Карта психомоторного развития ребенка серебрякова
Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является:
1) определение уровня развития ребенка;
2) планирование работы:
а) по дальнейшему развитию ребенка (для детей с уровнем развития, соответствую
щим возрастной норме).
б) по коррекции развития ребенка (для детей с нарушением в развитии).
В настоящее время нет единых норм развития, касающихся возрастного этапа с 1 года до 4 лет. В детских дошкольных учреждениях, как правило, пользуются нормативами, изложенными в «Программе воспитания и обучения в детском саду»1, разработанной специалистами НИИ дошкольного воспитания. С 1995 года в дошкольных учреждениях активно реализуется программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»2, разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми (воспитателям, логопедам, педагогам, психологам), в 2001 г. был издан «Дневник развития ребенка» A.M. Казьмина, Л.В. Казьминой с нормативными таблицами. Представленные нормативы во многом совпадают с нормами развития, составленными Н.М. Аксариной, СМ. Кривиной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, ориентированными в результате апробации на выполнение норм примерно 50-80% всех детей одной возрастной группы.
На базе отдела реабилитации и коррекции детей раннего и младшего возраста Центра психолого-медико-социального сопровождения диагностические исследования проводятся в основном с учетом указанных выше норм. Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:
1. Познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи).
2. Крупная моторика.
3. Мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика).
4. Социально-эмоциональная сфера.
5. Самообслуживание (еда, одевание, туалет).
Такое выделение сфер является довольно условным, так как между сферами прослеживается определенная связь, обусловленная взаимозависимостью направлений развития ребенка (психического, сенсорного, умственного и физического). В то же время каждая сфера основана на конкретных знаниях, умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень его развития в этой сфере на определенном возрастном этапе.
Описываемая методика исследования предполагает выделение нескольких возрастных этапов. В этой работе рассматривается три этапа, включающие в себя возраст от 1 года до 4 лет:
• от 12 до 22 месяцев (с 1 года до 1 года 10 месяцев).
• от 22 до 36 месяцев (с 1 года 10 месяцев до 3 лет).
• от 36 до 48 месяцев (с 3 лет до 4 лет).
В ходе обследования отмечаются:
1, Уровень развития по следующим сферам:
а) речевое развитие:
б) когнитивное развитие;
в) мелкая моторика;
г) крупная моторика;
д) самообслуживание;
е) социализация.
2. Особенности психических процессов, таких как:
а) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослым сразу или по истечении опре
деленного времени). Как правило, это не должно занимать более 15-20 минут для
детей с 1 года до 1 года 10 месяцев: 5-10 минут для детей с 1 года 10 месяцев до
3 лет; 5 минут для детей после 3 лет;
б) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам), исследование окружающих пред
метов);
в) аффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком
каких-либо эмоций в процессе игры и по ее окончании; какие эмоции у ребенка
преобладают: положительные, отрицательные, адекватность проявления эмоций
и степень их выраженности: низкая, средняя, высокая);
г) активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая про
является в процессе игры, и уровень активности: низкий, средний, высокий);
д) внимание:
• устойчивость — способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо (в данном случае, на игрушке или игровой деятельности). В возрасте с 1 года до 1 года 10 месяцев дети могут сосредоточивать внимание на одном виде деятельности (игрушке) от 2 до 5 минут, с 1 года 10 месяцев до 3 лет до 10-15 минут, с 3 лет до 15-20 минут;
• переключаемость — способность ребенка переходить от одной деятельности к другой по требованию;
• объем и поле внимания — способность действовать двумя и более предметами в игре, выполнять одно- и двухступенчатые инструкции, для детей старше 3 лет дополнительно: учитывать два и более признаков предмета в игре;
е) характер игровой деятельности:
• манипулирование с предметами (адекватность использования предметов);
• конструктивные игры;
• игры с воображаемыми предметами:
• сюжетные игры;
• сюжетно-ролевые игры.
Все данные в краткой форме заносятся в карту обследования, соответствующую возрасту ребенка. Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня психомоторного развития ребенка и отразить динамику развития при повторных обследованиях. Контрольные обследования детей в возрасте с 1 года до 2 лет целесообразно проводить два раза в год, а обследование детей в возрасте с 2 до 4 лет — один раз в год. Однако, если ребенок имеет риск отставания или отстает в развитии, то повторные обследования проводятся 3-4 раза в год.
Обследование детей проводится в присутствии родителей в форме индивидуального консультирования. Такая форма обследования обусловлена следующими причинами:
ребенок раннего и младшего дошкольного возраста психологически не отделен от матери (лица, воспитывающего его), поэтому присутствие родных позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность;
• присутствие родителей выявляет характер взаимодействия «родитель-ребенок»:
• родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами развития, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь и удерживать внимание ребенка на выполняемой деятельности.
Консультирование включает в себя несколько этапов:
1. Налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом (педагогом, психологом, логопедом), проводящим консультацию, ребенком и его родителями. Создание доверительной обстановки.
2.Обследование ребенка и сбор данных.
3.Консультирование родителей.
На втором этапе проводится собственно диагностическое обследование, в процессе которого определяются возрастные, личностные и психологические особенности ребенка, выявляются его умения и навыки, устанавливается уровень развития по сферам, указанным в карте. Во время беседы с родителями фиксируется история развития ребенка, выявляются проблемы, которые волнуют родителей.
На третьем этапе (консультирование родителей) по результатам полученных данных даются рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Родители получают ответы на интересующие их вопросы.
При необходимости проводится дополнительное консультирование — обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра и дефек-толога). Первичную и дополнительную консультации могут проводить одновременно два или несколько специалистов.
Все полученные данные, заключения, рекомендации, дополнительные сведения заносятся в карту обследования.
Продолжительность одной консультации составляет от одного до полутора часов (20-30 минут занимает обследование ребенка, остальное время — беседа с родителями и свободная игра ребенка).
Увеличение длительности времени обследования ребенка достигается за счет смены видов его деятельности, подбора ярких, привлекающих внимание игрушек, использования методических приемов, позволяющих сохранить интерес малыша в процессе диагностирования.
Во время консультирования используются различные методы обследования: беседа наблюдение за игровой деятельностью ребенка, тестирование с помощью определенного набора диагностического материала. Выбор тех или иных методов и последовательность их применения зависят от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей обследуемого ребенка. Кроме того, обследование включает в себя обучение ребенка помощь ему, а дополнительные задания, аналогичные первоначальным, позволяют более точно определить уровень развития.
Обследование, как правило, начинается с заданий средней степени сложности В зависимости от успешности выполнения заданий, в дальнейшем предлагаются либо более трудные, либо более легкие задания. В ряде случаев диагностирование начинается с заведомо легких заданий, чтобы их успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительный настрой и вызвало интерес к дальнейшему обследованию, сняло беспокойство Это особенно важно, если ребенок плохо входит в контакт со взрослым. В процессе обследования специалист должен создать ситуацию эмоционального комфорта, которая позволит более полно раскрыться как ребенку, так и его родителям, влияя на точность и достоверность полученных данных.
В зависимости от возраста обследуемого ребенка игровое пространство организовывается по-разному. Так, для детей до 1 года 10 месяцев на виду выставляются 5-7 игр одновременно, специалист, ведущий консультацию, сопровождает малыша от игры к игре, ориентируясь на проявляемый им интерес. В некоторых случаях ребенку требуется перед началом игры пройти мимо всех выставленных игрушек, и только после этого он начинает играть с ними. С детьми более старшего возраста игровое пространство организовывается несколько по-другому: игры предлагаются в определенной последовательности и ведущим в таком случае является взрослый. Процесс обследования может перестраиваться при грубом несоответствии уровня развития возрасту ребенка или наличии психологических проблем (при проявлении негативизма, страхов, истериках и т.п.).
Уровень развития речи проверяется в процессе всей консультации. В карте отмечается, понимает ли ребенок обращенную речь, выполняет ли простые и двухступенчатые инструкции, различает ли единственное и множественное число, а также значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ориентируется ли в пространственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции.
В графе «активная речь» записываются слова (звукоподражания, фрагменты слов, слова из 2, 3, 4 слогов), которые употребляет ребенок, отмечается наличие в активном словаре различных частей речи, а также наличие фразы (простой, развернутой; количество слов в предложении).
Нормативные данные, используемые при обследовании речи ребенка, представлены на основе схемы системного развития нормальной детской речи составленной НС. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961 г.
Уровень развития навыков самообслуживания выясняется со слов родителей.
Помимо этого, в графе «Дополнительные сведения» отмечаются особенности взаимодействия между ребенком и родителями (завышение, занижение возрастных норм родителями, гиперопека, попустительство, жесткость требований по отношению к ребенку, материнская депривация, внутрисемейные проблемы и т.д.), родительские проблемы (тревожная мама, проблемы взаимоотношений матери ребенка со своими родителями, социальное положение родителей и т.п.).
Игровой материал, используемый специалистом при проведении обследования, представлен в «Перечне стимульного материала для диагностического обследования».
1. Ф.И. ребенка ________________________________________________________________
дата рождения_________ возраст____ : п-ка №______ ; я/сад №___________
2. Дата посещения____________________________________________________________
3. Специалисты _______________________________________________________________
4 Повод для обращения ___________________________________________________
5. Ф.И.О. матери ______________________________________________________________
6. Ф.И.О. отца__________________________________________________________________
7. Состав семьи, жилищные условия ______________________________________
8. Адрес , телефон
9. Данные обследования: Речевое развитие:
а) понимание речи ______________________________________
б) доречевое развитие:
— гуление (спонтанное, отраженное)________________
— лепет (дифференцированный, недифференцированный)
в) активная речь:
звукоподражания____________________________________
слова ___________________________________________________
фразовая речь________________________________________
Когнитивное развитие:
игра________________________________________________________
цвет______________________________________________________
форма_____________________________________________________
размер ____________________________________________________
представления о константности объекта ________
реакция на звук__________________________________________
Развитие крупной моторики:
держит голову________ направление движения ручек
перевороты: на бок , со спины на живот , с живота на спину
сидит_______________________ ; встает у опоры___________________________________
ползает: по-пластунски_______________________ , на четвереньках ;
самостоятельно садится___________ ходит у опоры________ ;
стоит самостоятельно____________ ; ходит самостоятельно ;
перешагивает препятствия______________________________________________ ;
поднимается по лестнице приставным шагом_______________________________ ; спускается по лестнице пристав
ным шагом____ ; спрыгивает с высоты______ см; пинает мяч ногой________ ;
ловит мяч_________ ; удерживает равновесие__________________________________
Развитие мелкой моторики:
координация_______________________________________________________________________
захват______________________________________________________________________________
ротация____________________________________________________________________________
Развитие навыков самообслуживания:
еда ___________________________________________________________________________________
одевание ___________________________________________________________________________
туалет_____________________________________________________________________________
Социализация:
улыбка______________________ ; гуление отраженное_____________________________
реакция на незнакомца___________________________________________________________
контакт ___________________________________________________________________________
интерес_____________________________________________________________________________
эмоции______________________________________________________________________________
активность________________________________________________________________________
10. Заключение:11. Рекомендации:12. Дополнительные сведения:
Источник
Ответы к экзамену психодиагностика
Доступные файлы (1):
n1.docx
1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. 1.Карта обследования психомоторного развития ребенка (1год 10 мес. – 3 года) (Н.В. Серебрякова). + смотреть 2 вопрос
См. билет2
КАРТАОБСЛЕДОВАНИЯПСИХОМОТОРНОГОРАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (1 год 10 мес. — 3 года)
1.Ф.И. ребенка
датарождения возраст ; п—ка№ ; дет. сад№
-
Датапосещения -
Специалисты -
Поводдляобращения
-
Ф.И.О. матери -
Ф.И.О. отца -
Составсемьи, жилищныеусловия8. Адрес, телефон
9. Данныеобследования: Речевоеразвитие:
пониманиеречи:
-
обращеннойречи -
грамматическихформ: ед.-мн. числосущ. сущ. сум.-ласк, суффиксами
активнаяречь:
-
звукоподражания -
слова
— фразоваяречь
особенностиречи:
сортирует
вкладывает
сортирует
Когнитивноеразвитие:
размер: знает
форма: зрает
цвет: знает
понятие«такойже»:
частитела
подражательнаядеятельность
пространственныеотношения
память
Развитиекрупноймоторики:
координациядвижений
ходьба бег прыжки
подъемполестнице спускполестнице
Развитиемелкоймоторики:
координация захват
Развитиенавыковсамообслуживания:
еда
одевание
туалет
Социализация:
контакт особенности
интерес
эмоции: адекватность выраженность_
активность
внимание: устойчивость поле_
лереключаемость объём_
характеригровойдеятельности
10. Заключение:11. Рекомендации:12. Дополнительныесведения:
5. КАРТАОБСЛЕДОВАНИЯПСИХОМОТОРНОГОРАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА (3 года — 4 года)+ см вопрос2
1.Ф.И. ребенка
датарождения возраст ; п—ка№ ; дет. сад№
-
Датапосещения -
Специалисты -
Поводдляобращения
-
Ф.И.О. матери -
Ф.И.О. отца -
Составсемьи, жилищныеусловия -
Адрес, телефон -
Данныеобследования: Речевоеразвитие:
Пониманиеречи:
-
обращеннойречи -
грамматическихформ: ед. —мн. числосущ.
сущ. сум.-ласк, суффиксами
предложно—падежныхконструкций (спредлогамив, на, под, над) активнаяречь:
-
звукоподражания -
слова
— фразоваяпечь
особенностиречи
Когнитивноеразвитие:
размер: знает сортирует
форма: знает вкладывает
цвет: знает сортирует
понятие«такойже»: частитела
подражательнаядеятельность
логическиесвязи
пространственныеивременныеотношения
аналитическоемышление
память
Развитиекрупноймоторики:
координациядвижений
ходьба бег прыжки
Развитиемелкоймоторики:
координация захват
Развитиенавыковсамообслуживания:
еда
одевание | |
туалет | |
Социализация: контакт интерес | особенности |
эмоции: адекватность активность | выраженность |
внимание: устойчивость поле _
переключаемость объём _
характеригровойдеятельности
10. Заключение11. Рекомендации:12. Дополнительныесведения:
6. Предмет психодиагностического обследования ребенка раннего возраста.
Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.
Психодиагностическое обследование включает следующие методики:
— для диагностики психического развития ребенка: «Цветовой гнозис», «Форма», «Предметный гнозис»;
— для диагностики способов действия: «Складывание пирамидки»;
— для исследования памяти игра «Что изменилось, чего не стало»
— для исследования внимания: «Зрительный диктант».
Экспертный опрос педагогов проводится при помощи методики «Изучение психического развития детей от 1 до 3 лет».
Опрос родителей проводится воспитателями, заполняя карту развития ребенка.
Важнейшим фактом, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка, поэтому нельзя категорично настаивать на проведение ребенка в кабинет. Тем самым снижается участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия.
7. Речевая карта обследования детей раннего и младшего возраста
При нарушении речевого развития дети должны поступать в логопедические группы, но при этом для уточнения структуры нарушения и прогнозирования развития необходимо проводить обследование детей. Одним из методов обследования является «Речевая карта обследования детей раннего и младшего возраста (от 2 до 4 лет) (Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова)»[7].
Главная цель логопедического обследования детей старших групп — выявление детей с задержкой речевого развития, дизартриков, детей с ОНР.
Обследование речи детей удобнее проводить в апреле-мае. Целью такого обследования является выявление детей с задержкой речевого развития, дизартрией, заиканием и т.д. Это необходимо для того, чтобы вовремя сформировать из этих детей так называемую «группу риска» для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы.
Их родителям логопед объясняет особенности ребенка и рекомендует для подтверждения диагноза пройти обследование у специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога). Дети «группы риска» в обязательном порядке ставятся на учет к логопеду поликлиники.
Обследуя детей младшего возраста, логопед обязательно должен отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, дизартрия, особенности анатомического строения органов артикуляции). Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в переводе в специализированное дошкольное учреждение, и определить детей для зачисления на логопункт.
На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности речи ребенка (анкетные данные, анамнез, раннее развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время, речь импрессивная, экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя, владеет ли раздернутой речью, письменная речь — чтение и письмо, логопедическое заключение).
8. . Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни (И.М. Аксорина, К.Л. Печора, 1978).
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни
На 2 году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитиеребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.
Возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки |
1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов резко расширяется. | Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления. | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней в Зсм. | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученными. | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. |
1 год 6 мес. | Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»). | Словами облегчёнными и произнесёнными правильно называет предметы и действия при сильной заинтересованности. | Ориентируется в 3-4 контрастных формах предмета (шар, куб, кирпичик). | Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия. | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. |
1 год 9 мес. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых. | Во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями. | Ориентируется в трёх контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей граней Зсм. | Воспроизводит сложные сюжетные постройки – перекрытия типа «ворот», «скамейки». | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см. | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает шапку, ботинки). |
2 года | Понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребёнка, без показа. | Пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные, местоимения. | Подбирает по образу и слову взрослого три контрастных предмета разных цветов. | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. | Частично надевает одежду (шапку, ботинки). |
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни
В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность.
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструкторская деятельность | Изобразительнаядеятельность | Навыки | Движения | |||
Грамматика | Вопросы | Воспроизведение формы | Воспроизведение цвета | В одевании | В кормлении | |||||
2 года 6 месяцев | Говорит многословными предложениями (более трех слов). | Появляются вопросы «где?», «куда?». | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов. | Игра носит сюжетный характер. | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки | Ест аккуратно. | Перепрыгивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | |
З года | Начинает употреблять сложные предложения с придаточными. | Появляются вопросы «когда?», «почему?». | В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению. | Называет четыре основных цвета. | Появляются элементы ролевой игры. | Появляются сложные сюжетные постройки. | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. | Самостоятельно одевается. Может застегнуть пуговицы, завязать шнурки. | Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания. | Перешагивает через палку, горизонтально приподнятую на 30 -38 см. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Источник