Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Речевая карта обследования
ребенка с тяжелыми нарушениями речи
1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в МОУ ЦППРК __________________________________________________________
7. Заключение ТПМПК от _________________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________
I. Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление способности к подражанию:
— «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
— «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II. Изучение слухового восприятия
Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III. Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное)___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV. Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V. Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
— покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
— покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
— покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
— покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
— покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
— покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)
— покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
— покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
— покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
— покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
— покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
— где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
— положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
— покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
— возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI. Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик)_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Звукопроизношение
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
Учитель-логопед МОУ ЦППРК ————————-
Источник
Ведение карт динамики развития для детей с тяжелыми нарушениями речи
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Раздел «Понимание речи» (понимание обращённой речи, инструкции, значения предлогов, числа, рода, падежа; пассивный словарь)
Понимание обращенной речи: понимание речи в полном объёме; понимание обращенной речи на бытовом уровне; понимание обращенной речи ограничено (ситуативно); непонимание обращенной речи.
Понимание инструкции: выполняет сложные речевые инструкции; выполняет простые речевые инструкции.
Пассивный словарь: понимание названий предметов (реальных и изображений на картинке); понимание значения слов; понимание простого сюжета; понимание лексико-грамматических конструкций; понимание значений слов, обозначающих предметы действия, признаки предметов.
Понимание различных форм словоизменения: дифференциация единственного и множественного числа существительных (показ по картинкам), предложно-падежных конструкций (показ по картинкам), существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показ по картинкам), глаголов с различными приставками (показ по картинкам). Понимание предложений (показ по картинкам).
Раздел «Общее звучание речи» (степень разборчивости речи, дыхательная и голосовая функции, состояние просодических компонентов речи)
Степень разборчивости речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость несколько снижена; речь смазанная; разборчивость не нарушена.
Состояние дыхательной и голосовой функций: тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объём дыхания (достаточный, недостаточный); направление голосовыдыхательной струи при речи; громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).
Особенности динамической стороны речи: темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), употребление основных видов интонации (вопросительной, повествовательной, побудительной).
Раздел «Артикуляционный аппарат (строение), артикуляционная моторика» (объём движений, тонус, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, отклонение кончика языка, саливация)
Анатомическое строение артикуляционного аппарата: губы (нормальные, толстые, тонкие; расщелина, шрамы, рубцы); зубы (нормальные, редкие, крупные, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие верхних или нижних резцов, диастема); челюсти (норма, прогения, прогнатия); прикус (открытый боковой, открытый передний: двусторонний, односторонний, глубокий, мелкий; нормальный); твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель); мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Состояние артикуляционной моторики: наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка.
Состояние мимической мускулатуры: наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок. Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.
Раздел «Звукопроизношение» (отсутствие, замены, смешения, искажение звуков)
При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, конце, середине; во фразах).
Раздел «Фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза» (дифференциация оппозиционных звуков, выделение звука из слова, первого, последнего звуков, определение позиции звука, количества, последовательности звуков в словах)
Состояние фонематического восприятия (сохранно; нарушено).
Повторение слогов с оппозиционными звуками; дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показ картинок); дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показ картинок).
Состояние фонематического анализа и синтеза (сформированы умения (указать какие); недостаточно сформированы умения (указать какие); отсутствуют навыки элементарного фонематического анализа).
Выделение звука из слов, начального ударного гласного, конечного согласного, начального согласного; определение последовательности звуков в слове, количества звуков в словах.
Раздел «Активный словарь» (предметный, глагольный, словарь признаков, другие части речи)
Состояние активного словаря: достаточный, соответствует возрастной норме (N); в пределах обихода; бедный; резко ограничен.
Номинативный словарь: называние существительных по лексическим темам, обобщающих понятий, частей тела и частей предметов (по картинкам).
Предикативный словарь: называние глаголов (ответить на вопросы по картинкам или ответить на вопросы).
Атрибутивный словарь: называние предъявленного цвета, формы (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Подбор антонимов (с б лет).
Раздел «Звуковая и слоговая структура слов» (сокращение, добавление, перестановки слогов и звуков)
Воспроизведение звукослоговой структуры слова: не нарушена; нарушена слоговая структура слов: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
Воспроизведение звукослоговой структуры слова исследуется в условиях изолированного произношения слов, в предложении.
Раздел «Грамматический строй речи» (словоизменение, словообразование, согласование, управление, типы употребляемых предложений)
Состояние словоизменения:
— употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии);
— употребление имён существительных в косвенных падежах;
— образование имен существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам);
— согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам);
— употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам);
— употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам).
Состояние словообразования:
— употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам;
— образование названий детёнышей;
— образование относительных прилагательных (с 6 лет);
— образование притяжательных прилагательных (с 6 лет);
— образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам, с 6 лет);
— образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам, с 6 лет).
Типы употребляемых предложений: однословное, двухсловное, аморфное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложное (-ые) предложение (-я) с союзом (-ами) (указать какими), наличие аграмматизмов.
Раздел «Связная речь» (рассказывание стихов, рассказ по сюжетной картинке, серии картинок, пересказ).
Состояние связной речи (отмечается самостоятельность выполнения задания; потребность в незначительной помощи со стороны педагога; необходимость объемной помощи, использование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т. п.; составление связного рассказа невозможно даже совместно с педагогом. В карте фиксируется образец детской речи, объём и виды предложений).
— пересказ текста из нескольких предложений (с опорой или без опоры на картинки);
— рассказ-описание или рассказ по представлению, рассказывание знакомой сказки (с опорой и без опоры на наглядность);
— составление рассказа по серии картинок (с 6 лет).
Раздел «Общая осведомлённость (общие сведения о себе, ближайшем окружении), ориентация во времени, пространстве.
Общая осведомлённость: знание своей фамилии, имени, возраста, ФИО родителей, место их работы, установление родственных отношений.
Ориентация во времени, пространстве: уточняются временные представления (знание последовательности времён года, месяцев, частей суток, знания о временных явлениях природы, понимание понятий «вчера, сегодня, завтра»); уточняются пространственные представления (ориентировка в схеме тела, определение правой, левой сторон тела, расположение предметов в пространстве).
Раздел «Особенности развития психических процессов»:
Восприятие зрительное (форма, цвет, величина, предметный гнозис), внимание (объём, устойчивость, концентрация, переключаемость), память (зрительная, слухоречевая), мышление (упорядочивание, обобщение, сравнение, классификация, установление простых причинно-следственных связей).
Уточняется: на каком уровне владеет сенсорными эталонами (соотносит цвет, форму предмета с эталоном, указывает на цвет, форму по названию, называет основные цвета (некоторые оттенки), геометрические фигуры самостоятельно; различает величину предметов, самостоятельно называет. Отмечается (по результатам диагностики) снижение вербальной (слухоречевой) памяти; страдает продуктивность запоминания, наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижение объема, истощение при интеллектуальных и вербальных нагрузках, снижение работоспособности, трудности в оречевлении результатов деятельности.
Раздел «Индивидуальные особенности»
Отмечается (при наличии) речевой негативизм, низкая речевая активность, своеобразие эмоционально-волевой сферы, что может выражаеться в повышенной возбудимости, раздражительности, агрессии и т. п.
