Классификация отклонений в развитии ребенка усанова

Классификация отклонений в развитии ребенка усанова thumbnail

В
настоящее время единых принципов
классификации нарушений в развитии не
существует.

Классификация
детей с отклонениями в развитии
М.А.Власовой и М.С.Певзнер

1)
дети с сенсорной
неполноценностью

(с нарушениями слуха, зрения, речи,
функций опорно-двигательного аппарата
и сенсомоторики);

2)
дети с задержкой
психического развития
;

3)
дети с
астеническим

(нарушение интеллектуальной деятельности
при первично-сохранном интеллекте. В
процессе учебной работы у таких детей
быстро наступает утомляемость, нервное
истощение, возникают головные боли) или
реактивным
состоянием и кон­фликтными переживаниям
и
(нервно-психические нарушения, которые
возникают у ребенка вследствие
травмирующих его психику ситуаций,
носит название реактивных
состояний.
Реактивные состояния у детей могут
возникнуть при отсутствии каких бы то
ни было мозговых нарушений. Реактивные
состояния могут проявляться в замыкании,
в подергиваниях в различных частях
тела, страхах, недержании мочи, а при
острых состояниях даже кала.)

4)
дети с психопатоподобными
(психопатическими)
фор­мами поведения (эмоциональные
нарушения поведения);

5)
умственно
отсталые

дети (олигофрены в степени дебильности,
имбецильности, идиотии);

6)
дети с начальными
проявлениями психических заболе­ваний

(шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

Классификация
О.Н.Усановой:

1)
дети с отклонениями развития в связи с
органическими нарушениями;

2)
в связи с функциональной незрелостью;

3)
дети с отклонениями в развитии на почве
психических деприваций

  1. Структура психологической помощи
    детям с проблемами в развитии
    (психологическое консультирование,
    психологическая коррекция, психологическое
    сопровождение, психологическая поддержка
    в системе психологической помощи детям
    с проблемами в развитии).

Психологическую
по своему характеру помощь далеко не
все­гда оказывают сами психологи.
Среди специалистов, деятельность которых
связана с определением такой помощи,
могут быть врачи-психиатры, психотерапевты,
психоневрологи, педагоги, соци­альные
работники.

Психологическая
помощь детям и под­росткам с нарушениями
в развитии

— сложная система пси­холого-реабилитационных
воздействий, направленных на повы­шение
социальной активности, развитие
самостоятельности, укрепление социальной
позиции личности ребенка с наруше­нием
в развитии, формирование системы
ценностных установок и ориентации,
развитие интеллектуальных процессов,
которые соответствуют психическим и
физическим возможностям ре­бенка.

Консультация
(от лат. consultatio)
означает
совет специалиста по какому-либо вопросу.

Важным
звеном психологической помощи детям и
подрост­кам с проблемами в развитии
является психологическое
консуль­тирование
,
которое представляет собой систему,
состоящую из следующих основных
блоков:

  1. Гностический
    блок (познавательный)

Задачи
гностического
блока
многогранны и зависят от про­блем и
жалоб консультируемых.

  1. Конструктивный
    блок

Основной
задачей конструктивного
блока
психологическо­го консультирования
является отбор средств и методов
консультирования с учетом интеллектуального
и психического потенциала ребенка или
под­ростка с нарушением в развитии.

  1. Организационный
    блок

Основной
целью организационного
блока
психологического консультирования
детей и подростков с нарушениями в
развитии является последовательная
реализация планов решаемых проблем.

  1. Оценочный
    блок

Целью
оценочного
блока
является обобщение достигнутых
ре­зультатов в процессе консультирования
и обсуждение совместно с родителями
дальнейших планов работы.

Таким
образом,

психологическое консультирование —
это первая ступень в системе психологической
помощи детям с проблемами в раз­витии.

В
специальной психологии психокоррек­ция
рассматривается как один из способов
психологического воздействия, направленный
на выравнивание при отклонениях в
пси­хическом развитии ребенка.

В
ши­роком
смыслепсихологическая
коррекция — комплекс
клинико-психолого-педагогических
воздействий, направ­ленных на выявление
и ликвидацию имеющихся у детей недос­татков
в развитии психических функций и
личностных свойств.

В
узком смысле
психологическая
коррекция — метод психологического
воздействия, направленный на оптими­зацию
развития психических процессов и функций
и на гармо­низацию развития личностных
свойств.

Формы
коррек­ции

в зависимости от характера диагностики
и направленности кор­рекции (Д. Б.
Эльконин):

  1. симптоматическая,
    направленная на симптомы отклонений
    в развитии,

  2. коррекция,
    устраняющая источник и причины
    от­клонений в развитии.

Важным
звеном психологической помощи детям и
подрост­кам с проблемами в развитии
является психологическая
поддержка.

Психологическая
поддержка

должна осуществляться в двух ос­новных
направлениях:

  1. поддержка
    родителей и других родственников детей
    с нарушениями в развитии;

  2. поддержка
    самих детей и подростков.

Психологическая
поддержка родителей —
система мер, направленных на:

  • снижение
    эмоционального дискомфорта в связи с
    заболева­нием ребенка;

  • укрепление
    уверенности родителей в возможностях
    ребенка;

  • формирование
    у родителей адекватного отношения к
    болезни ребенка;

  • установление
    адекватных родительско-детских отношений
    и сти­лей семейного воспитания.

Психологическое
сопровождение детей с на­рушениями
в развитии

— это деятельность психолога, направленная
на создание комплексной системы
клинико-психологических,
пси­холого-педагогических и
психотерапевтических условий,
способ­ствующих успешной адаптации,
реабилитации и личностному росту Детей
в социуме (школа, семья, медицинское
учреждение, учреж­дение собеса и т.
п.).

Компоненты
процесса сопровождения:

  • систематическое
    отслеживание клинико-психологического
    и пси­холого-педагогического статуса
    ребенка в динамике его пси­хического
    развития;

  • создание
    социально-психологических условий для
    эффектив­ного психического развития
    детей в социуме;

  • систематическая
    психологическая помощь детям с
    нарушениями в развитии в виде
    консультирования, психокоррекции,
    психо­логической поддержки;

  • систематическая
    психологическая помощь родителям и
    родст­венникам детей и подростков с
    проблемами в развитии;

  • организация
    жизнедеятельности ребенка в социуме
    с учетом его психических и физических
    возможностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

 Классифицирование как особый метод научного познания мира

  • Объект изучения любой науки выступает, как правило,
    в многообразных своих проявлениях. Явления живой природы:
    • химические,
    • физические,
    • социальные,
    • языковые,
    • астрономические,
    • исторические,
    • психологические и т. п.
      бесконечны в своем многообразии.
  • Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.

 Многообразие психических сторон, свойств, причин нарушений 

Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития имеют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено.

Пересечение и взаимодействие этих 2-ух бесконечных рядов и дают множество вариантов отклонений в развитии

, как уже описанных, так еще и неизвестных.

В силу этого

возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие

. Именно поэтому не случайно в специальной психологии

существовало и существует немало разных классификаций отклонений

в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.

 Классификация по признаку времени возникновения нарушения

Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:

  • Признак времени возникновения нарушения
    Тогда мы должны выделить 2-е большие группы дизонтогенеза:
  • Врожденные нарушения.
    • Наследственные нарушения всегда врожденны,
      но не все врожденные являются наследственными.
  • Приобретенные нарушения.
    • Рано приобретенные;
    • Поздно приобретенные.
      Возрастная граница между ними может быть разной.

 Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений

Мы можем воспользоваться другим критерием, в качестве которого возьмем свойство обратимости возникающих нарушений.
В этом случае мы вправе выделить 3 группы дизонтогенеза:

  • Обратимые,
  • Необратимые,
  • Частично обратимые.

Тут же отметим, что

разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься

. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что

разные классификации создаются для совершенно различных целей

— исследовательских и практических.

 Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)

Продолжая говорить о типах классификации, необходимо упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основного критерия используется этиологический фактор, — главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.

Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода
выделение 2-ух больших групп нарушений в развитии.
Одна из них обозначается термином ретардация,
под которым понимается замедление,
отставание психического развития любого происхождения
.
Выделяются 2 разновидности ретардации:

  • Ретардация
    • Общая (тотальная)
    • Частичная (парциальная).

Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:

  • Асинхрония
    • неравномерность в развитии (гетерохронность),
      как вполне нормального его свойства,
    • несвоевременность формирования
      тех или иных психических функций и сторон психики.

 Классификация по основным критериям нарушения развития

Несложно понять, что

в качестве основополагающих критериев в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формирования разных сторон

психической деятельности (схема 5.1).

Выделяя разные стороны психического функционирования

, мы тем самым

получаем определенные критерии для классификаций отклонений

от нормального развития. Так, можно говорить о регуляторных и исполнительских функциях психики и, соответственно, о преимущественных нарушениях в той и другой сферах.

 Эмпирические практикоориентированные классификации

Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):

  1. Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.
  2. Дети с задержкой психического развития.
  3. Дети с астеническими, реактивными состояниями
    и конфликтными переживаниями.
  4. Дети с психопатическими
    психопатоподобными формами поведения.
  5. Умственно отсталые дети.
  6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.

Нетрудно заметить

отсутствие единого или единых критериев в образовании групп

, что вполне типично для эмпирических классификаций.

В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.

  1. Психическое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие.
  3. Поврежденное развитие.
  4. Дефицитарное развитие.
  5. Искаженное развитие.
  6. Дисгармоническое развитие.

В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию.

Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию

. Примером последнего может служить предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.

Источник

1.2.
Виды нарушений развития и их причины

Содержание
учебного материала

Понятие
«норма» и «отклонения» в психическом
и личностном развитии.

Классификация
и виды отклонений в развитии и поведении
детей.

Нарушения
в соматическом, психическом,
интеллектуальном, речевом, сенсорном
развитии человека (ребенка).

Этиология
нарушений нервно-психического развития.
Эндогенные и экзогенные факторы риска
патологии.

Классификация
причин: по времени воздействия на
организм ребенка (пренатальные, натальные,
постнатальные перинатальные); по
происхождению (органические,
функциональные).

Учение
о психическом дизонтогенезе
(В.В.Лебединский). Классификация
дизонтогенеза.

Взаимоотношения
между первичным и вторичным дефектом.

Основные
понятия:

аномалия, дети с патологией развития,
дети с дефектами развития, дети с
отклонениями в развитии, дети(лица) с
особыми образовательными потребностями,
дефект, дизонтогенез, недоразвитие,
нарушение развития, норма, отклонение,
экзогенные, эндогенные причины.

Ведущие
идеи:
Знание
происхождения нарушений, времени и
особенность их возникновения предоставляют
педагогу необходимые исходные данные
для планирования индивидуальной
программы специальной педагогической
деятельности.

1.2.Виды
нарушений развития и их причины

Как
свидетельствует мировой и общественный
опыт, число детей с отклонениями в
развитии велико и неуклонно возрастает.
Этому есть ряд причин: дезадаптация
общества и отдельных семей, отсутствие
в ряде случаев нормальных гигиенических,
экономических, экологических условий
для будущих матерей и детей разных
возрастных групп. У многих детей возникает
психическая , познавательная депривация,
недостаточность удовлетворения сенсорных
и эмоциональных контактов и потребностей.
Это и многие другие патологические
факторы приводят к различным заболеваниям
и отклонениям в развитии.

Норма
– (
лат.
«norma»)
– руководящее начало, правило, образец;
установленная мера, средняя величина
чего-нибудь.

Аномалия

( греч. anomaloz-
неправильный) – патологическое отклонение
от нормы в функциях организма и его
частей, отклонение от общих закономерностей
развития.

Понятие
«аномалия развития» входит в круг
понятий,объединяемых термином
дизонтогенез»,
которым обозначают любые формы нарушений
онтогенеза, т.е. развития индивида в
отличие от развития вида (филогенез).

Многочисленными
психолого-педагогическими исследованиями
доказано, что ранняя диагностика и
коррекция отклонений психомоторного
развития детей являются главными
условиями их эффективного обучения и
воспитания, предупреждения у них более
тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности)
и социальной депривации.

На
начальных этапах развития проблемного
ребенка главным препятствием к его
обучению и воспитанию является первичный
дефект. При отсутствии коррекционного
воздействия в дальнейшем ведущее
значение начинают приобретать вторичные
наслоения (отклонения), и именно они
мешают социальной адаптации ребенка.
Возникает педагогическая запущенность,
расстройства-волевой сферы и поведения
что обусловлено эмоционально-личностными
особенностями на фоне дефицита общения,
комфортности и ощущениями неуспеха.

  1. Виды
    нарушений, их классификация

В
настоящее время единых принципов
классификации в развитии не существует.
Некоторые исследователи выделяют
следующие группы детей с отклонениями
в развитии:

1)
дети с сенсорной неполноценностью ( с
нарушением слуха, зрения, речи, функций
опорно-двигательного аппарата и
сенсомоторики);

2)
дети с задержкой психического развития;

3)
дети с астеническим и реактивным
состоянием и конфликтными переживаниями;

4)
дети с психопатоподобными (психопатическими)
формами поведения (эмоциональные
нарушения поведения);

5)
умственно отсталые дети (олигофренные
в степени дебильности, имбецильности,
идиотии);

6)
дети с начальными проявлениями психических
заболеваний ( шизофрения, эпилепсия,
истерия и др.)

Эта
классификация детей с отклонениями в
развитии представлена в работе М.А.
Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях
с отклонениями в развитии» (1967).

Возможно
и другое подразделение на группы:

    1. дети
      с отклонениями развития в связи с
      органическими нарушениями;

    2. в
      связи с функциональной незрелостью;

    3. дети
      с отклонениями в развитии на почве
      депривации (См.: Усанова О.Н. Дети с
      проблемами психического развития.-
      М., 1995).

В
монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова
«Основы дефектологии» (М., 1990) приводится
следующая классификация детей с
нарушениями развития:

1)
дети с сенсорными нарушениями (нарушения
слуха и зрения);

2)
дети с интеллектуальными нарушениями
( умственно отсталые и дети с задержкой
психического развития);

3)
дети с нарушениями речи;

4)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;

5)
дети с комплексными (комбинированными)
дефектами развития;

6)
дети с искаженным(или дисгармоничным)
развитием.

  1. Этиология
    нарушений развития.

Этиология
(греч.
aitia
–причина, logos
– учение) – учение о причинах возникновения
болезни. Причины возникновения болезни
могут быть вызваны эндогенными и
экзогенными факторами.

Эндогенные
факторы
(греч.
endon
– внутри, genos
– род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший во
внутренней среде

организма.

Экзогенные
факторы
(греч.
exo
– снаружи, genos
– род, происхождение) – возникший по
причинам, лежавший вне
организма
(травмы,
инфекции, нарушения питания).

Дизонтогенез
отклонение
в психическом развитии.

Психомоторное
развитие ребенка – сложный диалектический
процесс, в нем отмечаются последовательность
и неравномерность формирования отдельных
психических процессов и функций. На
каждой из усложняющихся стадий развития
выявляется ее связь с предшествующей
и последующими стадиями, каждый возрастной
этап характеризуется качественным
своеобразием, отличающим его от других
этапов.

Нарушения
развития детей могут быть вызваны
разными факторами.

По
времени воздействия на организм
(пренаталъным, наталъным, постнатальным,
перенатальным). Неблагоприятное
воздействие в
период внутриутробного развития
называется
пренаталъным,в
период родовой
деятельности
наталъным,
а после рождения – постнаталъным
воздействием.
Соответственно называются и нарушения.
Сочетание
внутриутробной и природовой патологии
называется
перинатальным
повреждением
(например,
перинатальная энцефалопатия).

Вызвать
отклонения в развитии могут различные
патологические факторы, действующие
во внутриутробный период: генетические
отклонения, отягощенная наследственность,
хронические заболевания родителей;
злоупотребление родителей алкоголем,
наркотиками, курением: физические и
психические травмы женщины в период
беременности; инфекционные, вирусные
заболевания, токсоплазмоз; конфликт по
резус-фактору; нефропатия – недостаточность
деятельности почек, токсикозы и
интоксикация (отравления); внешнесредовые
факторы – неблагоприятная экологическая
ситуация, профессиональные вредности
у родителей до рождения ребенка и многие
другие неблагоприятные факторы.

Другая
группа причин – патология родовой
деятельности: быстрые, стремительные
роды, длительные роды со стимуляцией,
использование щипцов, обвитие ребенка
пуповиной, что приводит к рождению в
асфиксии (удушье), неквалифицированное
оказание акушерской помощи и другие
природовые травмы.

Нарушения
развития ребенка могут быть вызваны и
различными прижизненными факторами:
опухали мозга (менингиома), нейроинфекции
(менингиты и энцефалиты), инфекционные
болезни с осложнением на мозг, открытые
и закрытые травмы черепа, сотрясение
мозга, контузии и т.д.

В
ряде случаев отмечается действие не
одного какого-либо патологического
фактора, а их сочетание – полиэтиология.
Проявляется наследственная отягощенность:
через специальные структуры половых
клеток родителей – хромосомы – передается
информация о признаках отклонений
(аномалий) развития. Хромосомные нарушения
(абберации) приводят к умственной
отсталости ребенка, нарушениям слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата и т.д. По данным современной
науки, на 1000 новорожденных приходится
5-7 детей с хромосомными аномалиями.

Нарушения
психомоторного развития ребенка могут
иметь место при нарушениях питания и
сна детей, при длительных соматических
заболеваниях, вызывающих истощение
ребенка и поражение центральной нервной
системы. Вероятность возникновения
отклонения в развитии повышается у
недоношенных детей, родившихся раньше
срока или с малым весом тела.

Нарушения
развития, связанные с органическим
поражением центральной нервной системы,
называются органическими нарушениями.

Дефекты
развития могут быть вызваны функциональными,
а не органическими причинами, тогда
говорят о дефицитарном развитии. В их
числе: социально-педагогическая
запущенность, эмоциональная депривация
(недостаточность эмоционального
положительного контакта ребенка со
взрослым), двуязычие (или многоязычие)
в семье, нарушение речи окружающих,
ограниченность речевых контактов
ребенка и др.

Установлено,
что благополучное развитие ребенка
бывает только в случаях равновесия
между внутренними и внешними условиями
формирования организма. По словам
И.П.Павлова, болезнь возникает там и
тогда, когда нарушается равновесие
внутренних и внешних условий жизни
организма, когда на неблагоприятное
воздействие окружающей среды ребенок
не может дать соответствующую ответную
реакцию, не может приспособиться к этому
воздействию.

Функциональные
нарушения обычно являются более легкими
по сравнению с органическими, и при
устранении неблагоприятных факторов
развитие интенсифицируется, а при
проведении специальной коррекционной
работы ребенок может догнать в развитии
сверстников. Функциональные нарушения
обратимы и при своевременно проведенных
коррекционных мероприятиях обычно
проходят бесследно.

Л.С.
Выготский выдвинул тезис об общности
закономерностей развития нормального
и аномального ребенка, что было
подтверждено рядом более поздних
исследований. И в норме, и при патологии
психическое развитие имеет поступательный,
поэтапный характер. Каждый этап
завершается формированием новых, более
совершенных по сравнению с предыдущими
качеств, что является основой для
будущего скачка в развитии. Свойства
психики формируются на основе чередования
эволюции признаков с революционным,
скачкообразным формированием новых
качеств. Динамика развития нормального
и аномального ребенка подчинена единым
общим закономерностям, при этом каждый
вид аномального развития характеризуется
своими особенностями. Дети с отклонениями
по всем параметрам отличаются от детей
с нормальным развитием.

Каждый
вид аномального развития характеризуется
системным проявлением, в котором
выделяются первичные и вторичные
отклонения.

При
разных видах отклонений в развитии
доминирующим является нарушение речевого
общения, когда у ребенка нарушена
способность к приему и переработке
информации. Это общая закономерность
всех аномальных детей. При анализе
конкретного вида нарушенного развития
важно учитывать общие для всей группы
проявления нарушений, а также индивидуальные
характерологические особенности каждого
ребенка. Одна категория аномальных
проявлений отличается от другой по ряду
диагностических и прогностических
значимых показателей.

Важной
закономерностью психического развития
аномальных детей является трудность
их социальной адаптации, затруднения
во взаимоотношениях и взаимодействиях
с социальной средой.

Воспитание
детей с отклонениями в развитии отличается
своеобразием, которое проявляется в
коррекционной направленности, в
неразрывной связи коррекционного
воздействия с формированием практических
навыков и умений. Особенности воспитания
конкретного ребенка зависят от характера
имеющегося у него дефекта, от степени
выраженности нарушений отдельных
психических процессов и функций, от
возрастных и компенсаторных возможностей
ребенка, от характера медико-педагогического
воздействия, от условий жизни и воспитания
ребенка и ряду других факторов. Одни
дети нуждаются только в психолого-педагогическом
воздействии, другим требуется и серьезная
лечебно-оздоровительная помощь. Все
это подчеркивает необходимость ранней
диагностической и коррекционной работы,
ибо ранее выявление нарушений – залог
эффективности их преодоления.

Нарушения
развития у детей многоплановы и
многоаспектны. Они выражаются в
интеллектуальной, двигательной, речевой
или сенсорной неполноценности. Отклонения
в развитии бывают разных форм и разной
степени выраженности. Часто они становятся
заметными, и если своевременно не приняты
необходимые лечебно-оздоровительные
и педагогические меры, могут возникнуть
вторичные отклонения в структуре
дефекта. Поэтому очень важно своевременно
обнаружить отклонение в развитии и
оказать ребенку необходимую помощь.
Родители и воспитатели не всегда могут
адекватно оценить состояние ребенка,
обнаружить имеющиеся у него проблемы
и отклонения в развитии, поэтому педагогам
общеобразовательных учреждений
необходимо иметь определенный запас
сведений по специальной психологии и
коррекционной педагогике и владеть
навыками коррекционно-воспитательного
воздействия.

Организм
ребенка, его здоровье, личностные
особенности рассматриваются современной
наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог
должен иметь четкое представление о
закономерностях формирования индивида,
личности, при этом важно абстрагироваться
от частностей и деталей. У педагога
должно быть сформировано системное
представление, системное мышление и в
целом системная парадигма в изучении,
обучении и воспитании ребенка, в том
числе и ребенка с отклонениями в развитии.

Современный
подход к коррекции и компенсации
отклонений в развитии может быть
охарактеризован как комплексный и
личностно-ориентированный, т.е. при
оценке состояния ребенка должны
учитываться данные разных специалистов,
характеризующие разные стороны
психического и физического состояния
ребенка, и оказываемая ребенку помощь
должна быть многоплановой. При этом
учитываются индивидуально-личностные
особенности каждого ребенка, т.е.
коррекционно-воспитательное воздействие
не может и не должно быть стандартизированным.

Рекомендации
к изучению темы

Семинарское
занятие

Этиология
нарушения развития.

Практическое
занятие

Виды
нарушений, их классификация.

Самостоятельная
работа студентов

Составление
логико-смысловой модели: «Виды нарушений
развития, их классификация».

Вопросы
для самоконтроля

  1. Дайте
    определение понятия «аномалия развития»

  2. Раскройте
    наиболее популярные классификации
    отклонений в развитии, представленные
    в специальной литературе.

  3. Какую
    классификацию могли бы предложить Вы?

  4. Назовите
    причины возникновения отклонений в
    развитии?

Литература
для самостоятельной работы

Бородулина,С.Ю.
Коррекционная педагогика.[Текст]- Ростов
н/Д., 2004.-C.27-34.

Гонеев,А.Д.
и др. Основы коррекционной педагогики.[Текст]-
М., 1999.-C.123-128.

Зайцева,
И.А. и др. Коррекционная педагогика.[Текст]-
Ростов н/Д., 2002.-C.17-20.

Коррекционная
педагогика [Текст]/Под ред. Б.П.Пузанова.
– М., 1999.- C.13-18.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник