Картотека игр на развитие мышления ребенка 4 лет
Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет
Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет
Игра «Фотоаппарат».
Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.
Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.
Игра «Найди отличия».
Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.
Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.
Игра «Сорока-белобока».
Цель: развивать концентрацию внимания, память.
Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
Игра «Сыщики».
Цель: развивать ассоциативное мышление, память.
Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные — «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.
Игра «Опиши предмет».
Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.
Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).
Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.
Игра «Повтори орнамент».
Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).
Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.
Игра «Запомнил — нарисовал».
Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.
Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.
Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.
Игра «Какая она».
Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.
Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.
Игра «Нелогичные ассоциации».
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.
Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.
Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста
Игра «Кто где живет».
Цель: развивать зрительное внимание, память.
Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.
Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.
Игра «Хлопни в ладоши».
Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.
Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.
Игра «Вычеркни все буквы К».
Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.
Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.
Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».
Игра «Меняем внешность».
Цель: развивать наблюдательность.
Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.
Игра «Верно-неверно».
Цель: развивать внимание, память.
Описание: воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:
Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)
Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)
Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)
Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)
Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)
Игра «Маленький жук».
Цель: развивать внимание, пространственное мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.
Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.
Игра «Выполни по образцу».
Цель: развивать концентрацию внимания.
Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.
Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).
Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет
Игра «Да-нет-ка».
Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.
Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».
Игра «Визуальные «да-нет-ки»».
Цели: учить анализировать; развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.
Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.
Игра «Сундук с сокровищами».
Цель: развивать воображение, навыки анализа.
Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).
Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.
Игра «Кто кем был?».
Цель: развивать внимание, воображение.
Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.
Например:
— Кем был старичок? (Мальчиком.)
— Чем было дерево? (Ростком.)
— Чем был Буратино? (Поленом.)
Игра «Снаружи — внутри».
Цель: научиться соотносить понятия «большое» — «маленькое», «внутри» — «снаружи».
Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом — подушка, котлета — кастрюля, сердце — кошка, рыба — река, сахар — чай и т. д. Затем поменяться ролями — пусть ребенок назовет пару слов.
Игра «Я -ты».
Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я — радуга!» Ребенок должен ответить: «Я — солнце!» Воспитатель продолжает: «Я — небо». Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)
Игра «Третий лишний».
Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.
Игра «Отгадай по описанию».
Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.
Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Например:
• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)
• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)
• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)
• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)
• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)
Игра «Что сначала, что потом».
Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.
Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).
Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.
Источник
Виктория Королева
Картотека игр для развития мышления
Картотека игр на развитие мышления помогут развивать логическое, образное, словестно — логическое мышление, развивать умение квалифицировать предметы по одному или нескольким признакам.
1. Игра «Чудесный мешочек».(2—3 года)
Цель: развивать образное мышление, память.
Оборудование: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок.
Описание: воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и называет кто это.Также может прочитать стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.
2. Игра «Во саду ли, в огороде.». (3- 4 года)
Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
Оборудование: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).
Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив,что где растет: овощи — в огороде, ягоды и грибы — в лесу, фрукты — в саду.
3. Игра «Товарный поезд». (3 – 4 года)
Цель: развивать логическое мышление.
Оборудование: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).
Описание: предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.
4. Игра «Нелогичные ассоциации». (4 – 5 лет)
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Оборудование: карточки с изображением предмета.
Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой.Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.
5. Игра «Третий лишний». (4 – 5 лет)
Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Описание: воспитатель называет три слова,например: «собака», «кошка», «рыба».Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее».Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.
6. Игра «Где чей листочек». (4 – 5 лет)
Цели: развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.
Оборудование: карточки с изображениями деревьев (дуб, клен, листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или другой вариант.
Описание: смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) — дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первое время выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина). По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.
7. Игра «Нарисуй и зачеркни» (5 – 7 лет)
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.
Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .
Описание: На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш.Взрослый предлагает детям:
• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;
• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;
• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.
8. Игра «Чем похожи и чем отличаются?» (5 – 7 лет)
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.
Описание: Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
9. Игра «Разложи карточки»(6 – 7 лет)
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка).
Описание: На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.
Источник
КАРТОТЕКА ИГР на развитие
мышления у детей дошкольного возраста
ЧТО БЫВАЕТ, ЧТО НЕ БЫВАЕТ
Цель: Развивать логическое мышление и слуховое восприятие.
Описание: Называйте самые элементарные ситуации и не реальные. Например: Папа пошел на работу; Поезд летит по небу; Мы будем пить чай; Яблоко очень солёное…
Если такого не бывает, дети должны затопать ногами. Если ситуация правдивая – покивать головой.
Игру можно проводить с мячом. Называя фразу и одновременно бросаем мяч, если ситуация правдива, ребёнок должен ловить мяч, если нет – то отбрасывать.
ДОГОВОРИ СЛОВО
Цель: Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность и речевую активность.
Описание: Говорите ребёнку первые слоги знакомых ему слов, а он должен закончить слово.
СКАЗКА НА КАРТИНКАХ
Цель: Развивать мышление, фантазию, зрительное восприятие.
Описание: Положите перед ребенком картинки. Читайте ребенку сказку согласно подобранным картинкам. Во время чтения ваш малыш должен раскладывать картинки по порядку событий.
ЧТО ВНУТРИ
Цель: Развивать мышление, воображение, речь и слуховое восприятие.
Описание: Называйте тот или иной предмет или место и побуждайте ребёнка называть то, что может находиться внутри этого предмета или места.
Например: Дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка; кастрюля – суп; нора – лиса; больница – врач; магазин – продавец; автобус – пассажиры; пузырек – лекарство; улей – пчелы и т.д.
КТО, ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».
НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …; птицы — …
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
ЧТО ЗАБЫЛ ХУДОЖНИК
Взрослый: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Ребёнок: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,
На ковре не раскрашены некоторые полоски …
(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).
НАЙДИ МАМУ МАЛЫШУ
Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
КТО ГДЕ ЖИВЕТ
Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
ЗИМА – ЛЕТО
Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )
СКАЖИ НАОБОРОТ
Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, ПОЛЗАЕТ
Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)
ЗАГАДКИ
Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.
НАЙДИ ПОХОЖЕЕ
Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
Источник