Карты наблюдения за динамикой развития ребенка

Программой  дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников,  основанное на методе наблюдения и включающее:

— в деятельности в режимных моментах.

 Карты  наблюдения детского развития в соответствии  с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие   фиксировать  динамику и развитие ребенка в ходе:

 – коммуникации  со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);

 – познавательной деятельности (как идет развитие  детских способностей, познавательной активности);

 – проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою  деятельность);

 – физического развития.

 —  методика   «Графический диктант» Д.Б.Эльконина  для определения  сформированности  предпосылок  к учебной деятельности;

— беседа по определению «Внутренней  позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения  мотивационной готовности к школе.

Показатели нервно-психического  развития, карты и группы здоровья разработаны  К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной,  Л.Г.Голубевой.

Анализ продуктов  детской деятельности.

—    метод   «Социометрия», изучающий  взаимоотношения детей в коллективе сверстников.

Оценку  образовательных достижений  воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут   ребенка на учебный год;

В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и  средства

организации воспитательно — образовательного процесса в группе.

В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).

Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют  норме  в полном объеме.

 Средний (2 балла) – допускаются незначительные   несоответствия норм усвоения  программных задач.

 соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит  основанием для  построения образовательной  работы с детьми.

Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

  1. Социально-коммуникативное развитие

Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года

I*

II

  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 — называет себя мальчиком или девочкой

— знает собственное имя, фамилию, имена родителей

— рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 — делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

— отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

 — проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 — проявляет готовность ждать появления матери

 — быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

 — выражает чувства словами

  1. Самообслуживание:

 — умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться

 — умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

 — умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

 — умеет держать ложку в правой руке

  1. Трудовые поручения:

 — умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)

— умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)

 — предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными

  1. Воспитание целостного отношения к труду:

— проявляет желание трудиться

— проявляет интерес к людям разных профессий

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

— имеет представление о светофоре и его сигналах

— знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

— в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

  1. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

— знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

— имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

— знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

  1. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

— знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном  обращении с растениями, насекомыми и пр.

— на прогулке встает в пару, определяет границы площадки

— способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие
  1. Проявляет познавательный интерес:

— задает вопросы о мире, событиях, материалах

— проявляет любознательность

— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Проявляет интерес к действиям с предметами:

— распознает основные формы предметов (шар, куб)

— различает и называет предметы ближайшего окружения

— подбирает несколько необходимых предметов для игры

  1. Классифицирует по признакам:

— сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки

— подбирает предметы по цвету, форме, размеру

— различает предметы по цвету, форме, размеру

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие
  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

— понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту

— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

— следует указаниям принять участие в том или ином деле  и выполняет его

  1. Активная речь:

— пользуется предложениями из трех и более слов

— отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам

— излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение

  1. Говорит понятно для слушателей:

— разговорный словарь достигает 250 – 700 слов

— активно общается со знакомыми людьми

— использует в речи разные виды предложений

  1. Проявляет интерес к художественной литературе:

— легко охотно соглашается послушать чтение

— просит взрослого почитать или рассказать историю

— пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй

  1. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

— самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты

— правильно держит книгу, листает от начала до конца

— любит участвовать  в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

  1. Видит связь между устной и письменной речью:

— опознает символические обозначения, используемые в группе

— узнает написание своего имени

— имитирует письмо взрослых

Всего (среднее значение)

  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

— просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее

— внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок

— подпевает отдельные слова и фразы

  1. Сам пытается музицировать:

— способен узнавать знакомую мелодию, песню

— распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало

— использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

  1. Двигается под музыку:

— начинает движения с началом музыки

— двигается в соответствии с характером музыки

— выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)

  1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

— проявляет интерес к разным видам изодеятельности

— может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут

— радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно

  1. Воплощает идеи в реальность:

— называет, что нарисовал

— знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.

— умеет раскатывать комок глины прямыми  и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»

  1. Проявляет воображение:

— выбирает разные цвета

— использует разные материалы, размер и цвет бумаги

— умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

  1. Демонстрирует координированные движения:

— умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем

— прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед

— умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии

  1. Удерживает равновесие:

— стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия

— проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого

— умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе

  1. Использует координированные движения:

— поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку

— рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками

— выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора

  1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

— самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки

— с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком

— при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место

  1. Знает некоторые части тела и их функции:

— называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)

— может показать эти части тела

  1. Знает предметы, связанные с гигиеной:

— знает свой шкафчик

— знает свою кровать

— знает свое полотенце и пр.

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

Критерии развития  

1-й год

(младшая группа)

2-й год

(средняя группа

3-й год (старшая группа)

4-й год (под

готови

тельная группа)

I*

II

I

II

I

II

I

II

  1. Социально-коммуникативное развитие
  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 — называет себя мальчиком или девочкой

— воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх

— рассказывает о  своей семье, о культуре и традициях

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 — проявляет уважение к себе и другим

— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

 — знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 — опознает и называет различные эмоции

 — выражает чувства словами

 — объясняет причины своих эмоций

  1. Проявляет эмпатию к другим людям:

— демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

— помогает другим в случае необходимости

-выражает понимание чувств вербально

  1. Самоконтроль и взаимодействие:

— навыки игры сформированы соответственно возрасту

— присоединяется к игре по приглашению или просьбе

— играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

  1. Понимает и уважает различия между людьми:

— играет с ребенком другой культурной принадлежности

— интересуется различиями между собой и другими

— использует подходящие слова, обсуждая различия

  1. Самообслуживание:

 — умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

 — может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

 — бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

  1. Ручной труд:

 — проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

— делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.

 — принимает участие в изготовлении поделок из природного  и бросового материала

  1. Воспитание ценностного отношения к труду:

— проявляет желание трудиться

— ответственно выполняет трудовые поручения

— помогает сверстникам и взрослым при затруднении

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

— знает правила безопасного поведения в транспорте

  1. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

— знает и соблюдает правила общения с животными

— имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)

  1. Знает элементарные  правила безопасного поведения в детском саду, в быту:

— знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

— знает и выполняет правила поведения на прогулке  

— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие
  1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

— задает вопросы о мире, событиях, материалах

— проявляет любознательность

— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Планирует и ставит цель:

— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

—  подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы

-выдвигает гипотезы и предложения

  1. Классифицирует по признакам:

— классифицирует объекты  по цвету, форме, размеру и т.д.

— подбирает группу объектов на основании функционального сходства

— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

  1. Понимает количественные отношения:

— устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их

— сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

— использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.

  1. Понимает основные пространственные отношения:

— понимает слова, обозначающие положение или направления

— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

— решает различные пространственные головоломки (пазлы)

  1. Обнаруживает наличие представлений о времени:

— знает слова, означающие время суток

— понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.

— знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие
  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

—  выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

— следует указаниям принять участие в том или ином деле  и действует

— задает уместные вопросы

  1. Говорит понятно для слушателей:

— использует  части речи согласно возрасту

— согласует слова в предложении

— говорит соответственно возрасту

  1. Излагает историю, тот или иной текст в последовательности:

— рассказывает собственную историю

— развивает предложения

  1. Сосредоточенно слушает чтение вслух:

— легко и охотно соглашается послушать чтение

-просит взрослого почитать или рассказать историю

— высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги

  1.  Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

— часто посещает литературный центр

— правильно держит книгу, листает от начала до конца

— любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

  1. Видит связь между устной и письменной речью:

— опознает символические обозначения, используемые в группе

— узнает написание своего имени

— диктует свои истории воспитателю

Всего (среднее значение)

  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

— просит включить и повторить песню, мелодию,  

— узнает марш, вальс, колыбельную, песню

— слушает мелодию и песню

  1. Сам пытается музицировать:

— использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности

—   может назвать несколько музыкальных инструментов  

— поет песню, напевает мелодию

  1. Двигается под музыку:

— может использовать танец, выученный на музыкальном занятии

— придумывает движения, невеяные музыкой

— любит смотреть, как танцуют дети, взрослые

  1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

— высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда

— тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали

— проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений

  1. Воплощает идеи в реальность:

— рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства

— выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует

— рисует изображения, навеянные музыкой

  1. Проявляет воображение:

— придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа

— использует схемы для реализации результата

— использует материалы оригинальным способом

  1. Выражает свои идеи и чувства различными средствами:

— экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т.д.

— рисует картины после полученных впечатлений

— добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

  1. Демонстрирует координированные движения:

— ловит мяч двумя руками

— бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия

— прыгает через скакалку (одним из способов)

  1. Удерживает равновесие:

— стоит на одной ноге

— идет по узкой полосе

— проходит по низкому брусу

  1. Использует координированные движения:

— проявляет способность координации глаз/рука

— застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки

— режет по линии

  1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

— моет руки, когда нужно, по мере необходимости

— заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища

— регулярно упражняется в движениях и отдыхе

  1. Знает некоторые части тела и их функции:

— называет важнейшие части тела и их функции

— охраняет части тела и органы

— может описать характер физической боли или неудобства, их места

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Педагогическая диагностика достижений воспитанников группы ____________________________ в ______/_______ учебном году

Источник

Шакирова Ольга Алексеевна
Карта наблюдения динамического развития воспитанников интернатных (сиротских) учреждений для воспитателей

(Автор: педагог-психолог Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр содействия развитию семейных форм устройства «Росинка» Шакирова Ольга Алексеевна, п. Усть-Камчатск Камчатский край)

Карта наблюдения динамического развития ребёнка ___уч/год.

Ф. И. возраст, класс, программа обучения, заключение ПМПК, других специалистов

Критерии:

1. Характер сна.

(3б)высокий уровень: засыпает быстро, сон спокойный, глубокий.

(2б)средний уровень: засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго, просыпается, через некоторое время засыпает.

(1б)низкий уровень: засыпает с хныканьем, сон беспокойный.

