Карта наблюдения психического развития ребенка

Карта наблюдения психического развития ребенка thumbnail

hello_html_m3ea624ad.jpg

Психологическая карта ребенка

— Диагноз врача:

— Общее соматическое состояние

— Группа здоровья

— Физкультурная группа

— Особые сведения:

7.Психическое развитие

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

На г.

На г.

На г.

На г.

Восприятие

Мышление:

-наглядно-действенное

-наглядно-образное

-логическое

Внимание:

-устойчивость

-распределяемось

— концентрация

Память:

-слуховая

-образная

Воображение

Речь

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Самооценка

Волевые качества

Темперамент

Уровень агрессии

Уровень тревожности

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

Особенности поведения

Особенности общения

С взрослыми

Со сверстниками

Статус в группе

8.Психологическая готовность к школе

Не готов

Психосоциальная зрелость

Интеллектуальная готовность к школе

Психомоторная зрелость

Общий вывод

Рекомендации:

9. Формы работы групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

10. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком

Педагог-психолог Е.В. Громцева

Ранний возраст (до 3 лет)

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Ориентирование на требования педагога:

не подчиняется; ситуативно; полностью подчинен.

Избирательность в отношении к разным педагогам:

проявляется; не проявляется.

Умение регулировать эмоции:

может «отложить» импульсивное проявление;

импульсивность в пределах нормы;

не владеет регуляцией.

Включенность в деятельность группы:

участвует вместе с детьми в режимных моментах;

необходимо дополнительное внимание со стороны взрослого;

предпочитает оставаться незаметным.

Целенаправленность поведения:

поведение целенаправленное;

цель удерживает, хотя и отвлекается;

мало целенаправленное поведение.

Адекватность бытовым, игровым ситуациям:

адекватен ситуации, действия адекватны, хотя импульсивны;

импульсивность, непоследовательность в выражении эмоций.

Проявление утомления:

постоянно утомлен;

утомление проявляется в начале дня, недели;

в конце дня, недели.

Уровень развития активной речи:

высокий, средний, низкий, отсутствует.

Средства общения:

речевые;

экспрессивно-мимические;

предметно-действенные.

Особенности совместной деятельности со взрослым:

инициативен, включен в деятельность;

пассивен, тревожен, проявляет негативизм.

Младший дошкольный возраст

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой, жестовый, мимический;

легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение формальное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, указания выполняет с трудом, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ______________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, испытывает трудности на занятиях физкультурой.

Сенсорное развитие:

показывает и называет величину, цвет, форму предметов;

затруднено формирование

сенсорного гнозиса.

Понимание речи:

обращенную речь понимает, действует по словесному указанию;

понимание речи на бытовом уровне;

трудности в регуляции поведения речевыми обращениями.

Активная речь:

инициативен в речевом высказывании, речь понятна, предложения полные;

инициативен в речевом высказывании, речь малопонятна;

речь односложная, инициативы в речевом общении не проявляет.

Развитие сюжетно-ролевой игры:

обычно включается в игру;

обычно играет в одиночку, но возле других детей;

держится в стороне от других детей.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические:

сформированы по возрасту;

трудности в формировании навыков самообслуживания.

Рисование:

проявляет желание рисовать, имеет замысел, уверенно рисует кистью, карандашом;

желания рисовать не проявляет, карандаш, кисть держит неуверенно.

Средний возраст (4–5 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой;

легко и быстро устанавливает контакт;

общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, часто роняет вещи, испытывает трудности на музыкальных и физкультурных

занятиях.

Познавательная активность:

любознателен, живо интересуется окружающим;

познавательный интерес проявляет избирательно;

познавательная активность низкая.

Слуховое восприятие:

различает и обозначает словом неречевые шумы;

различает, но затрудняется обозначить словом;

не проявляет интереса к заданию.

Зрительное восприятие:

называет и узнает большинство предметов на картинке, определяет геометрические формы;

предметы, геометрические формы узнает и называет, но заменяет слова;

узнает черно-белые изображения.

Пространственные представления:

в процессе конструирования, строительных игр употребляет простые предлоги;

делает постройки, но затрудняется словом обозначить местоположение деталей;

не проявляет интереса к конструированию.

Развитие движений пальцев рук:

при рисовании и самообслуживании движения сформированы;

движения пальцев рук неловкие, напряженные при рисовании, в самообслуживании.

Связная речь:

речь понятная, умеет выразить свою мысль словом;

речь нечеткая, но предложения распространенные, полные;

по составу предложения неполные, короткие, затруднена связь слов в предложении.

Развитие мышления:

соответствует возрасту;

преобладает наглядно-действенный способ.

Анализ продуктивной деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы;

не высказывает изобразительного замысла.

Словотворчество:

проявляет;

не проявляет.

Игра:

преобладающий уровень игры ___________________

вид общения в игре _______________________

Социальные навыки:

знает и выполняет социальные нормы и правила в поведении;

знает, но не всегда выполняет социальные нормы и правила;

с трудом подчиняется выполнению социальных норм и правил.

Старший возраст (5–6 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное, кратковременное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, в одном темпе с другими детьми;

активен, чрезмерно деятелен, указания не выслушивает до конца, торопится;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

затруднена координация общих разноименных движений;

снижена выносливость движений (затруднения в беге).

Слуховое внимание:

соответствует возрасту;

снижен объем слухового внимания.

Зрительно-пространственный гнозис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Зрительно-пространственный праксис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Развитие графической деятельности:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Латеральные предпочтения:

выделены;

не выделены.

Мыслительная деятельность, познавательная активность:

соответствует возрасту;

некоторые задания вызывают затруднения.

Игра:

преобладающий уровень игры _________________

вид общения в игре ______________________________

Анализ продуктов деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним, может само-

стоятельно оценить результат;

имеет изобразительный замысел, работает в соответствии с ним, но результат не оценивает

адекватно;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы, оценки результата нет.

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, доводит начатое дело до конца;

активен, чрезмерно деятелен, переносит задания из другого упражнения, суетлив, не заканчивает задания;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ________________________

Общие движения:

физически развит, ловок, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

снижена выносливость движений, проявляет моторную неловкость.

Зрительно-моторная координация:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ритмическое чувство:

выполняет задания по простым, сложным ритмам;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Переключение движений:

выполняет задания;

затруднено выполнение заданий.

Рядограммы (последовательность времен года, дней недели):

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Звуковой анализ слов:

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Умение определять состав числа:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Выделение 4-го лишнего, простые аналогии:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Составление сюжетного рассказа по серии картин:

составляет рассказ и обосновывает последовательность картин;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Понимание логико-грамматических конструкций:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

затруднено выполнение заданий.

Установление причинно-следственных связей:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ориентировка на листе бумаги:

соответствует возрасту;

затруднения в определении левой и правой стороны листа;

затруднения в определении вертикального направления

Источник

Программой  дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников,  основанное на методе наблюдения и включающее:

— в деятельности в режимных моментах.

 Карты  наблюдения детского развития в соответствии  с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие   фиксировать  динамику и развитие ребенка в ходе:

 – коммуникации  со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);

 – познавательной деятельности (как идет развитие  детских способностей, познавательной активности);

 – проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою  деятельность);

 – физического развития.

 —  методика   «Графический диктант» Д.Б.Эльконина  для определения  сформированности  предпосылок  к учебной деятельности;

— беседа по определению «Внутренней  позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения  мотивационной готовности к школе.

Показатели нервно-психического  развития, карты и группы здоровья разработаны  К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной,  Л.Г.Голубевой.

Анализ продуктов  детской деятельности.

—    метод   «Социометрия», изучающий  взаимоотношения детей в коллективе сверстников.

Оценку  образовательных достижений  воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут   ребенка на учебный год;

В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и  средства

организации воспитательно — образовательного процесса в группе.

В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).

Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют  норме  в полном объеме.

 Средний (2 балла) – допускаются незначительные   несоответствия норм усвоения  программных задач.

 соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит  основанием для  построения образовательной  работы с детьми.

Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

  1. Социально-коммуникативное развитие

Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года

I*

II

  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 — называет себя мальчиком или девочкой

— знает собственное имя, фамилию, имена родителей

— рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 — делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

— отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

 — проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 — проявляет готовность ждать появления матери

 — быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

 — выражает чувства словами

  1. Самообслуживание:

 — умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться

 — умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

 — умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

 — умеет держать ложку в правой руке

  1. Трудовые поручения:

 — умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)

— умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)

 — предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными

  1. Воспитание целостного отношения к труду:

— проявляет желание трудиться

— проявляет интерес к людям разных профессий

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

— имеет представление о светофоре и его сигналах

— знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

— в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

  1. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

— знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

— имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

— знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

  1. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

— знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном  обращении с растениями, насекомыми и пр.

— на прогулке встает в пару, определяет границы площадки

— способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие
  1. Проявляет познавательный интерес:

— задает вопросы о мире, событиях, материалах

— проявляет любознательность

— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Проявляет интерес к действиям с предметами:

— распознает основные формы предметов (шар, куб)

— различает и называет предметы ближайшего окружения

— подбирает несколько необходимых предметов для игры

  1. Классифицирует по признакам:

— сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки

— подбирает предметы по цвету, форме, размеру

— различает предметы по цвету, форме, размеру

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие
  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

— понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту

— выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

— следует указаниям принять участие в том или ином деле  и выполняет его

  1. Активная речь:

— пользуется предложениями из трех и более слов

— отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам

— излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение

  1. Говорит понятно для слушателей:

— разговорный словарь достигает 250 – 700 слов

— активно общается со знакомыми людьми

— использует в речи разные виды предложений

  1. Проявляет интерес к художественной литературе:

— легко охотно соглашается послушать чтение

— просит взрослого почитать или рассказать историю

— пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй

  1. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

— самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты

— правильно держит книгу, листает от начала до конца

— любит участвовать  в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

  1. Видит связь между устной и письменной речью:

— опознает символические обозначения, используемые в группе

— узнает написание своего имени

— имитирует письмо взрослых

Всего (среднее значение)

  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

— просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее

— внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок

— подпевает отдельные слова и фразы

  1. Сам пытается музицировать:

— способен узнавать знакомую мелодию, песню

— распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало

— использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

  1. Двигается под музыку:

— начинает движения с началом музыки

— двигается в соответствии с характером музыки

— выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)

  1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

— проявляет интерес к разным видам изодеятельности

— может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут

— радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно

  1. Воплощает идеи в реальность:

— называет, что нарисовал

— знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.

— умеет раскатывать комок глины прямыми  и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»

  1. Проявляет воображение:

— выбирает разные цвета

— использует разные материалы, размер и цвет бумаги

— умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

  1. Демонстрирует координированные движения:

— умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем

— прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед

— умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии

  1. Удерживает равновесие:

— стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия

— проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого

— умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе

  1. Использует координированные движения:

— поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку

— рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками

— выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора

  1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

— самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки

— с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком

— при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место

  1. Знает некоторые части тела и их функции:

— называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)

— может показать эти части тела

  1. Знает предметы, связанные с гигиеной:

— знает свой шкафчик

— знает свою кровать

— знает свое полотенце и пр.

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

Критерии развития  

1-й год

(младшая группа)

2-й год

(средняя группа

3-й год (старшая группа)

4-й год (под

готови

тельная группа)

I*

II

I

II

I

II

I

II

  1. Социально-коммуникативное развитие
  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 — называет себя мальчиком или девочкой

— воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх

— рассказывает о  своей семье, о культуре и традициях

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 — проявляет уважение к себе и другим

— легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

 — знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 — опознает и называет различные эмоции

 — выражает чувства словами

 — объясняет причины своих эмоций

  1. Проявляет эмпатию к другим людям:

— демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

— помогает другим в случае необходимости

-выражает понимание чувств вербально

  1. Самоконтроль и взаимодействие:

— навыки игры сформированы соответственно возрасту

— присоединяется к игре по приглашению или просьбе

— играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

  1. Понимает и уважает различия между людьми:

— играет с ребенком другой культурной принадлежности

— интересуется различиями между собой и другими

— использует подходящие слова, обсуждая различия

  1. Самообслуживание:

 — умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

 — может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

 — бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

  1. Ручной труд:

 — проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

— делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.

 — принимает участие в изготовлении поделок из природного  и бросового материала

  1. Воспитание ценностного отношения к труду:

— проявляет желание трудиться

— ответственно выполняет трудовые поручения

— помогает сверстникам и взрослым при затруднении

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

— знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

— знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

— знает правила безопасного поведения в транспорте

  1. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

— знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

— знает и соблюдает правила общения с животными

— имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)

  1. Знает элементарные  правила безопасного поведения в детском саду, в быту:

— знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

— знает и выполняет правила поведения на прогулке  

— знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие
  1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

— задает вопросы о мире, событиях, материалах

— проявляет любознательность

— возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Планирует и ставит цель:

— планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

—  подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы

-выдвигает гипотезы и предложения

  1. Классифицирует по признакам:

— классифицирует объекты  по цвету, форме, размеру и т.д.

— подбирает группу объектов на основании функционального сходства

— находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

  1. Понимает количественные отношения:

— устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их

— сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

— складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

— использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.

  1. Понимает основные пространственные отношения:

— понимает слова, обозначающие положение или направления

— правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

— решает различные пространственные головоломки (пазлы)

  1. Обнаруживает наличие представлений о времени:

— знает слова, означающие время суток

— понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.

— знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие
  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

—  выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

— следует указаниям принять участие в том или ином деле  и действует

— задает уместные вопросы

  1. Говорит понятно для слушателей:

— использует  части речи согласно возрасту

— согласует слова в предложении

— говорит соответственно возрасту