Источник
Речевая карта
Фамилия, имя, отчество ребёнка ______________________________________________________
Дата рождения _______________
Заключение ТПМПК: дата______, №_______________, период коррекции_____________________,
направления коррекции__________________________________________________________________________
Данные о ходе развития: ___________________________________________________________________________________
Внимание, работоспособность: _________________________________________________________
1. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость): ___________________________________________________________________________________
2. Строение артикуляционного аппарата:
губы (норма, расщелины, рубцы): ______________
зубы (вне зубных рядов, щели между зубами, отсутствие фронт.зубов________________
челюсти (прогнатия, прогения, прямой, перекрёстн, открытый прикус, глубокий прикус):___________________
нёбо (норма, высокое, расщелины, рубцы):_______________________
язык (норма, укороченная подъязычная связка, рубцы, макроглоссия, микроглоссия):____________
3.Мимическая и артикуляционная мускулатура
3 года
4 года
5 лет
6 лет
Поднять брови
Нахмуриться
Закрыть правый глаз
Закрыть левый глаз
Надуть-втянуть щеки
Носогубные складки
носогубных складок
Улыбка-трубочка
Оскал
Вибрация –«тпру»
Широкий-удержание
Узкий удержание
Узкий влево-вправо
Широкий вверх-вниз
Кончиком обвести губы
«Цоканье»
(Движения выполняются под счет:3 раза в возрасте 3-4 года, 5 раз в возрасте 5-6 лет)
4. Неврологическая симптоматика:
— состояние мышечного тонуса: ______________
— наличие синкинезий: ______________________
— наличие саливации: _______________________
5. Звукопроизношение
3 года
П
М
В
Ф
Т
Д
Н
К
Г
Х
Й
Е
Ё
Ю
Я
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л’
Р
Р’
гласные
4 года
П
М
В
Ф
Т
Д
Н
К
Г
Х
Й
Е
Ё
Ю
Я
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л’
Р
Р’
гласные
5 лет
П
М
В
Ф
Т
Д
Н
К
Г
Х
Й
Е
Ё
Ю
Я
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л’
Р
Р’
гласные
6 лет
П
М
В
Ф
Т
Д
Н
К
Г
Х
Й
Е
Ё
Ю
Я
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л’
Р
Р’
гласные
6. Слоговая структура
Речевой материал
5 лет
6 лет
Дом
каша
снег
крыша
мостик
помидоры
температура
сквозняк
простокваша
сковорода
Мальчики слепили снеговика
Водопроводчик чинит водопровод
Волосы подстригают в парикмахерской
7. Фонематическое восприятие
Языковой анализ и синтез
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук
Сколько звуков в слове: сад, каша, кошка
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на
Составь слово из звуков: к-о-т,
л-о-д-к-а
8. Состояние лексики и грамматического строя речи
А. Импрессивная речь
Знание существительных и глаголов (покажи где кукла, стол, игрушки, посуда, одежда. Посади куклу, мишку
и.т.д
3 года
4 года
5 лет
6 лет
Понимание употребление предлогов
В
на
под
над
перед
за
из
около
Из-за
Из-под
Б. Восприятие дифференциации грамматических категорий
Уровень понимания речи
Б. Экспрессивная речь
Активный словарь
посуда
одежда
обувь
мебель
овощи
фрукты
Дикие и домашние животные
транспорт
Кто как голос подает (3года)
Кто как передвигается (5 лет)
Кошка
Утка
Корова
Собака
Петух
Лягушка
Гусь
Змея
Свинья
Что делает?
Повар
Врач
Почтальон
Антонимы
Большой
Длинный
Широкий
Высокий
Светлый
Быстрый
Холодный
Больной
Сухой
Состояние грамматического строя речи. Словоизменение.
Употребление существительных в Именительном падеже единственного и множественного числа.
Согласование падежных окончаний. и.
У тебя есть
p.
У них нет
д.
Корм даю
в.
Любишь
т.
Доволен
п.
Расскажешь
Согласование числительных 2 и 5 с существительными
3 года
4года
5 лет
6 лет
кукла
жук
шар
карандаш
рыба
ключ
Словообразование
Образование уменьшительно-ласкательных форм
Образование знание названий детенышей животных
Образование прилагательных (с 6 лет)
Префиксальное словообразование (с 6 лет) (ехал) Состояние ручной моторики
Кинестетическая основа движений
сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке,
потом — на левой руке
согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого,
сначала на правой, потом на левой руке
5 лет
6 лет
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом
левой руки, обеих рук
одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом
левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот
сначала на правой руке, потом — на левой
упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро
— ладонь» ведущей рукой
Навыки работы с карандашом
Характеристика связной речи
3 года
Речевое сопровождение игры
«Котёнок»
У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.
5 лет
«Рыбалка»
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
6 лет
Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вылетела утка. Юра и Яша подошли к кусту. Из-под куста выбежали маленькие утята и подбежали к матери. Они еще не умели летать. Мальчики стали смотреть, что будет дальше. Утка спустилась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Утята один за другим спустились в воду. Они поплыли за уткой
3 года ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________
4 года ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________
5 лет
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________
6 лет
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________
Источник