Классификации нарушения психического развития ребенка лебединский

Классификации нарушения психического развития ребенка лебединский thumbnail

Классификация
психического дизонтогенеза предложенная
В.В. Лебединским

имеет следующий вид:

·
Общее психическое недоразвитие;

·
Задержанное психическое развитие;

·
Поврежденное психическое развитие;

·
Дефицитарное психическое развитие;

·
Искаженное психическое развитие;

·
Дисгармоничное психическое развитие.

30. Типы нарушений психического развития: психическое недоразвитие

Общее
психическое недоразвитие
 —
общая стойкая задержка
психического развития при
наиболее ранних поражениях мозга
(генетических, внутриутробных, родовых,
ранних постнатальных), что обуславливает
первичность и тотальность недоразвития
мозговых систем. Более нарушены высшие
психические функции(особенно интеллект,
речь), чем элементарные (непроизвольное
восприятие, память, моторика, элементарные
эмоции).

Наиболее
типичной моделью психического недоразвития
являются состояния олигофрении.
Олигофрения (от греч. «olygos» — малый,
«phren» — ум) — особая форма психического
недоразвития. Она выражается в стойком
снижении познавательной деятельности
у детей вследствие органического
поражения головного
мозга в
перинатальный и ранний постнатальный
периоды. По образному выражению
французского психиатра Жанна Э.-Д.
Эскироля, олигофрен — бедняк от рождения,
в то время как дементный —
это разорившийся богач.

В
зависимости от степени интеллектуальной
недостаточности у детей -олигофренов различают
три группы состояний: наиболее тяжелая
— идиотия,
менее тяжелая — имбецильность и
относительно легкая — дебильность.
Если две первые (глубокая и выраженная)
степени психического недоразвития
нуждаются преимущественно в социальной
опеке, то легкая степень недоразвития
— дебильность —
позволяет обучать такого ребенка по
программе вспомогательной школы,
проводить с ним воспитательную работу
и профессиональную подготовку по
несложным видам труда. По окончании
вспомогательной школы подавляющее
большинство умственно отсталых детей
в дальнейшем относительно благополучно
адаптируются в социальной среде. В то
время как субъекты с такой же или меньшей
степенью интеллектуального снижения,
не прошедшие специального обучения и
воспитания имеют плохую социальную
адаптацию.

31. Типы нарушений психического развития: задержанное психическое развитие

Задержанное
психическое развитие
 
замедление темпа формирования
познавательной и эмоциональной сфер с
фиксацией на более ранних возрастных
этапах. М.б. вызвано генетическими
факторами, хроническими заболеваниями,
инфекцией, интоксикацией,
травмами мозга, психогенными факторами
(неблагоприятными условиями воспитания)
в период до 3-х летнего возраста (пример
— инфантилизм).
Характерны парциальность, мозаичность
поражения с недостаточностью отдельных
корково-подкорковых функций и большей
сохранностью высших регуляторных
систем. Это отличает задержанное развитие
от недоразвития по типу олигофрении и
определяет лучший прогноз динамики
развития и коррекции.

Задержка
психического развития (ЗПР)
выражается в недостаточности общего
запаса знаний, ограниченности
представлений, незрелости мышления,
преобладании игровых интересов, над
определяемыми социальной ситуацией
развития, быстрой пресыщаемости в
интеллектуальной деятельности,
эмоциональной незрелости.

Различают

ЗПР
конституционного происхождения
(гармоничный инфантилизм);

ЗПР
на основе психического и
психофизического инфантилизма,
связанного с вредными воздействиями
на ЦНС в
период беременности и на ранних этапах
жизни ребенка; 

ЗПР соматогенного
происхождения;

ЗПР
психогенного происхождения.

ЗПР
следует отличать от олигофрении и
педагогической запущенности. Необходимо
отметить, что автор приведенной выше
этиологической типологии
ЗПР К. С. Лебединская,
считает, что ЗПР психогенного происхождения
лишь условно можно относить к группе
ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать
с педагогической запущенностью.

Согласно
исследованиям Л. И. Переслени и
Л. Ф. Чупрова, в психологической
картине ЗПР выявляется два базисных
синдрома:


нарушение регуляции психической
деятельности, реализуемой посредством
произвольного внимания;


нерезкое недоразвитие познавательной
деятельности.

Если
при психофизическом инфантилизме на
первый план выступают недостатки
регуляции поведения и деятельности, то
при ЗПР церебрально-органического
генеза — признаки неполноценности
познавательной деятельности.

ЗПР
имеет относительно благоприятную
динамику в плане обучения и воспитания
такой категории детей. Многие из них
при адекватном индивидуальном подходе
способны удовлетворительно осваивать
программу обучения массовой школы.
Однако большая часть детей с ЗПР обучаются
по рекомендации психолого-медико-педагогических
консультаций (комиссий) по коррекционным
программам в стенах массовой
общеобразовательной школы. Обычно
данное состояние диагностируется только
в пределах до подросткового возраста.
В более старшем возрасте эти состояния
не диагностируются или переходят в
другой вид пограничных состояний.
«Благоприятный исход бывает не всегда:
у части больных (20%) признаки грубой
незрелости эмоционально-волевой сферы
сохраняются, а позже проявляются в
виде психопатий».

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации — как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания — что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития — изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии — диспропорциональности развития.

В отечественной клинической психологии принята типология нарушенного развития Лебединского.

1. Недоразвитие. Причина-остановка развития. Модель – Олигофрения (умственная отсталость). Этиология – эндогенная (генетическая, врожденные нарушения обмена аминокислот, солей, металлов, углеводов и жиров, патология хромосомного набора) и экзогенная (поражение мозга инфекциями, травмами, интоксикациями до рождения и в родах ). Первичный дефект – необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью КБП.

Вторичный дефект – недоразвитие восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы,мышления, незрелость личности.

Степень дефекта – очень легкая, легкая, средняя, тяжелая степень У.О.

Специфика – тотальность нервно-психического недоразвития, иерархичность.

Прогноз неблагоприятен.

2.      Задержанное развитие .Причина-остановка развития. Модель – Задержанное психическое развитие (ЗПР).

Этиология – конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания.

Первичный дефект – сочетание незрелости эмоциональной и когнитивной сферы.

Вторичный дефект – недоразвитие произвольной регуляции, программирования и контроля.

Специфика – парциальность и мозаичность нарушений.

Прогноз благоприятен при правильном обучении и воспитании.

3.        Поврежденное развитие. Причина- поломка развития. Модель – Органическая деменция.

Этиология – нейроинфекции, интоксикации, травмы ЦНС, перенесенные в 2-3 года.

Первичный дефект – связан с различной локализацией повреждения (лобные доли).

Вторичный дефект – обусловлен особенностями первичного поражения.

Специфика – парциальность расстройств, полиморфизм структуры дефекта.

Прогноз  неблагоприятен (сочетание явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития).

4.      Дефицитарное развитие. Причина- поломка развития.Модель – Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

Этиология – эндогенные и экзогенные факторы.

Первичный дефект – нарушение зрения и слуха.

Вторичный дефект – задержка формирования общения, предметных представлений, недоразвитие эмоциональной сферы, компенсаторные механизмы, которые возникают, как приспособление к требованиям среды, особое развитие личности.

Специфика – зависит от модальности, времени, тяжести возникновения дефекта.

Прогноз благоприятен при правильной коррекции.

5.      Искаженное развитие. Причина- асинхрония развития. Моделью является ранний детский аутизм.

Этиология включает: внутриутробное поражение ЦНС, наследсвенные факторы, хронические психотравмирующие ситуации раннего детства.

Первичный дефект – на подкорковом уровене (нарушение витального аффекта, дефицит психического тонуса, внимания, аутостимуляция через стереотипии, отрицательные эмоции – страхи, тревога), на корковом уровне страдают гностические, речевые, двигательные сферы.

Вторичный дефект имеет место в нарушении психомоторики,  предметных действий, предметного внимания, восприятия, специфичность мышления, речи, слабость координации между мышлением и речью.

Спецификой искаженного развития является асинхрония формирования функций.

Прогноз благоприятен при своевременной и адекватной коррекции.

6.      Дисгармоническое развитие.Причина-асинхрония развития. Модели –патологическое формирование личности, психопатия, отклонение темпа полового созревания,невропатия.

Этиология – конституциональные, социальные, органические  факторы.

Первичный дефект – дизонтогенез эмоционально-личностной сферы.

Вторичный дефект – образование патологических черт характера, патологической личности.

Специфика  проявляется в дисгармонии между интеллектуальной и эмоциональной сферами.

Прогноз благоприятен при адекватных коррекции и воспитании.

Источник

18. Типология нарушений психического развития у детей (по В.В. Лебединскому)

Перечисленные параметры по-разному выступают при различных вариантах дизонтогенеза интеллектуальной, моторной,   сенсорной и эмоциональной сферы.

Г.Е.Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза задержанное, поврежденное, искаженное развитие, Л.Каннер — недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близкой к классификациям Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой является классификация нарушений психического развития, предложенная Я Лутцем (1968), в которой выделяются пять типов нарушений психического развития. Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией, регрессирующее развитие — спрогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии, как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патологии; и, наконец, развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

По мнению Г. К. Ушакова (1973) и В. В. Ковалев (1979), основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются два:

1) ретардация, т. замедление или стойкое психическое недоразвитие как общее, так и парциальное, и

2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.

По нашему мнению, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:

1) недоразвитие,

2) задержанное развитие,

3) поврежденное развитие,

4) дефицитарное развитие,

5) искаженное развитие,

6) дисгармоническое развитие.

Предлагаемая   классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразвитие, задержанное развитие; группа аномалий б которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий вызванных поломкой, выпадением отдельных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.

Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных обладающих длительным периодом развития.

Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения.

Экстенсивность поражения, связанная с генетическими пороками развития, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный же дефект имеет сложный «кольцевой» характер. Он формируется, как указывалось выше, за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций (ведущая координата (Недоразвития — «сверху вниз»), а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие (координата «снизу вверх»).

Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития, характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода).

Парциальность поражения — с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2—З лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

Следует отметить, что компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития. Однако при других видах дизонтогенеза он является либо осложняющим фактором (например, при недоразвитии по типу осложненной олигофрении), либо пусковым механизмом, например в случае замедления темпа развития и т. д.

Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Особый вид дизонтогенеза представляет собой дефицитарное развитие(СНОСКА: Термин, предложенный В. В. Ковалевым (1976, 1979) в отношении патологического формирования личности у детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.), связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний.

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного поврежденного и ускоренного  развития отдельны психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.

Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний.

Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

Его этиология и патогенез неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении. В последнее время все чаще высказывается мнение о связи этой аномалии развития и с органическим поражением мозга.

Дисгармоническое развитие по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие дисгармонического развития от искаженного развитая состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность, обуславливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых, по Г. Е. Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде».

Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания.

Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка.

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПсихология arrow СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

Посмотреть оригинал

Нарушения психического развития в детском возрасте разнообразны. В. В. Лебединский выделяет следующие типы нарушений:

  • 1. Недоразвитие. Для него характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга, например, умственная отсталость.
  • 2. Задержанное развитие. Первичный дефект, как правило, нарушает развитие отдельных базальных звеньев, высшие уровни при этом страдают вторично. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными имеются и сохранные функции. В асинхро- нии развития преобладают явления ретардации, психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций, например, мышления и речи. Выражена инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, формирование иерархических связей грубо затруднено. Замедлен темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
  • 3. Поврежденное развитие. Имеет то же происхождение, что и органическое недоразвитие психики или задержанное (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС). Отличается более поздним, после двухтрех лет, патологическим воздействием на мозг. Характерной моделью является органическая деменция, которая сопровождается расстройствами эмоциональной сферы, тяжелыми нарушениями личности в целом и ее целенаправленной деятельности, а также распадом сложных иерархических связей, грубым регрессом интеллекта и поведения.
  • 4. Дефицитарное развитие. Связано с тяжелым повреждением или недоразвитием отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата), инвалидизирующими хроническими соматическими заболеваниями. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, и к замедлению развития тех, которые связаны с ним опосредованно.
  • 5. Искаженное развитие. Возникает при нарушениях отдельных сенсорных систем, в основном, как результат ряда процессуальных наследственных заболеваний. Характеризуется сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, ускоренного, поврежденного развития отдельных психических функций. Лучше всего компенсируется при адекватном и своевременном коррекционном воздействии за счет сохранности других анализаторов и интеллекта. В случае депривации приводит к нарушению личностного и познавательного развития (пример — детский аутизм).
  • 6. Дисгармоничное развитие. Сочетание явления ретардации и парциальной акселерации сближает его с искаженным развитием. Отличие заключается в том, что его основой является врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель дисгармоничного развития — ряд психопатий, патологическое формирование личности в результате неправильных условий воспитания. Клинические данные показывают, что при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении может возникать и искаженное развитие, и задержанное, и недоразвитие («олигофренический плюс»), и, при злокачественном течении процесса, поврежденное развитие.

 

Посмотреть оригинал

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

  • Типы нарушений по В. В. Лебединскому

    Основные классификации нарушений развития Нарушения психического развития в детском возрасте разнообразны. В. В. Лебединский выделяет следующие типы нарушений: 1) недоразвитие. Для него характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга, например, умственная отсталость;…
    (ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

  • ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Педагоги-классики (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский) подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения. Реализуя произвольное поведение, ребенок, во-первых, понимает, почему и для чего он выполняет те или иные действия, поступает…
    (КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

  • Понятие синтаксической нормы. Два типа нарушений синтаксических норм

    Синтаксические нормы — это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка. Наиболее тесно этот вид норм связан, конечно, с синтаксическим строем языка, но он обнаруживает связи и с морфологическим строем, и с лексикой….
    (РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ)

  • Механизмы развития адаптационных нарушений и их типы в младшем школьном возрасте

    Говорить о нарушении равновесия, гармонических отношений со средой можно, разумеется, лишь в тех случаях, когда на определенном этапе это равновесие и гармония существовали и оказались в силу определенных обстоятельств нарушенными. Однако еще более частыми в школьной жизни являются случаи, когда такое…
    (КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

  • Слуховая образная память, другие типы образной памяти

    Естественно полагать, что если мы можем видеть сигнал после окончания его внешнего физического существования, то нервной системе должно быть «выгодно» такое устройство, когда мы слышим сигналы после их окончания. Это действительно так. По аналогии с «иконическим» хранением зрительных…
    (Психология и педагогика)

  • Пример практического самоопределения своего типа характера

    Интересно отметить, что приведенная на рис. 5.12 система шкал Айзенка представляет собой удачный пример минимизированного базиса факторов, на основании которого описываются многие типы и варианты человеческих характеров и темпераментов, или, другими словами, многие варианты человеческого поведения. Ниже…
    (Психология и педагогика)

  • Типы мотиваций

    Мотивации (потребности, драйвы) представляют собой те внутренние силы организма, которые побуждают его к деятельности. Таким образом, можно сказать, что потребность энергетизирует поведение и ставит цеш жизнедеятельности. Цели, поставленные потребностями, в некотором смысле являются основными,…
    (Психология и педагогика)

  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

    Общие положения, регулирующие ответственность за нарушение трудового законодательства, даны в разделе XIII Трудового кодекса РФ. Так, в ст. 419, определяющей виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, записано, что…
    (Анализ и оценка риска производственной деятельности)

  • Экономическая система и ее типы

    Совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе, базируется на определенных отношения собственности и специфических формах организации общественного хозяйства. Материальной основой экономики служит определенный уровень развития производительных сил, а установившаяся система связей…
    (Экономическая теория)

 

Популярные страницы
  • Типы нарушений по В. В. Лебединскому

    Основные классификации нарушений развития Нарушения психического развития в детском возрасте разнообразны. В. В. Лебединский выделяет следующие…

  • ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Педагоги-классики (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский) подчеркивали важность воспитания у детей произвольного…

  • Понятие синтаксической нормы. Два типа нарушений синтаксических норм

    Синтаксические нормы — это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой…

  • Механизмы развития адаптационных нарушений и их типы в младшем школьном возрасте

    Говорить о нарушении равновесия, гармонических отношений со средой можно, разумеется, лишь в тех случаях, когда на определенном этапе это равновесие и…

  • Слуховая образная память, другие типы образной памяти

    Естественно полагать, что если мы можем видеть сигнал после окончания его внешнего физического существования, то нервной системе должно быть «выгодно»…

  • Пример практического самоопределения своего типа характера

    Интересно отметить, что приведенная на рис. 5.12 система шкал Айзенка представляет собой удачный пример минимизированного базиса факторов, на основании…

  • Типы мотиваций

    Мотивации (потребности, драйвы) представляют собой те внутренние силы организма, которые побуждают его к деятельности. Таким образом, можно сказать,…

  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

    Общие положения, регулирующие ответственность за нарушение трудового законодательства, даны в разделе XIII Трудового кодекса РФ. Так, в ст. 419, определяющей…

  • Экономическая система и ее типы

    Совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе, базируется на определенных отношения собственности и специфических формах организации…

Источник