Карта динамического развития ребенка дошкольника
Шакирова Ольга Алексеевна
Карта наблюдения динамического развития воспитанников интернатных (сиротских) учреждений для воспитателей
(Автор: педагог-психолог Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр содействия развитию семейных форм устройства «Росинка» Шакирова Ольга Алексеевна, п. Усть-Камчатск Камчатский край)
Карта наблюдения динамического развития ребёнка ___уч/год.
Ф. И. возраст, класс, программа обучения, заключение ПМПК, других специалистов
Критерии:
1. Характер сна.
(3б)высокий уровень: засыпает быстро, сон спокойный, глубокий.
(2б)средний уровень: засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго, просыпается, через некоторое время засыпает.
(1б)низкий уровень: засыпает с хныканьем, сон беспокойный.
(0б)очень низкий: засыпает долго, с плачем или мучается бессонницей.
2. Характер аппетита.
(3б)высокий уровень: аппетит хороший, ест всё с удовольствием до насыщения.
(2б)средний уровень: аппетит выборочный, но насыщенный, отвергает некоторые блюда, капризничает.
(1б)низкий уровень: приходиться следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно, либо ест все подряд, нет чувства меры.
(0б)очень низкий: кормление мучительно для ребёнка, испытывает отвращение к еде.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания.
(3б)высокий уровень: самостоятельно следит за чистотой тела (рук, ног, головы, ушей, ногтей, одежды, обуви, за порядком вещей в шкафу, внешним видом, заправляет кровать, дежурит, стирает, умеет гладить, мыть посуду делать мелкий ремонт одежды, пользоваться туалетом и средствами гигиены (зубная щётка, расчёска, носовой платок и др.).
(2б)средний уровень: культурно-гигиенические процедуры выполняет по напоминанию взрослого. Испытывает потребность в частичной помощи взрослого при самообслуживании. Частично владеет культурно-гигиеническими навыками.
(1б)низкий уровень: самообслуживание и культурно-гигиенические процедуры выполняет только при участии взрослого, самостоятельно затрудняется, культурно-гигиенические навыки сформированы слабо.
(0б)очень низкий: культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы.
4. Культура еды.
(3б)высокий уровень: обладает навыками аккуратного приёма пищи, хорошо пережёвывает, ест бесшумно, правильно пользуется столовыми приборами, пользуется салфеткой, пищу берёт понемногу, в умеренном темпе, за столом не разговаривает, правильно сидит на стуле за столом.
(2б)средний уровень: пищу принимает не очень аккуратно, играет с едой, разговаривает во время приёма пищи, иногда неправильно сидит за столом и отвлекается, умеет пользоваться салфеткой, столовыми приборами.
(1б)низкий уровень: приём пищи неаккуратный (набирает полный рот, плохо пережевывает, чавкает, крошки сыпется изо рта, разговаривает за столом, не умеет пользоваться салфеткой, неправильно пользуется столовыми приборами, проливает еду, напитки, часто отвлекается, неправильно сидит на стуле во время еды, кладёт локти на стол.
(0б)очень низкий: культура еды отсутствует.
5. Особенности поведения и отношения в группе.
(3б)высокий уровень: адекватное выражение эмоций, эмоциональная уравновешенность; легко и быстро устанавливает контакт; отношения в группе с детьми и взрослыми ровные, доброжелательные. Доминирует хорошее настроение, активность, инициативность, вежливость, отзывчивость, дисциплинированность. Может нести ответственность за свои поступки, соотносит их с нравственными нормами и правилами.
(2б)средний уровень: ситуативные колебания настроения, в контакт вступает, но не всегда проявляет заинтересованность; отношения в группе ровные, но иногда проявляется раздражительное, вспыльчивое, конфликтное поведение. Не всегда может нести ответственность за свои поступки и соотносить их с нравственными нормами и правилами. Проявляются вредные привычки.
(1б)низкий уровень: в контакт вступает не сразу, не проявляет заинтересованности; прослеживается повышенная эмоциональная возбудимость. Доминирует раздражительность, конфликтность, равнодушие, недоверчивость, импульсивность, плаксивость, недисциплинированность, эмоциональная неустойчивость. Часто проявляется безответственность за свои поступки и редко соотносит их с нравственными нормами и правилами.
(0б)очень низкий: в контакт не вступает или контакт избирательный, наблюдаются негативные проявления в поведении (драки, грубость, самовольные уходы, воровство, жестокость, вымогательство, угрозы, шантаж, пропуски занятий, нездоровые сексуальные проявления, употребление спиртных напитков, ПАВ, немотивированные поступки, заметные реакции агрессии, депрессивности, неврозоподобное поведение, сквернословие). Наблюдается безответственное отношение за свои поступки и не соотносит их с нравственными нормами и правилами.
6. Отношение к учёбе, успеваемость и волевая активность.
