Карта развития ребенка в детском доме
Методическая разработка
«Социальная карта воспитанника детского дома»
Ф.И.О. воспитанника ______________________________________________
__________________________________________________________________
Карту заполнил (ответственный)_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ при поступлении в детский дом
3. Дата поступления в детский дом
4. Откуда прибыл
5. С кем поступил (братья, сестры)
6. Причины и обстоятельства поступления
7. Постановление об определении ребенка в воспитательное учреждение
8. Социальный статус ребенка при поступлении:
а) Сирота.
б) Оставшийся без попечения родителей — причины:
родители лишены родительских прав (причины: отказ родителей от воспитания ребенка, невыполнение родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми);
родители ограничены в родительских правах;
родители в местах лишения свободы;
по суду признаны без вести отсутствующими;
в) Находящийся в трудной жизненной ситуации
История жизни
Наименование учреждения | Дата поступления | Дата выбытия | Обстоятельства и причины перевода (выбытия) | ||||||
Обучение | |||||||||
Прохождение классов | Наименование образовательного учреждения | Учебный год | Результаты обучения. Причины перевода | ||||||
Правонарушения, зафиксированные у ребенка до поступления в детский дом | |||||||||
Учет в ПДН, КДН и иЗП а) причина б) в каком возрасте в) как долго (временной период) | |||||||||
Обсуждение на комиссии по делам несовершеннолетних: возраст — причина — решение КДН | |||||||||
Уголовная ответственность: возраст — причина — приговор | |||||||||
III. СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ РЕБЕНКА 1. Сведения о биологических родителях | |||||||||
Мать | Отец | ||||||||
Фамилия, имя, отчество | |||||||||
Дата рождения | |||||||||
Место рождения | |||||||||
Национальность | |||||||||
Работа (где, когда, кем работали, последнее место работы) | |||||||||
Семейное положение а) вступление в брак (когда, где, с кем Ф.И.О., повторные браки) б) вне брака в) состав семьи (с кем проживают в настоящее время) | |||||||||
Дети: а) Ф.И.О. б) дата рождения в) где находятся | |||||||||
Лишение родительских прав в отношении нашего воспитанника, других детей | |||||||||
Привлечение к административной ответственности | |||||||||
Привлечение к уголовной ответственности | |||||||||
Состояние здоровья родителей | |||||||||
Возраст родителей к моменту рождения воспитанника | |||||||||
Соматическое здоровье (хронические заболевания, инвалидность) | |||||||||
Психическое здоровье (хронические заболевания, инвалидность) в том числе: а) алкоголизация б) употребление наркотиков | |||||||||
Наследственность по линии матери и отца (бабушки, дедушки, тети, дяди, др. родственники): а) отягощена психическими заболеваниями (какими) б) отягощена соматическими заболеваниями (какими) в) не отягощена |
Если ребенок проживал не в семье биологических родителей то, нужно также дать сведения о лицах, замещавших родителей до поступления в детские воспитательные учреждения.
Статус семьи: (опекуны, усыновители, приемная семья, родственники)
Период пребывания ребенка в данной семье (даты, возраст ребенка) ____________
____________________________________________________________________
Ф.И. О. замещающих родителей
Мать
Отец
Дата рождения
Возраст в момент взятия ребенка в семью
Место работы
Семейное положение
Причина, побудившая взять ребенка
Состояние здоровья
Причины отказа от ребенка
2. Социально-психологические особенности семьи, в которой проживал ребенок до поступления в детский дом_
Характер взаимоотношений между родителями:
взаимопонимание, согласие
доброжелательные
доминирование (отца, матери)
конфликты, ссоры, драки
напряженные отношения, с частым расхождением во мнениях
пренебрежение, неприязнь между матерью и отцом, не считаются с мнением друг друга каждый сам по себе — параллельное существование, «изоляция», равнодушие
Стиль семейного воспитания Оценку стиля воспитания предлагаем проводить по классификации Э.Г. Эйдемиллера. Для этого оценивать такие черты воспитания:
1. Уровень протекции (заботы) в воспитании.
2. Полнота удовлетворения потребностей ребенка
3. Количество и качество требований к ребенку (степень предъявления требований к ребенку, степень запретов, строгость санкций).
4. Постоянство стиля воспитания.
Создание условий для развития ребенка
Родители создавали (не создавали) условия для правильного развития ребенка: совместная деятельность, общение, интерес к делам ребенка, контроль, режим дня, распределение обязанностей и пр.
Характер отношения ребенка к членам семьи (к отцу, к матери, к братьям, сестрам, к бабушке, дедушке и др. другим членам семьи). Зависимость (не принимает самостоятельных решений, во всем ориентируется на мнение родителей, зависит от их настроения, расположения).
Ровная привязанность, теплые доверительные отношения.
Безразличие, отстраненность, незаинтересованность в контактах
с родственниками.
Отвержение, неприятие.
Выраженный негативизм (т.е. стремление делать все наоборот, в противовес требованиям, просьбам, предложениям родителей, часто говорит «нет», «не хочу», «не буду».).
Враждебность, агрессивность.
Предпочтение кого-либо из членов семьи.
Страх.
Пассивная подчиняемость.
Противоречивое (амбивалентное) отношение, например, сочетание привязанности и негативизма
Наличие социального неблагополучия в семье:
а) аморальный образ жизни родителей (пьянство, алкоголизм, тунеядство, употребление наркотических веществ), наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов, пренебрежительное отношение к труду и другим гражданским обязанностям;
б) неумение и нежелание благопристойно, уважительно по отношению друг к другу вести себя в повседневном общении — культ насилия как способ общения, психическое и физическое насилие (в бытовом общении используются нецензурные слова, оскорбительные выражения, грубый тон, жестокость, цинизм, побои, издевательство);
в) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость, деспотизм;
г) противоправное поведение родителей, других членов семьи, вовлечение в противоправные действия детей (проституция, кражи, распространение наркотических веществ, вымогательство и т.д.)
Заключение о характере влияния семьи на ребенка:
1. Наличие в семье неблагоприятных факторов, повлиявших на здоровье ребенка, его развитие, социальную адаптацию (наследственность, неблагоприятные условия жизни, отношения, стиль воспитания в семье). Для этого нужно перечислить отмеченные выше факторы риска и сделать вывод о характере влияния семьи на ребенка (благоприятное, неблагоприятное, криминализирующее, психотравмирующее и пр.).
2. Отметить, если есть отчуждение ребенка от семьи, сохранились ли родственные чувства у ребенка и у родственников
Вывод:
3. Изменения в семье воспитанника, произошедшие в период его пребывания в детском доме
2. Жилищные условия
3. Материальное обеспечение
4. Привлечение к уголовной и административной ответственности.
5. Состояние здоровья (заболевания, инвалидность, смерть)
6. Изменения в составе семьи
7. Изменения семейного положения
IV. РОДСТВЕННИКИ ВОСПИТАННИКА
Ф.И.О.
родственника
Степень
родства
Дата
рождения
Место
жительства
Место
работы
Общение с ребенком до его поступления в детдом
Братья и сестры
Постоянное тесное общение, в какие годы.
Знакомы, эпизодическое общение.
Знал, но не общались.
Не знал о родственни-
ках
По линии матери
По линии отца
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поиск родственников воспитанника___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ И РОДСТВЕННИКАМИ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Частота встреч.
По чьей инициативе.
Сохранность родственных чувств по отношение друг к другу.
Результат общения
VI. РАБОТА ПО СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ВОСПИТАННИКА
2. Размещение информации о ребенке в СМИ
3. Подготовка ребенка к семейным формам устройства
4. Другие мероприятия
Расширение социальной сети
VII. ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ВОСПИТАННИКА
Характеристика жилья
Санитарное состояние
Аварийность
Кто проживает
2. Контроль имеющейся жилой площади по годам
20_
20_
20_
20_
Запрос сохранности жилья
Контроль оплаты коммунальных услуг
Изменения
3. Работа по предоставлению жилой площади, в случае отсутствия закрепленного жилья или невозможности проживания в нем
Основание для постановки на учет
Постановка на учет
Судебное разбирательство
Предоставление жилья выпускнику: Оценка пригодности: Характеристика жилья: Социальное окружение:
VIII. РАБОТА ПО ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ВОСПИТАННИКА
Установление гражданства
Документы, подтверждающие статус ребенка-сироты
Паспорт
Регистрация
ИНН
Страховое пенсионное свидетельство
Медицинский полис
Оформление пенсии и пенсионного удостоверения
Открытие счета в сберегательном банке
Источник
Ф.И.О.
Дата рождения:
Дата поступления:
от куда:
статус:
Группа воспитатель
Дата начало:
Дата когда выбыл: _________________________________________________
Сведения о воспитаннике
ФИО воспитанника |
Число, месяц, год рождения |
Дата поступления в детский дом |
Родина воспитанника |
В каком кружке занимается и где |
Состоит ли на учёте в КДН |
Дата поступления на дисциплинарный учёт |
Состоит ли на учёте в ВУК |
Состоит ли на учёте внутригрупповом |
Какая школа и в каком классе обучается |
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
20_ уч.год: (составляется каждый учебный год)
2. 1. какие положительные и отрицательные изменения в характере поведении, общении воспитанника произошли за прошедший год, указать возможныепричины этих изменений:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. 2. группировка основных проблем воспитанника /в учебе, поведении общении и т.п.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. 3. задачи индивидуальной воспитательной работы на текущий учебный год:
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.4 результаты выполнения поставленных задач:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты успеваемости
№ п/п | предмет | Учебный год 20.…/20.… | Учебный год 20.…/20.… | ||||||||
I чет | II чет | III чет | IV чет | год | I чет | II чет | III чет | IV чет | год | ||
Русский язык | |||||||||||
Литературное чтение | |||||||||||
Математика | |||||||||||
Английский язык | |||||||||||
Информатика | |||||||||||
Окружающий мир | |||||||||||
Физическая культура | |||||||||||
Трудовое обучение | |||||||||||
Музыка | |||||||||||
ИЗО | |||||||||||
Сумма оценок | |||||||||||
Средний балл |
Учебная карта
Учебная деятельность
Параметры | Мнение ученика | Мнение воспитателя | Мнение Учителя |
Предметы изучаемые с желанием | |||
Предметы Вызывающие трудности | |||
Предметы Которые хотели бы изучать дополнительно |
Оказание помощи при самоподготовки
Параметры | Мнение ученика | Мнение воспитателя |
Полностью самостоятелен | ||
Оказывается эпизодическая помощь | ||
Оказывается постоянная помощь |
Мои цели в 20_– 20_ учебном году: _________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Мои цели в 1 четверти: _____________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Мои цели во 2 четверти: ____________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Мои цели в 3 четверти: ______________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Мои цели в 4 четверти: ______________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Выполнение поставленных целей
Сведения об участии в областных, районных, и детского дома праздниках и мероприятиях
№ | Дата | Название мероприятия, праздника и исполняемая роль | Уровень | Поощрение, занятое место | Подпись |
1. | |||||
Ф.И. воспитанника класс
Критерии наблюдения | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв |
1 | Учебная деятельность:
| |||
2 | Взаимоотношение со сверстниками:
| |||
3 | Взаимоотношения со взрослыми:
| |||
4 | Проведение свободного времени:
| |||
5 | Отношение к труду:
| |||
6 | Поведение и поступки:
| |||
7 | Противоправные поступки:
|
Примечание:
Н – не наблюдается
И – иногда
Ч – часто
П – постоянно
Анамнестическая часть
Фамилия, имя ребёнка_________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата поступления___________________________________________
_____________________________________________________________
Особенности адаптации к данному учреждению___________________
_____________________________________________________________
Усвоение программы (школы, д/сада)____________________________
_____________________________________________________________
Отношение к школе, к учёбе____________________________________
_____________________________________________________________
Взаимоотношение со сверстниками______________________________
_____________________________________________________________
Любимые занятия в д/д_________________________________________
Любимые занятия в группе _____________________________________
Любимые занятия в свободное время_____________________________
_____________________________________________________________
Отношение с воспитателями (взаимопонимание, равнодушие, конфликты, агрессия)__________________________________________
Отношение с детьми группы____________________________________
Наличие друзей (сколько друзей, ф.и. ребёнка, со своей группы, с других групп, ребята старшего возраста…)_______________________
_____________________________________________________________
Поведение ребёнка в домашней обстановке: подвижен, хаотичен, легко возбудим, агрессивен, вялый, угрюмый, страхи (какие именно)______________________________________________________
_____________________________________________________________
Готовность к школе дошкольников
Познавательная деятельность (навыки чтения, письма, счёта)________
_____________________________________________________________
Соответствие своей возрастной группе___________________________
Краткая история настоящей проблемы ( как развивается, к каким специалистам хорошо – бы обратиться)___________________________
_____________________________________________________________
Рекомендация над чем надо работать_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_________________
Подпись педагога_____________________
Педагогическая часть
Краткая характеристика ребёнка.
Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________________
Возраст ребёнка___________________________________________________________________
Воспитатели непосредственно с ними работающие_____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие хронические заболевания имеются у ребёнка_____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткая характеристика поведения в группе___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кратка характеристика игры и общения :
со взрослыми___________________________________________________________
с детьми группы________________________________________________________
Речевое развитие ребёнка___________________________________________________________
Любимые ребёнком игры, занятия и другие виды деятельности___________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Любимое занятие, которым ребёнок может самостоятельно заниматься продолжительное время?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение ребёнка к проводимым занятиям в группе___________________________________
_________________________________________________________________________________
Успешность ребёнка на проводимых занятиях в группе__________________________________
_________________________________________________________________________________
Темповые характеристики выполнения деятельности____________________________________
Любимые игрушки ребёнка?________________________________________________________
Положительные качества ребёнка (из наблюдений)______________________________________
_________________________________________________________________________________
Какие черты характера настораживают в нём?__________________________________________
_________________________________________________________________________________
Какие склонности, задатки проявляются?______________________________________________
_________________________________________________________________________________
Черты характера,акцентуация_______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности памяти, речь, эмоции___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Соответствие развитию своего возраста_______________________________________________
_________________________________________________________________________________
Отношение к труду________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Какая мера поощрения на наш взгляд наиболее действенна?______________________________
_________________________________________________________________________________
Наши рекомендации_______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Дата заполнения______________ Подпись педагога _______________________
Формирование у дошкольников знаний по программе.
Показатели развития | Не сформировано | Сформировано не полностью | Сформировано полностью | Примечания | ||||||||||||||
н/г. | с/г. | к/г. | н/г. | с/г. | к/г. | н/г. | с/г. | к/г. | ||||||||||
1. Физическое развитие 1.1. Развитие движений: — мелкая моторика рук; — прыжки в длину с места; — сохранение статичного равновесия; — бег с преодолением препятствий; — отбивание мяча об пол. 1.2. Наличие полного спектра эмоционального состояния в движениях 1.3. Владеет КГН и понимает их необходимость | ||||||||||||||||||
2. Социальное развитие 2.1. Способность вступить в общение с кем бы то ни было. 2.2. Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу 2.3. Может в паре с другим ре-бенком выполнять задание 2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера. 2.5. Развиты: настойчивость уме-ние преодолевать трудности, чув-ство долга 2.6. Приобретение положитель-ного поведенческого опыта 2.7. Умение спокойно реагиро-вать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь. 2.8. Умение видеть, слышать, чувствовать другого человека 2.9. Психоэмоциональное состо-яние ребенка (отсутствует напря-женность, открыт для контакта, любознателен, активен, вырази-тельная мимика, готов к комп-ромиссам, нормальное течение речи) 2.10. Может найти занятие, соот-ветствующие собственному желанию. | ||||||||||||||||||
3. Развитие речи 3.1. Умение правильно произно-сить все звуки родного языка. 3.2. Грамматически правильное построение сложных предложений 3.3. Умение составлять связный рассказ по серии картинок 3.4. Умение использовать в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения 3.5. Умение вести диалог 3.6. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности 3.7. Собственно школьные навыки: — сформированность фонемного (звукового) анализа слова; — знание букв русского алфавита; — начальные навыки чтения; — математические умения | ||||||||||||||||||
4.Познавательное развитие 4.1. Имеет представления об окружающем мире. 4.2. Успешное овладение мысли-тельными операциями: — анализ (анализировать ситуацию, объяснять); — сравнение (находить сходства и различия предметов); 4.3. Наличие игровых умений и навыков и применение их в раз-личных видах игровой деятель-ности 4.4. Использует наглядные моде-ли и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий 4.5. Осуществляет деятельность по образцам и правилам 4.6. Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять 4.7. Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений. 4.8. Задает вопросы, эксперимен-тирует. | ||||||||||||||||||
5. Эстетическое развитие 5.1. Знание литературных произведений. 5.2. Умение эмоционально воспринимать содержание художест-венных и музыкальных произведений 5.3. Наличие спектра умений для публичных выступлений (владение голосом, выразительность, отсутствие страха и напряженности) 5.4. Создание художественных образов выразительными средствами (цвет, композиция, форма) в разных видах изобразительной деятельности 5.5. Способность к созданию нового рисунка, конструкторского образа, который отличается оригинальностью, вариативностью |
Примечание:
н/г. – данные на начало года или начало поступления ребёнка в детский дом.
с/г. – данные на середину года или на середину того времени как ребёнок поступил в
детский дом.
к/г. – данные на конец года или срок, когда ребёнка забрали домой.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ
Особенности развития:
1.1 Состояние здоровья (наличие хронических заболеваний – заполняет медицинский работник) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2 Общее соматическое состояние здоровья (заполняет медицинский работник) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(рекомендуемая группа для занятий по физической подготовки и др. особенности)
1.3 Психологическое состояние здоровья (заполняет педагог-психолог) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник