Карта развития ребенка лаврентьева м
Карта психологического изучения ребенка
Карта психологического изучения ребенка дошкольного возраста заполняется психологом в ходе углубленной диагностики воспитанника детского сада с целью выяснения причин отклонений в развитии, поведении ребенка, дезадаптации воспитанника.
Ф.И.О.______________________________________________________________________________
Возраст_____________
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
— в контакт не вступает;
— проявляет речевой негативизм;
— контакт формальный (чисто внешний);
— в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
— не проявляет заинтересованности в контакте;
— контакт избирательный;
— легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Эмоционально-волевая сфера:
— активен / пассивен;
— деятелен / инертен;
— бодрый / вялый;
— работает с удовольствием / из подчинения.
Неадекватное поведение:
— двигательная расторможенность;
— агрессивность;
— избалованность;
— колебания настроения;
— конфликтность;
— страхи.
Состояние слуха:
— норма;
— тугоухость;
— глухота.
Состояние зрения:
— норма;
— близорукость;
— дальнозоркость;
— косоглазие;
— атрофия зрительного нерва;
— слабовидение;
— слепота.
Моторика:
1. Ведущая рука:
— правая,
— левая.
2. Развитие манипулятивной функции рук:
— отсутствует хватание;
— резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);
— ограничена;
— недостаточная мелкая моторика;
— сохранная.
3.Согласованность действий рук:
— отсутствует;
— норма;
— тремор;
— гиперкинезы;
— нарушение координации движений.
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
— ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);
— внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;
— быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
— плохое переключение внимания;
— внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Реакция на одобрение:
— адекватная (радуется одобрению, ждет его);
— неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на замечание:
— адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);
— адекватная (обижается);
— нет реакции на замечание;
— негативная реакция (делает назло).
Отношение к неудаче:
— неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);
— отсутствует оценка неудачи;
— негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
Работоспособность:
— крайне низкая;
— снижена;
— достаточная.
Характер деятельности:
— отсутствие мотивации к деятельности;
— работает формально;
— деятельность неустойчивая;
— деятельность устойчивая, работает с интересом.
Обучаемость, использование помощи (во время обследования):
— обучаемость отсутствует. Помощь не использует;
— нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;
— обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;
— ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N).
Патопсихологическое обследование
Уровень развития деятельности:
— проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.
Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):
— интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует);
— проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;
— проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.
1. Адекватность употребления игрушек:
— совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);
— игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).
2. Характер действий с предметами-игрушками:
— неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);
— специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов;
— предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
— процессуальные действия;
— цепочка игровых действий;
— игра с элементами сюжета;
— сюжетно-ролевая игра.
Запас общих представлений:
— низкий, ограничен;
— несколько снижен;
— соответствует возрасту (N).
Знание частей тела и лица (визуальная ориентация)______________________________________
____________________________________________________________________________________
Зрительное восприятие:
1. Восприятие цвета:
— представление о цвете отсутствует;
— сличает цвета;
— различает цвета (выделяет по слову);
— узнает и называет основные цвета (N – в 3 года).
2. Восприятие величины:
— представление о величине отсутствует;
— соотносит предметы по величине;
— дифференцирует предметы по величине (выделение по слову);
— называет величину (N – в 3 года).
3. Восприятие формы:
— нет представления о форме;
— соотносит предметы по форме;
— различает геометрические формы (выделяет по слову);
— называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (N – в 3 года).
Складывание матрешки (трехсоставная – от 3 до 4 лет; четырехсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):
— действия неадекватные / адекватные.
Способы выполнения задания:
— действие силой;
— перебор вариантов;
— целенаправленные пробы (N – до 5 лет);
— примеривание;
— зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Включение в ряд (шестисоставная матрешка – с 5 лет):
— действия неадекватны / адекватные.
Способы выполнения:
— без учета величины;
— целенаправленные пробы (N – до 6 лет);
— зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5 — 6 колец):
— действия неадекватные / адекватные.
Способы выполнения задания:
— без учета величины колец;
— с учетом величины колец;
— пробы;
— примеривание;
— зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Кубики-вкладыши
Способы выполнения задания:
— целенаправленные пробы;
— перебор вариантов;
— примеривание;
— зрительное соотнесение.
Почтовый ящик
— действия неадекватные / адекватные.
Способы выполнения задания:
— действие силой (допустимо в N до 3,5 лет);
— перебор вариантов;
— пробы;
— примеривание;
— зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из двух, четырех, шести картинок).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструирование:
1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению).
2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).
Восприятие пространственных соотношений:
1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение.
2. Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре).
3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2 — 3 — 4 — 5 — 6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией).
4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).
Временные представления:
— части суток (N с 3 лет);
— времена года (N с 4 лет);
— дни недели (N с 5 лет);
— понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).
Количественные представления:
— порядковый счет (устно и пересчет предметов);
— определение количества предметов;
— выделение нужного количества из множества;
— соотнесение предметов по количеству;
— понятия «много» — «мало», «больше» — «меньше», «поровну»;
— счетные операции.
