Классификация отклонений психических развитий ребенка
Классифицирование как особый метод научного познания мира
- Объект изучения любой науки выступает, как правило,
в многообразных своих проявлениях. Явления живой природы: - химические,
- физические,
- социальные,
- языковые,
- астрономические,
- исторические,
- психологические и т. п.
бесконечны в своем многообразии. - Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.
Многообразие психических сторон, свойств, причин нарушений
Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития имеют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено.
Пересечение и взаимодействие этих 2-ух бесконечных рядов и дают множество вариантов отклонений в развитии
, как уже описанных, так еще и неизвестных.
В силу этого
возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие
. Именно поэтому не случайно в специальной психологии
существовало и существует немало разных классификаций отклонений
в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.
Классификация по признаку времени возникновения нарушения
Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:
- Признак времени возникновения нарушения
Тогда мы должны выделить 2-е большие группы дизонтогенеза: - Врожденные нарушения.
- Наследственные нарушения всегда врожденны,
но не все врожденные являются наследственными. - Приобретенные нарушения.
- Рано приобретенные;
- Поздно приобретенные.
Возрастная граница между ними может быть разной.
Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений
Мы можем воспользоваться другим критерием, в качестве которого возьмем свойство обратимости возникающих нарушений.
В этом случае мы вправе выделить 3 группы дизонтогенеза:
- Обратимые,
- Необратимые,
- Частично обратимые.
Тут же отметим, что
разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься
. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что
разные классификации создаются для совершенно различных целей
— исследовательских и практических.
Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)
Продолжая говорить о типах классификации, необходимо упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основного критерия используется этиологический фактор, — главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.
Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода
выделение 2-ух больших групп нарушений в развитии.
Одна из них обозначается термином ретардация,
под которым понимается замедление,
отставание психического развития любого происхождения.
Выделяются 2 разновидности ретардации:
- Ретардация
- Общая (тотальная)
- Частичная (парциальная).
Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:
- Асинхрония
- неравномерность в развитии (гетерохронность),
как вполне нормального его свойства, - несвоевременность формирования
тех или иных психических функций и сторон психики.
Классификация по основным критериям нарушения развития
Несложно понять, что
в качестве основополагающих критериев в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формирования разных сторон
психической деятельности (схема 5.1).
Выделяя разные стороны психического функционирования
, мы тем самым
получаем определенные критерии для классификаций отклонений
от нормального развития. Так, можно говорить о регуляторных и исполнительских функциях психики и, соответственно, о преимущественных нарушениях в той и другой сферах.
Эмпирические практикоориентированные классификации
Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):
- Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с астеническими, реактивными состояниями
и конфликтными переживаниями. - Дети с психопатическими
психопатоподобными формами поведения. - Умственно отсталые дети.
- Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.
Нетрудно заметить
отсутствие единого или единых критериев в образовании групп
, что вполне типично для эмпирических классификаций.
В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.
- Психическое недоразвитие.
- Задержанное развитие.
- Поврежденное развитие.
- Дефицитарное развитие.
- Искаженное развитие.
- Дисгармоническое развитие.
В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию.
Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию
. Примером последнего может служить предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.
Источник
Объект изучения любой науки выступает,
как правило, в многообразных своих
проявлениях. Явления живой природы,
химические, физические, социальные,
языковые, астрономические, исторические,
психологические и т. п. бесконечны в
своем многообразии. Стремление упорядочить
разнообразие изучаемых явлений
воплощается в процессе их классифицирования,
предоставляющего собой особый метод
научного познания мира.
Отклонения в развитии также многообразны
и весьма вариативны. Природа необыкновенной
множественности нарушений в развитии
кроется, прежде всего, в многообразии
самих причин, способных вызвать эти
нарушения. Кроме того, психика и,
соответственно, процесс ее развития
имеют бесконечное количество сторон
и свойств, каждое из которых может быть
нарушено. Пересечение и взаимодействие
этих двух бесконечных рядов и дают
множество вариантов отклонений в
развитии, как уже описанных, так еще и
неизвестных.
В силу этого возникает острая проблема
внести определенный порядок в это
многообразие. Именно поэтому не случайно
в специальной психологии существовало
и существует немало разных классификаций
отклонений в развитии, ( и попытки
создания новых, более совершенных, не
прекращаются и поныне.