(3б)высокий уровень: хорошо сформированы учебные навыки, высокий уровень учебной мотивации и познавательного интереса, любознательность, самостоятельное выполнение домашнего задания, чтение книг, высокое стремление преодолеть трудность, умение адекватно воспринимать замечания педагогов, стремление к самообразованию. Хорошая работоспособность, отсутствие лени, проявление активности в учебной деятельности. Хорошая успеваемость по всем предметам.
(2б)средний уровень: Уроки выполняет чаще по напоминанию взрослого, средний уровень сформированности учебных навыков и учебной мотивации, не всегда может выполнить самостоятельно домашнее задание, иногда нуждается в помощи взрослого, не всегда проявляет интереса к учебной деятельности, к чтению книг, умеренная работоспособность при выполнении уроков. Средняя успеваемость по всем предметам, положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами.
(1б)низкий уровень: Уроки выполняет только по напоминанию взрослого, неуспеваемость по большинству предметов, низкий уровень сформированности учебных навыков и учебной мотивации, не может выполнить самостоятельно домашнее задание, нуждается в постоянной помощи, не проявляет интереса к учебной деятельности, к чтению книг, низкая работоспособность при выполнении уроков, доминирует лень и пассивность, низкий темп выполнения уроков. Трудные задания вызывают отказ от деятельности.
(0б)очень низкий уровень: несформированность учебных навыков, отсутствие учебной мотивации, неадекватное поведение при выполнении домашнего задания (проявление агрессии по отношению к детям и взрослым, раскидывание и порча учебных принадлежностей, отказ выполнять уроки, неврозоподобное поведение, повышенная утомляемость, истощаемость, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
7. Отношение к воспитательным мероприятиям.
(3б)высокий уровень: отношение к воспитательным мероприятиям положительное, высокая заинтересованность, с удовольствием участвует во всех мероприятиях, очень активный, творческий, трудолюбивый, ответственный, организованный, инициативный, добросовестно выполняет все общественные поручения, доводит начатое дело до конца.
(2б)средний уровень: преобладает положительное отношение к воспитательным мероприятиям, но заинтересованность не высокая, необходимо мотивировать на участие в мероприятии, не доводит начатое дело до конца, требуется контроль взрослых.
(1б)низкий уровень: преобладает равнодушное отношение к воспитательным мероприятиям, наблюдается пассивность, лень, вялость, отсутствие интереса.
(0б)очень низкий уровень: отношение к воспитательным мероприятиям негативное, ожесточённое, отказ от общественных поручений, отказ от участия в трудовых делах, пренебрежение общими делами, портит имущество.
8. Самооценка и уверенность в себе.
(3б)высокий уровень: хорошая самооценка, уверенно себя ведёт, не боится ошибиться, адекватно реагирует на замечания других, правильно оценивает свои действия, работает над ошибками, неудачи не снижают активность в деятельности, верит в свой успех, обладает целеустремлённостью и настойчивостью.
(2б)средний уровень: немного неустойчивая самооценка, ведёт себя неуверенно, ребёнку иногда кажется, что ничего не получится или будет хуже других, неудачи снижают активность в деятельности, иногда не верит в успех, не всегда стремится к нему, слабая целеустремлённость и настойчивость.
(1б)низкий уровень: низкая самооценка, живёт в ожидании плохого, не верит в себя, в свой успех, зацикливается на неудачах, болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще всего не имеет своего мнения и старается подстроится под мнение других, часто думает, что ничего не получится или будет хуже других, часто нуждается в помощи педагога. Редко верит в успех, отсутствует целеустремлённость и настойчивость.
(0б)очень низкий уровень: очень низкая самооценка, считает, что никогда ничего не получится,постоянно нуждается во всех видах помощи: повторение инструкций, стимулирующей, организующей, разъясняющей помощи.
9. Духовно-нравственные качества.
(3б)высокий уровень: наблюдается постоянное проявление качеств в процессе общения,повседневной жизни и разных видах деятельности: доброта, честность, справедливость, вежливость, отзывчивость, трудолюбие, бескорыстие, скромность, милосердие, сострадание, терпение, желание помочь, заботиться, гуманное отношение к растениям, животным, к младшим, к пожилым людям, уважение, дружелюбие, ответственность. Испытывает потребность в творчестве, общении, саморазвитии, самообразовании, самореализации, в переживании эстетических чувств, понимает ценность жизни. Соотносит свои поступки с моральными нормами и ценностями, может правильно организовать своё свободное время. Стремится преодолеть свои недостатки.
(2б)средний уровень: не всегда проявляются духовно-нравственные качества в процессе общения, повседневной жизни и разных видах деятельности, не всегда соотносит свои поступки с моральными нормами и ценностями, правильно организовать своё свободное время затрудняется. Иногда испытывает потребность в творчестве, общении, саморазвитии, самообразовании, самореализации, в переживании эстетических чувств, понимание ценности жизни не до конца осознаётся ребёнком. Частично стремится преодолеть свои недостатки.
(1б)низкий уровень: эпизодическое проявление духовно-нравственных качеств в процессе общения, повседневной жизни и разных видах деятельности, жизнь как ценность не осознаётся ребёнком. Часто проявляются противоположные отрицательные качества. Не стремится преодолеть свои недостатки. Не может правильно организовать своё свободное время.
(0б)очень низкий уровень: духовно-нравственные качества не сформированы, преобладают противоположные отрицательные качества,
не соотносит свои поступки с моральными нормами и ценностями.
10. Представления о семье.
(3б)высокий уровень: Сформировано правильное представление о семье, отношение положительное, часто рассказывают о своей семье. Имеют стойкое желание вернуться домой, поддерживают родственные связи
(2б)средний уровень: преобладает положительное отношение к семье, поддерживают родственные связи, имеют не стойкое желание вернуться в семью.
(1б)низкий уровень: преобладает отрицательное отношение к семье, не поддерживают родственные связи, не испытывают желание вернуться в семью.
(0б)очень низкий уровень: представления о семье негативное, отказывается выполнять рисунки на тему «Моя семья», имеет отрицательное мнение о своих родителях и родственников. Проявляет нежелание или протест контактировать с родителями.
Итого: (подсчитываются баллы) Количественный уровень
Качественный уровень[
Интерпретация:
0б — 5б – очень низкий уровень,
6б- 10б низкий уровень,
11б – 20б средний уровень,
21б — 25б выше среднего уровень,
26б — 30б — высокий уровень.
Карта наблюдения динамического развития воспитанников интернатных (сиротских) учреждений для воспитателей, позволяют качественно и количественно оценить динамику развития ребёнка в условиях интернатного учреждения и уровень воспитанности. Анализируя карту, можно проанализировать воспитательную деятельность. Карта заполняет в начале, в середине и в конце года и составляется в виде таблице на каждого ребёнка (в нашем учреждении).
Источник
Слайд 1
Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19 Воспитатели: Юрьева Е.А. Денисюк Г.С
Слайд 2
Мониторинг — постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития . Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка . ( Асмолов «… фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.») Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально -ориентированные методики нетестового типа, критериально -ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей ). Периодичность: 2 раза в год . Длительность проведения: 1 неделя . Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях … — Константин Ушинский
Слайд 3
Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы. Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.
Слайд 4
Структура мониторинга динамики детского развития Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. З аполняется медицинским работником. Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… З аполняется психологом. Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. З аполняется логопедам. Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей . З аполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы
Слайд 5
Раздел №4 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника (воспитатель)
Слайд 6
Общие сведения о ребёнке ФИ ребёнка ________________________________________________________ Возраст на момент заполнения (лет, мес.) ______________________________ Группа ___________________________________________________________ Группа здоровья ___________________________________________________ Тип ВНД __________________________________________________________ Социальный статус семьи ____________________________________________ Дополнительные сведения (наличие инвалидности, диагноз) _____________ __________________________________________________________________
Слайд 7
В процессе педагогического мониторинга воспитателем определяется Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме О ценка эффективности освоения образовательных областей
Слайд 8
Раздел №4 Таблица №1 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
Слайд 9
Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет представления: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками
Слайд 10
Таблица №2 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника основе изучения эффективности освоения образовательных областей Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Физическое развитие опыт в двигательной деятельности развитие физических качеств правильное формирование опорно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики правильное выполнение основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта овладение подвижными играми с правилами овладение представлениями о здоровом образе жизни, его элементарными нормами и правилами Социально-коммуникативное развитие социализация, развитие общения, усвоение норм и ценностей принятых в обществе ребёнок в семье и сообществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности
Слайд 11
Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомление с предметным окружением ознакомление с социальным миром ознакомление с миром природы Речевое развитие развивающая речевая среда формирование словаря ЗКР Грамматический строй речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Приобщение к художественной литературе Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности Приобщение к искусству Конструктивно-модельная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность
Слайд 12
Условные обозначения: « + » соответствие возрастной норме « — » несоответствие возрастной норме « +/- » требуется дополнительная работа « -/+ » требуется усиленная коррекция
Слайд 13
Заключение. Обобщение данных мониторинга Цель: обобщение данных об индивидуальной динамике личностного развития дошкольника отражение объективности и наглядность мониторинга. Медицинские показания Психологические параметры развития Речевые параметры развития Физическое развитие Формирование интегративных качеств Освоение образовательных областей Предполагаемые выводы : 1. Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода 2. Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________ ________________________________________________________________ 3. Требуется специализированная работа следующих специалистов: ______ ________________________________________________________________
Слайд 14
Направления индивидуальной работы Специализированная коррекция развития Психологические параметры развития Речевое развитие Физическое развитие Интегративные качества Освоение образовательных областей Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Занятие с логопедом 1р/ нед Произвольная память Формирование словаря Развитие основных движений Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Познавательное развитие Обследование у врача –психиатра 2р/год Абстрактное мышление ЗКР Развитие мелкой моторики Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Художественно-эстетическое развитие Консультация врача-окулиста 1р/3 мес Волевые качества Подготовка к обучению грамоте Коррекция плоскостопия Занятия с детским психологом 2р/ нед Работа с мячом Лечебная физкультура 1р/2нед Закаливание водой
Источник