Классификация нарушений и отклонений в развитии ребенка

Классификация нарушений и отклонений в развитии ребенка thumbnail

Множество нарушений у человека затрудняет их классификацию. Существуют различные классификации, также основания для этих классификаций. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

· причины нарушений;

· виды нарушений с конкретизацией их характера;

· последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

По характеру нарушений различают следующие категории лиц:

1) глухие;

2) слабослышащие;

3) позднооглохшие;

4) незрячие;

5) слабовидящие;

6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы;

8) лица с нарушением интеллекта;

9) лица с задержкой психического развития (трудно-обучаемые);

10) лица с тяжелым нарушением речи;

11) лица со сложными недостатками развития.

Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

1) телесные (соматические) нарушения;

2) сенсорные нарушения (слух, зрение);

3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

По причинам возникновения нарушений различают:

1) врожденное нарушение развития;

2) несчастный случай, стихийное бедствие;

3) дорожно-транспортное происшествие;

4) экологию; болезнь и др.

Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы реабилитации.

Наиболее распространенной является классификация отклонений в развитии и поведении детей Б.П. Бузанова и В.А. Лапшина. В соответствии с ней выделяются

1) Дети с нарушением слуха и зрения:

· с недостатками слуха (глухие (неслышащие) дети и слабослышащие (тугоухие) дети;

· со стойкими дефектами зрения (слепые (незрячие) дети и слабовидящие дети);

2) Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития:

· умственно отсталые (олигофрения, деменция);

· интеллектуально недоразвитые (идиотия, имбецильность, дебильность);

· с задержкой психического развития (конституционного, сомагенного, психогенного происхождения и церебрастенического характера);

3) дети с тяжелыми нарушениями речи:

· нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, риполалия, дизартрия, алалия, афазия);

· нарушения письменной речи (дислексия, десерафия);

4) Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП).

5) Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.);

6) Дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

Существует система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений, которая создана с целью осуществления обучения, воспитания, лечения и реабилитации детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища. Т.Г. Никуленко дает более подробную типологию:

1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид) решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.

4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.

7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс.

8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

9. Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.

Источник

Инфоурок

Логопедия, Дефектология
›Презентации›Презентация: «Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Вы

Описание слайда:

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Выполнила: Мезинова Г.М. учитель-логопед МБОУ СОШ № 33 г.Томска 

2 слайд

Введение. У детей с проблемами в развитии имеются физические и(или) психичес

Описание слайда:

Введение. У детей с проблемами в развитии имеются физические и(или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонению в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые – компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.  В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н. Усанова). Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.

3 слайд

I группа – Дети с нарушениями слуха и зрения:    а) дети с недостатками слуха

Описание слайда:

I группа – Дети с нарушениями слуха и зрения:    а) дети с недостатками слуха: глухие; слабослышащие; б) дети со стойкими дефектами зрения: слепые; слабовидящие.   

4 слайд

II группа – умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Описание слайда:

II группа – умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.  Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 –2 лет), деменция (распад психики) – на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5 – 2 лет). Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильность (более легкая), дебильность – наиболее легкая степень.

5 слайд

Дети с ЗПР подразделяются на 4 группы: ЗПР конституционного происхождения или

Описание слайда:

Дети с ЗПР подразделяются на 4 группы: ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм ( дети по росту и физической форме отстают от сверстников на 1,5-2 года; развита игровая деятельность, а учебно-познавательная деятельность не интересна; недостаточность произвольной регуляции деятельности и психических процессов — мышления, внимания, запоминания); ЗПР соматогенного происхождения (дети рождаются здоровыми, задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии); ЗПР психогенного происхождения (нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка: безнадзорность, повышенная опека); ЗПР церебрастенического характера (обусловлена остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных травм и инфекций (до, после и во время родов); такие дети быстро утомляются, имеют слабую память, испытывают различные страхи и головную боль).

6 слайд

III группа – дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)  Все виды речевых на

Описание слайда:

III группа – дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)  Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы: а) нарушения устной речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия; б) нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия. 

7 слайд

IV группа – дети с нарушениями опорно-двигательной системы (в основном это де

Описание слайда:

IV группа – дети с нарушениями опорно-двигательной системы (в основном это дети с ДЦП).  При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений. Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами: напряжение мышц; спастическое сокращение мышц; разнообразные движения непроизвольного характера; нарушения походки; ограниченная подвижность.

8 слайд

V группа – дети со смешанным (сложным) дефектом: умственно отсталые, неслышащ

Описание слайда:

V группа – дети со смешанным (сложным) дефектом: умственно отсталые, неслышащие или слабослышащие; умственно отсталыe слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.)   Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребенка со сложным дефектом. Сложный дефект — это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени, в результате снижены возможности к взаимодействию с внешним миром.

9 слайд

VI группа – дети с искаженным развитием: а) психопатией: стойкий дисгармониче

Описание слайда:

VI группа – дети с искаженным развитием: а) психопатией: стойкий дисгармонический склад психики; б) с патологией влечений.  Причинами отклонений в развитии могут быть: неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. педагогически запущенные дети, которые характеризуются отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.

10 слайд

Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психическо

Описание слайда:

Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития: эндогенные (генетические); экзогенные (факторы среды). К эндогенным причинам относятся: различные наследственные заболевания (синдром ДАУНА). Экзогенные причины: в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей; инфекционные болезни, интоксикация; недостаток питания матери во время беременности; резус-конфликт; травмы; обучение и т.п.); в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия – удушье плода); в постнатальный период (после рождения) тяжелые инфекционные заболевания в раннем периоде детства; различные травмы; интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и др); 

11 слайд

Выводы: Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможнос

Описание слайда:

Выводы: Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этих категорий детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения. Образовательные потребности могут реализовываться в специальных образовательных учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа, созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности. 

12 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1390622

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

 Классифицирование как особый метод научного познания мира

  • Объект изучения любой науки выступает, как правило,
    в многообразных своих проявлениях. Явления живой природы:
    • химические,
    • физические,
    • социальные,
    • языковые,
    • астрономические,
    • исторические,
    • психологические и т. п.
      бесконечны в своем многообразии.
  • Стремление упорядочить разнообразие изучаемых явлений воплощается в процессе их классифицирования, предоставляющего собой особый метод научного познания мира.

 Многообразие психических сторон, свойств, причин нарушений 

Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития имеют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено.

Пересечение и взаимодействие этих 2-ух бесконечных рядов и дают множество вариантов отклонений в развитии

, как уже описанных, так еще и неизвестных.

В силу этого

возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие

. Именно поэтому не случайно в специальной психологии

существовало и существует немало разных классификаций отклонений

в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.

 Классификация по признаку времени возникновения нарушения

Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:

  • Признак времени возникновения нарушения
    Тогда мы должны выделить 2-е большие группы дизонтогенеза:
  • Врожденные нарушения.
    • Наследственные нарушения всегда врожденны,
      но не все врожденные являются наследственными.
  • Приобретенные нарушения.
    • Рано приобретенные;
    • Поздно приобретенные.
      Возрастная граница между ними может быть разной.

 Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений

Мы можем воспользоваться другим критерием, в качестве которого возьмем свойство обратимости возникающих нарушений.
В этом случае мы вправе выделить 3 группы дизонтогенеза:

  • Обратимые,
  • Необратимые,
  • Частично обратимые.

Тут же отметим, что

разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься

. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что

разные классификации создаются для совершенно различных целей

— исследовательских и практических.

 Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)

Продолжая говорить о типах классификации, необходимо упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основного критерия используется этиологический фактор, — главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.

Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода
выделение 2-ух больших групп нарушений в развитии.
Одна из них обозначается термином ретардация,
под которым понимается замедление,
отставание психического развития любого происхождения
.
Выделяются 2 разновидности ретардации:

  • Ретардация
    • Общая (тотальная)
    • Частичная (парциальная).

Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:

  • Асинхрония
    • неравномерность в развитии (гетерохронность),
      как вполне нормального его свойства,
    • несвоевременность формирования
      тех или иных психических функций и сторон психики.

 Классификация по основным критериям нарушения развития

Несложно понять, что

в качестве основополагающих критериев в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формирования разных сторон

психической деятельности (схема 5.1).

Выделяя разные стороны психического функционирования

, мы тем самым

получаем определенные критерии для классификаций отклонений

от нормального развития. Так, можно говорить о регуляторных и исполнительских функциях психики и, соответственно, о преимущественных нарушениях в той и другой сферах.

 Эмпирические практикоориентированные классификации

Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):

  1. Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.
  2. Дети с задержкой психического развития.
  3. Дети с астеническими, реактивными состояниями
    и конфликтными переживаниями.
  4. Дети с психопатическими
    психопатоподобными формами поведения.
  5. Умственно отсталые дети.
  6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.

Нетрудно заметить

отсутствие единого или единых критериев в образовании групп

, что вполне типично для эмпирических классификаций.

В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.

  1. Психическое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие.
  3. Поврежденное развитие.
  4. Дефицитарное развитие.
  5. Искаженное развитие.
  6. Дисгармоническое развитие.

В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию.

Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию

. Примером последнего может служить предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.

Источник