Карта развития ребенка в доу образец дефектолога

(скачать файл можно внизу страницы)
Индивидуальная
дефектологическая карта развития ребёнка
Анкетные данные
Фамилия, имя
_____________________________________________________________________
Дата рождения
_________________________________
Домашний адрес _____________________
Из какого д/сада поступил ____________________
Дата поступления ребенка в группу
_____________
Анамнез
От какой беременности
по счёту ________________________________________________________
Характер беременности ___________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные,
обезвоженные, затяжные)_______________________________________
Вес и рост при рождении __________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесённые
заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре —
до года, после года)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о ходе речевого развития
Первые слова __________________________ (с какого возраста)
Первые фразы ______________________________ (с
какого возраста)
Прерывалось ли речевое развитие
_____________________
Неврологический
статус:
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Общее развитие ребенка
I. Общие сведения
1. Легко
ли вступает в контакт при обследовании _______________________________________
2. Представления
ребёнка о себе и ближайшем окружении ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II.
Характеристика интеллектуальной деятельности
1. Особенности
восприятия:
а) восприятие предмета, картинки (узнавание
предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________________
б) выделение в предмете существенных деталей, частей____________________
в) умение дорисовывать предмет__________________________
2. Восприятие пространства:
а) верх – низ
____________________
впереди — сзади __________________
б) различает правую и левую сторону на своём теле, на теле другого человека
в) может сложить разрезанную предметную картинку
г) понимание предлогов
3. Восприятие величины и количества:
Понимает соотношения:
—
больше —
меньше
—
столько
же
—
один —
много
4. Восприятие цвета:
а) соотношение объектов по цвету
б) узнавание и называние цвета
в) выделение цвета в окружающей среде
5. Восприятие формы
а) знает,
дифференцирует основные геометрические фигуры
б) выделение формы в рисунке
6. Восприятие времени
а) знает части суток
б) знает времена года
в) дни недели
Ш. Состояние общей и мелкой моторики
IV. Произвольное внимание, работоспособность
v. Особенности памяти:
а) зрительная
б) слуховая
в) ассоциативная
г) словесно-логическая
д) быстрота запоминания
VI. Особенности мышления:
а) способность
к обобщению
б) подбор обобщающего слова
в) исключение («4-ый лишний»)
г) понимание
серии картинок, связанных единым сюжетом
д) установление причинно-следственных связей
е) придумывание начала и конца рассказа по серии картинок
ж) понимание
подтекста, загадок
VII. Особенности речи:
а) регулирующая функция речи
б) объём
пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)
в) объём активного
словаря (по картинкам)
г) фонематический
слух
д звукопроизношение
е) связная речь:
— рассказ по картинке
— пересказ короткого
текста
— рассказ по картинке
_________________________________________________________
— рассказ по серии
картинок
VIII. Развитие элементарных
математических представлении
1. Пересчёт предметов
2. Соотнесение
данного количества предметов с количеством пальцев
3. Счётные
операции:
а) на конкретном материале — счет
вслух
б) на конкретном материале — счёт «про себя»
в) отвлечённо
4. Решение простых задач:
а) на конкретном материале
б) отвлечённо
5. Придумывание простых задач:
а) на конкретном материале
б) отвлечённо
IX. Конструктивная деятельность
1.
Умение
строить по образцу
2.
Умение
строить самостоятельно
3.
Умение
строить по графическому рисунку
X. Особенности социально-волевой сферы
1. Эмоциональная
реакция на сам акт обследования
2. Характер
деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса
б) наличие самоконтроля в деятельности
3.Способность переноса
показанного способа действия на аналогичные задания
4.Критичность
к оценке своей деятельности
5.Эмоциональная
устойчивость поведения
6.Контактность
в общении с взрослыми, детьми
Заключение по результатам обследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Консультации специалистов
«______»______________20____ г.
Учитель-дефектолог — .
Источник
Карта дефектологического обследования №2
Фамилия, имя, возраст___________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Диагноз_________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________________________________________________________
Оцениваемая характеристика | Актуальный уровень развития | Динамика развития в ходе реабилитации | |||||
1 | Уровень сформирован-ности взаимодействия | 1 | 2 | 3 | Без изме-нений | Незначительные улучше-ния | Улучшения |
Контакт | Нарушение контакта | Избирательный контакт | Контактен | 1 | 2 | ||
Эмоциональное восприятие | Негативное | Безразличное | Положительное | 1 | 2 | ||
2 | Уровень развития моторики | ||||||
Ведущая рука | Правая | Левая | Амбидекстр | 1 | 2 | ||
Координация движений | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
Графические навыки | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 1 | 2 | ||
Пальцевая моторика | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
3 | Конструктив -ный праксис | Не сформирован | Частично сформирован | Норма | 1 | 2 | |
4 | Представления об окружающем | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 1 | 2 | |
5 | Развитие речи | ||||||
Понимание обращенной речи | Не сформировано | Частично сформировано | Норма | 1 | 2 | ||
Состояние экспрессивной речи | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
6 | Пространственно-временная ориентация | ||||||
Ориентация в схеме тела, пространстве | Не сформировано | Частично сформировано | Норма | 1 | 2 | ||
Определение временной последователь-ности | Не сформировано | Частично сформировано | Норма | 1 | 2 | ||
7 | Восприятие | ||||||
Зрительный гнозис | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
Слухо-моторная координация | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
Стереогноз | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
8 | Особенности внимания | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | |
9 | Особенности памяти | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | |
10 | Особенности мышления | ||||||
Развитие наглядных форм мышления | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
Словесно-логическое мышление | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
11 | Сформированность учебных навыков | ||||||
Математика | |||||||
Представления о числах и цифрах | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 1 | 2 | ||
Счёт прямой | Отсутствует | Механический | Осмысленный | 1 | 2 | ||
Счёт обратный | Отсутствует | Механический | Осмысленный | 1 | 2 | ||
Вычислитель-ные навыки | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 1 | 2 | ||
Навыки решения задач | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 1 | 2 | ||
Характерные ошибки: | |||||||
Русский язык | |||||||
Навыки каллиграфичес-кого письма | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 1 | 2 | ||
Навыки орфографичес-кого письма под диктовку | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 1 | 2 | ||
Навыки списывания текста | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 1 | 2 | ||
Выполнение грамматических заданий | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
Характерные ошибки: | |||||||
Чтение | |||||||
Темп чтения | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
Способ чтения | Побуквенное | Послоговое | Словесно-фразовое | 1 | 2 | ||
Понимание прочитанного | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 1 | 2 | ||
12 | Работоспособ-ность | Низкая | Средняя | По возрасту | 1 | 2 |
Направления коррекционной работы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество занятий___________ Эффективность___________________________________________
Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере ________________ ___________________
Зав. ОППП ________________ ____________________
Источник
логопедическое обследование безречевого ребенка
Подготовительная часть:
Сбор анамнеза (анкетирование родителей).
Основная часть:
— Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).
Исследование слуховых функций и фонематического восприятия
1. Наличие реакции на голос.
Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.
2. Различение неречевых звуков.
Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)
2 игрушки___________ .
3 игрушки __________ .
Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).
3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.
Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).
Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).
Выявление объема и точности словаря
1. Показать игрушки: «Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».
Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)». Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…). Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).
Показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.
2. Знание слов обобщающего характера:
Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы: «Найди посуду» (игрушки, одежду и др.). Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост). «Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».
3. Соотнесение предметов с их назначением.
Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку. Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?». Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.
4. Выяснение объема глагольной лексики.
Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)». «Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».
Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).
5. Понимание названий признаков предметов.
«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)». «Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)». «Где красный (желтый, синий) мячик?».
Выявление дифференциации элементарных грамматических форм
1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
«Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».
2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения.
«Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».
3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».
Понимание предложений
Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)». Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».
Изучение неречевых функций
1. Ориентировка в окружающем пространстве.
Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».
Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне
Источник
Определение ситуации по характерному шуму
бросаем мяч о стол
характеристика______________________________________
режем бумагу
характеристика______________________________________
листаем книгу
характеристика______________________________________
Особенности работы_________________________________
в) Тактильное восприятие
нахождение на ощупь заданного предмета
Особенности работы___________________________________________
определение предмета на ощупь через ткань
Особенности работы___________________________________________
Обследование памяти
г) зрительная память
запоминание с первого предъявления 6 картинок и нахождение их среди фоновых (фоновые близкие):
Предъявляем: пирамидка, юла, лопатка, лошадка, коляска, самолет +4 фоновых картинки
Находит______________________________________________________
предъявляем: ваза, ведро, чайник, стакан, кастрюля +4 фоновых картинки
Находит______________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
запоминание с первого предъявления 6 картинок и нахождение их среди фоновых (фоновые резко отличаются):
предъявляем 6 игрушек среди одежды
Находит______________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
запоминание предметов в показанной последовательности и называние их в этом порядке (среди фоновых) без опоры на зрение в момент говорения:
Предъявляем машина, лодка, велосипед, троллейбус, самолет +2
Называет_______________________________________________
запоминание предметов в показанной последовательности и называние их в этом порядке (среди фоновых) с опорой на зрение в момент говорения:
Предъявляем корова, верблюд, собака, лошадь+2
Называет_______________________________________________
линейная память: восстановление заданного ряда, чего не стало в ряду, что изменилось в ряду.
