Карта развития ребенка с нарушением зрения
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его
I. Общие сведения
II. Специальные условия организации педагогического процесса _____________________ группа, _____ год обучения
Направления деятельности
Потребности ребенка
Построение образовательного процесса
— построение работы зрительного анализатора с чередованием работы других анализаторов
— соблюдение режима зрительных нагрузок
— дозировка работы со зрительной нагрузкой
— выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)
— проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла
Спец. организация рабочего поля и рабочего места ребенка
— посадка ребенка:
— рабочая поверхность:
— размер мебели в соответствии с ростом
Спец. организация рабочей позы ребенка
— рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища
— постоянный контроль за осанкой
Индивидуальные ритм и темп
деятельности
— щадящая зрительная нагрузка
— максимальная зрительная нагрузка
— зрительная гимнастика:
* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),
* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),
* метка на стекле,
Специальные дозировки различных видов нагрузки
Зрительной
— зрительная нагрузка №
— характеристика учебно-наглядных пособий:
* цвет –
* размер –
* форма –
— время –
Физической
Формы работы с родителями
Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)
Формы работы с ребенком
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Методы и прием
работы с ребенком
Основные методы — игровой и метод практических действий.
Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.
III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план ______________________ группа, ______ год обучения
IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения
Образовательные области
Проблемы
Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие
— не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;
— не сформированы моральные и нравственные ценности;
— имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;
— не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;
— не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;
— отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;
— не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;
— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;
— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;
— отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;
— не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;
— формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;
— формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;
— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
— отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;
— не сформированы познавательные действия;
— не развито воображение, творческая активность;
— отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);
— не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);
— не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;
— не знает (путает) цвета;
— не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;
— отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;
— испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;
— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;
— не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.
— формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;
— формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— развитие познавательных интересов;
— формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;
— развитие любознательности, познавательной мотивации;
— формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);
— учить считать до 5 (10);
— учить составлять и решать задачи;
— развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;
— развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;
— развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;
-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;
— знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;
— формирование гражданской принадлежности;
— формирование представление о планете как общем доме людей;
— ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;
— учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;
— воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.
Речевое развитие
— не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;
— словарный запас ребенка не соответствует возрасту;
— нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;
— не употребляет в речи синонимы, антонимы;
— не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;
— не сформированы диалогическая и монологическая формы речи;
— не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;
— отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;
— не может прочесть стихотворение наизусть;
— не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.
— развивать понимание речи, инструкций;
— совершенствовать речь как средство общения;
— расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;
— помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;
— развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;
— приучать ребенка слушать литературные произведения;
— уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;
— развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;
— обучить умению вести диалог;
— развивать (совершенствовать) связную речь;
— воспитывать умение слушать литературные произведения;
— учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;
— учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;
— формировать интерес к книгам;
— формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;
— учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии с возрастом.
Художественно-эстетическое развитие
— отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
— не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;
— не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;
— не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;
— отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;
— отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;
— не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;
— отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;
— не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;
— не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;
— не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.
— развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
— формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;
— учить аккуратно закрашивать рисунки;
— формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;
— знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;
— развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;
— учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;
— учить составлять композиции;
— учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;
— учить создавать игрушки из природного материала;
— формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;
— учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;
— обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.
Физическое развитие
— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;
— не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;
— отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;
— не знаком(а) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»
— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;
— присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.
— формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;
— учить называть, различать органы чувств и части тела;
— развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;
— познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;
— формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;
— развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.
V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ
Источник
Диагностическая карта
ребенка старшей группы с нарушением зрения
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45»
Ф.И.ребенка_________________________________________________________________
Дата рождения________________________Возраст_____________
Дата поступления в ДОУ_______________________________________________________
Поступил из Д/с_____________________________________________________________
Год обучения в данной группе__________________________________________________
Диагноз врача_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Острота зрения на момент обследования______________________________________
Исследование уровня развития мелкой моторики
и координации движения руки и глаза.
1.Навык держания карандаша_________________________________________________
2.Прослеживание и зрительно-моторная координация___________________________
____________________________________________________________________________
3.Регуляция силы нажима____________________________________________________
4.Прекращение движений в нужной точке_____________________________________
5.Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения_______________________________________________________________
6.Рисование простых узоров__________________________________________________
8..Работа с трафаретами____________________________________________________
9.Определение степени дифференцированности тонких движений пальцев, «дорожки»_________________________________
«лепка»___________________________________
10.Координация движений глаз-рука при работе с ножницами «Вырезание круга»___________________
Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки.
1.Дифференцировка понятий «Право-лево»_____________________________________
2.Определение пространственного расположения игрушек и предметов с точкой отсчета от себя: справа-слева, вверху-внизу,, впереди-сзади______________________
_____________________________________________________________________________
3.Навыки микроориентировки на листе бумаги, на поверхности стола___________
________________________________________________________________________
4.Ориентировка в понятиях далеко-близко, дальше-ближе_____________________
________________________________________________________________________
5.Демонстрация действий с предметами (в,на,под,около,над,между,)_____________
6.Узнавание, называние и воспроизведение движений________________________
Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование внимания.
1.Найти различия в объектах при сравнении_________________________________
2.Сравнивать две картинки, установить сходство и различие___________________
3.Указать недостающие или лишние детали на объекте_______________________
4.Обнаружить скрытую фигуру_____________________________________________
Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительного восприятия
1.Узнавание и называние предметов:
- Реальные предметы
- Модели
- Графические изображения
- Контурное изображение
- Силуэтное изображение предметов
- Перечеркнутые фигуры
- Наложенные предметы
- Зашумленные изображения
2.Дифференциация цвета:
- Называние цветов спектра «Назови цвет, который я покажу»
Красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой, белый, черный, ___________________________________________________________________
- Узнавание цвета «Найди у себя тот цвет, который я назову»
__________________________________________________________________
- Построение сериационного ряда в ритмически заданной последовательности
__________________________________________________________________
- Классификация предметов по цвету_______________________________________
- Выкладывание сериационного ряда по цветовой насыщенности
- ___________________________________________________________________
- Знание о теплых и холодных цветах «Подумай и правильно разложи цветные кружки под картинками с изображением зимы и лета»
- _________________________________________________________________
- Получение новых цветов, оттенков разными способами___________________
- Выполнение конструктивных заданий с опорой на представление о цвете
- ____________________________________________________________________
3.Дифференциация формы:
- Соотнесение геометрических фигур по форме ( объемных и плоскостных)
Круг Шар
Квадрат Куб
Треугольник Цилиндр
Прямоугольник Брус
Овал
Ромб
- Зрительное соотнесение «Посмотри на фигуры, которая у меня, и покажи такую же»_______________________________________________________________
- Зрительно-осязателньый перенос «Посмотри на фигуру, которая у меня, и найди такую же в «Волшебном мешочке»_____________________________________
- Осязательно-зрительный перенос «Ощупай фигуру и найди такую же из предложенных»______________________________________________________
- Осязательно-осязательный перенос «Закрой глаза, ощупай фигуру и найди такую же в «Волшебном мешочке»___________________________________________
- Зрительное соотнесение плоскостных и объемных фигур___________________
- Узнавание и называние плоскостных и объемных геометрических форм
- ___________________________________________________________________
- Соотнесение предметного изображения с геометрическим эталоном
- ___________________________________________________________________
- Нахождение заданной формы в окружающей обстановке___________________
- Восприятие и воспроизведение сложной формы ( конец года):
1.Анализ и конструирование образца из геометрических форм «Выложи из геометрических фигур такой же предмет»
_____________________________________________________________________
2.Составление целого из частей (4-8частей) _________________________________________
4.Дифференциация величины
- Глазомерная оценка предметов и предметных изображений «Найди указанный по величине предмет» __________________________________________________
- Узнавание величины «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову»
Большой-маленький
Длинный-короткий
Толстый-тонкий
Широкий-узкий
- Называние величины «Назови величину предмета»
- Выстраивание предметного ряда по величине от самого маленького и наоборот
___________________________________________________________________
- Сравнение предметов, предметных изображений по величине_______________
- Измерение объектов условными мерками________________________________
- Классификация предметов по величине____________________________________
Заключение_____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование мышления.
1.Обобщение понятий (фрукты, овощи и т.д.)
2.Исключение понятий ( 4 лишний)
3.Понимание сюжетной картинки, ее называние:
- Перечисление объектов______________________________________________
- Называние фона___________________________________________________
- Перечисление действий_____________________________________________
- Установление системы причинно-следственных связей___________________
4.Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате)_______________
5.Отгадывание загадок__________________________________________________
Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование памяти.
1.Зрительная память.
-запомнить изображения, расположение предметов__________________________________
-найти изменения предметов в ряду_______________________________________________
2.исследование слуховой памяти.
-запомнить слова
-запомнить цифры.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социально-бытовая ориентировка:
1. Назови Фамилию, Имя, Отчество
2.В каком городе ты живешь?
3.Назови настроение ( радость, горе, страх, стыд, злость)
4.Назови предметы гигиены
5.Из чего сделаны предметы? (глина, пластмасса, стекло, металл)
6.Раздели кухонную посуду ( кухонная, чайная, столовая)
7.Раздели транспорт на группы ( воздушный, наземный, водный)
8.Назови птиц ( домашних, перелетных, зимующих)
9.Назови детенышей домашних животных
10 Какие ты знаешь деревья?
11.Кому, что нужно для работы?
12.Назови зимние (весенние, летние) месяцы
Заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования_____________________Учитель-дефектолог_________________
Источник