Карта развития ребенка ранний возраст

Юлия Васильева
Карта обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)

Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ

Диагностические карты обследования, составленные Васильевой Ю. В., разделены на три блока: для детей с ОНР от 2 до 4 лет, для детей с ОНР от 4 до 7 лет, для детей с ЗПР от 3 до 7 лет.

Данные карты дают возможность проследить динамику развития неречевых и речевых психических функций ребенка на протяжении всего периода посещения логопедической группы или группы с ЗПР.

Задания в картах по каждому разделу соответствуют возрастной норме, поэтому легко отследить проблемы в развитии.

Карта обследования детей с ОНР от 2 до 4 лет

Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ

Карта обследования ребенка

раннего и младшего дошкольного возраста

(от 2 – 4 лет)

(Составители: Ю. В. Васильева)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения, возраст ___

Национальность (отметить, если есть документ) ___

Домашний адрес ___

Из какого д/с поступил ___

(№ детского сада, район)

Дата поступления в речевую группу___

Решение медико-педагогической комиссии от ___

Протокол № ___ принят на срок ___

Диагноз медико-педагогической комиссии ___

___

___

Дата заполнения речевой карты ___ логопед ___

Решением РМПК от ___

Выпускается с ___ речью

в ___(тип школы, д/сада)

Ответственный за выпуск ___

Члены РМПК ___

(фамилии логопедов) ___

___

Анамнез

Мать ___

возраст при рождении ребенка

Отец ___

возраст при рождении ребенка

Наследственные заболевания ___

Наличие нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___

___

___

Данные о речевых нарушениях родителей и родственников ___

___

От какой беременности ребенок ___

Протекание беременности (токсикоз первой половины, второй половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)

___

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные___

___

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___

___

Когда закричал ребенок ___

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ___

___

Вес и рост при рождении ___

Вскармливание (когда принесли кормить) ___

Как взял грудь ___

Как сосал ___

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ___

Грудное вскармливание до ___

Когда выписались из роддома___

Если задержались, то почему ___

___

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать головку ___(в норме с 1,5 месяцев)

Когда стал сидеть ___ (в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ___ (в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ___ (в норме с 6-8 мес.)

К году зубов ___

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1-го года ___

___

___

После 1-го года ___

До 3-х лет ___

После 3-х лет ___

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)___

Раннее речевое развитие

Гуление ___

Лепет ___(в норме 4-8 месяцев)

Характер лепета ___

Первые слова с ___(в норме около 1-го года)

Первые фразы с ___(в норме от 1,5 – 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___

Использование жестов ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным, постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)___

___

Занимались ли с логопедом, с какого возраста___

Результаты логопедической работы ___

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдений за ребенком в процессе обследования.

2 года 3 года

Общительность

Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают.

Особенности внимания

Устойчивое, неустойчивое Устойчивое, неустойчивое

Характер игровой деятельности

Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,

со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,

фантазирует – подражает, ладит – обижает,

играет по правилам – нет. Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,

со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,

фантазирует – подражает, ладит – обижает,

играет по правилам – нет.

Индивидуальные особенности

2. Состояние слухового внимания

2 года 3 года

Дифференциация звучащих игрушек (Покажи, какая игрушка звучала)

Бубен

Погремушка

Дудочка

Определение направления звука (звучащей игрушки)

Вверху

Внизу

Слева

Справа

3. Исследование зрительного восприятия

2 года 3 года

— Восприятие величины

(Не соотносит, соотносит,

Читайте также:  Роль семьи в развитии и воспитании ребенка реферат

обозначает словом):

большой – маленький;

— Восприятие цвета

(не соотносит, соотносит,

обозначает словом);

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

Черный

Белый

— Восприятие формы:

Различение основных

геометрических фигур:

Подобрать картинку по образцу

Круг

Треугольник

квадрат

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

2 года 3 года

— Ориентировка в пространстве:

Вверху – внизу

Впереди – сзади

— Складывание разрезных

картинок (из 2-х – 3-х частей)

— Складывание фигур из палочек

по образцу (2 – 4 палочки)

5. Состояние общей моторики

2 года 3 года

Пройти по дорожке, нанесенной мелом по полу.

Перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см.

Медленно покружиться на месте.

Бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы.

Поймать брошенный мяч.

Подпрыгнуть на двух ногах на месте.

Выполнить наклоны вперед и в стороны.

Пробежать 3 – 4 раза между 2-мя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см друг от друга.

Перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу.

Пройти по положенному на пол шнуру.

Прыгнуть в длину с места.

Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).

Нормальная моторика;

нарушения моторики:

моторная напряженность,

скованность движений,

нескоординированность движений,

неловкость и др.

6. Состояние ручной моторики.

2 года 3 года

«Покормить» куклу.

— Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.

— Уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

— Расстегивать, застегивать пуговицы.

— Уметь держать карандаш.

— Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.

— Рисовать круг, тело человека.

— Складывать крупную мозаику.

Объем движений Полный — неполный

Переключае-мость Своевременная

Замедленная

Отсутствует

Сопутствую-щие движения Есть

Нет

Наличие

леворукости Да

нет

II. Исследование фонетической стороны речи.

Воспроизведение звукоподражаний

2 года 3 года

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.

Ребенок плачет: уа.

Поезд гудит: у-у-у.

Ослик кричит: иа.

Мышка пищит: пи-пи-пи.

Собака лает: ав-ав-ав.

Заблудились в лесу: ау.

Кошка мяукает: мяу.

Исследование звукослоговой структуры слов

2 года 3 года

Повторить за логопедом

(отраженно) слова, отметить максимальное количество слогов

правильно воспроизведенных слов.

Дом

Каша

Молоко

Состояние звукопроизношения

2 года 3 года

Гласные

Согласные:

П-б- м

В-ф

Т-д-н

К-г-х

Й

Свистящие

Шипящие

Аффрикаты

Л-л»

Р-р»

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

2 года 3 года

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

— Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

— Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.)

— Челюсти.

— Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

— Твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

— Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

— Язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).

Состояние речевой моторики

2 года 3 года

Мимические движения:

Поднять брови (удивиться)

Нахмурить брови (рассердиться)

Прищурить глаза

Надуть – втянуть щеки («Толстячок»«Худышка»)

Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):

— Губы – «улыбка»«трубочка»

— Язык –

«лопата»

«иголочка»

«качели»

«маятник»

— Мягкое нёбо – широко открыть рот и зевнуть.

1. Наличие или отсутствие

движений.

2. Тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный).

3. Темп движений (нормальный, быстрый, медленный).

4. Переключение от одного движения к другому.

5. Объем движений (полный, неполный).

6. Точность движений.

7. Длительность (способность удерживать губы, язык в заданном положении).

8. Замены движения.

9. Добавочные и лишние движения.

Состояние дыхательной и голосовой функции

2 года 3 года

Тип неречевого и речевого дыхания:

ключичное, грудное, диафрагмальное и др.

Объем речевого дыхания:

нормальный, недостаточный.

Частота речевого дыхания:

в норме, учащенное, замедленное

Продолжительность речевого дыхания:

в норме, укороченное.

Характеристика голоса:

Громкость:

нормальный, тихий, чрезмерно громкий.

Тембр голоса:

не нарушен,

наличие носового оттенка, хриплый и др.

Атака голоса:

мягкая, твердая

Модуляция голоса:

наличие или отсутствие монотонности.

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

2 года 3 года

Темп:

нормальный, быстрый, медленный.

Ритм:

нормальный, аритмия.

Паузация:

правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки.

Употребление основных видов интонации:

повествовательной, вопросительной, побудительной.

III. Исследование фонематической стороны речи

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

2 года 3 года

Стол – стул

Папа – баба

Точка – дочка

Косы — козы

Горка – корка

Миска – мишка

2. Показать собачку, когда она

зарычит: р-р-р

IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

2 года 3 года

— Понимание конкретных существительных (показать по инструкции логопеда предметы,

— Понимание обобщающих слов

(с 3-х лет)

(выбрать

предметы или

картинки по

названным

темам). Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Мебель

Овощи

Фрукты

Дикие животные

Домашние животные

Транспорт

— Показать части

предметов Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги

Части стула: спинка, сиденье, ножка

Части машины: руль, колеса, кабина

— Понимание действий: показать на картинках Девочка спит

Девочка играет

Девочка рисует

Девочка ест и т. д.

— Понимание действий: выполнить поручения по речевой инструкции «Дай куклу»

«Покорми куклу»

«Посади куклу»

и др.

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных:

Читайте также:  Речевые стереотипы в развитии речи ребенка

2 года 3 года

Показать на картинках:

Чашка – чашки

Гриб — грибы

Кукла – куклы

Мяч — мячи

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за.

2 года 3 года

Положи мячик в коробку

Положи мячик на стол

Положи мячик под стол

Положи мячик за коробку

4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

2 года 3 года

Показать на картинках:

Дом – домик

Ложка – ложечка

Мяч – мячик

Кукла — куколка

V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2 года 3 года

Есть речь или отсутствует, лепетная речь, однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение, фразовая речь.

2. Активный словарь.

2 года 3 года

— Назвать предметы, картинки по темам:

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Мебель

Овощи

Фрукты

Дикие животные

Домашние животные

Транспорт

— Глагольный словарь: назвать, что делает мальчик, по картинкам

Мальчик ест

Мальчик спит

Мальчик играет

Мальчик рисует

Мальчик пьет

Мальчик гуляет и т. д.

— Прилагательные: назвать по картинкам

Цвет

Величину

Вкус

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

2 года 3 года

— Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

Стол – столы

Мяч — мячи

Кукла – куклы

Рука – руки

Шар – шары

Глаз – глаза

— Употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога: «Назови, что ты видишь на картинках» (предъявляются предметные картинки);

Мяч – «Вижу мяч»

Кукла —

Дом —

Собака —

— Употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? — Мамы.

Это машинка кого? – Мальчика.

Это уши кого? – Зайца.

— Согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать цвет предметов):

Шар – красный

Карандаш – синий

Машина – красная

Чашка — синяя

— Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами):

На

В

Под

за

— Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам)

Стол – столик

Нос — …

Дом — …

Ложка — …

Кукла — …

Кровать — …

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

2 года 3 года

Логопедическое заключение.

___

Дата ___ Логопед ___

Консультации врачей-специалистов

ЛОР:___

Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года

2 года

3 года

Невролог: ___

Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года

2 года

3 года

Психиатр ___

Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года

2 года

3 года

Педиатр ___

Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года

2 года

3 года

Дневник логопеда /начало учебного года/

Состояние неречевых психических функций ___

Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___

___

Состояние звукопроизношения ___

___

___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата___

___

Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___

___

___

Состояние дыхательной и голосовой функций ___

___

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

___

___

Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___

___

Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___

___

Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи

___

Состояние связной речи ___

___

Логопедическое заключение___

Дневник логопеда /середина учебного года/

Состояние неречевых психических функций ___

Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___

___

Состояние звукопроизношения ___

___

___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата___

___

Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___

___

___

Состояние дыхательной и голосовой функций ___

___

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

___

___

Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___

___

Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___

___

Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи

___

Состояние связной речи ___

___

Логопедическое заключение___

Дневник логопеда /конец учебного года/

Состояние неречевых психических функций ___

Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___

___

Состояние звукопроизношения ___

___

___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата___

___

Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___

___

___

Состояние дыхательной и голосовой функций ___

___

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

___

___

Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___

___

Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___

___

Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи

___

Состояние связной речи ___

___

Логопедическое заключение___

Источник

Возраст

ребенка

Общая

моторика

Тонкая

моторика

Когнитив-ное

развитие

Навыки

поведе-

ния

Навыки самообсл.

Социально-эмоц.

развитие

Игра

2г.-

2г.-6мес

.

Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15см, приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом; хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель; толкает неподвижный мяч ногой; ловит мяч с близкого расстояния; играя поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на 3-х колёсном велосипеде, перебирая трёт лицо ладонями. по полу ногами.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 18 борисоглебск

Работает с пластилином, глиной, влажным песком; лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует гуашью; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закруглённую линию; играет мелкими предметами: бусинки, складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами; хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании

Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов, соотнося их по размерам «больше-меньше»; соотносит конфигурацию объёмных геометрических предметов с их плоскостным изображением; ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать один-два цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой; различает «один-много», начинает формироваться понятие о числе; учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: животные, посуда, мебель, одежда.  

С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая своё отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых, понимает слова «хорошо-плохо»; даёт себе оценку «хороший, красивый»; начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова.  

Хорошо держит ложку в ладони и ест аккуратно, не обливаясь; частично одевается и раздевается; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого- обувь (без шнурков); может снять расстегнутую одежду; контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определёнными словами; подражает элементам бытовых действий близких людей.

Распознаёт эмоциональное состояние близких людей, реагирует на них; подражая взрослому, жалеет плачущего ребёнка, больное животное; использует для выражения своих чувств определённые жесты, эмоциональные слова и интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребёнка (жестами, улыбками, заглатыванием в глаза).

Играет самостоятельно; проявляет фантазию; производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельные игры»); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает-выключает свет).

2г.6м.-

3г.

Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см.); хорошо бросает и «футболит» мяч.

Рисует карандашом, держа его, как взрослый; изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; срисовывая, начинает копировать более сложные формы, к 3г. рисует человека («головоног»); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков, бутылочек; собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами.

Строит

башенку из большого числа кубиков (до 10); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5-6 парных картинок из 10; вместе со взрослым играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п.; может назвать некоторые из 4 -х основных цветов и некоторые геометрические формы в игре; собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит «1,2,3, много, мало»); называет около 50 изображений по темам: животные, люди, одежда, транспорт, мебель.

Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указание «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я».

Быстро одевается и раздевается помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор.

Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора, посещении зоопарка и т.п.; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; запоминает прежние эмоциональные впечатления.

Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно- ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.

Источник