Карта развития у ребенка навыков самообслуживания

Карта развития у ребенка навыков самообслуживания thumbnail

Министерство социальной политики

Государственное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«РАДУГА»

Ветлужского района

Утверждаю _____________В.Ф.Чудык

Директор ГУ СРЦН «Радуга»

Мониторинг

уровней сформированности у воспитанников навыков самообслуживания

Автор: воспитатель I-й квалификационной

категории стационарного отделения

Распопова Елена Владимировна

с. Новоуспенское

2018год.

Мониторинг уровней сформированности у воспитанников 6-7 летнавыков

самообслуживания2017 год

Введение

У детей, попадающих в социально-реабилитационные центры, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические навыки и умения так же навыки самообслуживания. У многих из них просто не было положительного примера взрослых и возможности приобщения к опыту и знаниям в этой сфере человеческой деятельности. В данном аспекте перед нами стоит задача создания условий, гарантирующих ребёнку реальное включение в жизнь социальной среды, восстановление или компенсацию утраченных им социальных связей и функций через трудовое воспитание. Трудовому воспитанию в развитии ребенка, его нравственном становлении отводится большое место. Регулярное участие детей в трудовой деятельности обеспечивает общее развитие детей, придает им уверенность в своих силах. У них развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, воспитывается ответственность, чувство долга. Труд по самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов. Для детей от 6 до 7 лет актуальным остается воспитание потребности трудиться. В формировании навыков самообслуживания необходимо продолжать закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Кроме того необходимо приучать ребёнка этого возраста относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске. Несмотря на то, что многие навыки у воспитанника уже сформированы, некоторые действия (мытьё рук, чистка зубов, полоскание рта после еды), подчас выполняются формально. Воспитателю от случая к случаю необходимо напоминать ребёнку о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая ему, что небрежность в выполнении тех или иных действий может привести к печальным результатам (стоптанные задники туфель будут натирать ноги и т. п.). Дети приобретают значительный опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того повышается самостоятельность детей: они начинают совершать соответствующие поступки по собственному желанию. И задача педагога — подхватить, поддержать инициативу ребенка, вызвать у других желание поступать подобным образом. Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

При поступлении воспитанников в социально-реабилитационный центр «Радуга» Ветлужского района проведена начальная диагностика, в которой приняли участие 6 несовершеннолетних стационарного отделения в возрасте

6-7 лет.

Цель диагностики – Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников 6-7 лет

Задачи:

Выявить навыки приема пищи,

Выявить навыки одевания и раздевания

— Выявить навыки умывания

— выявить навыки заправки кровати

Критерии умений и навыков по самообслуживанию:

Прием пищи

-Совершенствовать умения держать правильно ложку и вилку;

-Умение пользоваться салфеткой по мере необходимости;

— Убирать за собой посуду;

-Задвигать стул;

-Во время дежурства, стирать со столов.

Одевание-раздевание

-Умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

-Правильно размещать свои вещи в шкафу;

-Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей;

-Аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду;

— Аккуратно ставить обувь.

Умывание

Совершенствовать навыки умывания;

Намыливать руки до образования пены тщательно смывать;

-Мыть лицо насухо вытирать полотенцем;

-Своевременно пользоваться носовым платком;

-Регулярно утром и вечером чистка зубов, полоскание рта после еды;

-Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате;

-Умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости;

— Привычку следить за чистотой тела.

Заправка кровати

-Поправлять простыню;

-Накрывать покрывалом ровно и красиво;

-Подушка красиво расположена на покрывале, одинаково, как у всех;

-Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, класть подушку в чистой наволочке;

Количество диагностируемых детей: 6 человек.

Период диагностики: январь 2018года по июнь 2018 года

Начальная диагностика по сформированности навыковсамообслуживания.

Критерии трудовых умений и навыков по самообслуживанию воспитанников 6-7 лет:

Низкий уровень ( 1-2)- Воспитанник выполняет действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности недостаточно выраженно, ожидает помощь даже в освоенных микропроцессах.

Средний уровень( 3-4)- Воспитанник выполняет действия самостоятельно, требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выраженно стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам.

Высокий уровень (5-6) — Воспитанник выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

По результатам наблюдений, бесед с воспитанниками, на основании разработанных критериев по трудовым навыкам самообслуживания выведена следующая таблица -№1

Таблица №1

Результаты диагностики по выявлению исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.

Прием пищи

Умывание

Одевание, раздевание,

опрятность

Заправка кровати

итог

Нечаева Полина

2

2

3

2

2,3

Нечаев Сережа

2

2

2

2

2

Ласточкин Макар

2

2

2

1

1,8

Просвиряков Ваня

3

3

2

2

2,5

Смертин Ваня

4

3

4

3

3,5

Смирнов Женя

4

3

3

2

3

итог

2,8

2,5

2,7

2,2

Низкий уровень (1-2)- Воспитанник выполняет действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности недостаточно выраженно, ожидает помощь даже в освоенных микропроцессах.

Средний уровень(3-4)- Воспитанник выполняет действия самостоятельно, требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выраженно стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам.

Высокий уровень (5-6) — Воспитанник выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику

Вывод:

Результат показал, что у воспитанников навыки самообслуживания сформированы на низком уровне — 67% (4 воспит.), а 33% (2 воспит.) на среднем уровне. Исходя из результатов, таблицы мы наблюдаем, что с навыками заправки кроватей у детей проблемы, так же существуют проблемы и с навыками умывания, одевания и раздевания. Немного лучше воспитанники владеют навыками приема пищи, но уровень сформированности навыков приема пищи, на низком уровне. Воспитанники выполняют действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности недостаточно выражено, часто ожидают помощь даже в тех действиях, которыми владеют. Исходя, из этого результата построена диаграмма.

Соответственно необходимо в процессе реабилитационной смены воспитанника направить работу на привития и формирования навыков самообслуживания по приему пищи, умыванию, одеванию и раздеванию, и особенно обратить внимание на то, как ребенок заправляет кровать.

Рис. №1

Итоговая диагностика по сформированности навыков самообслуживания.

Для подведения итогов по сформированности навыков и умения самообслуживания у воспитанников 6- 7 лет использовались те же формы: наблюдение, беседы. После проведенной работы, применения различных методов: это убеждение, контроль, систематическое напоминание, показ, объяснения. Использование различных форм занятий и практических упражнений. На основании тех же критериев заполнена таблица:

Прием пищи

Умывание

Одевание, раздевание,

опрятность

Заправка кровати

итог

Нечаева Полина

4

4

4

4

4

Нечаев Сережа

4

4

3

3

3

Ласточкин Макар

4

4

3

3

3,5

Просвиряков Ваня

4

4

4

3

3,8

Смертин Ваня

5

5

5

5

5

Смирнов Женя

5

5

5

5

5

итог

4,3

4,3

4

3,8

Низкий уровень ( 1-2)- Воспитанник выполняет действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности недостаточно выраженно, ожидает помощь даже в освоенных микропроцессах.

Средний уровень( 3-4)- Воспитанник выполняет действия самостоятельно, требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выраженно стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам.

Высокий уровень ( 5-6)- Воспитанник выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

Вывод:

Таким образом, проанализировав уровень сформированности навыков самообслуживания можно отметить, что в группе произошли значительные улучшения результатов. Повысился средний уровень- 67% (4 воспит) и появился высокий уровень сформированности навыков самообслуживания- 33%, результат по низкому уровню отсутствует.

Воспитанники научились выполнять действия самостоятельно, только иногда требуется помощь взрослого в выполнении контроля качества. У детей появилось стремление к самостоятельности в самообслуживании, появился опыт, умения , дети приобрели навык. . По предложению воспитателя охотно оказывают помощь сверстникам. На основании результатов таблицы строим диаграмму.

