Карта нервно психического развития ребенка 4 года

Показатели развития
Начало года
Конец года
Исследования поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)
Адекватность эмоциональных реакций (осознанность, сдержанность)
Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)
Исследование неречевых психических функций
Исследование слухового восприятия:
Дифференциация контрастного звучания двух игрушек
Исследование распознавания направления звука
«Угадай кто пришел» (звукоподражание)
Исследование зрительного восприятия:
Различение величины (большой — маленький)
Различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый )
Различение плоских геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)
Собирание пирамидки из 4-х колец (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания)
Коробка форм (зрительное соотнесение; зрительное соотнесение + примеривание, прикладывание; пробы и ошибки)
«Узнай и назови» (узнавание наложенных контуров 3-4 предметов)
Исследование восприятия пространственных представлений:
Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направление: вверху, внизу)
Исследование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:
Складывание картинок из двух частей по образцу:
— горизонтальный разрез
— вертикальный разрез
-диагональный разрез
Складывание картинок из трёх частей по образцу:
— горизонтальный разрез
— вертикальный разрез
-диагональный разрез
Складывание фигур из трех палочек по образцу:
— крыша
-дерево
Сооружение постройки из трех кубиков по образцу:
— домик
— башенка
Работа с 3-х составной матрешкой (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания):
— раскладывает
— собирает
Практическая задача на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления «Достань ключик»
Исследование зрительной памяти
Игра «Чего не стало?» (4 предмета)
Игра «Кто пришел?» (4-5 элементов)
Исследование слуховой памяти
Повтори фразу «Я очень люблю свою добрую маму!»
Повтори слова: дом, стол, нога, кот
«Запомни и найди такой же предмет»
Исследование внимания
«Найди такой же предмет»
Сравнение картинок
Лабиринт
Исследование состояния моторной сферы:
Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп. Активность, проявление моторной неловкости):
Пройти или пробежать меду двумя линиями, нарисованными на полу на расстояние 25 см
Переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)
Бросить одной рукой мяч в горизонтальную цель, на расстоянии 1 метр:
— правая рука
-левая рука
Мелкая моторика:
Аномалии строения рук и пальцев рук
Мышечный тонус рук
Положение кистей рук
Положение пальцев рук
Сформированность дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук:
— ладонный захват
— захват нижней третью пальцев рук
— захват двумя пальцами большим и указательным
— захват тремя пальцами большой, средний, указательный
Согласованность движений рук:
— ведущая рука (собирание мелких предметов в мисочку)
Кинестетическая основа движений:
Сложить в колечко по очереди большой палец руки со всеми пальцами по очереди, начиная с большого:
— правая рука
— левая рука
Кинетическая основа движений:
Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого:
— правая рука
— левая рука
Навыки работы с карандашом:
Умение держать карандаш
Умение рисовать вертикальные линии
Умение рисовать горизонтальные линии
Умение рисовать кружки
Навыки работы с пластилином:
Умение лепить шарики
Умение лепить лепешки
Умение лепить палочки
Исследование мимической мускулатуры
Надуть щеки («толстячок»)
Показать, как ты ешь лимон («кисло»)
Показать, как ты ешь мороженное(«сладко»)
Исследование состояния артикуляционной моторики (по подражанию, отметить тонус, темп, переключение, точность выполнения, добавочные движения)
Широко улыбнуться
Вытянуть губки хоботком
Показать широкий язычок
Положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнею
Подвигать я зыком влево – вправо («часики»)
Пощелкать языком («лошадка»)
Широко открыть рот и зевнуть
Исследование состояния речи
Исследование импрессивной речи
Понимание существительных (показать на картинке по просьбе взрослого):
— предметы бытового обихода (стол, стул, окно)
— части тела
Понимание обобщающих слов:
— игрушки
— посуда
— одежда
— обувь
— животные
Понимание действий (показать по картинкам):
— где мальчик рисует
— идет
— сидит
— играет
Выполнение поручений по словесной инструкции:
— принеси машинку
— покатай машинку
— поставь машинку на стол
— положи машинку в коробку
Понимание грамматических форм
Понимание форм ед. ч. и мн.ч. существительных
— кот-коты
— мяч-мячи
— дом-дома
— кукла-куклы
— рыбка-рыбки
— чашка-чашки
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
«на»
«в»
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
— дом-домик
— стул-стульчик
— кукла-куколка
Различение форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (показать по картинкам)
— собака стоит – собаки стоят
— самолет летит – самолеты летят
Понимание содержания текста «Курочка ряба»
Исследование экспрессивной речи
Характеристика экспрессивной речи:
— однословная
— фразовая
— связная
Активный словарь.
Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам):
— игрушки
— посуда
— одежда
Глаголы (назвать действия по картинкам):
— стоит
— сидит
-играет
— рисует
Прилагательные (назвать признаки по картинкам):
— красный
— синий
— зеленый
— желтый
— большой
— маленький
— сладкий
— кислый
Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в И.п. ед.ч. и мн.ч. (назвать по картинкам) :
— стол – столы
— петух – петухи
— дом – дома
— сумка – сумки
Употребление имен существительных в В.П. ед.ч. без предлога:
— вижу дом
— вижу рыбку
Согласование прилагательных с существительными ед.ч. мужского и женского рода:
— красный кубик
— синий бант
— красная чашка
— синяя кофта
Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами:
«на»
«в»
Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
— дом-домик
— мяч-мячик
— чашка — чашечка
Употребление форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (назвать по картинкам)
— кот мяукает – коты мяукают
— мальчик стоит – мальчики стоят
Употребление возвратных и невозвратных глаголов:
— Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика.
— Девочка одевается. – Мама одевает девочку.
Исследование фонетической стороны речи
Имитационная сторона речи (с опорой на картинки):
Девочка укачивает куклу (А-а-а)
У девочки болят зубы (О-о-о)
Гудит поезд (У-у-у)
Пищит мышонок (И-и-и)
Плачет малыш (Уа)
Кричат в лесу (Ау)
Лает собака (Ав)
Кудахчет курица (Ко-ко-ко)
Кричат гуси (Га-га-га)
Мычит корова (Му-у-у)
Мяукает кошка (Мяу)
Кричит лошадка (И-го-го)
Кричит ослик (Иа-иа)
Дует ветер (В-в-в)
Девочка задувает свечку (Ф-ф-ф)
Мальчик стучит в барабан (Бум-бум)
Молоток забивает гвозди (Д-д-д)
Капает вода (Кап-кап)
Стук в дверь (Тук-тук)
Мальчик ноет (Н-н-н)
Греем ручки (Х-х-х)
Гудит кораблик (Ы-ы-ы)
Накачиваем велосипед (С-с-с)
Звенит комарик (З-з-з)
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за взрослым с опорой на наглядность)
Односложные слова (дом, кот, дуб, бык)
Двусложные слова (вода, вата, Дима, Тома)
Трехсложные слова (бананы, вагоны, батоны, панама)
Односложные слова со стечением согласных (бант, стул, гном, бинт)
Двусложные слова со стечением согласных (тапки, миска, бантик, столик)
Состояния дыхания:
Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
Продолжительность речевого выдоха
Сила голоса
Модуляция голоса
Особенности динамической стороны речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, дисретмия)
Паузация (правильность расстановок пауз)
Употребление основных видов интонации
Состояние фонематического восприятия
Слуховая дифференциация звуков (показать на картинке, называемые взрослым предметы)
— кот-кит
— бочка-почка
— бочка-дочка
— миска-киска
Состояние фонематического анализа (показать картинку, услышав звук-символ)
Р- собачка
Л – самолет
Ш – ветер
Ж – жук
Ц – кузнечик
Ч – паровоз
Щ – кипит чайник
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
детей раннего возраста. Часть 8 Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности). Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом. Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3. Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов. Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой Таблица 7
Таблица 8 Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 9 Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 10 Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Таблица 11 Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 12 Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 13 Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет в поликлинике и дошкольном учреждении (Составлено К.Л. Печорой) Таблица 14
Переход на другие статьи методического пособия: Развиваем детей раннего возраста. Часть 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: 22.09.2013 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник