Карта развития ребенка с нарушением зрения

Цель:  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его

I. Общие сведения

II. Специальные условия организации педагогического процесса   _____________________ группа, _____ год обучения

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

— построение работы зрительного анализатора  с чередованием  работы других анализаторов

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— дозировка работы со зрительной нагрузкой

— выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

— проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла

Спец.  организация рабочего поля и рабочего места ребенка

— посадка ребенка:

— рабочая поверхность:

— размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

— рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

— постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп

деятельности

—  щадящая зрительная нагрузка

—  максимальная зрительная нагрузка

— зрительная гимнастика:

* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),

* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),

* метка на стекле,

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Зрительной

— зрительная нагрузка №

— характеристика учебно-наглядных пособий:

* цвет –

* размер –

* форма –

— время –

Физической

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы — игровой и метод практических действий.

Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.

III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план   ______________________ группа, ______ год обучения

IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения

Образовательные области

Проблемы

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

— не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;

— не сформированы моральные и нравственные ценности;

— имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;

— не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;

— не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;

— отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;

— не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;

— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;

— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;

— отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;

— не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;

— формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;

— формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;

— не сформированы познавательные действия;

— не развито воображение, творческая активность;

— отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);

— не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);

— не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;

— не знает (путает) цвета;

— не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;

— отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;

— испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;

— не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.

— формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;

 — формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

— развитие познавательных интересов;

— формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;

— развитие любознательности, познавательной мотивации;

— формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);

— учить считать до 5 (10);

— учить составлять и решать задачи;

— развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;

— развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;

— развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;

-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;

— знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;

— формирование гражданской принадлежности;

— формирование представление о планете как общем доме людей;

— ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;

— учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;

— воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.

Речевое развитие

— не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;

— словарный запас ребенка не соответствует возрасту;

— нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;

— не употребляет в речи синонимы, антонимы;

— не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;

— не сформированы диалогическая и монологическая  формы речи;

— не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;

— отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;

— не может прочесть стихотворение наизусть;

— не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.

— развивать понимание речи, инструкций;

— совершенствовать речь как средство общения;

— расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;

— помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;

— развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;

— приучать ребенка слушать литературные произведения;

— уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;

— развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;

— обучить умению вести диалог;

— развивать (совершенствовать) связную речь;

— воспитывать умение слушать литературные произведения;

— учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;

— учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;

— формировать интерес к книгам;

— формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;

— учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии  с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

— отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

— не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;

— не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;

— не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;

— отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;

— отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;

— не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

— отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;

— не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;

— не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;

— не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.

— развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

— формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;

— учить аккуратно закрашивать рисунки;

— формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;

— знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;

— развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;

— учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;

— учить составлять композиции;

— учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;

— учить создавать игрушки из природного материала;

— формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;

— учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;

— обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.

Физическое развитие

— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;

— не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;

— отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;

— не знаком(а)  с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»

— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;

— присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.

— формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;

— учить называть, различать органы чувств и части тела;

— развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;

— познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;

— формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;

— развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.

V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ

Источник

Диагностическая карта

ребенка старшей  группы с нарушением зрения

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45»

Ф.И.ребенка_________________________________________________________________

Дата рождения________________________Возраст_____________

Дата поступления в ДОУ_______________________________________________________

Поступил из Д/с_____________________________________________________________

Год обучения в данной группе__________________________________________________

Диагноз врача_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Острота зрения на момент обследования______________________________________

Исследование уровня развития мелкой моторики

и координации движения руки и глаза.

1.Навык держания карандаша_________________________________________________

2.Прослеживание и зрительно-моторная координация___________________________

____________________________________________________________________________

3.Регуляция силы нажима____________________________________________________

4.Прекращение движений в нужной точке_____________________________________

5.Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения_______________________________________________________________

6.Рисование простых узоров__________________________________________________

8..Работа с трафаретами____________________________________________________

9.Определение степени дифференцированности тонких движений пальцев, «дорожки»_________________________________

«лепка»___________________________________

10.Координация движений глаз-рука при работе с ножницами «Вырезание круга»___________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки.

1.Дифференцировка понятий «Право-лево»_____________________________________

2.Определение пространственного расположения игрушек и предметов с точкой отсчета от себя: справа-слева, вверху-внизу,, впереди-сзади______________________

_____________________________________________________________________________

3.Навыки микроориентировки на листе бумаги, на поверхности стола___________

________________________________________________________________________

4.Ориентировка в понятиях далеко-близко, дальше-ближе_____________________

________________________________________________________________________

5.Демонстрация действий с предметами (в,на,под,около,над,между,)_____________

6.Узнавание, называние и воспроизведение движений________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование внимания.

1.Найти различия в объектах при сравнении_________________________________

2.Сравнивать две картинки, установить сходство и различие___________________

3.Указать недостающие или лишние детали на объекте_______________________

4.Обнаружить скрытую фигуру_____________________________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия

1.Узнавание и называние предметов:

  1. Реальные предметы
  2. Модели
  3. Графические изображения
  4. Контурное изображение
  5. Силуэтное изображение предметов
  6. Перечеркнутые фигуры
  7. Наложенные предметы
  8. Зашумленные изображения

2.Дифференциация цвета:

  1. Называние цветов спектра «Назови цвет, который я покажу»

Красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой, белый, черный, ___________________________________________________________________

  1. Узнавание цвета «Найди у себя тот цвет, который я назову»

__________________________________________________________________

  1. Построение сериационного ряда в ритмически заданной последовательности

__________________________________________________________________

  1. Классификация предметов по цвету_______________________________________
  2. Выкладывание сериационного ряда по цветовой насыщенности
  3. ___________________________________________________________________
  4. Знание о теплых и холодных цветах «Подумай и правильно разложи цветные кружки под картинками с изображением зимы и лета»
  5. _________________________________________________________________
  6. Получение новых цветов, оттенков разными способами___________________
  7. Выполнение конструктивных заданий с опорой на представление о цвете
  8. ____________________________________________________________________

3.Дифференциация формы:

  1. Соотнесение геометрических фигур по форме ( объемных и плоскостных)

Круг         Шар

Квадрат        Куб

Треугольник        Цилиндр                            

Прямоугольник        Брус

           Овал

            Ромб        

  1. Зрительное соотнесение «Посмотри на фигуры, которая у меня, и покажи такую же»_______________________________________________________________
  2. Зрительно-осязателньый перенос «Посмотри на фигуру, которая у меня, и найди такую же в «Волшебном мешочке»_____________________________________
  3. Осязательно-зрительный перенос «Ощупай фигуру и найди такую же из предложенных»______________________________________________________
  4. Осязательно-осязательный перенос «Закрой глаза, ощупай фигуру и найди такую же в «Волшебном мешочке»___________________________________________
  5. Зрительное соотнесение плоскостных и объемных фигур___________________
  6. Узнавание и называние плоскостных и объемных геометрических форм
  7. ___________________________________________________________________
  8. Соотнесение предметного изображения с геометрическим эталоном
  9. ___________________________________________________________________
  10. Нахождение заданной формы в окружающей обстановке___________________
  11. Восприятие и воспроизведение сложной формы ( конец года):

1.Анализ и конструирование образца из геометрических форм «Выложи из геометрических фигур такой же предмет»

_____________________________________________________________________

2.Составление целого из частей (4-8частей) _________________________________________

4.Дифференциация величины

  1. Глазомерная оценка предметов и предметных изображений «Найди указанный по величине предмет» __________________________________________________
  2. Узнавание величины «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову»

Большой-маленький

Длинный-короткий

Толстый-тонкий

Широкий-узкий

  1. Называние величины «Назови величину предмета»
  2. Выстраивание предметного ряда по величине от самого маленького и наоборот

___________________________________________________________________

  1. Сравнение предметов, предметных изображений по величине_______________
  1. Измерение объектов условными мерками________________________________
  1. Классификация предметов по величине____________________________________

Заключение_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мышления.

1.Обобщение понятий (фрукты, овощи и т.д.)

2.Исключение понятий ( 4 лишний)

3.Понимание сюжетной картинки, ее называние:

  1. Перечисление объектов______________________________________________
  2. Называние фона___________________________________________________
  3. Перечисление действий_____________________________________________
  4. Установление системы причинно-следственных связей___________________

    4.Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате)_______________

     5.Отгадывание загадок__________________________________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование памяти.

1.Зрительная память.

-запомнить изображения, расположение предметов__________________________________

-найти изменения предметов в ряду_______________________________________________

2.исследование слуховой памяти.

-запомнить слова

-запомнить цифры.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-бытовая ориентировка:

1. Назови Фамилию, Имя, Отчество

2.В каком городе ты живешь?

3.Назови настроение ( радость, горе, страх, стыд, злость)

4.Назови предметы гигиены

5.Из чего сделаны предметы? (глина, пластмасса, стекло, металл)

6.Раздели кухонную посуду ( кухонная, чайная, столовая)

7.Раздели транспорт на группы ( воздушный, наземный, водный)

8.Назови птиц ( домашних, перелетных, зимующих)

9.Назови детенышей домашних животных

10 Какие ты знаешь деревья?

11.Кому, что нужно для работы?

12.Назови зимние (весенние, летние)  месяцы

Заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования_____________________Учитель-дефектолог_________________

Источник