Память:
1. Механическая память:
— в пределах возрастной нормы;
— снижена.
2. Опосредованная (вербально-логическая) память:
— в пределах возрастной нормы;
— снижена.
Мышление:
1. Уровень развития мышления:
— наглядно-действенное;
— наглядно-образное.
2. Элементы абстрактно-логического мышления.
Классификация предметов:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Четвертый — лишний»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание картин со скрытым смыслом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последовательность событий (серия сюжетных картин):
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«___» ___________20__ г. Педагог-психолог
© Все права защищены https://www.portal-slovo.ru
Источник
4. Особенности мотивации. Понять мотивацию ребенка – значит понять, почему он совершает то или иное действие, что доставляет ему удовольствие, управляет его поведением. Нужно определить, какие виды мотивов представлены у ребенка (мотив общения, получения одобрения, избегания неудачи и т. п.); оценить характер мотивации, например, мотивы общения и игры соответствуют возрасту ребенка, в то время как мотив получения одобрения («А я хорошо сделал?», «Я правильно сделал?») указывает на некоторые трудности в развитии эмоционально-личностной сферы (негативный образ Я, низкая самооценка).
5. Особенности эмоциональных проявлений ребенка. В первую очередь оценивается общий эмоциональный фон, преобладающий у ребенка. Особенности эмоциональных проявлений оцениваются через интенсивность эмоций, характер перехода от одного состояния к другому, эмоциональный спектр, наиболее часто демонстрируемый ребенком. Особое внимание уделяется таким эмоциям, как тревога, страх и агрессия (в каких ситуациях проявляются, что их вызывает, как ребенок выражает эмоции, что делает для подавления подобных эмоциональных переживаний).
6. Особенности развития речи ребенка. Один из ключевых показателей развития ребенка – его словарный запас. Как правило, чем больше слов знает ребенок и чем больше слов он употребляет в речи, тем выше его умственное развитие. При этом оценивается грамотность речи и особенности произношения. Дефекты произношения в дальнейшем могут стать причиной трудностей освоения письма. Особое внимание нужно уделить повторяющимся выражениям, заиканию и т. п. Для анализа уровня развития речи и его соответствия возрасту может быть использована таблица 5[4].
Таблица 5
7. Уровень освоения игровой деятельности. Этот критерий выделен в отдельный пункт, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Она во многом определяет успешность взаимодействия ребенка со сверстниками и влияет на уровень познавательного развития. Основные параметры оценки представлены в таблице 6[5].
Таблица 6
Психолог не всегда имеет возможность наблюдать за всеми воспитанниками детского сада. Неоценимую помощь в получении этих сведений может оказать педагог, на конкретных примерах раскрывая те или иные особенности поведения ребенка.
Конечно, результаты наблюдения должны дополняться проведением стандартизированных методик. Но перед тем, как перейти к описанию собственно схемы проведения диагностического обследования, остановимся на некоторых общих правилах взаимодействия ребенка и психолога. В тестовом подходе при проведении диагностики особое внимание уделяется тем факторам, которые могут исказить полученные данные. Укажем на некоторые из них.
Во-первых, при проведении обследования нужно учитывать эмоциональное состояние ребенка – если он подавлен или, наоборот, чрезмерно возбужден, скорее всего, физически находясь рядом, он переживает иную ситуацию, что помешает ему «включиться» в обследование. Для того чтобы убедиться в том, что подобный эмоциональный фон ситуативен (а не характерен в целом для поведения данного дошкольника), следует расспросить ребенка о предшествующих занятиях, а также поговорить со взрослыми, с которыми дошкольник проводит много времени (родители, педагоги и др.). Не следует рассчитывать на то, что дошкольник воспримет диагностическое обследование с большой радостью, – ребенка необходимо заинтересовать. Для этого лучше всего сначала некоторое время поиграть с ним, чтобы он привык и к новому помещению, и к новому человеку.
Во-вторых, следует помнить о том, что нервная система дошкольников еще не сформирована, а потому переживать длительные нагрузки они не в состоянии. Максимальная продолжительность занятия с ребенком 6–7 лет – 40 минут. В ходе обследования необходимо понимать, что цель диагностики – не проведение максимального количества методик в сжатые сроки, а получение достоверных результатов, на основе которых строится картина психического развития ребенка. Поэтому если дошкольник через некоторое время начинает неохотно выполнять методики или проявляет чрезмерную двигательную активность (неспособность ребенка контролировать свою деятельность является одним из признаков общей усталости), то лучше продолжить обследование в следующий раз. Нужно заметить, что в настоящее время дошкольные учреждения посещает большое количество астеничных детей, которые в силу особенностей развития нервной системы физически неспособны к длительной концентрации. Для них даже в 6………………7 лет предельная продолжительность занятия составляет 20–30 минут.
В-третьих, при проведении обследования сначала рекомендуется предлагать ребенку достаточно простые методики, которые бы вызывали у него ощущение успеха (например, «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф. Д. Харрис), «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)), а затем переходить к методикам более сложным. Каждая встреча психолога с ребенком должна заканчиваться таким образом, чтобы дошкольник испытывал положительные эмоции, – в противном случае в следующий раз наладить с ним контакт будет сложнее. В конце встречи следует поблагодарить дошкольника, поиграть с ним или предложить иное занятие, которое будет ему приятно. Кроме того, нужно помнить об общей логике построения обследования: сначала проводятся методики, предназначенные дл я диагностики познавательной и мотивационно-потребностной сфер, и лишь в конце встречи, когда установлен эмоциональный контакт с дошкольником, предлагается методика, предназначенная для диагоностики эмоционально-личностной сферы.
После обработки данных и получения результатов диагностического обследования необходимо информировать об этом родителей ребенка или педагогов, работающих с ним. При этом нужно помнить о том, что у каждого дошкольника есть сильные и слабые стороны. Полученные результаты говорят не только о проблемах, которые могут быть у ребенка, но и о тех его достижениях, отталкиваясь от которых, можно преодолеть большинство трудностей. Кроме того, нельзя забывать о том, что проведенная диагностика дает примерную картину психического развития дошкольника и может выступить в качестве основания для дополнительного исследования. Ни в коем случае она не должна восприниматься как достаточное условие для вынесения решения по поводу развития ребенка.
Схема проведения диагностического обследования детей 3–5 лет
В отечественной психологии при анализе развития ребенка на каждом возрастном этапе учитываются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и те новообразования, которые характеризуют его психику к концу того или иного периода. Анализ ведущей деятельности представляет собой отдельное исследование, включающее детальное изучение всех ее компонентов (уровня развития игровых действий, специфики ролей, занимаемых ребенком, устойчивости игровых объединений, в которых он предпочитает находиться, и т. д.). Остановимся на изучении внутренних условий, которые позволяют выполнять эту деятельность, а именно на исследовании уровня развития познавательной, мотивационно-потребностной, эмоционально-личностной и социальной сфер. Нормативные показатели по каждой из методик фактически отражают наличие или отсутствие тех или иных новообразований по каждой из сфер.
Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраста, которую можно обозначить с помощью вопроса «Что это такое?», который особенно часто задавают дети. Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.
Источник
Логопедические игры в песочной стране Довгаль Н. В. Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Ставят их для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Мы хотим рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. >> Опросник «Ребенок глазами взрослого» Лаврентьева М. В. Для того чтобы определить уровень и виды агрессивности у ребенка можно использовать этот опросник. Он заполняет воспитатель или психолог по результатам наблюдений. >> Психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в детский сад Лаврентьева М. В. Психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в детский сад — заполняются психологом (воспитателем) совместно с родителями перед поступлением детский сад. С помощью этих параметров прогнозируется адаптация его к условиям дошкольного учреждения. >> Карта развития ребенка Лаврентьева М. В. С помощью карт развития проводится мониторинг развития ребенка, а также педагогическая диагностика. >> Формирование социально-психологических предпосылок к обучению детей 6 — 7 лет Лазаренко О. И., Ястребова А. В. Содержание курса — формирование культуры устной речи и навыков творческого креативного мышления. В процессе занятий решалась основная задача — развитие произвольности поведения и деятельности в целом. Причем, основной акцент, делался на формирование речемыслительной деятельности, т.е. развитие и совершенствование развернутого, связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения), что в целом способствовало развитию рефлексии детей. >> Карта психологического изучения ребенка Лаврентьева М. В. Карта психологического изучения ребенка дошкольного возраста заполняется психологом в ходе углубленной диагностики воспитанника детского сада с целью выяснения причин отклонений в развитии, поведении ребенка, дезадаптации воспитанника. >> Адаптационный лист ребенка Лаврентьева М. В. Адаптационный лист — заполняется воспитателем в первый месяц посещения ребенком детского сада. С помощью данного листа отслеживается адаптация ребенка к условиям детского сада. >> Анкета для родителей Лаврентьева М. В. Анкета для родителей заполняется родителями при поступлении ребенка в детский сад. Анкета помогает воспитателям и психологу больше узнать о ребенке, его развитии, семейном положении, об имеющихся проблемах. >> Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями Лаврентьева М. В. Первая встреча воспитателя с родителями. Воспитатель и родители испытывают интерес друг к другу и одновременно волнение, чувство тревоги и настороженности, сомнение в том, будет ли достигнуто взаимопонимание, не пропадет ли желание общаться в дальнейшем. «Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями» помогает постепенно наладить контакт между родителями и воспитателем для успешного ведения педагогического и воспитательного процесса. >> Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Лаврентьева М. В. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин его поведения и позволяет определить его отношение к миру. Особенности эмоционально-волевой регуляции у дошкольников хорошо проявляется в игре, поэтому для проведения эксперимента были выбраны следующие методы: (наблюдение, эксперимент; беседа; анализ продуктов деятельности детей, методы математического анализа и статистики) и методики. >> 481 — 490 из 723 Начало 47 48 49 50 51 След. | | |||||||||
|
Источник