Карта развития ребенка ранний возраст
Юлия Васильева
Карта обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)
Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ
Диагностические карты обследования, составленные Васильевой Ю. В., разделены на три блока: для детей с ОНР от 2 до 4 лет, для детей с ОНР от 4 до 7 лет, для детей с ЗПР от 3 до 7 лет.
Данные карты дают возможность проследить динамику развития неречевых и речевых психических функций ребенка на протяжении всего периода посещения логопедической группы или группы с ЗПР.
Задания в картах по каждому разделу соответствуют возрастной норме, поэтому легко отследить проблемы в развитии.
Карта обследования детей с ОНР от 2 до 4 лет
Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ
Карта обследования ребенка
раннего и младшего дошкольного возраста
(от 2 – 4 лет)
(Составители: Ю. В. Васильева)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения, возраст ___
Национальность (отметить, если есть документ) ___
Домашний адрес ___
Из какого д/с поступил ___
(№ детского сада, район)
Дата поступления в речевую группу___
Решение медико-педагогической комиссии от ___
Протокол № ___ принят на срок ___
Диагноз медико-педагогической комиссии ___
___
___
Дата заполнения речевой карты ___ логопед ___
Решением РМПК от ___
Выпускается с ___ речью
в ___(тип школы, д/сада)
Ответственный за выпуск ___
Члены РМПК ___
(фамилии логопедов) ___
___
Анамнез
Мать ___
возраст при рождении ребенка
Отец ___
возраст при рождении ребенка
Наследственные заболевания ___
Наличие нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___
___
___
Данные о речевых нарушениях родителей и родственников ___
___
От какой беременности ребенок ___
Протекание беременности (токсикоз первой половины, второй половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)
___
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные___
___
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___
___
Когда закричал ребенок ___
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ___
___
Вес и рост при рождении ___
Вскармливание (когда принесли кормить) ___
Как взял грудь ___
Как сосал ___
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ___
Грудное вскармливание до ___
Когда выписались из роддома___
Если задержались, то почему ___
___
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать головку ___(в норме с 1,5 месяцев)
Когда стал сидеть ___ (в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить ___ (в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы ___ (в норме с 6-8 мес.)
К году зубов ___
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До 1-го года ___
___
___
После 1-го года ___
До 3-х лет ___
После 3-х лет ___
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)___
Раннее речевое развитие
Гуление ___
Лепет ___(в норме 4-8 месяцев)
Характер лепета ___
Первые слова с ___(в норме около 1-го года)
Первые фразы с ___(в норме от 1,5 – 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___
Использование жестов ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным, постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)___
___
Занимались ли с логопедом, с какого возраста___
Результаты логопедической работы ___
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдений за ребенком в процессе обследования.
2 года 3 года
Общительность
Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают.
Особенности внимания
Устойчивое, неустойчивое Устойчивое, неустойчивое
Характер игровой деятельности
Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,
со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,
фантазирует – подражает, ладит – обижает,
играет по правилам – нет. Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,
со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,
фантазирует – подражает, ладит – обижает,
играет по правилам – нет.
Индивидуальные особенности
2. Состояние слухового внимания
2 года 3 года
Дифференциация звучащих игрушек (Покажи, какая игрушка звучала)
Бубен
Погремушка
Дудочка
Определение направления звука (звучащей игрушки)
Вверху
Внизу
Слева
Справа
3. Исследование зрительного восприятия
2 года 3 года
— Восприятие величины
(Не соотносит, соотносит,
обозначает словом):
большой – маленький;
— Восприятие цвета
(не соотносит, соотносит,
обозначает словом);
Красный
Синий
Желтый
Зеленый
Черный
Белый
— Восприятие формы:
Различение основных
геометрических фигур:
Подобрать картинку по образцу
Круг
Треугольник
квадрат
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
2 года 3 года
— Ориентировка в пространстве:
Вверху – внизу
Впереди – сзади
— Складывание разрезных
картинок (из 2-х – 3-х частей)
— Складывание фигур из палочек
по образцу (2 – 4 палочки)
5. Состояние общей моторики
2 года 3 года
Пройти по дорожке, нанесенной мелом по полу.
Перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см.
Медленно покружиться на месте.
Бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы.
Поймать брошенный мяч.
Подпрыгнуть на двух ногах на месте.
Выполнить наклоны вперед и в стороны.
Пробежать 3 – 4 раза между 2-мя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см друг от друга.
Перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу.
Пройти по положенному на пол шнуру.
Прыгнуть в длину с места.
Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).
Нормальная моторика;
нарушения моторики:
моторная напряженность,
скованность движений,
нескоординированность движений,
неловкость и др.
6. Состояние ручной моторики.
2 года 3 года
— «Покормить» куклу.
— Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.
— Уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
— Расстегивать, застегивать пуговицы.
— Уметь держать карандаш.
— Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.
— Рисовать круг, тело человека.
— Складывать крупную мозаику.
Объем движений Полный — неполный
Переключае-мость Своевременная
Замедленная
Отсутствует
Сопутствую-щие движения Есть
Нет
Наличие
леворукости Да
нет
II. Исследование фонетической стороны речи.
Воспроизведение звукоподражаний
2 года 3 года
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а.
Ребенок плачет: уа.
Поезд гудит: у-у-у.
Ослик кричит: иа.
Мышка пищит: пи-пи-пи.
Собака лает: ав-ав-ав.
Заблудились в лесу: ау.
Кошка мяукает: мяу.
Исследование звукослоговой структуры слов
2 года 3 года
Повторить за логопедом
(отраженно) слова, отметить максимальное количество слогов
правильно воспроизведенных слов.
Дом
Каша
Молоко
Состояние звукопроизношения
2 года 3 года
Гласные
Согласные:
П-б- м
В-ф
Т-д-н
К-г-х
Й
Свистящие
Шипящие
Аффрикаты
Л-л»
Р-р»
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
2 года 3 года
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
— Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
— Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.)
— Челюсти.
— Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
— Твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
— Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
— Язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
Состояние речевой моторики
2 года 3 года
Мимические движения:
Поднять брови (удивиться)
Нахмурить брови (рассердиться)
Прищурить глаза
Надуть – втянуть щеки («Толстячок» — «Худышка»)
Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.
Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):
— Губы – «улыбка» – «трубочка»
— Язык –
«лопата»
«иголочка»
«качели»
«маятник»
— Мягкое нёбо – широко открыть рот и зевнуть.
1. Наличие или отсутствие
движений.
2. Тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный).
3. Темп движений (нормальный, быстрый, медленный).
4. Переключение от одного движения к другому.
5. Объем движений (полный, неполный).
6. Точность движений.
7. Длительность (способность удерживать губы, язык в заданном положении).
8. Замены движения.
9. Добавочные и лишние движения.
Состояние дыхательной и голосовой функции
2 года 3 года
Тип неречевого и речевого дыхания:
ключичное, грудное, диафрагмальное и др.
Объем речевого дыхания:
нормальный, недостаточный.
Частота речевого дыхания:
в норме, учащенное, замедленное
Продолжительность речевого дыхания:
в норме, укороченное.
Характеристика голоса:
Громкость:
нормальный, тихий, чрезмерно громкий.
Тембр голоса:
не нарушен,
наличие носового оттенка, хриплый и др.
Атака голоса:
мягкая, твердая
Модуляция голоса:
наличие или отсутствие монотонности.
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
2 года 3 года
Темп:
нормальный, быстрый, медленный.
Ритм:
нормальный, аритмия.
Паузация:
правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки.
Употребление основных видов интонации:
повествовательной, вопросительной, побудительной.
III. Исследование фонематической стороны речи
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
2 года 3 года
Стол – стул
Папа – баба
Точка – дочка
Косы — козы
Горка – корка
Миска – мишка
2. Показать собачку, когда она
зарычит: р-р-р
IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
2 года 3 года
— Понимание конкретных существительных (показать по инструкции логопеда предметы,
— Понимание обобщающих слов
(с 3-х лет)
(выбрать
предметы или
картинки по
названным
темам). Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Мебель
Овощи
Фрукты
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт
— Показать части
предметов Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги
Части стула: спинка, сиденье, ножка
Части машины: руль, колеса, кабина
— Понимание действий: показать на картинках Девочка спит
Девочка играет
Девочка рисует
Девочка ест и т. д.
— Понимание действий: выполнить поручения по речевой инструкции «Дай куклу»
«Покорми куклу»
«Посади куклу»
и др.
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:
2 года 3 года
Показать на картинках:
Чашка – чашки
Гриб — грибы
Кукла – куклы
Мяч — мячи
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за.
2 года 3 года
Положи мячик в коробку
Положи мячик на стол
Положи мячик под стол
Положи мячик за коробку
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
2 года 3 года
Показать на картинках:
Дом – домик
Ложка – ложечка
Мяч – мячик
Кукла — куколка
V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2 года 3 года
Есть речь или отсутствует, лепетная речь, однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение, фразовая речь.
2. Активный словарь.
2 года 3 года
— Назвать предметы, картинки по темам:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Мебель
Овощи
Фрукты
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт
— Глагольный словарь: назвать, что делает мальчик, по картинкам
Мальчик ест
Мальчик спит
Мальчик играет
Мальчик рисует
Мальчик пьет
Мальчик гуляет и т. д.
— Прилагательные: назвать по картинкам
Цвет
Величину
Вкус
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
2 года 3 года
— Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
Стол – столы
Мяч — мячи
Кукла – куклы
Рука – руки
Шар – шары
Глаз – глаза
— Употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога: «Назови, что ты видишь на картинках» (предъявляются предметные картинки);
Мяч – «Вижу мяч»
Кукла —
Дом —
Собака —
— Употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? — Мамы.
Это машинка кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца.
— Согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать цвет предметов):
Шар – красный
Карандаш – синий
Машина – красная
Чашка — синяя
— Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами):
На
В
Под
за
— Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам)
Стол – столик
Нос — …
Дом — …
Ложка — …
Кукла — …
Кровать — …
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
2 года 3 года
Логопедическое заключение.
___
Дата ___ Логопед ___
Консультации врачей-специалистов
ЛОР:___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Невролог: ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Психиатр ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Педиатр ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Дневник логопеда /начало учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___
Дневник логопеда /середина учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___
Дневник логопеда /конец учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___
Источник
Возраст
ребенка
Общая
моторика
Тонкая
моторика
Когнитив-ное
развитие
Навыки
поведе-
ния
Навыки самообсл.
Социально-эмоц.
развитие
Игра
2г.-
2г.-6мес
.
Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15см, приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом; хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель; толкает неподвижный мяч ногой; ловит мяч с близкого расстояния; играя поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на 3-х колёсном велосипеде, перебирая трёт лицо ладонями. по полу ногами.
Работает с пластилином, глиной, влажным песком; лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует гуашью; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закруглённую линию; играет мелкими предметами: бусинки, складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами; хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании
Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов, соотнося их по размерам «больше-меньше»; соотносит конфигурацию объёмных геометрических предметов с их плоскостным изображением; ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать один-два цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой; различает «один-много», начинает формироваться понятие о числе; учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: животные, посуда, мебель, одежда.
С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая своё отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых, понимает слова «хорошо-плохо»; даёт себе оценку «хороший, красивый»; начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова.
Хорошо держит ложку в ладони и ест аккуратно, не обливаясь; частично одевается и раздевается; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого- обувь (без шнурков); может снять расстегнутую одежду; контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определёнными словами; подражает элементам бытовых действий близких людей.
Распознаёт эмоциональное состояние близких людей, реагирует на них; подражая взрослому, жалеет плачущего ребёнка, больное животное; использует для выражения своих чувств определённые жесты, эмоциональные слова и интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребёнка (жестами, улыбками, заглатыванием в глаза).
Играет самостоятельно; проявляет фантазию; производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельные игры»); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает-выключает свет).
2г.6м.-
3г.
Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см.); хорошо бросает и «футболит» мяч.
Рисует карандашом, держа его, как взрослый; изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; срисовывая, начинает копировать более сложные формы, к 3г. рисует человека («головоног»); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков, бутылочек; собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами.
Строит
башенку из большого числа кубиков (до 10); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5-6 парных картинок из 10; вместе со взрослым играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п.; может назвать некоторые из 4 -х основных цветов и некоторые геометрические формы в игре; собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит «1,2,3, много, мало»); называет около 50 изображений по темам: животные, люди, одежда, транспорт, мебель.
Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указание «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я».
Быстро одевается и раздевается помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор.
Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора, посещении зоопарка и т.п.; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; запоминает прежние эмоциональные впечатления.
Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно- ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.
Источник