Общие выводы и рекомендации

Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у воспитанников этой группы уровень сформированности трудолюбия по навыкам самообслуживания значительно улучшился. Дети поступили в центр с низким уровнем умений и навыков по самообслуживанию. Не владели навыками заправки постели, приема пищи, умывания, вызывали сложность процесс одевания и раздевания. Отсутствовал навык опрятности и аккуратности. После проведенной работы воспитанники научились правильно заправлять кровать, в системе пользоваться процессом умывания, следить за своими вещами, правильно, последовательно одеваться и раздеваться. Появился навык приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами, умение прибирать за собой свое место. У воспитанников появилась самостоятельность в принятии решений.

Для воспитания дальнейшего трудолюбия по формированию навыков самообслуживания у воспитанников воспитателю необходимо, продолжать наблюдать за воспитанниками, своевременно направлять их действия.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у воспитанников самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников. Для достижения наибольших качественных результатов необходимо продолжать работу по формированию у воспитанников навыков самообслуживания и добиваться лучших показателей.

Список используемой литературы

Интернет ресурсы:

1.https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2012/01/05/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-i-mladshego

Сапрыкина Светлана Николаевна

Опубликовано 05.01.2012 — 13:24 — Сапрыкина Светлана Николаевна

2. https://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/article-31009-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-6-let-navyiki-samoobsluzhivaniya/

3. https://www.2vg.ru/pedagogika/analiz_i_diagnostika_trudovyx_umenij_i_i2.html

4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.

5. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.

6. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

7. Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л.В.Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45-54.

8. Авторский коллектив: Т. И. Бабаева, проф. Гогоберидзе, М.В. Крулехт и др. Научно — методическое пособие « Мониторинг в детском саду»

Источник

Надежда Новожилова
Формирование навыков самообслуживания

Важное значение в жизни человека имеет труд, причем труд добросовестный, в котором нет места лени, нерадению и неаккуратности.

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание — это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи, купание, умывание, уборка постели и комнаты и т. д.).

Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе. Оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства. В детских учреждениях обучение самообслуживанию составляет целое направление работы специалистов. С детьми, не посещающими детские сады, занимаются родители.

Помощь родителей в зависимости от возраста ребенка может осуществляться на различных уровнях:

– совместное действие, сопровождаемое комментарием;

– частичная помощь действием;

– помощь в начале действия;

самостоятельное осуществление действия ребенком под комментарий родителя;

– полностью самостоятельное осуществление действия ребенком.

В соответствии с современными требованиями содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребёнка в данной области в соответствии с физическими и психическими возможностями детей. (Слайд 2).

Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процессов самообслуживания возникает и активно развивается уже на втором году жизни, когда ребёнок способен сам пить и есть, надеть или снять маечку, платье, намылить руки и пр. Как видим, раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направлены на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность. Осуществляется переход ребёнка от общей оценки к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие (Слайд 3).

В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Это приводит к освоению качественно иной социальной позиции, связанной с осознанием себя как субъекта.

Самообслуживание как вид труда объединяет одевание, раздевание, умывание и пр. Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, воспитатель помогает ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и пр., из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.).Каждому из микропроцессов свойственны: целеполагание, набор определённых действий, своя последовательность выполнения, контрольно – проверочные умения, результат. Поэтому, именно в микропроцессах, у детей впервые возникают постановка цели, поиск и освоение способов её достижения, зарождаются контрольно – оценочные умения (Слайд 4).

Исследовательская работа в дошкольных учреждениях позволила выявить основные педагогические условия овладения ребёнком позиции субъекта в самообслуживании (Слайд 5).

1. Последовательное освоение ребёнком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса.

2. Наличие у воспитателя многообразия приёмов, стимулирующих стремление ребёнка к самостоятельности, освоение способов самоконтроля, оценки результата и его коррекция для достижения удовлетворительного качества.

3. Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребёнку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных особенностей.

4. Создание в группе развивающей материальной среды.

5. Взаимодействие воспитателя с родителями малышей.

Я как воспитатель ставлю перед собой ряд задач (Слайд 6):

1. Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку и т. д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.).

2. Научить соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом во время еды.

3. Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования; правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы).

4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.

5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и т. д.)

В детском саду созданы основные условия для успешного формирования навыков самообслуживания: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых (Слайд 7).

Работа по формированию навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ необходимо поддерживать у детей стремление к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. Приучать детей этого возраста к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. После 1 года малышей учат, есть ложкой густую пищу, а после 1,6 мес. — суп. В этом возрасте уже необходимо приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого, после еды благодарить взрослого (как умеют). По мере взросления ребенка его продолжают учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Взрослый должен сознательно содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам необходимо приучать ребёнка раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, расстёгнутые сапоги или туфли, рейтузы, шорты и колготки).К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и одевать перечисленные одежду и обувь в определённом порядке. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, причёску, аккуратно и в определённой последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание на порядок в комнате.

Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).

Кроме того, необходимо уже в этом возрасте воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Для этого взрослому нужно неуклонно продолжать формировать поведение детей,соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать; не шуметь, когда дети ложатся спать; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать.

Закрепляют умение благодарить после еды взрослых, задвигать стул. У малышей до 3 лет процесс самообслуживания связан с процессами одевания, раздевания, приёма пищи, а также с соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т. п.). Зачастую усилия детей раннего возраста, т. е. до 3 лет, не достигают результата (туфли не одеваются, обе ноги попадают в одну штанину, пуговицы «влезают в чужие домики» и т. п.). Малыши стараются, именно поэтому взрослому не стоит спешить ему на помощь, пусть ребенок попытается что-то сделать самостоятельно. Когда ребенок попросит о помощи, прежде чем помочь ему, похвалите его за проявленное трудолюбие.

Формирование навыков самообслуживания в этом возрасте начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом педагог старается создать хорошее настроение у детей, используя стихотворения, потешки,песенки: «Чистая водичка моет Лизе личико, Сереже ладоши, а пальчики – Алёше».

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними.Она сопровождает свои действия словами: «Вот кукла Маша сняла шапку и положила её на верхнюю полку в шкафчик. Посмотри, Маша, сейчас Серёжа и Алена снимут шапки и положат их в шкафчик на полку». И так далее. В процессе обучения необходимо доброжелательное поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность ребят, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий.

Дети 2-3 лет с помощью взрослого учатся раздеваться в определённой последовательности (расстёгивают пуговицы спереди, молнии, застёжки на обуви, аккуратно складывать вещи.

У ДЕТЕЙ С 3 ДО 4 ЛЕТ необходимо развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранять их стремление к самостоятельности, которое является самым великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От воспитателя требуется огромное терпение, педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.

Как и для детей до 3-х лет, решающую роль имеют игровые приёмы. Именно они помогают воспитателю более активно воздействовать на ребёнка. Предположим, воспитатель вносит новую большую куклу и говорит детям, что она будет жить с нами. Дети знакомятся с куклой, выделяют ей место в шкафу для одежды, в комнате, где спят дети вместе с воспитателем устанавливают кроватку, в кухне отводят место за столом, где она будет кушать и т. д. затем учат куклу навыкам самообслуживания, а кукла в свою очередь даёт оценку действиям детей. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Это особенно важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера: «Посмотрите, как Лиза правильно и быстро сапожки надела».

При обучении детей навыкам самообслуживания даёт хороший результат чтение потешек, небольших стихотворений. «Буль, буль, буль, журчит водица. Все ребята любят мыться».Или: «Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться»— приговаривает воспитатель, одновременно показывая детям приёмы умывания.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть,понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».

Действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др.Сюжеты воспитатель вполне может придумать сама: «Как зайка умывается», «Как медвежонок учит Зайку есть красиво и правильно» и т. п.

Педагогу следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести на батарею для просушки после прогулки мокрые варежки и т. п. не следует одобрять небрежность и неряшливость.

Кроме того, следует поощрять попытки детей помогать друг другу. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания случаи иждивенчества.

У ДЕТЕЙ С 4 ДО 5 ЛЕТ необходимо совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Следует приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать). Педагогу необходимо воспитывать у ребёнка этого возраста стремление быть всегда аккуратным, опрятным.

Усложнением в навыках по самообслуживанию для этого возраста детей является формирование у них навыка и умения самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания работы за столом – рисования, лепки, аппликации (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.).

Но педагог продолжает совершенствовать и те навыки самообслуживания, которыми дети овладели ранее. Дети этого возраста вполне самостоятельно могут одеваться и раздеваться, аккуратно повесить вещи, мыть самостоятельно руки по мере загрязнения, есть, пользуясь вилкой и ножом. Но контроль за правильным и добросовестным выполнением операций по самообслуживанию необходим. Поскольку дети 4-5 лет большие фантазёры и им необходимо поделиться своими фантазиями, это зачастую отвлекает их, особенно во время одевания (на прогулку, после дневного сна). Поэтому детей именно этого возраста надо приучать начинать процесс одновременно и одновременно заканчивать его.

Постепенно содержание труда расширяется. Педагог должен уделять внимание формированию исполнительности,умению доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематического контроля действий ребёнка.

В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи. Но необходимо следить за тем, чтобы дети не злоупотребляли добротой братьев или сестёр. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки по самообслуживанию.

В этом возрасте чаще использовать такие методические приёмы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребёнка. Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что приём объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить ребёнка делать простейшие выводы,устанавливать причинно-следственные связи: не убрал вещи на место после прогулки, будешь потом долго искать; не повесил аккуратно вещи, после сна будешь ходить в мятой одежде, и т. д.

У ДЕТЕЙ С 5 ДО 6 ЛЕТ продолжают вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

Задача педагога состоит в том, что он должен совершенствовать у дошкольников этого возраста умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

Воспитателю следует закреплять умение замечать и самостоятельно устранять неполадки в своём внешнем виде. В этот возрастной период нужно формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам своих братьев, сестер, сверстников. Развивать желание помогать друг другу.

Таким образом, продолжается работа воспитателя по совершенствованию навыков самообслуживания. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно (понимал необходимость чистить зубы, полоскать рот после еды и т. д.); видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не почистил ботинки – они имеют неряшливый вид; поспешила, не причесалась – волосы лезут в глаза).

В этом возрасте дети самостоятельно одеваются и раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафу. У ребенка продолжают воспитывать потребность в чистоте. Он должен без напоминаний взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые делают это наспех, поэтому необходим контроль выполнения процесса. Целесообразно следить за тем, пользуются ли ребенок носовым платком, бережно ли относится к своим личным вещам.

Воспитатель должна приучать ребенка 5-6 лет бережно относиться к своим вещам, чистить, просушивать одежду и обувь.

Ребенок этого возраста уже вполне умеет пользоваться ножом и вилкой. Его обучают есть аккуратно, красиво, не разговаривать с набитым ртом.

В процессе совершенствования навыков самообслуживания у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам. Воспитатель обязательно отмечает случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ актуальным остается воспитание потребности трудиться. В формировании навыков самообслуживания необходимо продолжать закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Кроме того необходимо приучать ребёнка этого возраста относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к непосредственно образовательной деятельности, проводимой за столом, без напоминания по окончании работы убирать своё рабочее место.

Несмотря на то, что многие навыки у ребёнка уже сформированы, некоторые действия (мытьё рук, чистка зубов, полоскание рта после еды, подчас выполняются формально. Воспитателю от случая к случаю необходимо напоминать ребёнку о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая ему, что небрежность в выполнении тех или иных действий может привести к печальным результатам (стоптанные задники туфель будут натирать ноги и т. п.).

Дети в этом возрасте способны следить не только за своим внешним видом, но и за внешним видом своего младшего брата или сестры. Они уже вполне могут, по подсказке воспитателя, в тактичной форме предложить помощь своему братику или сестренке, подсказать, что у него или у неё не так во внешнем виде.

Периодически воспитатель должен контролировать, как дети поддерживают порядок в своих шкафах и ящиках столов. Это задание педагог может поручить ребёнку.

В этом возрасте следует приучать ребёнка при необходимости стирать свой носовой платок, испачканные носки, ленточку, мешочек для спортивной формы, сметать с нижней полки шкафчика для обуви песок, принесённый на подошвах обуви.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Источник