Карточки для занятия с ребенком развитие речи
Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана – самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.
Суть методики Глена Домана
С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.
Для методики специально были разработаны обучающие карточки. Они содержат изображение предмета и надпись-слово, его обозначающее. Представлены в виде наборов, объединенных общей тематикой. Например: «Цветы», «Фрукты» и т.п. Скачать такие карточки Домана вы можете переходя по разделам этой страницы.
При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.
Просто скачать карточки Домана, распечатать их и дать ребенку? Нет, от родителей потребуется серьезная организованность и со временем огромная фантазия, как словить, усадить и показать в конце концов эти карточки ребенку. Проблема заинтересованности обычного, здорового ребенка в процессе – сложность методики. К тому же есть определенные правила. Начинать упражнение необходимо тогда, когда и малыш, и взрослый находятся в хорошем настроении. Обязательно стоит сообщить: «Сейчас я покажу тебе…(птиц, деревья и т. п.». После этого начать показ. Демонстрировать каждую карточку рекомендуется 1-2 секунды. При этом взрослый проговаривает громко и четко, спокойным голосом, слово, написанное под рисунком. Количество карточек может быть от 10 и до 120 в зависимости от заинтересованности ребенка. Важные моменты:
- Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
- Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
- Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
- Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
- Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
- Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
- Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.
Как сделать Карточки Домана самостоятельно?
Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.
Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.
Источник
Существует много вариантов занятий по карточкам, наибольшей популярностью пользуется Домановская техника развития памяти (о ней, в её классическом виде, и пойдет речь в этом посте). Но все-таки перед началом использования методики Домана рекомендую изучить статью о ее неэффективности с мнениями многих специалистов.
Карточки Домана для развития памяти
Основным тренажером развития памяти по методике Домана является «Бит интеллекта». Именно различные варианты этой техники используются для раннего развития с помощью карточек. Техника заключается в кратковременной демонстрации карточек (одна карточка показывается не больше 2-ух секунд!) с четким озвучиванием изображения или краткого факта об изображении. Вы скажете, что за этой время ничего разглядеть не возможно и это для обычного человека верно. Но эта методика как раз нацелена на развитие скорости реакции мозга. Поэтому сначала ребенок действительно ничего не будет понимать, при регулярных занятиях, по мнению Гленна Домана, у ребенка должна развиться скорость реакции и фотопамять.
Как заниматься по карточкам Домана с изображениями :
- Первые дни занятий демонстрируем 3 раза в день по 10 карточек за одно занятие, затем постепенно количество карточек наращивается до 120;
- Карточка, которая показывалась 30 раз считается изученной и заменяется новой, т.е. Вам надо вести отчет о том сколько какая карточка показывалась раз.
- Фактически когда количество карточек нарощено до требуемого объема каждые 10 дней Вам будут требоваться новые 120 карточек (4 минуты — 1 занятие). Это не много, не мало 1440 карточек в год, но с появлением интернета приобретение карточек перестало быть проблемой — есть масса сайтов предлагающих скачать или просмотреть карточки он-лайн. Хотя психологи и другие специалисты по развитию детей не одобряют занятия с малышами на компьютере.
Помимо методики Гленна Домана существует еще одна методика, продвигаемая компанией Умница, которая также обещает родителям высокие результаты от демонстрации карточек с рождения. На первый взгляд может показаться, что методика Глена Домана похожа на методику от Умницы Домана-Маниченко, на самом деле это совсем не так! В методике Гленна Домана ключевым моментом является кратковременный показ карточки, для развития скорости реакции мозга. Методика Домана-Маниченко предполагает просмотр карточек в комфортном режиме, а также игры на умение оперировать предметами изображенными на карточках и их свойствами. При этом результаты, обещанные методиками, различаются по масштабам:
- в первом случае — методика обещает наделить ребенка фотопамятью (очень амбициозные результаты, которые так и не подтверждены ни одним серьезным научным исследованием);
- во втором случае — словарный запас ребенка пополнится на количество карточек в приобретенных наборах и количество изученных свойств изображенных предметов.