Восстановление заданного ряда
Особенности работы_________________________________
Чего не стало в ряду
Ряд: тапочки, девочка, стул, лампа, мяч, юбка
Что убрали
Что называет
Лампу
Тапочки
мяч
Особенности работы________________________________
Что изменилось в ряду
Ряд: шкаф, юбка, стул, лампа, девочка, ножницы
Изменения: вместо девочки – мальчик
Видит________________________________________________________
Изменения: ножницы и шкаф поменялись местами
Видит________________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
д) слуховая память
восприятие и воспроизведение ритмических рисунков
Особенности работы___________________________________________
запоминание слов в линейном порядке не обусловленных ситуацией:
Предъявляем: солнце, мост, мельница, комар
Называет________________________________________________
Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________
запоминание слов в линейном порядке, обусловленных ситуацией:
Предъявляем: осень, дождь, лужи, сапоги, зонтик
Называет________________________________________________
Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________
запоминание слов в заданном порядке и показ соответствующих предметных картинок без опоры на зрение в момент предъявления задания
Предъявляем: калоши, ботинки, сапоги, туфли
Называет и показывает_________________________________________
Особенности работы __________________________________________
запоминание слов в заданном порядке и показ соответствующих предметных картинок с опорой на зрение в момент предъявления задания
Предъявляем: олень, белка, еж, лиса, тигр
Называет и __________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Мышление
е) операции мышления: обобщение, сериации, исключения понятия
Обобщение
объединение в группу предметов, одинаковых по цвету
Инструкция: «Собери все синее (красное и т.д.)
Результат ____________________________________________________
объединение в группу предметов, одинаковых по форме
Инструкция: «Собери все круглое (квадратное и т.д.)
Результат ____________________________________________________
объединение в группу предметов, одинаковых по функциональному признаку
Инструкция: «Собери все, с чем можно играть…..обувать…..на чем ездить
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Сериации
расположение предметов по убыванию ведущего признака
Предъявляем 4 стакана, отличающихся высотой
Инструкция: «Расположи от самого высокого до самого низкого»
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 шарфов разной длины
Инструкция: «Расположи от самого длинного до самого короткого»
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 юбок разной ширины
Инструкция: «Расположи от самой широкой до самой узкой»
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Исключения понятия
по цвету
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем 4 синих круга + 1 красный
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 красных квадратов + 1 синий
Результат ____________________________________________________
по форме
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем тарелка, шарик, цветок, клубок + книга
Результат ____________________________________________________
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем печенье, платок, сумка, часы + праздничный колпачок
Результат ____________________________________________________
по функциональному признаку
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем 4 игрушки + 1 обувь
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 4 предмета посуды + 1 мебель
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 4 предмета одежды + 1 обувь
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Элементарные математические представления
ж) Счет и арифметические действия
Счет на конкретном материале в пределах 5
количественный счет:____________________________________
порядковый счет:_________________________________________
Отнесение последнего числа ко всей группе предметов
Сравнение двух групп предметов
Какие группы предметов сравниваем, например 4 грибочка + 3 елки
Скажи сколько грибов?_______ А сколько елок?__________
Чего больше?__________ Чего меньше? _______
Как сделать так, чтобы и елок и грибов стало поровну? (двумя способами)
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Геометрические формы
Покажи где?
(отмечаем +/-)
Скажи, что это?
(отмечаем +/-)
Круг
Квадрат
Треугольник
прямоугольник
Знание эталонов цвета
Покажи где
(отмечаем +/-)
Скажи, какой цвет (отмечаем +/-)
Красный
Желтый
Синий
Красный
Зеленый
Черный
Белый
Коричневый
Пространственно – временные представления
Ориентировка в пространстве
умение двигаться в заданном направлении
Инструкция: «иди вперед_____ назад_____ влево_____ вправо_____ повернись налево______ направо_____ подними голову вверх________ опусти голову вниз____»
Примечание: отмечаем, с каким заданием справился ребенок.
обозначение положения предмета по отношению к себе
Ориентировка в схеме тела Ориентировка во временах года Покажи где
(отмечаем +/-)
Назови, какое время года
(отмечаем +/-)
Зима
Лето
Осень
весна
ориентировка в частях суток
Покажи где
(отмечаем +/-)
Назови, какое время года
(отмечаем +/-)
Утро
Вечер
День
Ночь
Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая сторона)
Оборудование: магнитная доска, магнит (можно какого – либо персонажа, например птичка).
Инструкция: «Смотри, это птичка, сейчас она отправится в путешествие. Посади птичку на верхний край доски, на правую сторону, на левую сторону, теперь она хочет походить внизу доски».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на альбомном листе (верх/низ, правая/левая сторона, центр листа)
Обследование проводится аналогично предыдущему.
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку)
Оборудование: лист А4, который расчерчен в клетку, размер клетки 3 см на 3 см, фломастер.
Инструкция: «Как называются фигуры, которые ты видишь на листе? Обведи одну клетку. Поставь точку внутри любой клетки».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку)
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Мелкая моторика и графомоторные навыки
з) Обследование мелкой моторики
Ведущая рука (правая/левая) __________________________________
Умение пользоваться ножницами (резать лист бумаги по нарисованный линиям (прямые, дугообразные); вырезать квадрат).
Результат (отмечаем, что смог сделать ребенок, умеет или не умеет пользоваться ножницами)____________________________
Умение работать с пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3 – частей)
Результат________________________________________________
Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы)
Результат________________________________________________
Движение отдельных пальцев
Наличие тонких дифференцированных движений
и) Графомоторные навыки
Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контур
Результат________________________________________________
Умение правильно держать к