(0б)очень низкий: засыпает долго, с плачем или мучается бессонницей.

2. Характер аппетита.

(3б)высокий уровень: аппетит хороший, ест всё с удовольствием до насыщения.

(2б)средний уровень: аппетит выборочный, но насыщенный, отвергает некоторые блюда, капризничает.

(1б)низкий уровень: приходиться следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно, либо ест все подряд, нет чувства меры.

(0б)очень низкий: кормление мучительно для ребёнка, испытывает отвращение к еде.

3. Формирование культурно-гигиенических навыков и

навыков самообслуживания.

(3б)высокий уровень: самостоятельно следит за чистотой тела (рук, ног, головы, ушей, ногтей, одежды, обуви, за порядком вещей в шкафу, внешним видом, заправляет кровать, дежурит, стирает, умеет гладить, мыть посуду делать мелкий ремонт одежды, пользоваться туалетом и средствами гигиены (зубная щётка, расчёска, носовой платок и др.).

(2б)средний уровень: культурно-гигиенические процедуры выполняет по напоминанию взрослого. Испытывает потребность в частичной помощи взрослого при самообслуживании. Частично владеет культурно-гигиеническими навыками.

(1б)низкий уровень: самообслуживание и культурно-гигиенические процедуры выполняет только при участии взрослого, самостоятельно затрудняется, культурно-гигиенические навыки сформированы слабо.

(0б)очень низкий: культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы.

4. Культура еды.

(3б)высокий уровень: обладает навыками аккуратного приёма пищи, хорошо пережёвывает, ест бесшумно, правильно пользуется столовыми приборами, пользуется салфеткой, пищу берёт понемногу, в умеренном темпе, за столом не разговаривает, правильно сидит на стуле за столом.

(2б)средний уровень: пищу принимает не очень аккуратно, играет с едой, разговаривает во время приёма пищи, иногда неправильно сидит за столом и отвлекается, умеет пользоваться салфеткой, столовыми приборами.

(1б)низкий уровень: приём пищи неаккуратный (набирает полный рот, плохо пережевывает, чавкает, крошки сыпется изо рта, разговаривает за столом, не умеет пользоваться салфеткой, неправильно пользуется столовыми приборами, проливает еду, напитки, часто отвлекается, неправильно сидит на стуле во время еды, кладёт локти на стол.

(0б)очень низкий: культура еды отсутствует.

5. Особенности поведения и отношения в группе.

(3б)высокий уровень: адекватное выражение эмоций, эмоциональная уравновешенность; легко и быстро устанавливает контакт; отношения в группе с детьми и взрослыми ровные, доброжелательные. Доминирует хорошее настроение, активность, инициативность, вежливость, отзывчивость, дисциплинированность. Может нести ответственность за свои поступки, соотносит их с нравственными нормами и правилами.

(2б)средний уровень: ситуативные колебания настроения, в контакт вступает, но не всегда проявляет заинтересованность; отношения в группе ровные, но иногда проявляется раздражительное, вспыльчивое, конфликтное поведение. Не всегда может нести ответственность за свои поступки и соотносить их с нравственными нормами и правилами. Проявляются вредные привычки.

(1б)низкий уровень: в контакт вступает не сразу, не проявляет заинтересованности; прослеживается повышенная эмоциональная возбудимость. Доминирует раздражительность, конфликтность, равнодушие, недоверчивость, импульсивность, плаксивость, недисциплинированность, эмоциональная неустойчивость. Часто проявляется безответственность за свои поступки и редко соотносит их с нравственными нормами и правилами.

(0б)очень низкий: в контакт не вступает или контакт избирательный, наблюдаются негативные проявления в поведении (драки, грубость, самовольные уходы, воровство, жестокость, вымогательство, угрозы, шантаж, пропуски занятий, нездоровые сексуальные проявления, употребление спиртных напитков, ПАВ, немотивированные поступки, заметные реакции агрессии, депрессивности, неврозоподобное поведение, сквернословие). Наблюдается безответственное отношение за свои поступки и не соотносит их с нравственными нормами и правилами.

6. Отношение к учёбе, успеваемость и волевая активность.

(3б)высокий уровень: хорошо сформированы учебные навыки, высокий уровень учебной мотивации и познавательного интереса, любознательность, самостоятельное выполнение домашнего задания, чтение книг, высокое стремление преодолеть трудность, умение адекватно воспринимать замечания педагогов, стремление к самообразованию. Хорошая работоспособность, отсутствие лени, проявление активности в учебной деятельности. Хорошая успеваемость по всем предметам.

(2б)средний уровень: Уроки выполняет чаще по напоминанию взрослого, средний уровень сформированности учебных навыков и учебной мотивации, не всегда может выполнить самостоятельно домашнее задание, иногда нуждается в помощи взрослого, не всегда проявляет интереса к учебной деятельности, к чтению книг, умеренная работоспособность при выполнении уроков. Средняя успеваемость по всем предметам, положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.

(1б)низкий уровень: Уроки выполняет только по напоминанию взрослого, неуспеваемость по большинству предметов, низкий уровень сформированности учебных навыков и учеб