Карта индивидуального развития ребенка с ффнр
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дата обследования: «__» _____________ 20__г.
- Анкетные данные
- Фамилия, имя ребенка ________________________________
- Дата рождения ______________________________________
- Домашний адрес, телефон ___________________________________________________________
- Ф.И.О. родителей, образование, возраст
Мать _____________________________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________________________
- Уровень общего развития ребенка
- Вводная беседа:
Как тебя зовут? _______________________________________________________
Сколько тебе лет? _____________________________________________________
С кем ты живешь? _____________________________________________________
Какое сейчас время года? _______________________________________________
Нравится ли тебе в детском саду? ________________________________________
- Психологические особенности ребенка:
Контактность (вступает, вступает избирательно, вступает частично, не вступает)
Особенности поведения (общительный, спокойный, застенчивый, вспыльчивый, обидчивый, неуправляемый, избегающий контактов)
Устойчивость внимания (устойчивое, повышенная отвлекаемость, неустойчивое)
Работоспособность (нормальный темп деятельности, сниженный темп, медленный темп)
- Состояние слуховой функции:
Слуховое внимание (узнает и различает музыкальные инструменты, различает с ошибками, не различает)
Восприятие речи (понимает простые и сложные инструкции, понимает только простые инструкции, не понимает инструкции)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции
2 балла – выполняет задание по подражанию
1 балл – выполняет задание с помощью
0 баллов – не выполняет задание
- Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:
Называние и дифференциация основных цветов и их оттенков (называет основные и оттеночные цвета, называет основные и оттеночные цвета с ошибками и помощью, называет только основные цвета, не называет основные и оттеночные цвета)
Соотношение картинки с цветовым фоном (соотносит, соотносит с ошибками и помощью, не соотносит)
Показ правой, левой руки (показывает, путает, не показывает)
Показ предметов впереди, позади, вверху, внизу (показывает, показывает с ошибками и помощью, не показывает)
Складывание разрезных картинок из 2-х, 4-х, 6-ти частей (складывает все, складывает из 2-х, складывает из 2-х и 4-х, не складывает)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции
2 балла – выполняет задание по подражанию
1 балл – выполняет задание с помощью
0 баллов – не выполняет задание
- Состояние общей и мелкой моторики:
Общая моторика
— попрыгать на обеих ногах (выполняет, выполняет неточно и неловко, не выполняет)
— попрыгать попеременно на правой, левой ноге (выполняет, выполняет неловко, путает ноги, не выполняет)
— поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать (выполняет, не ловит мяч, не выполняет)
Мелкая моторика
— одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
— одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
— поместить указательный палец на средний и наоборот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
— соединить большой палец правой, левой руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)
— «пальчики здороваются» (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)
— кулак-ребро-ладонь (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)
Выводы:
3 балла – выполняет задание точно по подражанию
2 балла – выполняет задание с ошибками по подражанию
1 балл – выполняет задание с помощью
0 баллов – не выполняет задание
- Общее звучание речи
— Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
— Ритм (нормальный, дисритмия)
— Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый,
глухой, монотонный)
— Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
— Паузация (правильность, неправильность расстановки пауз в речевом патоке)
- Строение и подвижность артикуляционного аппарата
— Губы (нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы:
частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя)
— Зубы (нормальные, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд
зубов)
— Прикус (в норме, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
— Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная
щель)
— Мягкое небо (в норме, отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
— Язык (нормальный, массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)
— Подъязычная связка (нормальная, короткая, укороченная, наличие спайки с тканями
подъязычной области, наличие послеоперационного узла)
Артикуляционная моторика
— открыть рот, закрыть рот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
— «улыбка» с оскалом резцов, попеременно «улыбка» — «хоботок» (выполняет, выполняет
неточно, медленная переключаемость, не выполняет)
— высунуть язык, сделать язык широким, узким (выполняет, выполняет неточно,
медленная переключаемость, не выполняет)
— пощелкать языком (выполняет, не выполняет)
— облизать губы (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
— надувание щек, поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз (выполняет, выполняет
неточно, медленная переключаемость, не выполняет)
Выводы:
3 балла – выполняет задание точно по подражанию
2 балла – выполняет задание с ошибками по подражанию
1 балл – выполняет задание с помощью
0 баллов – не выполняет задание
- Произношение звуков
Звук изолированный в начале слова в середине слова в конце слова
Б _____________ ____________ _______________ ____________
БЬ _____________ ____________ _______________ ____________
П _____________ ____________ _______________ ____________
ПЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Г _____________ ____________ _______________ ____________
К _____________ ____________ _______________ ____________
КЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Д _____________ ____________ _______________ ____________
ДЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Т _____________ ____________ _______________ ____________
ТЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Ж _____________ ____________ _______________ ____________
Ш _____________ ____________ _______________ ____________
Щ _____________ ____________ _______________ ____________
Ч _____________ ____________ _______________ ____________
С _____________ ____________ _______________ ____________
СЬ _____________ ____________ _______________ ____________
З _____________ ____________ _______________ ____________
ЗЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Ц _____________ ____________ _______________ ____________
В _____________ ____________ _______________ ____________
ВЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Ф _____________ ____________ _______________ ____________
ФЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Х _____________ ____________ ______________ _____________
ХЬ _____________ ____________ ______________ _____________
М _____________ ____________ ______________ _____________
МЬ _____________ ____________ ______________ _____________
Н _____________ ____________ ______________ _____________
НЬ _____________ ____________ ______________ _____________
Л _____________ ____________ ______________ _____________
ЛЬ _____________ ____________ _______________ _____________
Р _____________ ____________ ______________ _____________
РЬ _____________ ____________ ______________ _____________
Й _____________ ____________ ______________ _____________
Е _____________ ____________ ______________ _____________
Ё _____________ ____________ ______________ _____________
Ю _____________ ____________ ______________ _____________
Я _____________ ____________ ______________ _____________
Выводы:
3 балла – звукопроизношение не нарушено
2 балла – нарушена 1 группа звуков
1 балл – нарушены 2 группы звуков
0 баллов – нарушены более 2 групп звуков
- Состояние фонематических процессов: различение звуков на слух и в произношении
Способность к фонематическому анализу и синтезу:
— выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней
(выделяет, выделяет с ошибками, не выделяет)
— выделение звука из слова:
звук «с» — сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата (выделяет, выделяет с
ошибками, не выделяет)
звук «ш» — дым, шар, нога, душ, книга, кошка, подушка, картина, камыш (выделяет, выделяет с
ошибками, не выделяет)
звук «р» — рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор (выделяет, выделяет
с ошибками, не выделяет)
звук «л» — сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол (выделяет, выделяет с
ошибками, не выделяет)
— определение первого и последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет
(определяет, определяет только первый, определяет только последний, не определяет)
— определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк
(определяет, определяет только последовательность, определяет только количество,
не определяет)
— составление слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; с, т, о, л (составляет,
составляет с ошибками, не составляет)
Слухо-произносительная дифференциация звуков:
— не смешиваемых в произношении: почка- бочка, мошка- ножка, банка- банька, мышка- мишка,
корка- горка (дифференцирует, дифференцирует с ошибками, не дифференцирует)
— смешиваемых в произношении: рак- лак, роза- глаза, угорь- уголь, суп- зуб, коса- коза, лиса-
лица, Луша- лужа, кочка- кошка, миска- мишка (дифференцирует, дифференцирует с ошибками,
не дифференцирует)
— повторение серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ня-на, ка-га, фа-фя, ба-на-ба, ка-ка-га, на- ня-на, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца (дифференцирует, дифференцирует с ошибками,
не дифференцирует)
Фонематические представления:
— нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук (находит, находит с ошибками,
не находит)
— подбор слов с заданным звуком (подбирает, подбирает с ошибками, не подбирает)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок
2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок
1 балл – допускает большое количество ошибок
0 баллов – не выполняет задание
- Состояние слоговой структуры слова
Сохранение слоговой структуры слова:
лапа_________, вода________, сквозняк____________, пылесос___________,
троллейбус______________, сковорода___________, библиотека___________.
(повторяет, пропускает слоги, усекает слова, не повторяет)
Речевой ритм: повтори, как стучат колеса поезда:
ту-ту______, ту-ту_______, ту-ту-ту_________, ту-ту-ту_______, ту-ту-ту_________.
(повторяет, повторяет с неправильным ударением, не повторяет)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок
2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок
1 балл – допускает большое количество ошибок
0 баллов – не выполняет задание
- Словарный запас
А) Изучение состояния словаря существительных:
обобщение
— помидор, огурец, морковь, лук, репа____________________________
— яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан____________________
— платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки____________________
— тапочки, ботинки, туфли, сапоги, валенки_______________________
— тарелка, чашка, кастрюля, вилка, ложка, чайник__________________
— кошка, корова, собака, коза, свинья, лошадь______________________
— лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось_____________________________
— стол, стул, кровать, шкаф, кресло_______________________________
— корабль, грузовик, поезд, самолет, автобус_______________________
(обобщает, обобщает частично, с ошибками, не обобщает)
называние целого предмета и его частей
— стул: ножки, сиденье, спинка
— машина: кабина, фары, колеса, кузов
— рука: плечо, локоть, кисть, пальцы
— лицо: брови, ресницы, подбородок, лоб
(называет, называет частично, с ошибками, не называет)
Б) Изучение состояния глагольного словаря:
называние действий по картинкам
птица (летает)__________, рыба (плавает)____________, змея (ползает)____________,
заяц (прыгает)__________, самолет (летает)___________, лодка (плывет)___________.
(называет, называет с ошибками, не называет)
называние профессиональных действий
врач (лечит)___________, учитель (учит)________, строитель (строит)__________,
повар (готовит)_________, художник (рисует)___________, маляр (красит)___________.
(называет, называет с ошибками, не называет)
В) Изучение состояния словаря прилагательных
называние цвета
(называет, называет с ошибками, не называет)
подбор определений к слову
еж_________________________________________________
роза________________________________________________
медведь_____________________________________________
(подбирает, подбирает неправильно, не подбирает)
подбор антонимов (с 6-ти лет)
большой-____________, широкий-_____________, длинный-______________,
грязный-_____________, молодой-_____________, открывать-_____________,
опускать-_____________, доьро-_______________, далеко-______________.
(подбирает, подбирает частично с ошибками, не подбирает)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок
2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок
1 балл – допускает большое количество ошибок
0 баллов – не выполняет задание
- Состояние грамматического строя речи
А) Изменение имен существительных по числам:
стол-________, жук-_________, рот-___________, пень-____________, стул-_____________,
рука-___________, кукла-__________, ухо-__________.
(изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)
Б) Изменение имен существительных по падежам:
у меня есть ручка, у меня нет ____________, я пишу___________, я говорю о ___________.
(изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)
В) Употребление формы родительного падежа множественного числа:
дом (много чего?)- домов ручка-______________
день-_____________ ключ-_______________
вилка-____________ книга-_______________
дерево-____________ окно-________________
(употребляет, наличие аграмматизмов, не употребляет)
Г) Согласование имен прилагательных с существительными:
(Ребенку предлагаются контурные изображения предметов и круги разных цветов. Мы
закрасим этот предмет такой краской, показывает, например, красный кружок. Что у нас
получится?)
красный шар- ________________, платье-_________________, флажок-________________,
пальто- ___________________, шары __________________, машина __________________,
звезда — ___________________, брюки — ________________,
(согласовывает, согласовывает с ошибками, не согласовывает)
Д) Согласование имен существительных с числительными:
гриб- два _____________, пять ____________________
ночь- _________________, ________________________
окно- _________________, ________________________
(согласовывает, наличие аграмматизмов, не согласовывает)
Е) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ключ-_____________, ведро-________________, тетрадь-_______________,
кукла-_____________, дом-_______________, лист-__________________,
ухо-_______________, ложка-_____________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
Ж) Образование относительных прилагательных от существительных:
стакан из стекла-_______________, мяч из резины-__________________,
варенье из яблок-_______________, коробка из картона-______________,
сумка из кожи-_________________, одеяло из шерсти-________________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
З) Образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет):
книга дедушки-_____________, хвост зайца-____________, платок мамы-____________,
уши лисы-______________, зубы волка-______________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок
2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок
1 балл – допускает большое количество ошибок
0 баллов – не выполняет задание
- Связная речь
пересказ:
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить,
чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Вскоре охотник поймал льва и привязал
его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.
(пересказывает, пересказывает по наводящим вопросам, пересказывает неточно, не пересказывает)
составление рассказа по сюжетной картине
(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует простые предложения, не составляет)
составление рассказа по серии сюжетных картин
(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует простые предложения, не составляет)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции
2 балла – выполняет задание по наводящим вопросам
1 балл – выполняет задание неполно, с ошибками по наводящим вопросам
0 баллов – не выполняет задание
Логопедическое заключение:
Количество баллов:
Уровень речевого развития:
0-6 баллов – низкий
7-12 баллов – ниже среднего
13-18 баллов – средний
19-24 баллов – выше среднего
25-30 баллов – высокий
Источник
Речевая карта
(для детей с ФФНР, ФНР)
1. Фамилия, имя. Возраст __________________________________________
_________________________________________________________________
2. Домашний адрес._________________________________________________
3. Дата зачисления.________________
4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность. ______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Анамнез.
Протекание беременности, родов (от 1, 2, 3, 4 беременности, срочные, стремительные, кесарево сечение; без особенностей; с токсикозом, анемией;асфиксией; инфекционными заболеваниями матери; ребенок закричал сразу, громко, через время, тихо, сдавленно, со стоном, прерывистым писком)________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания, заключения врачей ____________________________
_____________________________________________________________________________
Речевое развитие ребенка (без особенностей, доречевое развитие с задержкой, фразовая речь с 3 лет)_________________________________________________
Гуление___________________________________________________________
Лепет_____________________________________________________________
Первые слова_______________________________________________________
Фразовая речь______________________________________________________
6. Слух. ___________________________
7. Зрение __________________________
Зрительный гнозис:
Цвет ( определяет, затрудняется) _________________________
Форма (определяет, затрудняется) __________________________
Узнавание по контуру (узнаёт, затрудняется) ________________________________
8. Психологические особенности (контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен)_________________________________________________________
9.Оптико- пространственный праксис (верх-низ, впереди-позади, лево- право; определяет, затрудняется) ___________________________________________
10. Общее звучание речи.
Темп(норма, замедл., ускорен.) ________________________________________
Голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый) _________________
Дыхание (свободное,ровное, затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное) ________________________________________________________________
11. Обследование артикуляционного аппарата.
Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия)_______________
Строение неба:
Твёрдое нёбо(норм., высокое, низкое,узкое, готическое, широкое) ______________
_________________________________________________________________
Мягкое нёбо(норма, длинное, короткое, неподвижное, подвижное, расщелина, рубцы)
___________________________________________________________________________
Подъязычная связка (норма, укорочена, утолщена, послеоперационные рубцы, длинная, приращен.)___________________________________________________
Губы(норм., толстые, тонкие, малоподвижные) _____________________________
Язык (норма, вялый, массивный, подвиж., малоподвиж.) _______________________
Зубы ( норма, мелкие, крупные, редкие, зубной ряд нарушен, отсутствие резцов (верх, ниж.)____________________________________________________________
Саливация ( незначительна, повышенная)_____________________________________
Синкенезии, тремор (отсут., незначительные)________________________________
Переключаемость( норма, нарушена, слабая) __________________________________
12. Состояние общей моторики.
Мелкая моторика (развита недостаточно, моторная неловкость) _________________________________________________________________
Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр; все движения выполняет правильно)
_____________________________________________________________________________
13. Звукопроизношение.
С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________
Ш____________Ж____________Щ____________Ч___________
Л_____________Ль____________Р____________Рь___________
К_____________Г_____________Х____________Йот____________
Другие звуки __________________________________________________
_______________________________________________________
14. Состояние фонематических функций
Повторение слогов (повторяет, затрудняется) __________________________
Та-да-та ________________
Па-ба-па ________________
Ка-га-ка ________________
Дифференциация звуков( справляется, затрудняется) ___________________________
Подбор слов с заданным звуком (справляется, затрудняется) ____________________
15. Произношение слов сложного слогового состава
Строительство ___________________ регулировщик ___________________
Милиционер ____________________ велосипед _______________________
Повторить: Экскурсовод проводит экскурсию.__________________________
Аптекарь приготовил лекарство. ____________________________________
16. Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове.
Облако _______ танк _______
Аист _______ санки _______
б) выделение последнего звука в слове.
Пила _______ кот __________
Очки _______ автобус _______
в) определение последовательности звуков в слове.
Мак ______________ сок ___________
Сумка ______________ корова ______________
16. Понимание речи ( в полном объёме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции) _______________________________________
17. Грамматический строй речи
Состояние словаря (беден, неточен, ограничен, норма)_____________________
Лексический, по темам (называет, затрудняется) _______________________
_______________________________________________________________
Глагольный, по темам ___________________________________________
________________________________________________________________
Прилагательные, по темам ________________________________________
_________________________________________________________________
Состояние словоизменения (справляется, затрудняется):
мн.ч сущ.в И.п. ________________________
мн.ч.сущ.в Р.П. _________________________
согласование сущ. и прилаг. _________________________
согласование сущ.и числит __________________________
изменение сущ. по падежам __________________________
употребление предлогов _____________________________
Состояние словообразования ((справляется, затрудняется):
образование умен.-ласкат.форм сущ._____________________________
образование относит. прилаг.________________________________
образование притяж. прилаг.от сущ. _________________________
образование приставочных глаголов _________________________________
19. Связная речь (соответствует возрасту, недостаточно развита, не развита)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
20. Чтение:
Буквы — знает, не знает.
Читает — по буквам, по слогам, словами.
__________________________________________________________________
21. Логопедическое заключение:
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед: _____________________________________
Источник