Карта психическое развитие ребенка 5 лет

Карта психическое развитие ребенка 5 лет thumbnail

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА от 5 до 6 летДошкольное учреждение_____________________________________________________________

Группа____________________________________________________________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________________

Дата рождения______________________________Группа Здоровья________________________

п/п

Наименование необходимых навыков и умений по образовательным областям

Оценка уровня развития в баллах

Дата мониторинга

(начало учебного года)

Дата мониторинга

(окончание  учебного года)

1

Образовательная область «Здоровье»

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятель но чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Имеет начальные представления о составляющих (важных компонен тах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и фак торах, разрушающих здоровье.

Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнас тики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

2

Образовательная область «Физическая культура»

Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозна ченное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку

Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с брос ком, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами.

Умеет кататься на самокате.

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

3

Образовательная область «Социализация»

Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.

Объясняет правила игры сверстникам.

После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), ис пользуемые средства художественной выразительности и элементы худо жественного оформления постановки.

Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в де тском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

4

Образовательная область «Труд»

Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухажива ет за обувью.

Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол.

Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

5

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая по мощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

6

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет анализировать образец постройки.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Создает постройки по рисунку.

Умеет работать коллективно.

Развитие элементарных математических представлений. Считает (от считывает) в пределах 10.

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительны ми (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрас тания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

Называет текущий день недели.

Формирование целостной картины мира. Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту

Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу.

Называет времена года, отмечает их особенности.

Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.

Бережно относится к природе.

7

Образовательная область «Коммуникация»

Может участвовать в беседе.

Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Определяет место звука в слове.

Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

8

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения.

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

9

Образовательная область «Художественное творчество»

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

Рисование. Создает изображения предметов (с натуры, по представле нию); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства,        лет.

Лепка. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бу маги.

10

Образовательная область «Музыка»

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произ носить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопро вождении музыкального инструмента.

Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).

Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.

Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятель но чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Имеет начальные представления о составляющих (важных компонен тах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и фак торах, разрушающих здоровье.

Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнас тики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

п/п

Показатели развития интегративных качеств личности ребенка

Оценка уровня развития в баллах

Дата мониторинга

(начало учебного года)

Дата мониторинга

(начало учебного года)

1

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упраж нениях.

Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе зака ливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жиз ни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.

Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

2

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Использует различные источники информации, способствующие обогаще- нию игры (кино, литература, экскурсии и др.).

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятель ности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельнос ти, экспериментированию, к проектной деятельности.

3

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, .кукольных спектаклей.

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного _  персонажа.

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.

Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

4

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придержи ваясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым.

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, ис пользует синонимы и антонимы.

Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впе чатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепере дача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектак ля и т.д.).

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зре ния, согласие или несогласие с ответом товарища.

5

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения»

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстни ками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связан ные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и ула живает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.

Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех. кто слабее.

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи пос тупки и поступки сверстников.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется «вежливыми» словами.

6

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.).

Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Способен конструировать по собственному замыслу.

Способен использовать простые схематичные изображения для реше ния несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи,

Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их вза имодействия.

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта.

Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

7

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.

Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет.

Знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонацио нальная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представле ние о флаге, гербе, мелодии гимна.

Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

8

Интегративное качество «Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.

Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.

9

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в ноябре и апреле)..

Мониторинг образовательного процесса.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Данные о результатах заносятся в  карту ребёнка в рамках образовательной программы -мониторинг формирования  необходимых навыков и умений по образовательным областям

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом (при его наличии) дошкольного учреждения и медицинским работником.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В ходе мониторинга детского развития психолог (с помощью педагогов и медицинского работника), а при его отсутствии — педагоги и медицинский работник заполняют таблицу показателей развития интегративных качеств личности ребенка.

При оценке уровней развития ребенка педагог ставит общий балл по каждой образовательной области и интегративному качеству  в столбце, напротив строки, характеризующей необходимые навыки и умения по образовательным областям, показатели развития интегративных качеств личности ребенка ставятся

▲-если результат выше возрастных возможностей.

Данная карта развития ребенка составлена заместителем заведующего по УВР Серяпиной О.В. для заполнения педагогами при проведении мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы , реализуемой дошкольным учреждением.

Источник

Загрузка…

Ребёнок в 5–летнем возрасте считается старшим дошкольником. С этих лет его начинают готовить к обучению в школе. Родителям надо обратить внимание на уровень его развития, а именно на то, что он должен знать и уметь в этом возрасте для нормального развития и подготовки к школе.

Физические данные ребёнка в 5 лет

В этот период у ребёнка формируется характер, становятся видны все промахи, которые допустили родители в предшествующие годы. Именно в этом периоде можно аккуратно подкорректировать характер, восполнить пробелы воспитания.

Развитие ребёнка в дошкольном возрасте – процесс непрерывный, на который влияет:

  • функциональное и морфологическое созревание органов, тканей и всех систем организма;
  • врождённые способности;
  • приобретённый опыт;
  • внутренний генотип;
  • окружающая среда.

После 3-летнего возраста снижается интенсивность роста, но изменяются пропорции, ребёнок начинает вытягиваться. После 5 лет особенно резко проявляются различия в строении тела мальчиков и девочек.

Согласно средним нормам физиологического развития, ребёнок 5-летнего возраста должен иметь показатели:

  1. Рост – от 95 до 116 см.
  2. Вес – от 14 до 20 кг.

В возрастной границе от 4 до 6 лет, ребёнок прибавляет 5–6 см в росте.Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей

Что должен уметь ребёнок в 5 лет:

  1. Бегать на длинные дистанции, 200–300 м, и не только по ровной местности, но и по пересечённой.
  2. Уметь координировать движения. Развивать её нужно при игре в мяч: он должен его ловко бросать и ловить обратно. Также сложно-координированные движения развиваются при действиях с карандашом, кистью, ножницами.
  3. Соблюдать равновесие. Проверить можно, наблюдая за тем, как ребёнок ходит по узкой дорожке.
  4. Лазать по шведской лестнице.
  5. Перепрыгивать через ступеньку, скакалку, подпрыгивать на одной ноге.
  6. Подтягиваться, отжиматься, хотя эти упражнения им даются плохо, потому что не очень развита мускулатура, но обучать их этому необходимо.
  7. Понимать значение пространственных понятий: что значит дойти до угла, повернуть направо, перейти на другую сторону.

Задача родителей состоит в том, чтобы проводить оздоровительные упражнения и мероприятия, которые способствуют:

  • развитию всех групп мышц, формированию осанки;
  • закаливанию организма;
  • повышению иммунитета.

Родители должны стимулировать интерес к физическим упражнениям, проводить закаливающие процедуры. Желательно всё это делать совместно.

Познавательное развитие ребенка в 5 лет

В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, начинает прослеживать связи и взаимодействия различных процессов. Отсюда и возникает водопад вопросов, на которые он хочет получить ответ.

Навыки, которые надо формировать:

  1. Внимание. Этот возрастной период характеризуется непроизвольным вниманием, которое часто выражается внешними впечатлениями и эмоциями. Дети часто отвлекаются, плохо сосредотачиваются, особенно если ребёнок гиперактивный. Поэтому важно формировать произвольное внимание, развивать ответственность, что очень пригодится в школе.Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей
  2. Восприятие. Это чувство развивается с первых месяцев и к 5 годам они уже хорошо знают и чувствуют форму, цвет и материал предметов. Восприятие временное детям даётся труднее. Они плохо ориентируются во времени суток, часах, не могут оценить временные промежутки.
  3. Память. Сохранение в памяти событий у детей в этом возрасте остаётся всё ещё непроизвольным, она основана на эмоциях. Ребёнок запоминает то, что его очень заинтересовало. Но и забывание происходит быстро. В пятилетнем возрасте можно наблюдать формирование различных видов памяти: у одного ребёнка лучше развивается зрительная, у другого – эмоциональная, у третьего – слуховая память, что зависит от индивидуальных особенностей. Занятия родителей должны быть направлены на формирование всех видов памяти, что делается с помощью чтения, рассказывания, бесед с детьми.

Мышление ребёнка

Что должен уметь ребёнок в 5 лет, чтобы уровень его умственного и психического развития соответствовал возрастным нормам:

  1. Сравнивать, обобщать предметы, использовать причинно-следственные связи. Абстрактные понятия в этом возрасте им ещё недоступны, но сравнивать и обобщать дети уже должны уметь. Это помогает им делать вывод после прослушивания сказки, раскладывать картинки по группам и признакам.
  2. Делать первые обобщения, сортировать предметы, находить лишние звенья в логической цепочке. В этот период преобладает наглядно-образное мышление, которое выражается тем, что дети разбирают игрушки на детали, чтобы представить, как они работают.

    Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителейВ 5 лет ребенок должен уметь считать

  3. Составлять небольшие рассказы по картинкам.
  4. Придумывать свои сказки.
  5. Сочинять рассказы на заданную тему.

В пятилетнем возрасте у ребёнка происходит развитие как правого, так и левого полушария, что помогает ему усваивать много новой информации.

Социально-эмоциональное развитие детей в 5 лет

К пятилетнему возрасту дети учатся контролировать свои эмоции. Психологическое развитие, происходящее в этом возрасте, позволяет ребёнку сдерживать импульсивные желания, оценивать свои поступки. Он может это выразить не только плачем, но и словами и чувствует себя более уверенно, потому что его понимают.

В этот период развиваются навыки:

  • усидчивость, терпение;
  • умение словесно выразить просьбу;
  • контакта с окружающими и незнакомыми людьми;
  • умение делиться игрушками, сладостями;
  • уступчивость по отношению к другим детям;
  • ярко выраженное чувство справедливости;
  • умение играть в группе детей бесконфликтно;
  • понимания социальных ролей, выполняемых взрослыми;
  • различать органы человеческого тела и условия их функционирования.Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей

Дети в пятилетнем возрасте с удовольствием помогают родителям по хозяйству, потому что им нравится копировать их поведение и поступки. Это самый активный возраст формирования личности, закладывания положительных привычек.

И родителям не стоит упускать этот момент. Необходимо развивать инициативу, давать ребёнку возможность выбора, что повышает самооценку и вырабатывает у него чувство ответственности.

Он должен знать в этом возрасте:

  • название своей страны и города;
  • различать плохое поведение и хорошее не только у сверстников, но и у взрослых;
  • самостоятельно выполнять все гигиенические требования.

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Ребёнок в 5 лет имеет большой словарный запас, более 3 тыс. слов. Если у него нет логопедических проблем, то он должен уметь выговаривать почти все звуки и слова.

Речь развивается параллельно с мыслительной деятельностью. По мере получения новой информации осваиваются и новые слова. Поэтому важно для родителей в этот период больше разговаривать с ребёнком, читать, рассказывать, разговаривать с ним в форме диалога. Желательно, чтобы речь взрослых не содержала ошибок, так как они быстрее всего запоминаются детьми.

В этот период речь ребёнка должна соответствовать критериям:

  • умению составлять предложения из 5–6 логически связанных между собой слов;Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей
  • использовать не только глаголы и существительные, но прилагательные, наречия, краткие причастия;
  • под руководством взрослых осваивать применение синонимов и антонимов;
  • уметь пересказывать сказки;
  • логически выстраивать речь, не перескакивать с третьего на десятое;
  • запоминать и рассказывать стихи с выразительной интонацией;
  • делить слова на слоги;
  • подбирать однокоренные слова.

На 6-ом году жизни можно начинать обучать чтению, потому что это период активного интереса к книжным буквам.

Развитию речевых навыков способствует развитие мелкой моторики. Следует укреплять кисть ведущей руки (правой или левой, если ребёнок левша).

Бытовые навыки детей в 5 лет

По мере развития ребёнка совершенствуются и хозяйственные навыки. Для того чтобы он научился шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, необходимо продолжать развитие моторики.

К этому возрасту у ребёнка появляются навыки:

  • лепки из пластилина;
  • сборки предметов из конструктора;
  • рисования фломастерами и кистью;
  • умения держать ручку и карандаш;
  • складывания пазлов;
  • вырезания ножницами;
  • завязывания узелков из верёвочек.Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей

Ребёнок становится самостоятельным и уже может:

  • есть ложкой, вилкой;
  • сам умываться, чистить зубы;
  • одеваться без посторонней помощи;
  • расстёгивать и застёгивать пуговицы;
  • помочь по хозяйству (вымыть посуду, подмести).

Должен владеть навыками общения:

  • благодарить, просить прощения;
  • здороваться и прощаться;
  • включаться в игровую деятельность с другими детьми.

Общая таблица умений ребенка в 5 лет

Основные виды развитияХарактеристики развития
ФизическоеКоординирован, ловок, освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель, копирует геометрические фигуры, владеет элементарными гигиеническими навыками
Социально-коммуникативноеСтарается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми, использует диалоги в речи, взаимодействует со сверстниками, включается в общение
ПознавательноеПроявляет интерес к новому, любит наблюдать, учится сравнивать, концентрируется при выполнении заданий
РечевоеРассказывает, пересказывает, отвечает на вопросы развёрнуто, правильно произносит все звуки, играет в слова, звуки, умеет рифмовать, строить фразы из 7–8 слов, знает форму множественного числа
Художественно-эстетическоеАнализирует эмоции героев сказок, проявляет свои чувства соответственно событиям, доброжелателен, читает, танцует, рассказывает стихи, занимается творческой деятельностью с удовольствием, может самостоятельно выбрать любое творческое направление по своему интересу.
МатематикаЗнает основные геометрические фигуры, сравнивает количество предметов, правильно пишет цифры.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.

Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:

  • телосложение;
  • физические параметры;
  • развитие двигательной активности;
  • функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей

Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.

Они включают в себя:

  1. Оценку устойчивости и переключения внимания.
  2. Целостности восприятия.
  3. Способность дифференцированного восприятия.
  4. Цветовосприятие.
  5. Наличие наглядно-образного мышления.
  6. Оценку словесно-логического мышления.
  7. Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
  8. Умение действовать по образцу и по правилу.
  9. Знание культуры общения.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):

  • понимать инструкции и правила;
  • уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
  • видеть свои ошибки;
  • проявлять интерес к новым заданиям.

А также проводятся тесты, оценивающие:

  1. Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
  2. Речевое развитие.
  3. Уровень мыслительной деятельности.
  4. Развитие зрительно-пространственного восприятия.
  5. Социально-коммуникативное развитие.Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей

Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.

Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.

Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».

Занятия с ребенком в 5 лет

Дети, которым исполнилось 5 лет, умеют и знают многое. Они хорошо говорят, анализируют, фантазируют, умеют считать. Необходимо понимать, что они познают окружающую жизнь через игру, общение с родителями и сверстниками.

Развитие речи

Следует, прежде всего, понаблюдать за ребёнком, правильно ли он произносит буквы и звуки.

Для улучшения произношения можно проводить простые логопедические занятия, доступные в домашних условиях:

  • гимнастика для языка;
  • воздушный футбол (логопедическое упражнение);
  • упражнения для языка «мостик» и «балалайка».

Речь и окружающий мир тесно связаны, поэтому наилучший способ освоения речи – чтение книг. После чтения с ребёнком необходимо беседовать, просить рассказать, что ему понравилось больше и почему.

Хорошо развивают детей настольные игры, в процессе которых он знакомится:

  • с профессиями;
  • названиями марок автомобилей;
  • животными;
  • птицами;
  • странами;
  • кулинарными продуктами;
  • растениями.Что должен уметь ребенок в 5 лет. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей

Следует предлагать словесные игры, помогающие освоить художественный образ языка. Например, придумать рифму, противоположное значение слова, подобрать несколько похожих слов. Обучая речи, не стоит забывать о сложных предлогах, которые есть в русском языке: из-под, из-за и других, подобных. Ребёнок должен знать, что такие конструкции имеются в языке и для чего они применяются.

Хорошо развивают речь словесные игры:

  1. Опиши одним словом (лапа собаки, чашка для чая).
  2. Кому что нужно (почтальону, продавцу).
  3. Как можно у