детьми.
7. Раннее развитие “крадет” у ребенка беззаботное детство.
Конечно, куда лучше, когда ребенок до 5 лет только и делает, что ковыряет совком в песочнице. Вот оно, счастливое,безоблачное детство! А если не утрировать? Для малыша желание учиться, познавать что-то новое необходимо, как воздух. Это, если хотите, его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересную информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? А вот отсутствие внимания как раз и делает ребенка глубоко несчастным.
8. Зачем учить чему-то с рождения, если можно в 5 лет научить ребенка читать и подготовить к школе.
Раннее развитие – не способ подготовки к школе. Повторюсь: чтение и математика – не первостепенная задача раннего развития. Цель — воспитание всесторонне развитой личности. А если мы начнем воспитывать ребенка в 5 лет, значит, мы опоздаем на 5 лет!
9. А как же сказки, обычные игрушки и игры? Может, для малыша это важнее, чем карточки с цифрами и буквами?
А разве это взаимоисключающие вещи? И сказки, и колыбельные, и нежные мамины руки, и ролевые игры со сверстниками, и куклы-машинки и все то, что необходимо любому малышу…
Здоровые принципы
Если вы сделали выбор в пользу раннего развития, помните об основных его правилах:
♦ Самый главный принцип – никакого насилия над ребенком. Любые занятия должны проводиться в игровой, интересной форме и только тогда, когда малыш в них заинтересован.
♦ Важно научиться определять момент, когда малышу стало не интересно и прекращать занятия за минуту до этого.
♦ Прежде, чем отдать предпочтение той или иной методике, внимательно прочитайте книги самих авторов, а не отрывочные статьи в журналах. Проанализируйте методику и подумайте, подойдет ли она вам и вашему малышу.
♦ Не бывает раннего развития вообще, бывает раннее развитие конкретного ребенка. Поэтому, методика, подошедшая, например, соседскому Саше, может “не сработать” с вашим малышом.
♦ Совсем необязательно следовать одной-единственной методике от корки до корки. Можно взять у нескольких авторов лучшее — то, что будет интересно вам и крохе. В результате у вас получится своя, совершенно оригинальная система.
♦ Не составляйте графиков занятий, не ставьте перед собой и ребенком никаких целей.
♦ Уделяйте больше внимания тому, что особенно понравилось малышу. Старайтесь подавать материал комплексно: картинки посмотрели, книжку почитали, в музей сходили, просмотрели фильм или мультик по теме, слепили из пластилина, нарисовали, сочинили историю…
♦ Старайтесь, что бы ваши занятия были разносторонними. Не злоупотребляйте интеллектуальным развитием в ущерб эмоциональному.
♦ Искренне радуйтесь даже самой маленькой победе малыша.
♦ Не стремитесь вырастить из ребенка банкира или президента.Постарайтесь просто воспитать настоящего ЧЕЛОВЕКА.
Так в чем проблема?
А проблема, в первую очередь, в нас с вами, дорогие родители. В наших неуемных амбициях, в нашем родительском тщеславии, в желании доказать всем и вся, что наш ребенок самый лучший, а, следовательно, мы – хорошие родители. Мы пытаемся самореализоваться за счет ребенка, воплотить в крохе то, чего не удалось когда-то нам самим. Хотим вырастить гения, стремимся к каким-то немыслимым планкам и результатам, взваливаем на хрупкие детские плечики непосильный груз. Бездумно следуем методикам, даже не прочитав внимательно первоисточник, и искажаем главный девиз раннего развития, который гласит: “Чудо — в самом ребенке”.
И если все это сказано не о вас – прекрасно! Значит, вы на верном пути. Для вас и малыша раннее развитие станет тем, чем оно и должно быть: радостью познания огромного и прекрасного мира, восторгом от взаимного общения, жаждой новых открытий.
К счастью, я вовремя поняла все это. И мои амбиции рассыпались, едва зародившись. Каюсь, покупая 6-месячной дочке кубики Зайцева, я представляла, как к двум годам она будет читать вывески на улицах, удивляя и умиляя прохожих. Но Машка категорически отказывалась даже слышать о буквах. Она с удовольствием слушала чтение любых книг, кроме… азбук в стихах. Не помогали никакие ухищрения. Плакаты сиротливо висели на стенах, холодильник пестрел невостребованной магнитной азбукой, под кроватью пылились буквы-паззлы и кубики Зайцева…
Но вот мы отпраздновали трехлетие, и ситуация в корне изменилась: чтение осваивается семимильными шагами, и Маша уже с удовольствием читает названия журналов и книг… И страшно даже представить, каких дров я могла наломать в стремлении доказать, что мой ребенок самый умный. Наверное, Маша зачитала бы в 2 года, но ценою чего? И, возможно, никогда не было бы сказки, рассказанной мне доверительно на ушко: “Жила была коза с козлятами. Но волка там не было… Просто мама очень любила своих козлят…”
На мой взгляд, существует лишь одна реальная проблема – дальнейшее школьное обучение. Поэтому подойти к выбору школы для маленького умницы нужно со всей ответственностью. К счастью, сейчас существуют специализированные школы с углубленным изучением того или иного предмета, нестандартным подходом к обучению, где развитому малышу скучать не придется. Кроме того, родители хорошо знают, как сложно школьникам выкроить время для занятий спортом, танцами, да просто для прогулок и игр со сверстниками. А вот ребенок, которому учиться легко и интересно здесь в явном выигрыше. Без проблем справляясь со школьной программой, он имеет возможность уделять больше времени дополнительному образованию, посещать интересные кружки и секции, рисовать, моделировать, творить…
И напоследок самое важное: только искренняя любовь к ребенку должна быть главным двигателем в любых ваших начинаниях и тогда все подводные камни раннего развития будут вам не страшны.
Юлия Каспарова
«Мир семьи»
октябрь 2004
Источник