Классификация нарушение речевого развития ребенка

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе
психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие
группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на
два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые
называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2)
структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые
в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть
дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а)
голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в)
интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти
расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в
зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений,
для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении
силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена
органическими или функциональными расстройствами голосообразующего
механизма центральной или периферической локализации и возникать на
любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав
ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой
программы, является центрально обусловленной, может быть органической
или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы,
является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой,
монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной,
напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти
явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в
терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически
ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками,
спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и
тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи.
Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого
процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или
функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие
ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в
искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах
(субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен
тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не
усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения
звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции,
вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу
составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами
артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения
произношения рассматриваются либо как следствие несформированности
операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как
несформированность операций отбора и реализации (дефекты
продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии —функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в
случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом
возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет
статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых
оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного
механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся
ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который
оказывается избыточно назализованным вследствие того, что
голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в
полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается
искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при
дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения,
речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В
отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты,
обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими
нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие
нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum— нёбо).
Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные
функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в
этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления
назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений
относят к ринофонии. До недавнего времени ринолалию определяли как одну
из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо
ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Читайте также:  Массаж для развития речи ребенку

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма
фонационного оформления высказывания, следствием чего являются
голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой
степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности
осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда
дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических
нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать
от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального
характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации
поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения
различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного
церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития
ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

II. Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного мозга во
внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции
отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого
высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая
деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических,
грамматических, лексических) не формируется, страдает
мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые
семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что
отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.
Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие
речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней)
преимущественно страдает.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм,
нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была
сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то
исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение
произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от
афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в
зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного
вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной
письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях
слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному
воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении
понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в
смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и
структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и
письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в
овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного
осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения
обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм),
несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью
произвольного внимания.

Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты
умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий
(аграфий), возникающих при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из
них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и
реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в
зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений,
которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым
разработаны методики. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют
виды и подвиды, которые отражены в последующих главах. В этой связи
следует указать, что в ряде случаев виды нарушений, относящиеся к одной
форме, представляют собой не вариант, а отдельное нарушение. Например, в
дислексию включены, с одной стороны, артикуляторно-фонетические
нарушения, т. е. дефекты собственно звуковой реализации речи,
относящиеся к уровню речевой нормы, а с другой — фонематические
нарушения, обусловленные несформированностью операций, осуществляющих
отбор звуков, и относящиеся к уровню структурного (языкового) оформления
высказывания.

Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно заметной
в современный период развития науки в связи с возросшими знаниями о
речевых (психологических и физиологических) механизмах и новыми
исследованиями в логопедии. Каждый новый этап в развитии науки и новые
знания требуют внесения коррективное в прежние представления, поэтому
дальнейшая разработка вопросов классификации речевых нарушений остается
актуальной задачей логопедии.

Читайте также:  Тест диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений тесты

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате
критического анализа клинической классификации с точки зрения
применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое
воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией
логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов
логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной
группой, классом). Для этого необходимо было найти общие проявления
дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно
те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход
потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к
частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе
лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются
структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический
строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов
речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи,
скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты
фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи
или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами
фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от
степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие
подразделяется на три уровня.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных
нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе
фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные,
отсроченные последствия, обусловленные несформированностью
фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих
признаков.

Источник

Юлия Грудинина
Классификация речевых нарушений

Речь и нарушенияречи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает речь со своей точки зрения, решая свойственные ей задачи, описывая речевые нарушения собственным языком. Логопеды медицинских и педагогических учреждений при описании одного и того же речевого нарушения используют разные термины.

В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р. Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.

Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, раскрывает механизмы речевых нарушений, описывает формы и виды речевых расстройств.

Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.

1. Нарушения устной речи.

а) нарушения фонационного (внешнего)оформления речи:

· афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,

· брадилалия – патологически замедленный темп речи,

· тахилалия — патологически ускоренный темп речи,

· заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

· дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и

сохранной иннервации речевого аппарата,

· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

б) нарушения структурно-семантического (внутреннего)оформления речи:

· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

· афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

2. Нарушения письменной речи:

а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,

б) дисграфия (аграфия) — частичное (полное) нарушение письма. ,.

Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас, функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:

Читайте также:  Дидактические игры и их возможности в развитии ребенка

1) Нарушение средств общения:

· ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии

· ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией.

2) Нарушениев применении средств общения:

· Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

· проявление речевого негативизма, мутизм и др.

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Признаки, положенные в основание психолого-педагогической классификации, позволяют организовать групповые формы коррекционно-воспитательного процесса и логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта.

Раньше логопеды в заключении писали только уровень недоразвития речи по психолого-педагогической классификации. Заключение о виде речевого нарушения по клинико-психологической классификации должны были ставить и ставили врачи-неврологи. Однако в последнее время наблюдается тенденция опускания в диагнозе неврологов вида речевого нарушения и оставление ими прерогативы в постановке заключения логопедам – так как логопед проводит углубленное речевое обследование ребёнка (что в рамках осмотра невролога просто невозможно) и видит более точно симптомы проявления недоразвития речи в каждом конкретном случае. Поэтому последние рекомендации на курсах повышения квалификации говорят о необходимости умения пользоваться двумя классификациями и написании в заключении как уровня речевого недоразвития, так и вида нарушения речи.

Логопедическое заключение В книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций», С-ПБ.: «Детство- Пресс», 2000 г.рекомендуется следующее:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

— Фонетическое нарушение речи (ФНР) При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушениемфонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня, а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой)системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций.

*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):

— дислалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

нарушения голоса,

— ринолалия.

*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

— дислалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— ринолалия.

*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

— моторная алалия,

— сенсорная алалия,

— сенсомоторная алалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

— при ЗПР,

— невыясненного патогенеза.

*Нарушение темпа и ритма речи:

— заикание,

— тахилалия,

— брадилалия,

— спотыкание (полтерн).

Примерные формулировки логопедического заключения

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). псевдобульбарная дизартрия.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая ринолалия.

* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

* Фонетическое нарушение речи. Открытая ринолалия.

Источник