Картинки для развития речи ребенка 2 младшей группы

Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.
В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).
Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.
Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.
В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.
Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Целевое назначение: формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.
По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.
Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры «Чудесный мешочек».
Целевое назначение: расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.
Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».
Увлекательные задания — игровое упражнение «Пальчиковые шаги»
не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.
Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.
Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
Игровое упражнение «Веселые человечки».
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.
Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Спасибо за внимание!
Источник
Галина Благинина
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа)
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа
«Улавливай шепот».
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Играющие делятся на две команды и выполняют задание:
1) Ведущий предлагает изобразить на лице определённое состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т. д) или отгадать, какое состояние он сам изобразит.
2) Ведущий называет профессию, а дети показывают её с помощью движений.
Продолжительность игры 10-15 минут.
«Чего не стало».
Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов
— Чего не стало?
(яблок, носков, гольфов, сапог).
«Волшебный мешочек или Волшебная корзинка».
Цель: учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных.
Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.
1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)
2 Он зелёный, длинный. (огурец)
3 Оно круглое, красное. (яблоко)
4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)
5 Он круглый, красный. (помидор)
6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)
«Кто внимательный?»
Цель: развитие фразовой речи, слуха.
Оборудование: куклы, кубики, машины, др.
Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).
Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.
Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.
Игра 10-15 мин.
Кто где?
Цель: упражнятьдетей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.
Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом).
— Где стоят куклы?
-А эти куклы?
— Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.
-Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.
«Ласковые имена».
Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)
Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д
Мама-мамочка, папа-папочка
(дочь, сестра, сын, брат, т. д)
«Что это?»
Цель: активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто.
Наглядность: картинки
Воспитатель задаёт вопросы:
— Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто).
— Слово пальто произносится одинаково, много их или одно.
Предложения по картинкам:
— На вешалке висит много пальто;
— Девочка надевает (снимает) пальто;
Составьте рассказ о пальто.
Скажи одним словом.
Словарный материал:
Длинное ухо – длинноухий,
Короткий хвост – короткохвостый,
Длинные рога – длиннорогий,
Рыжий хвост – рыжехвостая,
Любит труд – трудолюбивый,
Ходит быстро – быстроходный и т. д.
«Красный-белый».
Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков.
Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка – красный и белый.
Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый. Игра 10-20 мин.
«Эхо».
Цель: продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову.
Ход игры:
Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными.
«Найди исправь ошибку».
Цель: развивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкой, упражнять в построении предложений с использованием глаголов.
Например – Кошка лает? (нет)
-А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать)
— Где живёт? (дома, с человеком и т. д).
«Поймай рыбку».
Цель: активизация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.
Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д, называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.
Игра 20-30 мин.
«Угадай на что похоже?»
Цель: активизировать речь детей, развивать словарный запас, развивать воображение, мышление память.
Наглядный материал: картинки, требующих воображаемых дорисовок, которые могут изображать разные предметы.
Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?»
Например: — очки, штанга, самокат, велосипед.
«Новое слово».
Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.
Наглядный материал: картинки, с изображением мальчика в действии.
Дети рассматривают картинку, отвечают на)
Одним словом:
-Мальчик по тротуару (что делал) шёл
-Мальчик к дому (что сделал) подошёл
-Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл
Затем дети сами составляют:
— Коля пришёл …; — Коля вошёл, т. д.
«Весёлые предлоги».
Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.
1. Игрушки стоят в шкафу.
-Где стоят игрушки?
-Игрушки стоят в шкафу.
2. Стул стоит у стола.
-Где стоит стул?
-Стул стоит у (возле, около) стола.
«Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры:
Воспитатель называет один слог и бросает мяч.Поймавший его должен дополнить слово:
«Ма» — «ма», «Кни» — «га».
Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
«Составь предложение».
Цель: учить детей составлять предложения с однородными членами.
Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).
По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши» или «В магазине не продают одежду: пальто, платья, костюмы».
«Слово можно прошагать».
Цель: закрепить знание о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности показать, что в разных словах разное количество звуков.
Содержание:
— Дети, узнать длинное слово или короткое можно по шагам.
Например произносит «суп» и делает шаг, «шар»— шагают один шаг с детьми.
Далее педагог предлагает называть разные слова и одновременно шагать.
-Кто назовёт самое длинное слово, тот и победитель!
«Звуковое лото».
Цель: учить опознавать звук в речевом потоке, учить составлять характеристики предметов (для описания).
Воспитатель выкладывает звук лото с предметными картинками, и просит отобрать те из них, закрыв их фишками, в названии которых есть звук (с, и т. д.
Далее ребёнок описывает картинку по выбору.
«Страна Гномия».
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в употреблении существительных во мн. числе.
Наглядный материал: карточки с парными картинками – высокий предмет, низкий предмет.
«Мальчик Саша попал в страну Гномия. Там всё было такое же, как у нас, но очень маленькое. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что ещё увидел мальчик в стране Гномии.
«Что для чего?»
Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределённой формы, конструкций сложноподчинённых предложений.
Игра: не обозначая словом сам предмет, назвать его применение.
Например: утюг- «Чтобы гладить», кисточка- «Чтобы рисовать».
«Закончи предложение».
Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.
Воспитатель начинает,а дети продолжают:
Морковь сладкая, а редька (горькая).
Помидор красный, а огурец (зелёный).
Усложнение:детям дают задание:
-сравнить по вкусу лимон и мёд;
-по цвету уголь и мел;
-на ощупь вату и дерево; т. д.
«Кому это?»
Цель: закреплять названия фруктов, овощей, их описание.
Упражнять в построении распространённых предложений с использованием прилагательных.
Перед детьми сидят заяц, белка и кукла.
Вынимая из конверта картинки с изображением овощей и фруктов,воспитатель спрашивает детей: -что это? –кому это?
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, правильно строить фразу.
Наглядный материл: предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, кастрюлька, коробка сока, банка из под варенья.
Игра: назвать сок – вишнёвый (какой) – яблочный, какое варенье? – малиновое, какой суп? – грибной, гороховый.
«Подбери слово».
Цель: развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры :
Воспитатель предлагает вопросы:
-Вспомните, что можно шить?
Дети – (пальто, платье, шубу и т. д)
-Что можно штопать? (носки, варежки, чулки и т. д)
-Завязывать? (верёвку, шнурки, шарф).
«Узнай по голосу».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры:
На площадке круг. Все дети бегают по площадке.После слов воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!». Все дети собираются в круг. Один завязывает глаза. «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».
Ребёнок в кругу называет имя водящего.
«Испорченный телефон».
Цель: развивать слуховое внимание
Ход игры:
Выбирается ведущий. Все садятся на стулья в ряд. Ведущий тихо говорит слово рядом сидящему, тот передаёт его следующему.
Ведущий спрашивает у последнего игрока: «Какое ты услышал слово?» если не правильно, остальные говорят что слышали они – узнают кто испортил.
«Ромашка».
Цель: активизировать речь, обогащать словарный запас, учить классификации предметов.
Наглядный материал: Лепестки ромашки с предметными картинками.
Игра: собери — предметы посуды
-растения
-мебель
-инструменты
-транспорт
-обувь
-одежда
-головной убор
Источник
Занятие по развитию речи во второй младшей группе
Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики». «Игрушки»
Цели: Уметь составлять рассказ по картине по образцу воспитателя.
Задачи: Содействовать развитию связной речи у детей, формировать умение рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; развивать мышление, внимание, умение отвечать на вопросы взрослого; воспитывать умение слушать друг друга.
Материал: Картина «Дети играют в кубики», мольберт, мяч.
Ход занятия:
- Актуализация опорных знаний по теме «Игрушки»
Игра с мячом «Приветствие» (в кругу).
— Ребята, что у меня в руках?
— Какой этот мяч?
— Что с ним можно делать?
— Давайте поиграем с ним так: назовём ему своё имя и свою любимую игру. Я начну: «Меня зовут Зоя Викторовна, я люблю играть с мячом и с конструктором» — передаю детям, где каждый ребёнок участвует, а я помогаю им правильно сформулировать ответ.
- Пальчиковая игра «Апельсин».
Мы делили апельсин. Много нас, а он – один!
Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа,
Эта долька — для утят, эта долька — для котят,
Эта долька – для бобра…а для волка – кожура!
Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда!
(дети выполняют действия по тексту)
- Лексико-грамматическое упражнение
— У меня на столе разные игрушки. Давайте рассмотрим их и назовём. (Юла, мяч, кукла, машинка, кубики, матрёшка)
— Подойдите к столу, возьмите ту игрушку, которая вам понравилась. Назовите её и расскажите, как с ней можно играть.
МЯЧ – КАТАЮТ, ЛОВЯТ, БРОСАЮТ.
КУКЛУ – КОРМЯТ, КАЧАЮТ, ОДЕВАЮТ и т.д.
- Активизация словаря:
- Рассматривание картины (дети сидят на стульчиках).
— Ребята, я вам предлагаю рассмотреть одну картину.
— Что вы видите на картине? (ответы детей)
— Кто это? (указкой показывает на детей, изображённых на картине)
— Что делают дети?
— С чем они играют?
— Давайте рассмотрим внимательнее! Кто это? (девочка)
— Как вы догадались, что это девочка? (на ней надето платьице, а на голове красивый бантик)
— Что делает девочка? (делает постройку из кубиков)
- Сравнение объектов на картине:
— А это кто? (мальчик)
— А как вы догадались, что это мальчик? (у него короткие волосы, он одет в зелёную рубашку и шорты)
— Что делает этот мальчик? (тоже играет с кубиками вместе с девочкой)
— А здесь кого мы видим? (указывает на другого мальчика)
— Это тоже мальчик? Почему вы так решили? (да, потому что он так же одет в рубашку и шорты, а волосы короче, чем у девочки)
— Как же нам их различать, чтобы было удобнее рассказывать? (у этого мальчика рубашка красного цвета)
— Что можно сказать про мальчика в красной рубашке? (у него в руках верёвочка от грузовой машины)
— А что находится в грузовике? (кубики)
— А зачем этот мальчик привёз в машинке кубики? (чтобы их стало больше и можно было бы ещё что-нибудь построить)
— Какие они молодцы: играют все вместе и друг другу помогают!
— А как вы думаете, где они играют? (в садике или в детской комнате)
5. Работа по развитию связной речи
— А теперь давайте вместе составим рассказ по картине! Я начну, а вы мне помогайте!
«В красивой, светлой комнате играют дети. Мы видим одну…девочку и двух …мальчиков. Они играют в …кубики и строят из них…дом. Дети играют спокойно и …дружно, друг другу помогают – значит они какие ребята? – хорошие, заботливые и воспитанные!» (ответы детей могут варьироваться)
6. Рефлексия:
— Ребята, что вы сегодня делали на занятии?
— Что вам понравилось?
— А мне понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, и как мы вместе составили рассказ по картине! Спасибо вам! Молодцы!
Источник
Показаны публикации 1-10 из 2774.
Все разделы
| Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие пчелки Жужи» для детей 2–3 лет
Цель: уточнять представление детей о фруктах, насекомых Задачи: — закрепить умение называть фрукты; — продолжать знакомить с цветом, формой и вкусом фруктов; — развивать мелкую моторику рук, координацию движений в игре. Оборудование: — плоскостные фигуры «Пчелка Жужа», «Гусеница…
Конспект занятия по развитию речи «Поговорим о маме» (младшая группа)
Цели и задачи: Раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней. Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. Развивать память, интонационную выразительность речи. Воспитывать…
Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Развитие речи детей раннего возраста с помощью малых фольклорных форм
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста с помощью малых фольклорных…»
Речь — чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого…
Конспект занятия по развитию речи «Кто как кричит?» (младшая группа)
Конспект занятия по развитию речи «Кто как кричит?» Цель: Способствовать формированию звукоподражанию. Задачи: Образовательные: Способствовать обучению детей звукоподражанию используя стихотворение А. Барто «Кто как кричит?». Формировать у детей умение отвечать на вопросы…
Конспект занятия по развитию речи «Формирование грамматического строя речи» в группе раннего возраста
Анастасия Бутикова Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста Цель: Формирование грамматического строя речи. Задачи: Обучающие: Знакомить детей с предметами мебели, учить распознавать их по внешнему виду. Развивать грамматический строй речи: образовывать слова…
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей 2–3 лет «Бабушка Арина в гостях у детей»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей 2–3 лет на тему: «Бабушка Арина в гостях у детей» Программное содержание: 1. Выявить умение детей называть время года. 2. Выявить умение детей различать, называть (показывать) вощи и фрукты. 3. Выявить умение детей…
Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Разработка занятия по развитию речи «У игрушек в гостях» в группе раннего возраста
Статья «Разработка занятия по развитию речи «У игрушек в гостях» в группе…»
Программное содержание: Цель: активизировать речь, обогащать и систематизировать словарный запас; создать условия для развития речевой активности у детей. Задачи: образовательные: совершенствовать умение называть игрушки, умение правильно называть животных. Продолжать знакомить…
Перспективный план работы с детьми 3–4 лет по развитию речи посредством театрализации сказок
Занятие № 1: Речевое развитие. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Задачи: Учить понимать характер, поступки героев. Замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. Методы и приемы:…
План по самообразованию педагога «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД « ЖЕМЧУЖИНКА» г. ВОЛГОДОНСК. Группа № 6 «Дельфинчики» План самообразования воспитателя второй младшей группы Фатфулиной Ирины Александровны на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи…
Конспект открытого занятия по развитию речи «В гостях у куклы» в группе раннего возраста
Тема «В гостях у куклы» Цель: Речевое развитие, установление с детьми эмоционально-положительного контакта и вызвать интерес к совместной со взрослыми деятельности. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»: Развитие любознательности, познавательных интересов….
Источник