Классификации отличаются друг от друга
тем признаком или признаками, которые
укладываются в качестве основы процесса
классифицирования. Так, в качестве
критерия для основы классификации можно
взять признак времени возникновения
нарушения. Тогда мы должны выделить две
большие группы дизонтогенеза: врожденные
и приобретенные нарушения. Внутри
врожденных форм нарушения нам следует
выделить группу наследственных, ибо
наследственные нарушения всегда
врожденны, но не все врожденные Нарушения
являются наследственными. Приобретенные:
нарушения, в свою очередь, мы можем
разделить на рано и поздно приобретенные.
Возрастная граница между ними может
быть разной.
Мы можем воспользоваться другим
критерием, в качестве которого возьмем
свойство обратимости возникающих
нарушений. В этом случае мы вправе
выделить три группы дизонтогенеза:
обратимые, необратимые и частично
обратимые. Тут же отметим, что разные
классификации, созданные на (> основе
разных критериев, могут между собой «не
стыковаться» или трудно соотноситься.
Один и тот же ребенок в разных классификациях
попадает в совершенно разные, качественно
отличные друг от друга группы. Это
связано с тем, что разные классификации
создаются для совершенно различных
целей — исследовательских и практических.
Продолжая говорить о типах классификации,
необходимо упомянуть о таких ее
разновидностях, где в качестве основного
критерия используется этиологический
фактор, т. е. главная причина возникновения
того или иного нарушения в развитии.
Традиционно с точки зрения
клинико-психологического подхода
выделение двух больших групп нарушений
в разбитии. Одна из них обозначается
термином ретардация, под которым
понимается замедление, отставание
психического, развития любого
происхождения. Выделяются две разновидности
ретардации — общая (тотальная) и частична
(парциальная).
Другая большая группа нарушений в
развитии называется асинхрония,
представляющая многообразные их
варианты, для которых характерно
сочетание неравномерности в развитии
(гетерохронность), как вполне нормального
его свойства, с несвоевременностью
формирования тех или иных психических
функций и сторон психики.
Несложно понять, что в качестве
основополагающих критериев в данной
классификации использованы признаки
темпа психического развития и
последовательности формирования
разных сторон психической деятельности.
Выделяя разные стороны психического
функционирования, мы тем самым получаем
определенные критерии для классификаций
отклонений от нормального развития.
Так, можно говорить о регуляторных
и исполнительских функциях психики и,
соответственно, о преимущественных
нарушениях в той и другой сферах.
Помимо научных, теоретических
классификаций, не менее популярны так
называемые эмпирические
практико-ориентированные классификации,
в основу, которых укладывается не
заранее заданный критерий, а наиболее
часто встречающиеся признаки, которые
группируются по степени сходства.
Эмпирические классификации также
множественны и в силу своей практической
направленности более популярны. Так,
одна из них выделяет следующие группы
отклонений в развитии (или группы детей
с отклонениями в развитии):
1) Дети с сенсорными речевыми и двигательными
нарушениями.
2) Дети с задержкой психического развития.
3) Дети с астеническими, реактивными
состояниями и конфликтными
переживаниями.
4) Дети с психопатическими психопатоподобными
формами поведения.
5) Умственно отсталые дети.
6) Дети с начальными проявлениями
психических заболеваний
Нетрудно заметить отсутствие единого
или единых критериев в образовании
групп, что вполне типично для эмпирических
классификаций.
В современной литературе без особого
труда можно найти немало подобных
эмпирических классификаций, наиболее
популярной из которых, судя по числу
ссылок в научных публикациях, является
классификация В. В. Лебединского, в
которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.
1) Психическое недоразвитие.
2) Задержанное развитие.
3) Поврежденное развитие.
4) Дефицитарное развитие.
5) Искаженное развитие.
6) Дисгармоническое развитие.
В науке не всегда есть необходимость
создавать абсолютно новую классификацию.
Иногда продуктивнее бывает изменить,
расширить, уточнить уже созданную и
существующую классификацию. В науке не
всегда есть необходимость создать новую
классификацию. Иногда продуктивнее
бывает изменить, расширить, уточнить
уже созданную и существующую классификацию.