В свое время я приобрела наборы карточек для занятий с дочкой по методике Домана и разочаровавшись в методике нашла им более достойное применение — игры с карточками для малышей.
Карточки Домана для обучения чтению
Существует мнение, что Гленн Доман рекомендовал учить детей читать с рождения — это не совсем так, в его публикациях наилучшим возрастом для обучения чтения считается 1 год. Что еще немаловажно контроль полученных знаний, подразумевает умение малыша говорить, ведь уже на 7-ой день обучения малыш должен «читать» вслух первые слова. Карточки для обучения чтению должны быть крупные — 50 на 10 см. Текст должен быть красного цвета. Современные карточки помимо текста на обратной стороне содержат картинки, но в оригинальной методике Домана картинки на карточках для чтения не требуются.
График занятий:
- Первый день занятия включает 4 показа по 5 слов — существительных. Промежутки между занятиями должны быть не более 30 минут;
- Второй день занятия включает: 3 показа по 5 слов с карточками которые демонстрировались вчера и 3 показа по 5 слов с новыми карточками. По итогу дня: 6 занятий — изучаем 10 слов;
- Третий день занятия включает: 6 показов по 5 слов с карточками которые уже демонстрировались в 1-ый и 2-ой день занятий и 3 показа по 5 слов, с новыми карточками. По итогу дня: 9 занятий — изучаем 15 слов;
Последующие дни: в итоге Вы должны нарастить количество изучаемых слов в день до 25. В одно занятие — 5 карточек. Каждая введенная в показ карточка демонстрируется 3 раза в день. Таким образом в день 15 занятий. И не забываем заветные 30 минут между изучением одних и тех же карточек — это необходимое условие для достижения результата. После изучения слова в течении 5 дней его необходимо убирать из показов, так как за это время слово уже должно запомниться. Чтобы легче контролировать процесс замены карточек, Доман рекомендует на карточке мелкими буквами подписывать дату начала показов. Вот так непрост процесс обучения чтения по методике Домана! Возможно Вы решите поискать в интернете более легкие рецепты чтения по карточкам и обязательно их найдете в большом количестве ;-). Только я сразу Вас предупреждаю, занятия которые я описала на 100% соответствуют оригинальным упражнения Глена Домана из его публикаций. Всё что Вы найдете с более простым подходом — имеет мало общего с методикой Домана. Наиболее подробно о методике развития Гленна Домана Вы можете прочитать в его книгах:
- «Как научить ребенка читать»;
- «Гармоничное развитие ребенка».
Если Вы разочаровались сложностью обучения чтения предлагаю не огорчаться и изучить следующие статьи:
- О неэффективности методики Домана с мнениями многих специалистов;
- О вреде раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития) со множеством мнений специалистов основанных на современных исследованиях педагогики, детской психологии и нейрофизиологии;
- Игры с карточками для малышей;
- Обзор книг для детей от 1 года (для более усидчивых с 10 месяцев);
- Лучшие книжки для самых маленьких.
Источник
Научить детей понимать вопросы где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.
Например,
— Покажи, где лежат книги?
— Куда Вова поставил матрешку?
— Куда Маша положила куклу?
Научить ребенка понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие.
Кому девочка надевает кофту?
Кому девочка дает кашу?
Кому мальчик дает яблоко?
Научить понимать вопросы что? кого ? (у кого?), которые помогают выяснить объект действия.
Что читает девочка?
Что кушает девочка?
Кого везет Таня?
У кого в руках игрушки?
Научить понимать вопрос ЧЕМ?
Чем режут хлеб? Чем мальчик вытирает лицо и руки?
Чем ты ешь суп? Чем девочка расчесывает волосы?
Научить понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке
Научить понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом
Предложить выполнить в определенной последовательности действия без предмета
Сядь – встань – попрыгай на одной ноге.
Попрыгай на одной ноге – подними руки вверх – сядь.
Попрыгай на одной ноге – сядь, а потом попрыгай на двух ногах.
(затем предлагаем детям совершить действия с отобранными предметами или предметными картинками в определенной последовательности)
Научить узнавать предметы по их назначению
Покажи, чем ты будешь кушать.
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять.
Чем ты будешь чистить зубы
Чем ты нарисуешь домик.
Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животные) по их описанию
Например:
На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы». И т.д.
Научить детей соотносить слова один – мало – много с соответствующим количеством предметов.
Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое
А) без предмета
Иди-стой иди — прыгай
Садись – встань беги — иди
Ложись – садись беги — стой
Сиди – лети прыгай – беги
Б) с предметом или предметами
Научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей НЕ
А) без предмета
Иди – не ходи прыгай – не прыгай
Садись – не садись дыши – не дыши
Беги – не беги улыбнись – не улыбайся
Ложись – не ложись закрой глаза – не закрывай глаза
Вставай – не вставай катайся – не катайся
Пей – не пей пой – не пой
Б) с предметами
Возьми – не бери кубик дай – не давай обруч
Неси – не неси обруч спрячь – не прячь мяч
Подними – не поднимай мяч убери – не убирай кубики
Научить детей различать грамматическую форму единственного множественного числа существительных , оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на –ы (-и) (2 склонение)
Возьми шар -возьми шары
Возьми мяч -возьми мячи
Возьми гриб- возьми грибы
Возьми цветок- возьми цветы
Возьми (дай): кубик – кубики, карандаш – карандаши, лопату – лопаты, книгу – книги, картинку – картинки.
Научить различать ед.и мн.ч. существительных, оканчивающихся в имен. падеже мн.ч. на –а (-я)
Покажи где нарисован (ы) дом (а).
Стул- стулья
Глаз – глаза
Окно – окна
Перо – перья
Лист – листья
Дерево – деревья
Крыло – крылья
Научить детей «наращивать» слоги к концу слов.
Му-ка баб-ка лап-ка ут-ка внуч-ка
Ру-ка дуд-ка зай-ка щет-ка книж-ка
По-ка кош-ка лей-ка мой-ка сказ-ка
Щу-ка мыш-ка гал-ка двер-ка
Шуб-ка пал-ка клет-ка
Юб-ка вил-ка птич-ка
Шпап-ка сум-ка
Бул-ка бан-ка
Гай-ка пуш-ка
Нож-ка реч-ка
Лож-ка пап-ка
Вет-ка нит-ка
Научить детей объединять слова в двусловные предложения. Вопросительное слово где +имен.падеж сущ-го; УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (это, вот. Здесь, там, тут) + имен.падеж сущ-го.
Где майка? – вот майка это ножка тут пушка
Где зайка? – вот зайка это мошка тут кружка
Где галка? – вот галка это ложка тут мушка
Где палка? – вот палка это кошка тут булка
(используем уже усвоенные слова детьми)
Научить детей грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного (с окончанием –у) падежей одних и тех же слов.
Это утка – дай утку
Это собака – дай собаку
Это киса – дай кису
Это машина – дай машину
Это лопата – дай лопату
Научить детей употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединять их в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.
Игра « Угадай, кто что будет делать»
Научить детей различать слова-существительные, сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком).
Вагон – газон
Мыло – Мила
Бочка – точка
Горшок – порошок
Козел – осел
Земля – змея
Крыша – крыса
Полено – колено
Нос — воз
Научить различать слова-глаголы, близкие по звучанию
Кто купается, а кто катается?
Что висит, а что стоит?
Кто копает, а кто покупает?
Научить детей различать названия действий, противоположных по значению.
Застегни пальто – расстегни пальто найди — спрячь
Сними шапку – надень шапку войди — выйди
Отнеси – принеси вымой — вытри
Намочи – отожми включи — выключи
Завяжи – развяжи
Открой — закрой
Научить понимать действия, изображенные на сюжетных картинках
Вытирается – вытирают
Одевается – одевают
Моет — моется
Висит – вешает
Научить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким
спит – спят
Бежит – бегут
Идет – идут
Летит – летят
Сидит – сидят
Стоит – стоят
Едет – едут
Научить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому при надлежит совершаемое действие.
Женя упал. – Женя упала.
Женя встал. – Женя встала.
Женя вымыл руки. – Женя вымыла руки.
Женя вытер руки. – Женя вытерла руки.
Научить детей определять взаимоотношение действующих лиц. Спросить о реальности изображенной ситуации.
Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?
Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?
Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?
Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?
Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку?
Где девочка дает сено козе, а где коза дает девочке сено?
Где девочка завязывает бантик зайке, а где зайчик завязывает бантик девочке?
Где мальчик причесывает гриву своему коню, а где конь причесывает мальчика?
Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?
Отрабатываем понимание пространственных предлогов. Сначала отрабатывается понимание предлогов , связанных со знакомой для ребенка ситуацией (работа с предметами). Например, коробка и шарик; стул и кукла и т.д.
Дальше работа по картинкам (разным)
Научить детей различать множ.и единст. число предложного падежа существительных.
Покажи кто едет на велосипеде, а кто едет на велосипедах.
Покажи кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях.
Покажи где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях.
Научить понимать значения прилагательных, противоположных по значению
Большой – маленький длинный — короткий
Высокий – низкий толстый — тонкий
Широкий – узкий чистый — грязный
Научить детей понимать значения слов, выражающих следующие пространственные отношения
Вниз внизу – вверх вверху
Далеко близко
Вперед впереди
Назад сзади
(данные понятия отрабатываются в упражнения по словесной просьбе: посмотри вверх – посмотри вниз, подними руки вверх, опусти руки вниз, расставь предметы на нижней и верхней полке, идти вперед, возвращаться назад, отыскивать место впереди своего товарища, сзади товарища, бросать мяч далеко близко, высоко низко, вперед назад.
Научить детей отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ЧТО (он, она) ДЕЛАЕТ?
Кукла — идет, сидит, ест, спит.
Девочка – купает, одевает, качает.
Мама – сидит, вытирает, вяжет, шьет.
Дедушка — читает, лежит.
Собака – идет, спит, сидит, ест.
Научить детей подбирать названия предметов к названным действиям.
Идет кто? Что?(мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, снег, дождь)
Стоит кто? Что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка)
Сидит кто? ( девочка, мальчик, мама, папа, Тата, кошка)
Бежит кто? ( кошка, лошадь, мальчик, девочка)
Прыгает кто? ( мальчик, девочка, кошка, собака)
Лежит кто? Что? ( мама, папа, бабушка, мальчик, тетрадь, ложка, вилка, собака, кошка, книга)
Висит что? ( картина, лампа, полотенце, пальто, платье)
Летит кто? Что? (птица, муха, жук, бабочка, оса, самолет, ракета)
Едет что? Кто? (машина, поезд, автобус, велосипедист)
Читает кто? (мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка)
Научить детей договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях. Выделенные слова дети произносят самостоятельно.
Дождик
Дождик, дождик, кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
Белые гуси
Белые гуси к ручейку идут.
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга.
Крикнули гуси: «Га!га!га!»
Дед Мороз
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам елочку принес,
А на ней фонарики,
Золотые шарики.
Лошадка
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Солнышко
Светит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Научить детей делить на слоги слова, состоящие
из двух одинаковых слогов
Па-па ма-ма Та-та ба-ба
Из двух открытых слогов
Ка-тя Ма-ня му-ха у-ши зу-бы
О-ля Ни-на ры-ба но-ты о-сы
Ва-ля То-ля ли-са ко-зы
На-та Ко-ля бо-ты ру-ки
Из трех открытых слогов
МА-ши-на ло-па-та ма-ли-на ко-ле-но
Со-ба-ка па-на-ма ка-ли-на по-ле-но
Научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком руки
Мак, дом, кот, суп, рот, нос, зуб.
Дифференциация звуков п, м, т, н, к в открытых слогах.
1.Ма-па па-ма мо-по по-мо му-пу пу-му
2. на-та та-на но-то то-но ну-ту ту-ну
3. мА-на на-ма мо-но но-мо му-ну ну-му
4. па-та та-па по-то то-по пу-ту ту-пу
5. па-ка ка-па по-ко ко-по пу-ку ку-пу
6. та-ка ка-та то-ко ко-то ту-ку ку-ту
Научить детей отвечать на вопросы кто? Что? Что (он, она) делает?, после чего составить предложения по моделям:
Имен.падеж+согласованный глагол+прямое дополнение( винит.п совпадает с имен.п)
Примерная лексика
Пьет – чай, молоко, кофе
Ест – суп, мясо, хлеб, яблоко
Лепит – шарик, дом, гриб
Несет – мяч, кубики, мешок, самолет
(моет полы, ловит мяч, варит суп, шьет платье, сажает цветы, убирает игрушки, собирает грибы, стирает белье, подметает пол, закрывает шкаф, пишет письмо, рисует дом, берет кубики, чистит зубы)
Имен.п. сущ.+согласованный глагол+прямое дополнение (винит.п. с окончанием – у)
Лексика
Есть кашу, пьет воду, несет лейку, лепит утку, рисует машину, ловит бабочку, варит кашу, шьет рубашку, моет раму, подметает улицу, чистит шубу, читает газету, вешает кофту, стирает майку, поливает вишню, сажает капусту, убирает комнату, собирает землянику, закрывает сумку.
Научить детей составлять предложения из 4-х слов по модели: имен.п. сущ. +согласованный глагол+2 зависимых от глагола слова (винит.п. единств.ч. +дательн.п. единст.ч.)
А) задать детям вопросы для выяснения лица, в интересах которого совершается действие.
Кому папа читает книгу? – Вове, девочке, Оле.
Кому мама дает конфету? – Дочке, девочке.
Кому Вова дает сахар? – собаке, Жучке.
Кому мальчик несет очки? – бабушке, дедушке.
Кому Оля шьет платье? – кукле, Тане.
Кому мама стирает белье? – Дочке, Вове.
Кому девочка бросает мяч? – девочке, мальчику.
Кому девочка сыплет зерно? – птичке.
Кому мама дарит велосипед? – Володе.
Б) предложить составить предложения по демонстрируемым действиям или картинкам (с обязательным проговариванием всего предложения).
Девочка сыплет зерно петуху. Девочка поливает цветы.
Мальчик дает девочке цветы. Девочка кормит котят молоком.
Составляем предложения из 4-х слов по модели: имен.п. ед.ч+согласованный глагол+2 зависимых от глагола слова (вин.п. ед.ч.+твор.п. ед.ч.)
А)ответить на вопросы, поставленные к косвенному дополнению, выраженному твор.п. в значении орудия действия с окончаниями – ом, -ой.
Чем мама режет хлеб? – ножом.
Чем мальчик колет лед? — ломом .
Чем папа рубит дрова? – пилой.
Чем ты кушаешь суп? – ложкой.
Чем ты кушаешь котлету? – вилкой.
Чем мама гладит белье? – утюгом.
Чем мама стирает белье? – порошком
Чем мальчик рисует цветок? – карандашом.
Б)составляем предложения по сюжетным картинкам
Коза гладит белье утюгом. Собака колет дрова топором.
Козел косит траву косой. Баран пилит дрова пилой.
Собака подметает улицу метлой. Ежик рисует грибок кисточкой.
Мышка режет сыр ножом. Енот стирает белье порошком(мылом).
Научить детей давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: кто это? Что он она делает? Как он она это делает?
Таня танцует как? – хорошо.
Витя танцует как? – плохо.
Нина поет как? – громко.
Оля поет как? – тихо.
Машина едет как? – быстро.
Лодка плывет как? – медленно.
Научитьдетейотвечатьнавопросукого? (конструкцияспредлогому)
Загадки о животных
У кого рога?
У кого длинные уши?
У кого быстрые ноги?
У кого острые когти?
У кого большие зеленые глаза и длинные усы?
У кого длинный пушистый хвост?
Картинки
Предложить детям выполнить поручения (конструкция с предлогом в, который может опускаться)
А)при ответах дети используют формы слов из обращенных к ним вопросов логопеда.
Поставь игрушки в шкаф. Скажи куда ты их поставил? — я поставил игрушки в шкаф.
Б)дети изменяют формы слов с помощью окончания –е. Желательно развернутые ответы.
Где лежат кубики? – кубики лежат в столе.
Пре