Карта развития интегративные качества ребенка

В настоящее время в нашей стране идет
 обновление системы образования. Отличительной
 чертой развития образовательной системы на
 современном этапе является активный процесс
 создания системы непрерывного образования.
Изменения, происходящие в жизни общества и
 государства безусловно влияют и на
 представления о том, каким общество и
 государство «видят» ребенка дошкольного
 возраста, получившего гарантированное
 Конституцией Российской Федерации дошкольное
 образование.
Федеральные государственные требования,
 утвержденныеприказом № 655 от 23 ноября 2010
 года Министерства образования и науки
 Российской Федерации, определяют, какое
 содержание должно реализовывать любое
 дошкольное учреждение для достижения каждым
 ребенком оптимального для его возраста уровня
 развития с учетом егоиндивидуальных,
 возрастных особенностей. В словаре указано
 понятие интеграция — это процесс с помощью
 которого части соединяются в целое. На
 личностном уровне — это состояние организма
 когда все составляющие элементы индивида, его
 черты или качества действуют согласованно как
 единое целое.
Из этого следует, что сформированные
 интегративные качества ребенка -является
 итоговым результатом освоения основной
 общеобразовательной программы дошкольного
 образования. К 7-ми годам при успешном освоении
 Программы ребенком достигается следующий
 уровень развития интегративных качеств ребенка
Федеральными государственными требованиями
 определены следующие личностные качества
 выпускника:
Интегративное качество «Физически развитый,
 овладевший основными культурно-гигиеническими
 навыками»
- Сформированы основные физические качества и
 потребности в двигательной активности.
- Самостоятельно выполняет доступные возрасту
 гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
 правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «Любознательный,
 активный»
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем
 мире (мире предметов и вещей, мире отношений и
 своем внутреннем мире).
- Задает вопросы взрослому, любит
 экспериментировать.
- Способен самостоятельно действовать (в
 повседневной жизни, различных видах детской
 деятельности).
- В случаях затруднений обращается за помощью к
 взрослому.
- Принимает живое, заинтересованное участие в
 образовательном процессе.
Интегративное качество «Эмоционально
 отзывчивый»
- Откликается на эмоции близких людей и друзей.
- Сопереживет персонажам сказок, историй,
 рассказов.
- Эмоционально реагирует на произведения
 изобразительного искусства, музыкальные и
 художественные произведения, мир природы.
Интегративное качество «Способный управлять
 своим поведением и планировать свои действия на
 основе первичных ценностных представлений,
 соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
 правила поведения»
- Поведение преимущественно определяется на
 сиюминутными желаниями и потребностями, а
 требованиями со стороны взрослых и первичными
 ценностными представлениями о том, «что такое
 хорошо и что такое плохо».
- Способен планировать свои действия,
 направленные на достижение конкретной цели.
- Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
 правила), в общественных местах (транспорте,
 магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество «Способный решать
 интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
 адекватные возрасту»
- Может применять самостоятельно усвоенные
 знания и способы деятельности для решения новых
 задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
 в зависимости от ситуации может преобразовывать
 способы решения задач.
- Способен предложить собственный замысел и
 воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Интегративное качество «Имеющий первичные
 представления о себе, семье, обществе,
 государстве, мире и природе»
Имеет представления
- о себе, собственной принадлежности и
 принадлежности других людей к определенному
 полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и
 взаимосвязях, распределении семейных
 обязанностей, семейных традициях;
- об обществе, его культурных ценностях; о
 государстве и принадлежности к нему;
- о мире.
Интегративное качество «Овладевший
 универсальными предпосылками учебной
 деятельности»
- Умеет работать по правилу и по образцу, слушать
 взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший
 необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки,
 необходимые для осуществления различных видов
 детской деятельности.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется
 возрастанием объема интенсивности
 учебно-познавательной деятельности, в учебный
 план вводятся дополнительные предметы.
 Возникает необходимость обеспечения
 педагогических условий, позволяющих гибко
 реализовать различные виды деятельности в
 единый образовательный процесс.
Согласно принципу интеграции, физическое
 развитие детей осуществляется не только в
 процессе специфических физкультурных и
 спортивных игр, упражнений и занятий, но и при
 организации всех видов детской деятельности
 через физкультминутки, дидактические игры с
 элементами движения, подвижные игры с элементами
 развития речи, математики, конструирования и пр.
С другой стороны, в процессе образовательной
 деятельности по физическому развитию следует
 обращать внимание на одновременное решение
 задач других образовательных областей:
- формирование навыков безопасного поведения в
 подвижных и спортивных играх, при пользовании
 спортивным инвентарем («Безопасность»);
- создание на физкультурных занятиях
 педагогических ситуаций и ситуаций морального
 выбора, развитие нравственных качеств, поощрение
 проявлений смелости, находчивости,
 взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к
 самооценке и оценке действий и поведения
 сверстников («Социализация»);
- участие детей в расстановке и уборке
 физкультурного инвентаря и оборудования
 («Труд»);
- активизация мышления детей (через
 самостоятельный выбор игры, оборудования,
 пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на
 ориентировку в пространстве, подвижные игры и
 упражнения, закрепляющие знания об окружающем
 (имитация движений животных, труда взрослых),
 построение конструкций для подвижных игр и
 упражнений (из мягких блоков, спортивного
 оборудования), просмотр и обсуждение
 познавательных книг, фильмов о спорте,
 спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
- проговаривание действий и называние
 упражнений, поощрение речевой активности детей в
 процессе двигательной деятельности, обсуждение
 пользы закаливания и занятий физической
 культурой («Коммуникация»);
- игры и упражнения под тексты стихотворений,
 потешек, считалок; сюжетные физкультурные
 занятия на темы прочитанных сказок, потешек
 («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания дошкольников к
 эстетической стороне внешнего вида детей и
 воспитателя, оформления помещения;
 использование на занятиях физкультурой
 Изготовленных детьми элементарных
 физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени
 для метания), рисование мелом разметки для
 подвижных игр («Художественное творчество»);
- ритмическая гимнастика, игры и упражнения под
 музыку, пение; проведение спортивных игр и
 соревнований под музыкальное сопровождение;
 развитие артистических способностей в подвижных
 играх имитационного характера («Музыка»).
Физическое развитие детей дошкольного
 возраста является основным в разностороннем
 развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем
 многогранней эти движения, тем больше жизненный
 опыт малыша.
Задачи по обучению плаванию решаются в
 комплексе и направлены на воспитание гармонично
 развитой личности.
Использование интегрированного подхода на
 занятиях развивает потенциал самих
 воспитанников, побуждает к активному познанию
 окружающей действительности, осмыслению и
 нахождению причинно-следственных связей,
 развитию логики, мышления, коммуникативных
 способностей. Форма проведения занятий
 нестандартна, интересна. Использование
 различных видов деятельности в течение занятия
 поддерживает внимание воспитанников на высоком
 уровне, что позволяет говорить о достаточной
 эффективности занятий.
Интегрированные занятия позволяют ребенку
 реализовать свои творческие способности, в
 интересной, игровой форме обогащать словарь,
 развивать коммуникативные умения,
 познавательный интерес и активность.
В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается
 от процесса обучения, он включается в игру и
 вместе с персонажами игр и игрушками осваивает
 водное пространство, преодолевая
 психологические проблемы и страхи. В коллективе
 детей многие задачи решать проще: каждый ребенок
 стремиться показать что-то свое; показать, чему
 научился именно он. Игра, игровая ситуация
 помогают обыграть каждую удачу или неудачу таким
 образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более
 и более уверенно от занятия к занятию. В то же
 время, программа детского сада — это комплексная
 программа. Воспитательно-образовательный
 процесс в дошкольном учреждении должен быть
 построен таким образом, чтобы дошкольники
 получили как можно больше навыков и знаний.
Таким образом, процесс обучения задаёт
 содержание и характеристики учебной
 деятельности ребёнка и тем самым определяет зону
 ближайшего развития универсальных учебных
 действий и их свойства. Универсальные учебные
 действия представляют собой целостную систему, в
 которой происхождение и развитие каждого вида
 учебного действия определяется его отношением с
 другими видами учебных действий и общей логикой
 возрастного развития.
Задача формирования УУД предполагает, что
 при поступлении в школу ребенок достигает
 определенного уровняразвития общения. В
 состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для
 начала обучения ребенка в школе) предпосылок
 входят следующие компоненты:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и
 сверстниками;
- владение определенными вербальными и
 невербальными средствами общения;
- приемлемое (т.е. не негативное, а желательно
 эмоционально позитивное) отношение к процессу
 сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению,
- умение слушать собеседника.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Чебурашка»
Доклад на тему
«Интегративные качества дошкольника в подготовительной к школе группе»
Подготовила: педагог-психолог
Титаренко Виктория Вадимовна
2016 г.
Мы живем в то время, когда окружающий нас мир активно меняется. Современная система дошкольного образования становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.
Что включают в себя интегративные качества?
Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.
Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.
Как развиваются интегративные качества?
Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.
Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.
Какими же интегративными качествами может обладать дошкольник в подготовительной группе?
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность. Необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательный, активный. 
Интересуется новым, интересным в окружающем мире (мире предметов, вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом. Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
- Эмоционально отзывчивый. 
Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 
Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную форму общения. С удовольствием принимает участие в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»
(нельзя драться, нельзя обижать маленьких, ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых) В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре).
Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок может предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами для решения задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений. Выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 
Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. 
Представления о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях совей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.
Представления о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных делах. Представления об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. 
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами речевой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
- Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. 
У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.
Контроль уровня развития дошкольника осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка. Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.
Как говорилось ранее основным видом деятельности у дошкольника является игра. Предлагаю выполнить упражнения на развитие интегративных качеств ребёнка подготовительной группы и определить эти качества.
Игра малой подвижности. «Тик-так»
Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», он закрывает глаза и встаёт в центр круга. Играющие хором произносят слова и выполняют действия.
Тик-так, тик-так Ходьба на месте
Мы всегда шагаем так:
Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо.
Тик-так! Водящий вытягивает руку вперёд.
Стрелка, стрелка, покружись! Поворачивается на месте вокруг себя.
Час, который, покажи. После слова «покажи» — останавливается.
Тот ребёнок, на которого указывает рука водящего, произносит «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребёнка.
Игровая проблемная ситуация «Три поросенка».
После рассматривания иллюстраций к сказке « Три поросенка», ребенку рассказывается продолжение истории о поросятах: «Однажды поросята поспорили, что на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал, что это деньги. Нуф-Нуф не согласился: «Самое главное для меня – много друзей», а Наф-Наф ответил: «Для меня самое ценное — знания». Предлагается определить, кто из них прав и почему
Источник
 
 