Примером последнего может служить
предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго
попытка дальнейшего развития выше
приведенной классификации В. В.
Лебединского.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Классифицирование
представляет собой своеобразный метод
познания общих закономерностей, лежащих
в основе научного предмета. По сути,
историю науки можно изучать по тому,
как в ней происходит смена одной
классификационной системы на другую;
как осуществляется неизбежный переход
от эмпирико-феноменологических
(описательных) классификаций к
категориальным (сущностным).
Важным
свойством такой группировки является
возможность использовать ее на практике.
В научных исследованиях часто применяются
так называемые рабочие, временные
классификации, выступающие в качестве
вспомогательного средства при решении
конкретных задач.
Существуют
нарушения:
врожденные
-наследственные
-не наследственные
приобретенные,
(появившиеся уже после рождения)
— ранние
— позние
От времени
возникновения основного нарушения во
многом зависит прогноз дальнейшего
развития, характер и содержание
коррекционных мероприятий, имеющих или
не имеющих возможность опоры на период
нормального функционирования психики,
если таковой существует.
По
обратимость возникающих отклонений,выделяют:
необратимые,
частично
обратимые
практически
обратимые
В отношении
последней группы нарушений, которые
способны трансформироваться в нормальное
развитие, особо важна скорость или темпы
обратимости.
этиологический
критерий —основная причина, вызвавшая
отклонение: весьма разниобразны, но
принято выделять:
церебрально-органического
нарушение
— психогенного
происхождения
— соматогенного
(телесные) происхождения
Причины
отклонений в развитии иногда предельно
обобщают, объединяя в две большие группы
— социальные и биологические. Однако
в столь изолированном виде эти факторы
выступают крайне редко. Поэтому выделяя
группу отклонений по данной классификации,
говарят лишь о преобладании первых или
вторых.
С точки
зрения клинического подхода традиционным
стало подразделение всех форм психических
расстройств на два больших класса:
Ретардация
—запаздывание или приостановка
психического развития; недоразвитие
в разнообразных формах умственной
отсталости.
— общую
(тотальную)
— частичную
(парциальную) незрелости отдельных
функций: чтения, счета, письма.
Асинхрония
— характеризуется сочетанием выраженного
опережения в развитии одних функций со
значительным отставанием темпа
формирования других, что приводит к
дисгармонии структуры психики, ее
искажению и диспропорциональности.
Несложно
понять, что в качестве критерия указанного
деления используется темповый признак
процесса психического развития в целом
и отдельных его сторон.
В. В. Ковалев
к двум рассмотренным нами группам
дизонтогенеза добавляет еще и третью,
связанную с механизмами высвобождения
и фиксации более ранних онтогенетических
форм нервно-психического реагирования.
Она
характеризуется разнообразными
симптомами и синдромами, встречающимися
при различных психических заболеваниях.
Прежде всего, это катотонические
расстройства, разнообразные регрессивные,
касающиеся уже сформированных навыков,
тотальный и эклективный мутизм,
гиперактивность, патологические страхи,
эхолалии и эхопраксии и многое другое.
Исключительно
важной представляется мысль о том, что
нарушение психического развития не
может рассматриваться изолированно,
оно одновременно является компонентом
дизонтогенеза в целом и одной из его
фаз. В. В. Ковалев подразделяет все формы
дизонтогенеза на две группы в зависимости
от динамических характеристик (процесса
протекания) этиологического (ведущего
патогенного фактора соц./биолог) фактора.
Динамика
непроцессуального психического
дизонтогенезаэволютивная,подчиняется общим закономерностям
психического развития, отличаясь от
него по темпу, срокам и соотношению
отдельных психических функций и свойств
личности.
Динамикаклинических проявленийпроцессуального
психического дизонтогенезаболее
сложная и зависит от тяжести и темпа
течения основного заболевания. При
неблагоприятном течении возможны
усиления ретардации психического
развития, нарастание его диспропорции,
углубление регресса психики»
классификации
основано на теории трех функциональных
блоков в работе мозга,разработанной
А. Р. Лурией.
Нарушения
психических функций подразделяются:
исполнительские
(частные) — нарушения частных функций
(гнозис, праксис, речь);регуляторные
(общие) — общих регуляторных, связанных
с работой лобных отделов мозга.
Теория функциональных блоков сформулирована
и применяется в рамках нейропсихологии
в целях структурного анализа нарушений
психической деятельности при локальных
поражениях мозга. Но опыт показывает,
что она может быть продуктивно использована
и в специальной психологии для описания
механизмов отклоняющегося развития и
их классификации.
Так,
А. В. Семенович предлагает свою
нейропсихологическую классификацию
отклонений в психическом развитии»
выделяя следующие их формы, связанные
с незрелостью отдельных мозговых
структур:
1)
функциональная несформированность
префронтальных (лобных) отделов мозга;
2)
функциональная несформированность
левой височной области;
3)
функциональная несформированность
межполушарных взаимодействий
транскортикального уровня (мозолистое
тело);
4)
функциональная несформированность
правого полушария мозга;
5)
функциональная дефицитарность подкорковых
образований (базальных ядер);
6)
функциональная дефицитарность стволовых
образований мозга.
Поскольку
речь идет об отклонениях в психическом
развитии, то нет ничего удивительного
в том, что при их классификации используются
психологические критерии. Подобные
нарушения могут преимущественно
затрагивать сферу чувственного познания,
оставляя относительно сохранной
вербально-логическую и психомоторную,
как и наоборот.
Следует оговориться, что любое деление
психической реальности на составные
компоненты весьма условно и представляет
собой продукт абстракции; в той же
степени необходимо осознавать и
относительность границ между выделенными
группами нарушений.
В
психологии традиционно выделяются три
основных класса психических процессов
— когнитивные, эмоциональные и
регуляторно-волевые. Они могут выступать
весьма удобным критерием для обозначения
трех соответствующих групп отклоняющегося
развития, в большей мере затрагивающих
познавательную,
эмоциональную
регуляторную
сферы.
Если
рассматривать психическую реальность
в параметрах «динамичность — статичность»,
то на первый план выступают более крупные
образования: психические процессы, как
наиболее изменчивая составляющая;
психические состояния менее подвижные
элементы и психологические свойства
личности как устойчивые характеристики
психики человека. Основываясь на этом
делении, чаще всего обозначают два
класса преимущественных нарушений в
развитии в области
нарушение
психических процессов и состоянийнарушения
в сфере свойств личности.
В качестве
основы классификации выступает положение,
что в процессе психического развития
поочередно формируются то мотивационные
компоненты психики, то
операционально-исполнительскиевыдвинутое Д. Б. Элькониным.
Если
момент начала патогенного воздействия
приходится на период активного
формирования мотивационно-потребностной
сферы,то она пострадает первично.Нарушение
операционально-исполнительских функций
при этом выступит как следствие, ибо
фаза их развития идет и во многом зависит
от мотивационного компонента.
Монофакторные
— расстройства
воснове которых лежит патология какого-то
одного органа или системы, например
зрения, слуха, или двигательной сферы
и т. д.
Мультифакторные
отклонения
в развитии включают комбинацию двух
или более патологий, например слепоглухота
или сочетание глухоты с умственной
отсталостью и т.п.
Классификации,
использующие несколько
несвязанных оснований,
называются эмпирическими-практически
направлены, более популярны:
1)
дети с
сенсорными нарушениями
(зрения, слуха, речи, опорно-двигательного
аппарата);
2)
дети с
задержкой психического развития;
3)
дети с
астеническими, реактивными состояниями
и конфликтными переживаниями;
4)
дети с психопатоподобными
формами поведения;
5)
умственно
отсталые дети;
6)
дети с
начальными проявлениями психических
заболеваний
(шизофрения, эпилепсия и др.) {Коберник
Г. Н. Синев. В. Н. Введение в специальность
дефектология. Киев, 1984.).
Отсутствие
в специальной психологии единой
универсальной классификации отклонений
в развитии лишний раз свидетельствует
о необычайной сложности этого феномена.
Длительное время, как уже говорилось,
специальная психология развивалась в
виде относительно зависимых, изолированных
отраслей (тифлопсихология, сурдопсихология
и т. д.). Сущностному пониманию природы
психогенетических отклонений не
уделялось должного внимания. Поэтому
механическое соединение и рядоположение
предметных областей различных разделов
специальной психологии не могло привести
к созданию требуемой системы.
Вернемся
снова к эмпирическим классификациям.
Т А. Власова и М.С. Певзнер представляют
иную группировку:
1)
дети с отклонениями в развитии, вызванными
с органическими нарушениями ЦНС;
2)
дети с отклонениями в развитии в связи
с функциональной незрелостью ЦНС;
3)
дети с отклонениями в связи с депривационными
ситуациями.
Еще
одна классификация, предложена В. А.
Лапшиным и Б. П. Пузановым:
1)
дети с сенсорными нарушениями (зрения
и слуха);
2)
дети с интеллектуальными нарушениями
(умственная отсталость и задержка
психического развития);
3)
дети с нарушениями речи;
4)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;
5)
дети с комплексными, комбинированными
расстройствами;
6)
дети с искаженным (дисгармоничным)
развитием.
Г.
Н. Коберник и В. Н. Синев строят похожую
классификацию, выделяя следующие группы:
1)
дети со стойкими нарушениями слуховой
функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2)
дети с нарушениями зрения (слепые,
слабовидящие);
3)
дети со стойкими нарушениями
интеллектуального развития на основе
органического поражения центральной
нервной системы;
4)
дети с тяжелыми речевыми нарушениями;
5)
дети с комплексными расстройствами;
6)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;
7)
дети с задержкой психического развития;
8)
дети с психопатическими формами
поведения.
Как
видно из приведенных примеров, некоторые
подгруппы переходят из классификации
в классификацию, иные представлены лишь
в единичных вариантах, наконец, два
класса из одной системы в другой
объединяются. При всей кажущейся
разнородности приведенных классификаций,
они все же имеют определенное общее
основание. В качестве такового выступают
условия или факторы нормального
психического развития, выделенные в
свое время А. Р. Лурией и представленные
на рисунке 7.1.
Нам
хотелось бы зафиксировать внимание еще
на одной стороне приведенных примеров.
Создатели эмпирических классификаций
стремятся отразить в них наиболее
типичные по качеству характеристики
разных форм отклонений в развитии. Кроме
того, выделенные группы не должны быть
слишком большими или слишком мелкими
и дробными. Ряд классификаций отражает
существующую систему специального
образования — группы соответствуют
типам специальных школьных и дошкольных
учреждений. Вот почему в эмпирических
классификациях отсутствует признак
возраста, точнее, он представлен в
усеченной форме — только дошкольники
и школьники. Лица с отклонениями в
развитии зрелого возраста не упоминаются,
хотя и являются предметом изучения
специальной психологии. Если группа не
многочисленна и для нее не может быть
создано специальное учреждение, то она
чаще всего не включается в классификацию.
Поэтому «образовательное пространство»,
то есть существующая система специального
образования выступает, таким образом,
в качестве меры, задающей масштаб
выделяемых групп.
Рис.7.1.
Условия нормального психического
развития
И
наконец, современный
профессионал в области специальной
психологии и коррекционной педагогики
непременно должен быть знаком с
«Классификацией психических и
поведенческих расстройств» международной
системы болезней десятого пересмотра»,
принятой Всемирной организацией
здравоохранения
и действующей в настоящее время. Она ,
также относится к классу эмпирических
и содержит несколько разделов.
Первый
из них — умственная
отсталость,
дифференцируемая по степени выраженности:
легкая,
умеренная, тяжелая и глубокая, а также
«другая» и «неуточненная».
Далее
следует обширный раздел под рубрикой
«Нарушения
психического развития»,
включающий специфические
расстройства
речи и школьных навыков (чтение, счет,
письмо). Отдельно
обозначены так называемые общие
расстройства
развития: детский аутизм, атипичный
аутизм, синдром Ретта, гиперактивные
расстройства,
сочетающиеся с умственной отсталостью
и стереотипными движениями.
Сюда же включен синдром Аспергера и
другие общие нарушения.
Следующий
класс — «Поведенческие
и эмоциональные расстройства,
начинающиеся
обычно в детском и подростковом возрасте»,
к числу которых относятся патологии
активного внимания и гиперкинетические
нарушения поведения.
В
свою очередь, раздел
«Расстройства поведения»
объединяет поведенческие нарушения,
ограничивающиеся условиями семьи;
несоциализированные и социализированные
расстройства поведения; оппозиционно-вызывающие
и др. Рубрика «Смешанные
расстройства поведения и эмоций»
включает депрессивные и иные нарушения
поведения и эмоций.
Далее
следует раздел «Эмоциональные
расстройства, специфические для детского
возраста».
Сюда относятся тревожные расстройства
в связи с разлукой в детском возрасте;
фобические тревожные расстройства
детского возраста; социальное тревожное
расстройство детского возраста;
расстройство сиблингового соперничества
и др.
Следующая
группа объединяет нарушения
социального функционирования:
эклективный мунтазм, реактивное
расстройство привязанности детского
возраста и др.
«Тикозные
расстройства»
рассматриваются отдельно; они представлены
транзиторными тикозными расстройствами,
хроническими двигательными голосовыми
тикозными расстройствами, комбинированными
голосовыми и множественными двигательными
тикозными расстройствами и проч.
Завершающей
рубрикой являются «Другие
поведенческие и эмоциональные
расстройства, начинающиеся обычно в
детском и подростковом возрасте».
Ее составляют неорганический энурез,
неорганический энкопрее, расстройство
питания в младенческом возрасте, поедание
несъедобного в младенчестве и детстве,
стереотипные двигательные расстройства,
заикание, речь взахлеб и др.
Данная
классификация, конечно, имеет весьма
дробный характер, она детализированна
и многогранна. Приведенная система —
плод многолетней работы огромного числа
исследователей, она постоянно изменяется
и дорабатывается по мере накопления
все новых клинических и психологических
фактов. Ее создание способствует
активизации и оптимизации международного
сотрудничества специалистов в одной
области; являясь одновременно удобным
рабочим инструментом в исследовательской
практике.
В
настоящее время у нас наибольшую
популярность,
судя по числу ссылок, приобрела
классификация
отклонений в развитии, предложенная
В.В. Лебединским.
Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.
1.
Психическое недоразвитие,
типичной моделью которого является
умственная отсталость.
2.
Задержанное развитие
— полиформная группа, представленная
разнообразными вариантами инфантилизма,
нарушений школьных навыков, недостаточностью
высших корковых функций и т. д. В отличие
от умственной отсталости характеризуется
порциальной ретардацией и разными
степенями обратимости.
3.
Поврежденное психическое развитие
описывает случаи, при которых ребенок
имел достаточно длительный период
нормального развития, нарушенного
заболеваниями (прежде всего, центральной
нервной системы) или травмами.
4.
Дифицитарное развитие
представляет собой варианты психофизического
развития в условиях глубоких нарушений
зрения, слуха и опорно-двигательного
аппарата.
5.
Искаженное развитие
— сочетание недоразвития, задержанного
и поврежденного развития.
6.
Дисгармоническое развитие
— нарушения в формировании личности.
Типичной моделью данного видадезонтогенеза
могут быть различные формы психопатий.
Данная
классификация также является эмпирической.
Она достаточно компактна в силу того,
что представленные в ней группы велики
по своему качественному составу
(полиформны). Но именно поэтому она
удобна в использовании.
Многообразие
форм отклонений в развитии не может
вместиться ни в одну из них, ныне
существующих, даже самую дробную. Чаще
ученые идут по пути уточнения и расширения
прежних группировок, делая их более
дифференцированными. Примером последнего
может служить недавно предложенная
классификация отклонений в развитии
Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, воспроизведенная
нами с позволения авторов на рисунке
7.2.
Феноменологический
подход, как уже было сказано, является
неизбежным и необходимым этапом на пути
познания глубинной сущности изучаемых
явлений. Для специальной психологии
это особенно актуально, ибо до недавнего
времени проблема классифицирования
отклонений в развитии, как и проблема
сущности самого феномена отклоняющегося
развития вообще не осознавалась как
таковая. Отклонения в развитии
рассматривались как явления самоочевидные
и не нуждающиеся в специальном толковании.
А группировки их видов соотносились с
основными типами специальных школ.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник