Картинки на тему умственное развитие ребенка
Елена Васюхно
«Использование пособия «живая» картинка с целью умственного развития детей раннего возраста»
Аннотация к презентации
Тема: «Использование пособия «живая» картинка с целью умственного развития детей раннего возраста»
Слайд 3. К. Д. Ушинский о значении картинок в умственном развитии детей раннего возраста.
Слайд 4. Е. И. Тихеева подчеркивала, что картинкам и картинам «как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни».
Уникальность и ценность «живой» картинки заключается в том, что наглядность сочетается со словом и действием, это особенно значимо для развития маленького ребенка. Поэтому такие картинки особенно необходимы в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции детей: восприятие, воображение, память, мышление, речь (формируется словарь, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь).
Вначале ребёнок учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию.
Впервые предложила и подробно описала методику работы с пособием «живая» картинка В. А. Петрова в книге «Занятия по развитию речи с детьми до трех лет» в 1970 г. Мы успешно применяем этот опыт в современных условиях, опираясь на содержание основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. В. А. Петрова предлагает несколько возможных вариантов игр — занятий по развитию речи детей до 3-х лет.
Нами составлены конспекты непосредственно образовательной деятельности с использованием пособий «живая» картинка с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Слайд 5. На слайде представлена последовательность изготовления пособия «живая» картинка.
Слайд 6. Работу с воспитанниками мы осуществляем с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями, спецификой и возможностями самих образовательных областей. В образовательной области «коммуникация»одновременно решаем задачи других образовательных областей: познание, социализация, здоровье, труд, безопасность, физическое развитие, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
В процессе работы с «живой» картинкой мы решаем следующие задачи образовательной области «познание»: сенсорное развитие, формирование словаря, расширение кругозора, формирование целостной картины мира.
Например, «живая» картинка «У бабушки в деревне». При рассматривании «живой» картинки мы можем предложить детям рассмотреть предметы, выделяя их цвет, форму, величину (дом, деревья, цветы). Помочь бабушке собрать яблоки – маленькие яблоки в маленькую корзину, а большие — в большую, или красные яблоки в красную корзину, а зеленые в зеленую.
Привлечь внимание детей к тому, что петушок и курочка большие, а цыплята маленькие.
Покормить одну курочку и много цыплят. Отгадать по голосу, кто живет у бабушки во дворе (игра «Кто, как кричит»). Рассказать детям о том, какие животные и что они любят есть.
Показать, где живут животные, и предложить поселить их в их домики (в дом, в сарай, в будку). Назвать животных и их детенышей. Познакомить детей с названием предметов, которые окружают двор (сарай, будка, корыто, забор).
Слайд 7. На слайде представлены методические приемы, которые мы используем в процессе работы с «живой» картинкой.
Слайд 8-21. На слайдах представлены изготовленные нами пособия «живая» картинка. С помощью пособия «живая» картинкамы успешно реализуем содержание основной общеобразовательной программы: знакомим детей с детским садом, формируем положительные эмоции по отношению к детскому саду, к детям. Формируем первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, начальное представление о здоровом образе жизни. Знакомим с сезонными изменениями в природе. Расширяем знания о домашних животных и птицах. Знакомим с особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой, весной, летом и осенью. Содействуем формированию положительных эмоций и любви к семье. Даем элементарные знания о родном городе, о транспорте, о профессиях, о праздниках. Знакомим малышей с устным народным творчеством.
Слайд 22-24. Представлены фотографии совместной образовательной деятельности с детьми с использованием «живой» картинки.
Слайд 25. Нами проводится целенаправленная работа с семьями воспитанников по вопросу развития речи малышей, так как данная проблема вызывает большой интерес у родителей. Мы рассказываем об особенностях развития речи малышей, знакомим с эффективными пособиями, методами и приемами развития речи детей.
Для родителей проведены групповые и индивидуальные консультации на темы:
«Как развивать речь самых маленьких»;
«Меня понимают все»;
«Я люблю поговорить» и другие.
Даны рекомендации и советы по использованию пособия «живая» картинка.
Проводился семинар — практикум, где родители наглядно видели, как изготовить «живую» картинку, какие ситуации можно придумать и обыграть. Родители проявили интерес и активно участвовали в работе по изготовлению пособия «живая» картинка.
Такая форма, как просмотр видеофильмов, очень эффективна и интересна. Возможность увидеть своего ребенка в условиях отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, повышению их педагогической компетентности.
Слайд 26. Использование «живой» картинки в работе с детьми способствует развитиюинтегративных качеств малышей:
— любознательный, активный;
— эмоционально отзывчивый;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту;
-Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
-Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
-Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Источник
Значение картинок для умственного развития
детей от 1,5 до 3 лет.
Занятиям, на которых используются иллюстрации, отводится особая роль в педагогике раннего возраста. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире.
Уникальность и ценность таких занятий заключается в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно важно для маленького ребенка.
Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение-название. Следовательно,чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и сопутствуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем возрасте, когда формируются восприятие память, воображение, речь и мышление.
Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно, по мере развития высших психических функций. Вначале он учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию. Обозначенная последовательность действий отвечает психологическим особенностям зрительного восприятия и речевого развития ребенка. Эти особенности необходимо знать педагогам и родителям,которые заинтересованы в интеллектуальном развитии детей.
В раннем возрасте познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями предметов ближайшего окружения.
Трудно переоценить особую роль наблюдений и действий с предметами. Вот почему замечательное «Я сам!» звучит как победный клич в устах малыша: ему необходим собственный, непосредственный опыт в познании окружающего и опыт в действиях с предметами. Только в этом случае у детей может возникнуть образ самого предмета, который позволит узнать его изображение на картинке. Прежде чем узнать изображение и обозначить его словом, например кошка (мяу), мяч (бом-бом) или цыпленок (пи-пи), ребенок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства (двигать, бросать, полизать, постучать и т. д.). Поэтому занятиям с картинками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами.
В педагогическом процессе это воплощается через ознакомление с окружающим. Чем богаче опыт практического освоения действительности, тем интереснее и плодотворнее ребенок сможет «работать». Ведь картинка – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Сам предмет отсутствует, есть лишь его изображение.
Следует учитывать, что восприятие предметов (игрушки, предметы быта и т. п.) на 2-3 году жизни еще очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнает его на картинке.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картинку), т. е. понимать особенности плоскостного изображения. Маленькие дети еще не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом. Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объемного предмета (ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориетировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз»/И. П. Павлов/.
При рассматривании картинок воспитатель обводит пальцем ребенка изображение по контуру, называя изображенный предмет, побуждает к повторению. Так с помощью фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез – умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.
Если такую работу начать с ребенком на втором году жизни, то уже с 2-3 лет он сможет не только продуктивно рассматривать сложные сюжетные картинки, замечая детали, но и выполнять умственные действия по подбору и группировке изображений по словестной инструкции взрослого.
Источник
Детский рисунок человека, возрастные закономерности
Дошкольный возраст
На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.
К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы.
Младший школьный возраст
Постепенно к восьми — девяти годам соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя — схематически.
Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.
От подросткового до взрослого возраста
Для подросткового возраста типично пластическое изображение человеческой фигуры. В начале этого возрастного периода (12–14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, характеризующие пол персонажа. Нередко изображение женщины (девочки) отличается от изображения мужчины (мальчика) только одеждой и прической, да и то не всегда.
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, напротив, признаки, характеризующие пол персонажа, часто особо подчеркиваются. Мужчина обычно изображается очень широкоплечим, мускулистым, женщина — с покатыми узкими плечами, с округлыми плавными формами; у нее нередко преувеличиваются размер груди, ширина бедер. Эти особенности часто присутствуют как в рисунках юношей, так и в рисунках девушек.
В рисунках взрослых мужчин и женщин подобное подчеркивание признаков пола встречается значительно реже и обычно свидетельствует о проблемах в сексуальной сфере. Если отсутствует специальное профессиональное образование, совершенствование рисунка человека в подростковом возрасте прекращается. Дальнейшие изменения относятся, скорее, к содержанию изображения, чем к его качеству, в частности, обследуемые склонны чаще рисовать людей приблизительно своего возраста.
Когнитивные проблемы, критерии оценки уровня умственного развития
Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными художественными способностями. Отставание от возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные нарушения в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно опираться на следующие приблизительные ориентиры.
оловонога можно рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с четырех лет. С шестилетнего возраста признаком отставания служат схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей. С восьми лет признаком задержки в развитии умения рисовать является любое чисто схематическое изображение без попытки, хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела.
Вместе с тем, упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при выраженном интеллектуализме — преобладании словесно-логического мышления над образными и эмоциональными процессами, а также при негативизме, сниженной мотивации, формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена, выглядит четко и определенно: палочковый человек, изображение туловища строго овальное, прямоугольное или треугольное. При получении такого рисунка следует попросить обследуемого нарисовать человека еще раз–теперь уже не схематически, а более детально. Иногда бывает полезно пояснить различие между схемой и собственно рисунком.
Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.
За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. 1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.
За пластический способ изображения — 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — 4 балла; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.
Таким образом, минимальный балл — ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) — 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).
Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.
Возраст и баллы:
— 3,6–4,0 4–13;
— 4,1–5,0 8–17;
— 5,1–6,0 14–22;
— 6,1–7,0 18–25;
— 7,1–8,0 20–26;
— 8,1–9,0 22–27;
— 9,1–10,0 23–28;
— 10,1–11,0 24–30;
— 11,1–13,0 25–30;
— 13,1 26–30.
Умственная отсталость
Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития у умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.
При тяжелой, а тем более глубокой умственной отсталости (диагнозы указываются по МКБ-10; по классификации, принятой ранее, это тяжелая имбецилъностъ и идиотия) предметного рисунка, как правило, не бывает. Под умеренной умственной отсталостью (имбе-цильностью) понимают такую сте-пень интеллектуального снижения, при которой отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но человек способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При такой глубине нарушения предметный рисунок также может отсутствовать, либо он появляется только в школьном возрасте и в дальнейшем остается на очень низком уровне. Рисунок человека, если он имеется, представляет собой примитивную схему, соответствующую приблизительно четырехлетнему возрасту выполнения задания. Количественная оценка выполнения задания Александром — 7 баллов (по 2 балла за голову, туловище и ноги, 1 балл — за волосы).
В отдельных случаях умственная отсталость (в том числе умеренная) может сочетаться с сохранным уровнем рисования и даже с художественной одаренностью. Однако здесь есть сомнение в правильности диагностической квалификации, в частности, можно высказать предположение, что у этих детей не умственная отсталость, а вторичный шизофренический дефект или ранний детский аутизм.
При легкой умственной отсталости (дебильности) ребенок способен к обучению по специальной облегченной программе и в дальнейшем — к простой профессиональной деятельности. У детей с этими нарушениями предметный рисунок и, в частности, рисунок человека обычно впервые появляется к концу дошкольного возраста. На протяжении последующей жизни он остается на уровне, типичном для дошкольного возраста, т.е. на уровне схемы. Рисунок Антона в целом приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка — 19 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу — за пальцы, ступни и за правильное количество пальцев; 2 балла — за изображение рук и ног двойной линией).
Рисунок одиннадцатилетнего Димы С., также страдающего легкой умственной отсталостью, приблизительно соответствует пятилетнему возрасту; количественная оценка — 17 баллов (по 2 балла за голову, туловище, глаза, рот, нос, руки и ноги; по 1 баллу — за волосы, уши и ступни).
Рисунок тринадцатилетней Лены Т. (диагноз: легкая умственная отсталость) приблизительно соответствует шестилетнему возрасту. Количественная оценка — 18 баллов. Такова же количественная оценка рисунка восемнадцатилетней Полины Т.; диагноз: легкая умственная отсталость (дебильность). Подобные рисунки, на которых тело как бы «просвечивает» через одежду (их называют «рентгеновскими»), типичны (в норме) для пятилетнего возраста.
Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком.
Наряду с умственной отсталостью задержка в развитии изобразительной функции может вызываться и другими причинами: органическим поражением мозга, нарушениями обучаемости (задержкой психического развития), педагогической запущенностью, психическим заболеванием. Данные рисуночных тестов недостаточны для постановки диагноза. При обнаружении существенного отставания в развитии изобразительной функции необходимо провести более подробное исследование состояния когнитивной сферы с применением специализированных тестовых методов.
Органическое поражение мозга
Нарушение обучаемости (задержка психического развития) — значительно более легкое, но и намного более распространенное отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак — это локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных, операций. В отличие от умственно, отсталого, ребенок с нарушением обучаемости способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной коррекционной работе.
Причиной нарушений обучаемости (задержки психического развития) обычно служат органические поражения мозга. Для них характерно не столько снижение общего уровня изобразительной деятельности (хотя оно тоже часто имеет место), сколько специфические нарушения. К ним относятся: грубая асимметрия рисунка; сильное смещение его вправо или влево от центра листа; неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе; отклонение рисунка от вертикали; особо сильное искажение формы и пропорций; промахи, при которых линии не попадают в нужную точку; двигательные персеверации; распад целостного образа.
В рисунке Яны проявились признаки органического поражения мозга: выраженная асимметрия, особенно заметная в изображении юбки и ног; грубое нарушение пропорций (сильно преувеличен размер головы, преуменьшена длина рук); распад целостного образа (контур тела не замкнут). Вместе с тем, общий уровень рисунка соответствует возрасту. Это изображение промежуточное между схематическим и пластическим, содержащее все основные и многие второстепенные детали; количественная оценка — 23 балла.
Органическое поражение мозга подтверждено последующим объективным исследованием. Подробное психологическое обследование показало, что на этой основе у девочки сложился психологический синдром социальной дезориентации, определяемый пониженной чувствительностью к социальным нормам. Этим объясняются жалобы родителей на грубые нарушения Яной правил поведения. Имеются также трудности в учебе, вызванные неумением планировать и контролировать свои действия. Рекомендована психокоррекционная работа, направленная на опознание норм и формирование их иерархии, а также на обучение Яны планированию действий.
На рисунке, который также содержит признаки органического поражения мозга (впоследствии подтвержденного неврологическим исследованием), имеются грубое нарушение пропорций (резко преуменьшена длина ног), искажение формы тела, отклонение от вертикали (наклон влево), смещение всего рисунка в левую часть листа. Общий уровень рисунка соответствует возрасту: это пластическое изображение, содержащее все основные и некоторые второстепенные детали; количественная оценка — 26 баллов.
Органическое поражение мозга привело к нарушениям в развитии пространственных представлений, вызывающим трудности в обучении отдельным школьным предметам. Рекомендовано коррекционное обучение, направленное на формирование пространственных представлений.
На рисунке выполненном Мишей Г., показан другой вариант изображения, характерного для ребенка с органическим поражением мозга. Рисунок схематичен. Ноги и одна рука изображены двойными линиями (имеют толщину), что соответствует возрасту ребенка. Детали-зированность рисунка также соответствует возрасту: изображены все основные детали и несколько второстепенных: пальцы, ступни, шея. Количественная оценка — 16 баллов. Обращают на себя внимание особо большой размер рисунка и его неудачное размещение на листе (часть головы не поместилась). Постоянное непопадание линий в нужную точку (шея «протыкает» голову, ноги залезают на туловище), асимметрия и общая небрежность рисунка говорят о высокой импульсивности Миши. Можно предположить наличие гиперактивности (двигательной расторможенности) и связанных с ней нарушений внимания и поведения (поведенческие нарушения — главная причина обращения Мишиных родителей к психологу).
По-видимому, импульсивность вызвана органическим поражением мозга, о котором наряду с перечисленными признаками свидетельствуют искажения формы линий (вместо прямых — кривые) и двигательные персеверации (множественные линии при изображении глаз и ступней). Мише были рекомендованы занятия, направленные на формирование самоконтроля, планирования и организации собственных действий. Невропатолог назначил медикаментозную коррекцию гиперактивности.
Рисунок пятилетнего Вани С. представляет собой простейшую схему. Руки и ноги изображены одинарными линиями, что типично для четырехлетнего возраста. Вместе с тем, руки начинаются не от середины туловища, как обычно бывает на рисунках у четырехлеток, а от его верхней части. Присутствуют все основные детали: голова с глазами, ртом и носом, туловище, руки, ноги — и некоторые детали второстепенные: пальцы, ступни, уши, волосы, зрачки глаз. Это количество деталей соответствует Ваниному возрасту; количественная оценка — 18 баллов.
Можно полагать, что в данном случае развитие изобразительной функции отстает от возрастной нормы не из-за интеллектуального нарушения, а по другой причине. Обследование с помощью теста Векслера подтвердило соответствие общего уровня развития Вани возрастной норме (с выраженным преобладанием вербального интеллекта над действенным). Отклонение фигуры от вертикали (падающее изображение) и сильные нарушения симметрии, особенно при изображении рук, характерны для органического поражения мозга. По-видимому, оно и служит причиной задержки сенсомоторного развития Вани и вследствие этого — жалоб родителей на трудности в выполнении заданий, предлагаемых в детском саду. Мальчику могут быть рекомендованы коррекционные занятия, которые позволили бы преодолеть имеющиеся трудности к началу школьного обучения. Большое значение имеют также занятия рисованием, аппликацией, конструированием из строительного материала и т. п.
Источник